Блаж. Феодорит Кирский. «Называет же Гавриил Пророка мужем желаний, или как предавшегося посту и изнурению и мужественно борющагося с плотскими
На (Дан. 9:23):
«Называет же Гавриил Пророка мужем желаний, или как предавшегося посту и изнурению и мужественно борющагося с плотскими вожделениями, или как вожделевающего видений и желающего дознать, что будет с народом Божиим, или еще потому, что Даниил, сияя лучами добродетели, привлекал к себе любовь, и любовь в самой высшей степени» [74, т. 29, с.154].
На (Дан. 10:13):
«Всякому сколько-нибудь известно, что естество ангельское не возмущается страстями и исполнено святыни; отовсюду также можно дознать, что ангелы, нимало не колеблясь, следуют божественным мановениям. Посему как же князь <т.е. ангел, ср. Втор. 32:8 в греч. тексте> царства персидского, по-видимому, противится попечению об израильтянах? Но если пожелает кто тщательно вникнуть, то найдет смысл сказанного. Ибо князь персидский и князь еллинский, которым поручено хранение Персов и Еллинов и попечение о них, как с любовью благорасположенные к народам, о которых имели попечение, видя беззаконие израильтян, необходимо огорчались, примечая, что израильтяне пользуются большим о них промышлением, потому что не знали тайны, сокровенной в сотворившем все Боге. По вочеловечении уже Спасителя нашего, как сказал блаженный Павел, сказася «началом и властем на небесных церковию многоразличная премудрость Божия» (Еф. 3:10). Посему, не зная сей тайны, и видя великое Божие промышление об Израиле, обязанные иметь попечение о других народах отвергались, особливо когда примечали, что Израильтяне, после закона и пророков, после преподанного им учения и явленного о них попечения, ведут себя хуже пасомых ими народов, и заражены большим числом пороков. Сие и сказал блаженному Даниилу явившийся ангел: «и князь царства персидского стояше противу мне двадесят и един день» (10:13): то есть, все сии дни продолжал я убеждать его, что израильтяне справедливо удостоены промышления о них; защищал же их и Михаил, «един от старейшин первых». «И того», говорит он, «оставих тамо с князем царства персидского» [74, т. 29, с. 174 – 175].
«Если же разуметь пророчество не так; то поелику число 490 лет протекло, и сверх того прошло еще более 440 лет, пусть покажут, при ком пришло в исполнение пророчество Архангела при Маккавеях? Но до них от Дария, даже от Кира, первого царя персидского, нет 490 лет; потому что от Кира до Антиоха Епифана, при котором Маккавеи возревновав, вступили в дела правления, около трехсот семидесяти двух лет. Притом же, кто у них называется Святым Святых? Иуда, или Ионафан, Симон, или кто после сих? Однако же ни патриарх Авраам, ни законодатель Моисей, ни величайший у пророков Илия никогда не был называем Святым святых. Итак, и время, и наименования ясно предуказали нам пришествие Господа нашего Иисуса Христа» [74, т. 29, с. 186].
П.А.Юнгеров
«Господь Иисус Христос в пророчестве о кончине мира сказал: егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте святе: иже чтет да разумеет, тогда сущии во Иудеи да бежат в горы (Мф. 24:15–16). Здесь утверждается не только существование самого пророка Даниила, но и подлинность его важнейшего пророчества о седьминах (Дан. 9:25–27), причем это пророчество признается «реченным» Даниилом, хотя оно было открыто ему Гавриилом (Дан. 9:21–27), «речено» же оно в том смысле, что записано и предано Церкви пророком Даниилом. Таким образом, Иисус Христос утверждает вполне подлинность и достоверность книги, а также и богодухновенно пророчественный характер ее. Господь Иисус Христос разъясняет исполнение и другого пророчества Даниила: узрят Сына человеческаго, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою (Мф. 24:30 = Дан. 7:13–14). Из ветхозаветных пророков Даниил преимущественно и исключительно в мессианском смысле употреблял наименование «Сын человеческий» (Дан. 7:13), и Иисус Христос это наименование часто усвоял Себе (Mк. 14:62; Мф. 8:20; 9:6; 10:23), чем также утвердил пророчественный характер книги Даниила и его служения» [91, кн. 2, с. 332].
