По истории русской литературы XIX века (ч. II). 1 «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого
1 «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого. Особенности изображения войны. Чернышевский о Толстом.
2 Роман Л.Н.Толстого «Воскресение». Социально-философская проблематика, художественное своеобразие.
3 жанровые и сюжетно-композиционные особенности романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир».
4 «Война и мир» Л.Н.Толстого. Смысл заглавия. История создания, проблематика, образная система.
5 «Анна Каренина» Л.Н.Толстого. своеобразие композиции, проблематика. Левин и Анна Каренина.
6 Кризис мировоззрения и духовная драма Толстого в конце 70-х – начале 80-х гг. Нравственно-философские принципы. Их преломление в рассказах, пьесах позднего периода.
7 Драматургия Л.Н.Толстого. Жанровое своеобразие. Язык (анализ 1-2 произведений по выбору студента).
8 Социально-философская проблематика романа Ф.М.достоевского «Преступление и наказание».
9 Жанровое своеобразие романов Ф.М.Достоевского (на примере «Братьев Карамазовых»).
10 Проблема положительного героя в романе Ф.М.достоевского «Идиот».
11 «Бедные люди» Ф.М.Достоевского. Мир бедных людей. Достоевский и Гоголь. Макар Девушкин и Варенька. Автор и герой.
12 Герой-идеолог в поздних романах Ф.М.Достоевского. Проблема двойничества (анализ 1-2 произведений).
13 Проза Чехова 1880 - 90-х гг. Художественный метод. Проблема народа и интеллигенции (анализ 1-2 рассказов).
14 Новаторство драматургии А.П.Чехова (анализ 1-2 пьес).
15 Своеобразие драматического конфликта в пьесе А.П.Чехова «Чайка». Природа символических мотивов.
16 Жанрово-композиционная структура пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад». Мотив непосредственного присутствия истории в людских судьбах.
17 Своеобразие реализма В.Г.Короленко (анализ 1-2 произведений).
18 Творчество В.М.Гаршина – одно из проявлений своеобразия развития реализма в последней трети XIX века (общая характеристика).
19 Творчество Д.Мамина-Сибиряка (анализ произведений по выбору студента).
20 Творчество Г.И.успенского (общая характеристика).
Практическое занятие № 1
По русской литературе XIX века (ч. II)
Тема: Судьба дворянской культуры в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»
План
1 Замысел произведения, проблематика. Обусловленность эпохой.
2 Своеобразие жанра, причины обращения к нему. Роман Щедрина в контексте литературы 1870-х годов: «Господа Головлевы» и «Анна Каренина», «Господа Головлевы» и «Братья Карамазовы».
3 История головлевского рода (анализ гл. «Семейный суд»).
4 Образ Порфирия Головлева: путь Иудушки от «пустословия» к «пустомыслию», «пустоутробию», наполнению «прахом». Прямое объяснение писателя в тексте романа характера героя, иудушка и Тартюф (анализ эпизодов: «Посещение Иудушкой брата Павла», «Встреча порфирия с Петенькой», «Рождение внебрачного сына»).
5 Тема «выморочности» в финальных сценах хроники.
Домашняя лабораторная работа
Сравните изображение поместного дворянства в произведениях Н.В.Гоголя («Мертвые души»), И.С.тургенева («Отцы и дети») и М.Е.Салтыкова-Щедрина («Господа Головлевы»).
Список литературы
1 Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлевы (любое издание).
2 Покусаев Е.И. «Господа Головлевы» М. Е. салтыкова-Щедрина. М., 1975. С. 16-35; 36-55; 56-73; 103-109; 110-117 (конспект) или
Законспектировать разделы о «Господах Головлевых» из следующих пособий по выбору:
1 Бушмин А.С. салтыков-Щедрин. Искусство сатиры. М., 1976. с.155-173.
2 Николаев д.М. салтыков-щедрин. Жизнь и творчество. М., 1985.
3 Кирпотин В.М. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. М., 1965.
Практическое занятие № 2-3
По русской литературе XIX века (ч. II)
Тема: Поиски альтернативы преступному состоянию мира в романе Ф.М.достоевского «преступление и наказание»
План
1 завершение перелома в мировоззрении Ф.М.Достоевского в середине 60-х годов. История создания романа «Преступление и наказание».
2 «Преступление и наказание» как «роман испытания» (М.М.бахтин). Преступление как философско-эстетическая проблема. Раскольников как герой-идеолог.
3 Система персонажей романа, «двойничество». Порфирий Петрович – идеологический оппонент раскольникова. Соня и раскольников.
4 Проблема финала романа.