Свт. Фи­ла­рет Мос­ков­ский. «Рас­сма­т­ри­вая не­ко­то­рые при­клю­че­ния Иа­ко­ва в Ме­со­по­та­мии, Бла­жен­ный Ав­гу­с­тин за­ме­ча­ет

«Рас­сма­т­ри­вая не­ко­то­рые при­клю­че­ния Иа­ко­ва в Ме­со­по­та­мии, Бла­жен­ный Ав­гу­с­тин за­ме­ча­ет, что св. Пи­са­ние не вхо­ди­ло бы в столь мел­кие, по-ви­ди­мо­му, по­дроб­но­с­ти, ес­ли бы не за­клю­ча­лось в них не­что ве­ли­кое и та­ин­ст­вен­ное, со­от­вет­ст­вен­но об­ще­му пра­ви­лу ве­ры, от­кры­то­му Апо­с­то­лом Пав­лом, по ко­то­ро­му всю Ис­то­рию От­цов Вет­хо­го За­ве­та со­став­ля­ют об­ра­зы (1 Кор. 10:6, 11).

К ура­зу­ме­нию та­ин­ст­ва, за­клю­ча­ю­ще­го­ся в ис­то­рии пу­те­ше­ст­вия Иа­ков­ле­ва, про­ла­га­ет путь тот же Апо­с­тол, ког­да трем стран­ст­во­ва­ни­ям Па­т­ри­ар­хов: Ав­ра­а­ма, Иса­а­ка и Иа­ко­ва со­во­куп­но да­ет од­но зна­ме­но­ва­ние – стран­ст­во­ва­ние к оте­че­ст­ву не­бес­но­му (Евр. 11:9–16).

Глав­ная раз­ность меж­ду стран­ст­во­ва­ни­ем Ав­ра­а­ма и стран­ст­во­ва­ни­ем Иа­ко­ва со­сто­ит в том, что пер­вое на­чи­на­ет­ся от зем­ли Хал­дей­ской и Ме­со­по­та­мии, а окан­чи­ва­ет­ся в зем­ле обе­то­ван­ной; на­про­тив, по­след­нее на­чи­на­ет­ся от зем­ли обе­то­ван­ной, про­дол­жа­ет­ся в Ме­со­по­та­мии, но так­же име­ет це­лью обе­то­ван­ную зем­лю. Итак, ес­ли стран­ст­во­ва­ние Ав­ра­а­ма зна­ме­ну­ет ше­ст­вие от со­сто­я­ния при­ро­ды к со­сто­я­нию бла­го­да­ти, от ро­да зем­но­го к рож­де­нию не­бес­но­му, от плот­ско­го со­ю­за с ми­ром к ду­хов­но­му об­ще­нию с Бо­гом; то стран­ст­во­ва­нию Иа­ко­ва со­от­вет­ст­ву­ет хож­де­ние сы­на бла­го­да­ти меж­ду сы­на­ми при­ро­ды, че­ло­ве­ка ду­хов­но­го и вну­т­рен­не­го в об­ла­с­ти ми­ра и пло­ти, ку­да он по не­об­хо­ди­мо­с­ти дол­жен ис­хо­дить, не те­ряя, впро­чем, из ви­ду оте­че­ст­ва не­бес­но­го.

Иа­ков, уг­ро­жа­е­мый Иса­вом, уе­ди­нен и нищ ис­хо­дит из зем­ли обе­то­ван­ной, да­бы вне ее не­уто­ми­мым тру­дом при­об­ре­с­ти и пло­ды обе­то­ва­ния, и бе­зо­пас­ность от раз­дра­жен­но­го бра­та; по­доб­но се­му об­нов­ля­е­мый во Хри­с­те че­ло­век, во вну­т­рен­но­с­ти бо­ри­мый че­ло­ве­ком вет­хим, же­ла­ю­щим удер­жать свое пер­вен­ст­во, да ис­хо­дит во внеш­нюю жизнь труд­ни­че­с­кую; пре­да­ни­ем сво­ей пло­ти по­сто­ян­но­му по­дви­гу он при­ве­дет се­бя в бе­зо­пас­ность от стра­с­тей и по­хо­тей во­ю­ю­щих на ду­шу и уг­ро­жа­ю­щих ей ду­хов­ной смер­тью, и тер­пе­ни­ем стя­жа­ет со­кро­ви­ще упо­ва­ния.

