Неканоничность и значение книги.
Некоторые сведении Второй книги Ездры неправдоподобны сами по себе, другие противоречивы и не согласны с данными канонических книг. Например, неправдоподобен спор царских телохранителей, описанный в 3, 1 – 5, 6. Затевая спор, юноши-телохранители без ведома царя Дария сами себе назначают награду, которую обязан воздать царь тому, "чье слово окажется разумнее всех, тот сядет вторым после царя и будет называться родственником Дария, будет пить из золотых сосудов..." (3, 5-7). Такие условия мог ставить только сам царь, а не телохранители.
Один из трех юношей-телохранителей, по этому сказанию, – это Зоровавель, который однако имеет уже немолодого сына и с ним возвращается в Иудею во 2-й год Дария, то есть в 520 году. По каноническим же книгам Ездры и Неемии, Зоровавель возвратился еще при Кире, по указу этого царя от 538 г. (l Езд. 3 – 4; Неем. 7).
Согласно 4, 44, Зоровавель просит Дария возвратить "сосуды, взятые из Иерусалима, которые отобрал Кир". По каноническим же книгам, эти сосуды отобрал Навуходоносор, а Кир, напротив, возвратил их, и тогда же они были принесены Шешбацаром в Иерусалим (4 Цар. 25, 13-16; Дан. 5, 2; 1 Езд. 1, 7-14).
В 4, 47-57 говорится, что Дарий послал Зоровавеля восстановить Иерусалим и храм, а согласно 6, 23 слл., он не знает о таких полномочиях Зоровавеля, приказывает разыскать указ Кира и после этого издает свой указ.
Ездра в 9, 40, 49 называется первосвященником, по каноническим же книгам Ездра был только священником (1 Езд. 7, 12; Неем. 8, 2, 9). Эти особенности 2-й книги Ездры, свидетельствующие о несамостоятельности ее изложения и притом не без погрешностей, указывают на ее неканонический характер, что подтверждается отсутствием ее в еврейской Библии.
Вторая книга Ездры представляет однако интерес как памятник, свидетельствующий о понимании иудеями канонических писаний в эпоху ее составления. Кроме того, эта книги имеет в общем поучительный характер и содержит ценные отделы, которые ставят ее выше обычных произведений человеческого разума. Особенно ценится библеистами чрезвычайно поучительное, написанное в форме гимна, рассуждение об Истине, о ее величии и господстве в мире по воле Бога Истины, "Вся земля взывает к Истине и небо благословляет ее, и все дела трясутся и трепещут пред ней, и нет в ней неправды; все неправедные погибнут, а истина пребывает ... и владычествует в век века и нет у ней лицеприятия ... и нет в суде ее ничего неправого, она есть сила, и царство, и власть, и величие всех веков: благословен Бог Истины (4, 35-40).
КНИГА ТОВИТА
Название, деление и содержание.
В греческой, славянской и русской Библии эта книга называется Книгой Товита. Имя Товит – греческая форма еврейского имени Тови ("моя добродетель"), которое является сокращением от Товийаг ("добродетель Ягве"), как оно читается на арамейском (Зах. 6, 10). В Вульгате она именуется "Книгой Товии", причем это имя (Tobias)употребляется как для отца, так и для сына. Книга представляет собой назидательное повествование о преданном вере отцов израильтянине Товите, вера и добрые деле которого спасли его, сына Товию и Сарру – жену сына, от несчастья. С точки зрения литературного жанра, она является семейной хроникой, в которой переплетаются рассказы о Товите, Анне и их сыне Товии, с одной стороны, и родственнице их Сарре, дочери Рагуила и Едны, с другой.
По содержанию книгу можно разделить на три части, включающие главы 1 – 3; 4 – 12; 13 – 14.
Глл. 1 – 3. Благочестие и испытания Товита и его родственницы Сарры.