«Книга пророка Даниила, подобно писаниям Ездры и Неемии, написана на двух, хотя и сродных между собою, языках: еврейском и арамейском. На еврейском написаны первая глава, составляющая как бы введение ко всей книге, четыре стиха второй и последние пять глав (8–12); на арамейском: Дан. 2:4 – 7:28. Трудно выяснить причину такого двоязычия. Конечно, пророк, в юности взятый в Вавилон и обученный при дворе халдейской мудрости, свободно владел арамейским языком и мог свободно писать и говорить на обоих языках. Но это еще не ответ. У Ездры, как мы видели, на арамейском языке преимущественно излагаются иноземные царские указы и письма в подтверждение их исторической точности (1 Езд. 4:11–22; 5:6–17). У Даниила в тех же видах излагается по-арамейски речь халдейских магов и Навуходоносора к ним (Дан. 2:4–11). Что касается остальных отделов, писанных арамейским языком (Дан. 2:12 – 7:28), то здесь может быть имело значение самое содержание их: исторические события в вавилонском царстве, помещаемые здесь царские вавилонские указы, писанные вероятно на арамейском языке (Дан. 3:96–100; 4 гл.; 6:25–27), и вообще события общегосударственной важности, имевшие значение и интерес для всех вавилонских подданных. Чтобы повествование о них было известно и понятно всем жителям Вавилона, оно и излагается общеупотребительным арамейским языком. По тем же может быть побуждениям написано на арамейском языке и видение седьмой главы, имеющее предметом своим всемирный суд, долженствовавший быть известным всем народам и всем подданным Вавилона. В соответствие такому объяснению можно думать, что отделы, писанные на еврейском языке (Дан. 1 и 8–12 глл.), имели особенное значение лишь для еврейского народа. Такова, например, жизнь пророка Даниила и его призвание ко двору царскому (1 гл.). Таково же значение его видений о языческих царствах и их отношениях к еврейскому народу, как предуказание будущего политического состояния еврейского народа (Дан. 8; 10–11 глл.), пророчество о седьминах (9 гл.) и будущем воскресении (12 гл.). Некоторые из этих пророчеств повелевалось Даниилу «скрывать» (Дан. 8:26) и «запечатать» (Дан. 12:4), как назначенные не для современников. Эти пророчества не нужны были современным пророку вавилонянам, а назначались «для избранных и святых» из еврейского народа и будущих, притом, его поколений. Из представленного объяснения видно, что различие по языку частей книги пророка Даниила, вопреки критическим предположениям, не может указывать на различие писателей книги. Кроме того, эти части находятся во внутренней теснейшей взаимной связи. Арамейский отдел первой части (Дан. 2:4 – 6 гл.) никак нельзя отделить от еврейского (Дан. 1:1 – 2:3), потому что начало повествования (о Данииле и сне Навуходоносора) находится в еврейском, а прямое продолжение в арамейском. Так, во 2: 4 читаем: «и сказали халдеи царю по-арамейски»… По какому поводу, где, когда и какому царю они сказали и кто такие халдеи? Ответ только в еврейском отделе 2:1–3. В арамейской части употребляются без пояснения оба имени: Даниил и Валтасар (Дан. 2:26; 4:5–6, 15–16; 5:12), так как объяснение дано, очевидно, тем же историком, в еврейской части (1:7). Точно также еврейский отдел второй части (Дан. 8:1) начинается так: «явилось мне, Даниилу, видение после того, которое явилось мне прежде»… А какое это «прежнее» видение? — Ответ лишь в предыдущей 7-й арамейской главе. В (8:27) Даниил говорит: «я начал заниматься царскими делами». А какие это дела и кто ему поручил их? — Ответ в предыдущей арамейской части (Дан. 2:48–49; 5:29; 6:28). Кроме этих частностей, видна и вообще зависимость взаимная еврейской и арамейской частей и сходство ближайшее между ними, как по мыслям, так и по образам и выражениям» [91, кн. 2, с.323 – 324].
К главе 33
Прп. Исидор Пелусиот
«Имея возможность из всех Священных Писаний доказать, что дела иудейские решительно погибли и не будут восстановлены, попытаюсь доказать совершенное их уничтожение еще тем самым изречением, на основании которого препиравшийся с тобою Иудей предполагал их восстановление. Ибо какое это место Писания, о котором высоко думает Иудей? Сказано: и будет слава храма последняя паче первыя (Агг. 2:9).