Иа­ков ис­хо­дит из зем­ли обе­то­ва­ния в вет­хое оте­че­ст­во пред­ков сво­их для пре­хо­дя­ще­го по­дви­га, но не воз­вра­ща­ет­ся в оное для пре­бы­ва­ния: так ис­крен­но еди­нож­ды от­ре­шив­ший­ся от ми­ра, ис­хо­дит в не­го сво­ею де­я­тель­но­с­тью, но не воз­вра­ща­ет­ся при­ст­ра­с­ти­ем.

Сон Иа­ко­ва в Ве­фи­ле, по изъ­яс­не­нию Гри­го­рия Ве­ли­ко­го, есть об­раз да­ру­е­мо­го Бо­гом ми­ра, в ко­то­ром ду­ша, уп­ра­зд­ня­ясь от смя­те­ний стра­с­тей, по­чи­ет так, что мо­жет ска­зать с оною не­ве­с­тою: «я сплю, а серд­це мое бдит» (Песн. 5:2). Я сплю вне, и все зем­ное, ме­ня ок­ру­жа­ю­щее, вме­няю за при­зрак и меч­ту, но бодр­ст­вую вну­т­ри и бе­ре­гусь, что­бы не воз­дре­мать пред ли­цем Бо­жи­им». По­ло­жить ка­мень на воз­гла­вие, про­дол­жа­ет тот же учи­тель, зна­чит, ут­вер­дить­ся во Хри­с­те. Меж­ду тем, как по­ла­га­ю­щие гла­ву на зем­ле блуж­да­ют в тем­ных и су­ет­ных меч­та­ни­ях, ут­верж­ден­ный во Хри­с­те по­ла­га­ет, как го­во­рит Про­рок, в серд­це сво­ем вос­хож­де­ния (Пс. 83:6), или сте­пе­ни до­б­ро­де­те­лей, по ко­то­рым его по­мыс­лы и чув­ст­во­ва­ния не­пре­стан­но вос­хо­дят в люб­ви Бо­же­ст­вен­ной, и не­пре­стан­но нис­хо­дят в сми­ре­нии.

Иа­ков встре­тил­ся с Ра­хи­лью на том же ме­с­те, где преж­де раб Ав­ра­а­ма с Ре­век­кою, но Ре­век­ка по­да­ла ра­бу во­ду, а Ра­хиль по­лу­чи­ла ее от Иа­ко­ва. Раз­ность сия со­от­вет­ст­ву­ет то­му, что Ре­век­ка и Иа­ков име­ли в се­бе дар Бо­жий, во­ду жи­вую (Ин. 4:10), ибо име­ли в се­бе Хри­с­та, дол­жен­ст­во­вав­ше­го ро­дить­ся от них, и по­то­му мог­ли от­вер­зать ис­точ­ник бла­го­да­ти и дру­гим жаж­ду­щим прав­ды и спа­се­ния.

В Лии, бо­лез­нен­ной оча­ми, страж­ду­щей сре­ди са­мых бла­го­сло­ве­ний су­пру­же­ст­ва, са­мо имя ко­то­рой оз­на­ча­ет труд или ут­руж­де­ние те­ле­сное или ду­шев­ное, пред­став­ле­ны труд­но­с­ти ду­хов­ной жиз­ни, или сло­вом, крест. В Ра­хи­ли, до­б­роз­рач­ной и воз­люб­лен­ной, изо­б­ра­же­ны сла­до­сти вну­т­рен­не­го со­сто­я­ния: теп­лая мо­лит­ва, со­зер­ца­ние, вос­хи­ще­ния, ви­де­ния. И сие мож­но рас­сма­т­ри­вать ча­с­тью в са­мих ли­цах Лии и Ра­хи­ли, ча­с­тью в от­но­ше­нии их к Иа­ко­ву.

Об­ру­че­ние и су­пру­же­ст­во ино­гда изо­б­ра­жа­ет со­юз ду­хов­но­го че­ло­ве­ка с ду­хов­ны­ми ка­че­ст­ва­ми, на­при­мер, с пре­му­д­ро­с­тью (Притч. 6:4; Прем. 8:2). По­се­му Лия и Ра­хиль в су­пру­же­ст­ве Иа­ко­ва изо­б­ра­жа­ют со­бою крест и ус­лаж­де­ния ду­хов­ные, по­сколь­ку они со­во­куп­но или по от­дель­но­с­ти по­се­ща­ют че­ло­ве­ка ду­хов­но­го в ми­ре, и с ним со­че­та­ют­ся в серд­це и люб­ви его.