В последние годы существования израильского царства в Фисве Неффалимовой жил благочестивый израильтянин Товит, рано лишившийся отца и воспитанный своей матерью Девворою в традиционной вере и благочестии. Несмотря на господствовавшее в то время служение тельцам и Ваалу в северном царстве, Товит оставался верным Богу Завета и Его Закону, совершал паломничества в Иерусалим на праздники и неукоснительно вносил предписанные Законом десятины для священников и левитов, а также для вдов, сирот, пришельцев и бедных. Вместе со своей женой Анной и сыном Товией Товит был взят в плен и переселен в Ниневию ассирийским царем Енемессаром (Салманассаром). В Ниневии Товит старался строго соблюдать предписания Закона и, в противоположность своим братьям и соотечественникам, воздерживался от вкушения пищи, запрещенной Законом. Товит постепенно приобрел в Ниневии большое состояние в результате успешной торговли, сам Салманассар обратил внимание на его деловитость и сделал его поставщиком царского двора. Занимая высокое положение, Товит использовал богатство не только для себя, но усердно оказывал благодеяния своим соотечественникам, жестоко угнетаемым ассирийцами: раздавал хлеб и одежды нуждающимся и погребал умерших. Сначала он делал это беспрепятственно, но, когда царем стал Сеннахирим, для ассирийских пленников настало еще более тяжелое время. По возвращении из неудачного похода в Иудею этот царь предавал смерти многих пленных израильтян, трупы которых Товит тайно предавал погребению, согласно ритуалу по Закону Моисея. Когда об этом донесли царю, Товит вынужден был бежать из Ниневии, но после того как престол наследовал Сахердан (Асархаддон), он получил возможность возвратиться при содействии своего племянника Ахиахара, главного министра царя, и продолжать добрые дела. Однажды ночью, после погребения, которое сделало его "нечистым" по Закону, он заснул во дворе дома, где "воробьи испустили теплое" на глаза его, и у него образовались бельма. Оказавшийся в тяжелом моральном и материальном положении, Товит обратился к Богу с усердной молитвой, в которой исповедал правосудие Божие в наказании пленом заблудившихся израильтян, не соблюдавших предписания Закона, a себе просил смерти (1, 3 – 3, 6). В это же время в Екбатане, столице Мидии, Сарра, дочь Рагуила и Едны, усердно молилась Богу об избавлении ее от несчастья, ибо ее семь женихов были умерщвлены злым и завистливым демонов Асмодеем "прежде, нежели они были с нею, как с женою". Молитвы, обоих были услышаны (3, 7-17).
Глл. 4 – 12. История Товии с участием в ней ангела Рафаила:
А/ Путешествие в Раги (4, 1 – 6, 9);
Б/ Женитьба Товии на Сарре (6, 10 – 10, 7а);
В/ Возвращение и исцеление отца (10, 7б – 12, 22).
А/ Путешествие в Раги Мидийские (4, 1 – 6, 9).
Товит, полагая, что время его смерти близко, решил послать Товию в Раги Мидийские к родственнику Гаваилу, чтобы взять у него десять талантов серебра, отданных ему на хранение в годы благополучия (1, 14). После пространного и глубоко содержательного наставления сыну (4, 1-20) Товит предложил ему поискать спутника. Им оказался юноша Рафаил, который представился как заслуживающий доверия родственник, знающий дорогу. Прощаясь с ними, Товит молился, чтобы ангел Господень сопутствовал им (гл. 5). Путешественники отправились в путь и вечером сделали остановку у реки Тигр, где большая рыба выпрыгнула из воды, чтобы "поглотить юношу" Товию (или укусить его?). По совету Рафаила, он поймал эту рыбу и сохранил ее печень, сердце и желчь для использования в будущем, рыбу же они съели (6, 2-9).
Б/ Женитьба Товии на Сарре (6, 10 – 10, 7а).