Но прежде, нежели приступлю к истолкованию, не знаю, что мне сделать: осудить ли его за невежество или возненавидеть за злонравие? Ибо невежду надлежит научить, а злонравного – обличить. Лучше же сказать, поскольку истолкование послужит и научением неведущим, и обличением злонравным, то рассмотрим самое изречение. Посему сказываю: храм, воздвигнутый Соломоном, царь вавилонский разорил и Иудеев отвел в плен. Поэтому, когда, по возвращении из плена, Иудеям должно было воздвигнуть храм, но не откуда было взять на сие денег, Бог, поощряя их к благим надеждам, чтобы приступили они к делу, сказал: Мое сребро, и Мое злато. И будет слава храма сего последняя паче первыя.
Вникни же в это умом. Зоровавель приступил к вторичному построению, и о нем изрекается пророческое слово: руце Зоровавелевы основаша храм сей, и руце его совершат его (Зах. 4:9). Слово основаша как показывает совершенное запустение по возвращении из Вавилона, так указывает и на вторичное построение. Посему, когда храм был восстановлен и приведен в большее прежнего великолепие, тогда снова, по впадении Иудеев в грех восстанием против Христа, он был предан в руки Римлян, которые сравняли его с землею.
Итак, если бы следовало ему быть снова восстановленным, то Пророк сказал бы: будет слава храма сего вторая паче первыя. Но, сказав: паче первыя, – Пророк вторую славу нарек последнею. Почему, как первой славе не было предшествующей, так и за последнею не будет последующей. Если бы сказал: “вторая паче прежней”, справедливо было бы ожидать и третьей. А если вторую назвал последнею, то загражден им всякий путь бесстыдства» [35, т. 2, с. 317 – 318].
Литература
1. Аверинцев С.С. Премудрость в Ветхом Завете // Альфа и Омега. М., 1994, №1.
2. Андрей Кесарийский, св. Толкование на Апокалипсис. Репринт по изд. М., 1901. Иосифо–Волоколамский монастырь, 1992.
3. Арсений (Жадановский), еп. Из воспоминаний о святом праведном Иоанне Кронштадтском. М.: ПСТБИ, 1995.
4. Афанасий Великий, свт. Синопсис // Христианское Чтение. 1841, 24.
5. Афанасий Великий, свт. Творения. Т. 4. М., 1994.
6. Афанасий (Сахаров), еп., Ковровский, свт. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995
7. Афанасьев Д. Руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. Ч. 3. Учительные книги. Джорданвилль, 1975.
8. Буйе Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1988.
9. Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости: В 4 т. Н.Новгород. 1995.
10. Василий Великий, свт. Десятая беседа на Шестоднев // Журнал Московской Патриархии. 1972, № 1, с. 29–30. http://www.orthlib.ru/Basil/sixday10.html.
11. Василий Великий, свт. Одиннадцатая беседа на Шестоднев // Журнал Московской Патриархии. 1972, № 3. http://www.orthlib.ru/Basil/sixday11.html.
12. Василий Великий, свт. Творения. Репринт по изд. «Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесари Каппадокийския». М., 1845 – 1891. М., 1991 – 1993. Ч. 1. М., 1991. Ч. 2. М., 1993. Ч. 4. М., 1993.
13. Вильгерт Владимир, свящ. Архимандрит Таврион (Батозский). Жизнеописание, воспоминания духовных чад, проповеди. М.: Отчий дом, 2001.
14. Григорий Богослов, свт. Собрание творений: В 2 т. Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1994.
15. Григорий Нисский, свт. Изъяснение Песни песней Соломона. М.: Изд–во имени святителя Игнатия Ставропольского, 1999.
16. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея законодателя. М., 1999.
17. Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. М.: Изд–во имени святителя Игнатия Ставропольского, 1998.
18. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. СПб., 1995.
19. Григорий Нисский, свт. Точное толкование Экклезиаста Соломонова. М.: Изд–во имени святителя Игнатия Ставропольского, 1997.
20. Грилихес Леонид, прот. Шестоднев в контексте Священного Писания // Журнал «Альфа и Омега», № 2/43, 2005.
21. Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. Курс лекций. Ч. 3. М., 1997.
22. Ефрем Сирин, прп. Творения. М.: Изд–во «Отчий дом», 1995.
23. Заведеев П. Лекции по богословским наукам (Полное руководство для подготовки к экзамену на священника). Священное Писание Ветхого Завета. 1908.