Иа­ков пред­по­чи­та­ет Лии Ра­хиль, и за нее со­гла­ша­ет­ся быть ра­бом в до­ме Ла­ва­на. Так че­ло­век, еще не ис­ку­сив­ший­ся, пред­по­чи­та­ет кре­с­ту сла­до­сти ду­хов­ные, и тог­да толь­ко на­хо­дит лег­ки­ми по­дви­ги и са­мо­уни­чи­же­ние, ког­да име­ет в ви­ду сию на­гра­ду. Но Лия есть стар­шая се­с­т­ра Ра­хи­ли, и крест в ду­хов­ном воз­ра­с­те вы­ше ус­лаж­де­ний со­зер­ца­ния.

Вме­с­то Ра­хи­ли, при­ст­ра­ст­но вож­де­лен­ной, Иа­ков по­лу­ча­ет Лию; так бла­го­дат­ное Про­ви­де­ние под­вер­га­ет ис­ку­ша­е­мо­го че­ло­ве­ка го­ре­ст­ной, но спа­си­тель­ной не­ча­ян­но­с­ти. Ког­да он чрез­мер­но при­леп­ля­ет­ся ко вну­т­рен­ним ус­лаж­де­ни­ям, ища в них не Бо­га, но се­бя, они взем­лют­ся не­при­мет­но, и крест яв­ля­ет­ся на их ме­с­те.

Иа­ков ду­мал, что со­че­тал­ся с Ра­хи­лью, но на­ста­ло ут­ро, и ока­за­лось, что это Лия. Так в день оза­ре­ния ума, по боль­шей ча­с­ти, лю­бят Ра­хиль, – ищут ду­хов­ных уте­ше­ний, в но­щи пре­дан­ной Бо­гу ве­ры не от­вер­га­ют­ся кре­с­та, ус­по­ка­и­ва­ют­ся с ним, и да­же не уз­на­ют его.

Лия не крас­на, но мно­го­чад­на; Ра­хиль до­б­роз­рач­на, но не­плод­на. Крест го­рек, но пи­та­ет ду­шу и обо­га­ща­ет ее пло­да­ми ду­хов­ны­ми. Ус­лаж­де­ние при­хо­дит и про­хо­дит, ос­тав­ляя толь­ко чув­ст­во ли­ше­ния.

Но, на­ко­нец, и Ра­хиль рож­да­ет Ио­си­фа. И неж­ные ду­ши в кон­це сво­е­го те­че­ния при­но­сят плод во свя­ты­ню, сла­до­ст­ный, но не столь обиль­ный, как те, ко­то­рые бо­лее ве­дут­ся кре­ст­ным пу­тем.

Впро­чем, Ра­хиль пло­до­нос­на лишь тог­да, ког­да чув­ст­ву­ет нуж­ду в Лии, при­ми­рясь с нею и по­жерт­во­вав ей сво­им пре­иму­ще­ст­вом. Так и со­зер­ца­тель­ная жизнь при­но­сит плод не ина­че, как, по­знав це­ну кре­с­та и всту­пив с ним в со­юз, в го­тов­но­с­ти по­жерт­во­вать ему сво­и­ми сла­до­стя­ми.

Чем бо­лее Иа­ков слу­жит Ла­ва­ну, тем бо­лее страж­дет от его ко­ры­с­то­лю­бия и за­ви­с­ти. Так и че­ло­век Бо­жий, бла­го­де­тель­ст­ву­ю­щий ми­ру.

Де­сять крат Ла­ван из­ме­ня­ет и по­хи­ща­ет на­гра­ду Иа­ко­ва, но столь­ко же крат Бог Сам воз­да­ет ему. Так ви­ди­мые по­те­ри в ми­ре не­ви­ди­мо воз­вра­ща­ют­ся в Бо­ге, ес­ли Ему еди­но­му, как Иа­ков, по­ру­ча­ем мы на­шу прав­ду.

Но един­ст­вен­ное ре­ши­тель­ное сред­ст­во бе­зо­пас­но­с­ти Иа­ко­ва от Ла­ва­на – есть бег­ст­во. Так и от ми­ра.

Од­на­ко Иа­ков не сов­сем сра­зу ос­тав­ля­ет Ла­ва­на, как по вну­ше­нию от Бо­га. Так и те, ко­то­рые не суть от ми­ра, суть в ми­ре, до­ко­ле не уз­рят ма­но­ве­ния Бо­жия, по­ве­ле­ва­ю­ще­го со­вер­шен­но рас­торг­нуть все узы его.