Прежде чем они прибыли в Екбатаны, Рафаил рассказал Товии о прекрасной дочери Paгуила и Едны Сарре и напомнил, что Товия, как родственник, является теперь единственным подходящим для нее женихом. Далее он убедил его вступить с нею в брак и научил, как изгнать демона при помощи сожжения сердца и печени рыбы на курильнице в брачной комнате, а также совместной с Саррой молитвой прежде брачного соединения (6, 10-18). После прибытия в Екбатану, обмена приветствиями и формального совершения брака Товия выполнил все указания ангела; изгнанный демон Асмодей бежал в верхний Египет, где "его связал Ангел", то есть лишил свободы действий. Тем временем Рагуил, опасаясь худшего и не зная о случившемся, вырыл ночью могилу. Но на следующее утро он был обрадован, увидев Товию живым, и, по его настоянию, свадебное пиршество продолжалось не семь, а четырнадцать дней (7, 1 – 8, 21). За это время Рафаил сходил один в Раги к Гаваилу и вместе с ним возвратился на брачный пир (9, 1-6).
В/ Возвращение в Ниневию и исцеление отца (10, 7б – 12, 22).
В Ниневии Товит и Анна были в отчаянии вследствие долгого отсутствия Товии, но, наконец, он вернулся с женой и Рафаилом, и они очень обрадовались. Когда, по совету Рафаила, Товия помазал желчью рыбы глаза отца своего, Товит прозрел. В благодарность за все они предложили Рафаилу половину денег, но он призвал их возблагодарить Бога за Его милости, открылся им, что он ангел, и стал невидим.
Глл. 13 – 14. Заключение: молитва Товита и эпилог.
В радости Товит написал молитву (ср. Исх 15; Иудифь 16), которую можно разделить на две части: первая (13, 1-8) является благодарственной песнью, напоминающей мотивы аналогичных гимнов и псалмов; вторая (13, 9-18) составлена в пророческом стиле: обращаясь к Иерусалиму, автор выражает надежду изгнанников на восстановление святого города, где будут поклоняться Господу многие обратившиеся к Нему языческие народы (13 гл.). Книга заканчивается поучениями Товита, обращенными к Товии, и его предсказаниями будущего, а также замечанием автора, что они счастливо дожили до глубокой старости и были с честью похоронены после того как насладились многими благами в жизни. Товит умер 127 лет в Экбатане и еще до смерти получил известие о падении Ниневии (14 гл.).
2. Литературный жанр, время происхождения, цель и нравоучительное значение книги.
В книге Товита встречаются исторические, географические и хронологические неточности, которых могло бы не быть, если бы она была написана современником. Так, например, территорию колена Неффалимова завоевал и переселил часть жителей ее в Ассирию не Салманассар, а Тиглатпаласар III в 734 г. (1, 10-13; 4 Цар. 15, 29). Сеннахирим показан в книге как сын и преемник Салманассара (l, 15), в действительности же он был сыном и преемником Саргона II, который не упоминается в повествовании. Ниневию, столицу Ассирии, взяли не Ассуир и Навуходоносор (14, 15), а Киаксар и Набопаласар. Ниневия располагалась на восточном берегу Тигра, поэтому эта река не могла находиться между Ниневией и Екбатаной (если в 6, 2 имеется в виду именно Тигр, а не какой-либо приток). Согласно Тов. 1, 4, Товит был очевидцем разделения единого царства после смерти Соломона в 931 году, в плен уведен вместе с израильтянами колена Неффалимова в 734 г. (1, 5, 10), а сын его Товия умер после разрушения Ниневии в 612 году (14, 5). Отмеченные неточности и анахронизмы свидетельствуют о том, что автор жил позднее упоминаемых в книге событий, имел в виду главным образом назидательную цель и не особенно интересовался историей, которая служила фоном для его повествования. На более позднее время указывают также другие данные книги: знание позднейших событий (14, 4-5, 15), употребление греческой монеты драхмы (5, 15; признак эллинистической эпохи), использование автором священных книг, особенно написанных в поздние века Ветхого Завета.[9]
В связи с этим большинство современных исследователей считают книгу Товита религиозно-назидательным произведением, лишь отражающим историческое положение, написанным примерно за 200 лет до Р. Х., предположительно, в Месопотамии, поскольку в книге отражена ситуация рассеяния.