24. Иерофей (Влахос) митр. Господские праздники. Симферополь: «Таврия», 2002.
25. Иерофей (Влахос) митр. Православная психотерапия (святоотеческий курс врачевания души). СТСЛ, 2004.
26. Иоанн Дамаскин, прп. Творения. М.: Изд. «Мартис», 1997.
27. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2003.
28. Иоанн, еп. Тайна Иова [Электронный ресурс] // http://www.bible–center.ru/article/jobsecret – адрес сайта на 12.10.2007. Текст приведен по изданию: Буэнос–Айрес, 1950 (перепечатка с первого парижского издания 1933 года. Предположительно автором является архиепископ Иоанн (Шаховской).
29. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений: В 12 т. Репринт по изд. СПб. Духовная Академия, 1898–1906. М.: Православное братство «Радонеж», 1991–2004. Т. 4. Беседы на книгу Бытия. М., 1993; Т. 6, кн. 1. Толкование на пророка Исайю. М., 1998; Т. 6, кн. 2. Обозрение книг Ветхого Завета. М., 1998; Т. 7, кн. 1. Беседы на Евангелие от Матфея. М., 1993; Т. 8. Беседы на Евангелие от Иоанна. М., 1993; Т. 9. Беседы на Деяния Апостольские. М., 1994; Т. 12, кн. 3. Беседы на Притчи Соломона. М. 2004.
30. Иоанн Златоуст, свт. Сокровище Божественных Писаний. М., 1999.
31. Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания. Репринт по изд. М., 1892. СТСЛ, 1993.
32. Иоанн (Шаховской), архиеп. Философия православного пастырства. СПб., 1996.
33. Ипполит Римский, свт. Толкование на книгу пророка Даниила // Творения. Т. 1. Казань, 1898. Репринт СТСЛ, 1997.
34. Ириней Лионский, св. Творения. М.: Паломник,1996.
35. Исидор Пелусиот, прп. Письма. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского, 2000 – 2001. Ч. 1. М., 2000; Ч. 2 – 3. М., 2001.
36. История Древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй. Т. 3. М., 2004.
37. Карташев А.В. Ветхозаветная библейская критика. Париж, 1947.
38. Кирилл Александрийский свт. Творения. М., 2000 – 2001. Кн. 1. О поклонении и служении в духе и истине. М., 2000. Кн. 2. Глафиры или искусные объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея. М., 2001.
39. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на пророка Аввакума // Творения, ч. 10. М., 1894.
40. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на пророка Наума // Богословский вестник, 1894, 9, стр. 227 – 239.
41. Князев Алексей, прот. Пророки. М.: Изд. свв. Кирилла и Мефодия, 2001.
42. Козырев Ф.Н. Искушение и победа святого Иова. СПб., 1997.
43. Конспект по Ветхому Завету – Пятикнижие (для 2–го класса). Киевская духовная семинария [Электронный ресурс] // http://www.sedmica.orthodoxy.ru/kdais/kds–vz–2.htm. – Адрес сайта на 01.10.2007.
44. Корсунский И.Н.. Перевод LXX (толковников). Его значение в истории греческого языка и словесности. Сергиев Посад, 1897.
45. Ла Сор У.С.С., Хаббард Д.А., Буш Ф.У. Обзор Ветхого Завета. Одесская семинария ЕХБ, 1998.
46. Лествица, возводящая на небо, преподобного Иоанна Лествичника, игумена монахов Синайской горы.
47. Лосский В.Н. Богословие и Боговидение. Сборник статей. М., 2000.
48. Максим Исповедник, прп. Творения в 2 книгах. М.: Мартис, 1993.
49. Мефодий Патарский, сщмч. Пир десяти дев. М., 1996.
50. Михаил (Грибановский), еп. Над Евангелием. М.: ПСТБИ, 2001.
51. Михаил Псёлл. Богословские сочинения. СПб.,1998.
52. Муретов М.Д. Избранные труды. М., 2002.
53. Нестерова О. Типологическая экзегеза: спор о методе // Альфа и Омега, 1998, №4 (18).
54. Никодим Святогорец, прп. Толкование канона на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского – СПб.: Изд–во «Знамение, 1998.
55. Николай Сербский (Велимирович), свт. Молитвы на озере. М.: Изд. Московского подворья СТСЛ. 2004.