Ра­хиль и Лия по­сле­ду­ют Иа­ко­ву в бег­ст­ве от Ла­ва­на и в воз­вра­ще­нии в стра­ну обе­то­ва­ния. Так и дей­ст­вуя в ми­ре, и уда­ля­ясь от не­го, и ис­хо­дя во внеш­нее, и воз­вра­ща­ясь во вну­т­рен­нее, – че­ло­век все­гда име­ет близ се­бя и скор­би кре­с­та, и сла­до­сти со­зер­ца­ния; или еще бли­же во вре­мя бег­ст­ва и уда­ле­ния. Ибо долж­но опа­сать­ся, что­бы Ла­ван не раз­лу­чил Иа­ко­ва от Лии и от Ра­хи­ли, то есть мир пре­пят­ст­ву­ет и пло­дам кре­с­та, и уте­ше­ни­ям со­зер­ца­ния.

Ла­ван пре­сле­ду­ет Иа­ко­ва и раз­дра­жа­ет­ся на не­го за по­хи­ще­ние сво­их идо­лов. Так и мир го­нит сво­их бег­ле­цов за по­хи­ще­ние сво­их идо­лов, за бо­го­тво­ри­мые в нем стра­с­ти, ко­то­рые они низ­ла­га­ют и по­пи­ра­ют.

Иа­ков обе­зо­ру­жи­ва­ет Ла­ва­на тем, что тот не об­ре­та­ет у не­го сво­их идо­лов. Так бе­гу­щий от ми­ра бе­зо­па­сен от коз­ней его сво­им бес­ст­ра­с­ти­ем.

Про­стив­шись с Ла­ва­ном, Иа­ков ви­дит Ан­ге­лов. Ос­та­вив­ший мир всту­па­ет в со­юз с ми­ром вы­шним.

При­бли­жа­ясь к оте­че­ст­ву, Иа­ков стра­шит­ся, как опас­ней­ше­го вра­га, сво­е­го бра­та, но сво­ею ос­то­рож­но­с­тью, мо­лит­вою, по­жерт­во­ва­ни­я­ми, сми­ре­ни­ем, и про­зор­ли­вым от об­ще­ния его ук­ло­не­ни­ем, без бра­ни ос­та­ет­ся его по­бе­ди­те­лем. Та­ко­вы­ми же ору­жи­я­ми, осо­бен­но креп­кою, до из­не­мо­же­ния пло­ти, мо­лит­вою ду­ха, вну­т­рен­не воз­мо­га­ет че­ло­век но­вый над вет­хим и не­по­ко­ле­би­мо ут­верж­да­ет­ся в бла­го­да­ти и обе­то­ва­нии» [81, ч. 3, с.73].

«В при­клю­че­ни­ях Ио­си­фа есть та­кие сход­ст­ва с со­сто­я­ни­ем уни­чи­же­ния и про­слав­ле­ния Ии­су­са Хри­с­та, что мно­гие при­ни­ма­ют их за об­раз этих со­сто­я­ний.

Ио­сиф пер­ве­нец Ра­хи­ли воз­люб­лен­ной; Ии­сус пер­ве­нец Ма­рии бла­го­дат­ныя (Лук. 1:28).

Ио­сиф, сын лю­би­мый Иа­ко­вом, па­че всех сы­нов его (Быт. 37:3). Ии­сус Сын Бо­жий воз­люб­лен­ный, в ко­ем все бла­го­во­ле­ние Бо­га От­ца (Мф. 3:17).

Ио­сиф по­сы­ла­ет­ся к бра­ть­ям сво­им и ов­цам Иа­ко­ва (Быт. 37:14). Ии­сус к ов­цам по­гиб­шим до­му Из­ра­и­ле­ва (Мф. 15:24).

Ио­сиф при­хо­дит к сво­им бра­ть­ям и на­хо­дит в них вра­гов сво­их. Ии­сус при­шел к сво­им, но свои Его не при­ня­ли (Ин. 1:11).

От за­ви­с­ти под­вер­га­ет­ся бед­ст­вию Ио­сиф. Из за­ви­с­ти пре­да­ет­ся Ии­сус (Мф. 26:18).

Ио­сиф про­да­ет­ся ино­пле­мен­ни­кам. Ии­сус так­же пре­да­ет­ся языч­ни­кам (Мф. 20:19) за трид­цать сре­б­ре­ни­ков (Мф. 26:15).

Кро­ме се­го, в при­клю­че­ни­ях Ио­си­фа мож­но на­хо­дить во­об­ще об­раз ду­ши, из­бран­ной Бо­гом, и по пре­ду­с­та­нов­ле­нию ве­до­мой к ве­ли­ко­му пред­наз­на­че­нию.