Несмотря на сравнительно позднее происхождение книги, в ней сохранились ценные исторические свидетельства. В живых и правдивых картинах изображается в книге печальное состояние израильтян в ассирийской плену, – внешнее, состоявшее в жестоком угнетении и преследовании со стороны ассирийцев, и внутреннее, выразившееся в упадке нравственности среди израильтян и в уклонении в идолопоклонство. Это единственная книга, в которой немного освещается покрытая мраком неизвестности жизнь израильтян в ассирийском плеву после завоевания израильского десятиколенного царства в 722 г.
Главной целью написания книги автор считал необходимым подтвердить важность веры в то время, когда Бог, по-видимому, оставил Свой народ, и укрепить общее благочестие; наглядными примерами из жизни благочестивой семьи побудить израильтян к почитанию единого истинного Бога, исполнению Его Закона и показать, что Бог никогда и нигде не оставляет верных Ему. Автор наглядно показывает действие Провидения, проявляющееся через Рафаила, ангела-хранителя и посредника, возносящего молитвы к Богу (3,16; 5, 4; 12, 15). В книге подчеркивается необходимость взаимопомощи в тяжелое время угнетения: материальная благотворительность, погребение мертвых, сохранение чистоты, верность роду и Закону Моисея в условиях языческого окружения. В практической области особое внимание уделяется добрым делам и благочестивым обрядам, предписанным Законом: раздаче милостыни, десятине, посту, супружеским и сыновним обязанностям, браку с родственниками, соблюдению праздников и заботе о погребении мертвых. Подчеркиваются честность, справедливость, рассудительность. Нравоучительная тенденция книги выражается в цитировании "золотого правила": "Что ненавистно тебе самому, того не делай никому" (4, 15).
Вследствие назидательной ценности книга Товита имела широкое распространение, особенно у иудеев рассеяния, о чем свидетельствует ее сохранение в греческом переводе Семидесяти, а кумранские фрагменты на еврейском и арамейском языках указывают на ее употребление и в Палестине, по крайней мере, среди членов этой общины. Начиная с первых веков по Р.Х., ее хорошо знали христиане и пользовались ею как частью перевода Семидесяти. На нее ссылаются или цитируют ее мужи апостольские, святые отцы и учители: автор Дидахи, Поликарп, 2-е послание Климента, Климент Александрийский, цитирующий 4, 15 как «Писание», Ориген, Ипполит, Киприан, Афанасий, Амвросий, Иероним и др.
Отцы и учители Церкви находили в этой книге много примеров добродетельной жизни: непоколебимой веры в Бога Товита и Сарры, любви к ближним и заботы о них. Согласно святоотеческим отзывам, эта книга насаждает и воспитывает высокие чувства, призывает к благочестию и поэтому может быть полезной для читателей всех времен. В святоотеческой и христианской литературе часто используются высокие нравоучительные тенденции книги Товита, цитируются и «золотое правило» 4, 15, и другие изречения: "милостыня избавляет от смерти и ею очищается всякий грех" (4, 10; 12, 9); "давай алчущему от хлеба твоего и нагим от одежд твоих, от всего, в чем у тебя избыток, твори милостыню ... (4, 16-17); "блага милостыня с постом и правдой" (12, 8).
В книге много говорится о молитве, которая изображается как средство избавления от зла и бедствий и привлечения благословения Божия во всех важных делах, например, при вступлении в брак, при отправлении в путешествие и т. п.: «Благословляй Господа во всякое время и проси у Него» (12, 6). Особую назидательную ценность представляет речь ангела Рафаила (12 гл.), наставления Товита Товии (4 гл.), Рагуила и Едны – Сарре и Товии (10, 12). Чтение этой книги полезно для всех.
В участии ангела Рафаила в судьбе благочестивых людей отцы Церкви находили ободрение и для всякого верующего человека и надежду на подобное же ангельское попечение. Поэтому в книге молебных пений «В путешествие» имеется прошение: "Путь и истина сый, Христе, спутника Ангела ... якоже Товии иногда, посли сохраняюща ..."