Как Ио­сиф, ду­ши пре­ду­с­та­нов­лен­ные от юно­с­ти но­сят на се­бе зна­ме­ния осо­бен­ной люб­ви Бо­жи­ей, име­ют не­кие пред­ве­с­тия и пред­чув­ст­вия сво­е­го на­зна­че­ния, и не скры­ва­ют их. Че­рез сие они воз­буж­да­ют за­висть в со­бра­ть­ях, и та­ким об­ра­зом по­вер­га­ют­ся в ог­нен­ное ис­пы­та­ние, ко­то­рое долж­но их очи­с­тить и ут­вер­дить» [81, ч. 3, с.103].

«По про­об­ра­зо­ва­нию, при­ме­чен­но­му в ис­то­рии Ио­си­фа От­ца­ми Церк­ви, стра­да­ния его в Егип­те со­от­вет­ст­ву­ют стра­да­ни­ям Ии­су­са Хри­с­та в ру­ках языч­ни­ков, а ос­во­бож­де­ние и воз­вы­ше­ние Ио­си­фа – дей­ст­вию и со­сто­я­нию пре­воз­не­се­ния Хри­с­то­ва.

Ио­сиф осуж­да­ет­ся, как не­вер­ный раб, хо­тя Фо­ти­фар чув­ст­во­вал не­спра­вед­ли­вость при­не­сен­ной на не­го жа­ло­бы; Ии­сус так­же осуж­да­ет­ся, как воз­му­ти­тель­ный раб Ке­са­ря, хо­тя Пи­лат ни­ка­кой ви­ны не на­шел в Нем (Ин. 18:38).

Хо­тя вре­мя пре­бы­ва­ния Ио­си­фа в тем­ни­це точ­но не оп­ре­де­ле­но в св. Пи­са­нии, од­на­ко яс­но ука­за­ны три го­да се­го вре­ме­ни (Быт. 40:4; 41:1). В этом есть не­ко­то­рое по­до­бие пре­бы­ва­ния Ии­су­са Хри­с­та в серд­це зем­ли, (Мф. 12:40) или в со­сто­я­нии смер­ти, ко­то­рое не в стро­гой пол­но­те чис­ла на­зы­ва­ет­ся трид­нев­ным.

Ио­сиф, за­клю­чен­ный в тем­ни­це, воз­ве­ща­ет уз­ни­кам, од­но­му по­ми­ло­ва­ние, а дру­го­му ко­неч­ное осуж­де­ние. Ии­сус, еще на кре­с­те воз­ве­с­тив од­но­му из двух раз­бой­ни­ков спа­се­ние, по­том, со­шед­ши про­по­ве­ду­ет и су­щим в тем­ни­це ду­хам (1 Петр. 3:19).

Вы­шед из тем­ни­цы, Ио­сиф по­став­ля­ет­ся над до­мом и це­лым цар­ст­вом Фа­ра­о­на, при­ем­лет от не­го но­вую одеж­ду, цар­скую ко­лес­ни­цу, по­честь ко­ле­но­пре­кло­не­ния, имя тай­но­ис­тол­ко­ва­те­ля, и всту­пив в дан­ные ему пра­ва, де­ла­ет­ся спа­си­те­лем Егип­тян и Ев­ре­ев. Ии­су­су, по вос­ста­нию от гро­ба, да­ет­ся вся­кая власть на не­бе­си и на зем­ли (Мф. 28:18), сми­рен­ная одеж­да пло­ти его из­ме­ня­ет­ся в про­слав­лен­ную; по­кор­ная Ему Цер­ковь бы­с­т­ро про­но­сит Его имя от стра­ны в стра­ну, упо­доб­ля­ясь ко­ням в ко­лес­ни­цах Фа­ра­о­но­вых (Песн. 1:8). Пре­кло­ня­ет­ся пред име­нем Его вся­кое ко­ле­но не­бес­ных, зем­ных и пре­ис­под­них (Флп. 2:10). В Нем от­кры­ва­ет­ся свет, в Нем ут­верж­да­ет­ся вза­им­ный со­юз, Им со­вер­ша­ет­ся спа­се­ние Иу­де­ев и языч­ни­ков.

Ио­сиф, пи­тая хле­бом, по­ра­бо­тил Фа­ра­о­ну весь Еги­пет (Быт. 47:21). Ии­сус, пи­тая сло­вом жи­во­та, по­ко­ря­ет всех От­цу Сво­е­му (1 Кор. 15:28)» [81, ч. 3, с.129].

К гла­ве 5

Наши рекомендации