56. Николай Сербский (Велимирович), свт. Слово о Законе (номология). М.: Изд. Братства святителя Алесия; изд. "Феофания", 2005.
57. Олесницкий А. Руководственные о Священном Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений святых отцов и учителей Церкви. Репринт по изд. СПб.: Синодальная типография, 1894. М.: Изд. московского подворья СТСЛ, 2002 .
58. Паисий Святогорец, монах. Отцы–святогорцы и святогорские истории. Св.–Троицкая Сергиева лавра, 2001.
59. Поликарпов Д., прот. Толкования святых отцов и учителей Церкви и богослужебные песнопения на мессианские места Библии. Книги законоположительные и исторические. М., 2000.
60. Псалтирь учебная / Пер. Е.Н. Бируковой и И.Н. Бируков. – М.: Правило веры, 2000. – 795 с.
61. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза. Christliche Verlagbuchhandlung Paderborn, 1999.
62. Сергий (Соколов), архим. Священное Писание Ветхого Завета. Исторические книги. Сергиев Посад, 1995.
63. Сергий (Соколов), еп. Священное Писание Ветхого Завета. Пророческие книги. Сергиев Посад, 1996.
64. Сидоров А.И. Святитель Кирилл Александрийский. Его жизнь, церковное служение и творения. В кн. «Творения святителя Кирилла, епископа Александрийского». Кн. 1. М.: Паломник, 2000.
65. Симеон Новый Богослов, прп. Деятельные и богословские главы // Добротолюбие. Т. 5. М., 1900.
66. Симеон Новый Богослов, прп. Творения в 3–х томах. СТСЛ, 1993.
67. Софроний (Сахаров), иеромонах. Старец Силуан. Париж, 1952.
68. Толкование на паремии (на основании труда еп. Виссариона Нечаева). М., 1997.
69. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхаго и Новаго Завета (издание преемников А.П.Лопухина): В 12 т. Репринт по изд. СПб., 1904 – 1913. Т. 1, 1904. Т. 2, 1905. Т. 3, 1906. Т. 4, 1907. Т. 5, 1908. Т. 6, 1909. Т. 7, 1910. Т. 8, 1911. Т. 9, 1912. Т. 10, 1912. Т. 11, 1913. Т. 7а 1913. Стокгольм, 1987.
70. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни // Избранные произведения. – Ростов–на–Дону: «Феникс», 1998.
71. Феодор (Поздеевский), архиеп. Жизнеописание. Избранные труды. СТСЛ, 2000.
72. Феодорит Кирский, блж. Изъяснение псалмов. М.: Изд. Совет РПЦ, 2004.
73. Феодорит Кирский, блж. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003.
74. Феодорит Кирский, блж. Творения. СТСЛ, 1906 – 1907. Серия: творения святых отцов в русском переводе. Изд–во при МДА. Т. 29. Часть 4. Т. 30. Часть 5.
75. Феофан (Быстров), архиеп. Тетраграмма или Божественное ветхозаветное имя הוה. Киев. 2004.
76. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения: В 2 тт. М.: Изд–во Свято–Успенского Псково–Печерского монастыря; изд–во «Паломник», 1994.
77. Феофан Затворник, свт. Толкование посланий апостола Павла. 1 Послание к коринфянам. М., 1998.
78. Феофан Затворник, свт. Толкование посланий апостола Павла. Послание к галатам. М., 1996.
79. Феофан Затворник, свт. Толкование посланий апостола Павла. Послание к ефесеям. М., 1998.
80. Феофан Затворник, свт. Толкование посланий апостола Павла. Послание к колоссаем и филиппийцам. М., 1998.
81. Филарет (Дроздов), митр. Московский, свт. Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия. М., 1867. (есть репринт б.в.д.)
82. Филарет (Дроздов), митр. Московский, свт. О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого семидесяти толковников и славянского переводов Священного Писания. Творения. М., 1994 (ЖМП, 1992, №11 – 12).
83. Филарет (Дроздов), митр. Московский, свт. Пророческие книги Ветхого Завета // Чтения общества любителей духовного просвещения, 1873, I полугодие.
84. Филарет (Дроздов), митр. Московский, свт. Пространный христианский катехизис. М.: Синодальная типография, 1895.
85. Филарет (Дроздов), митр. Московский, свт. Руководство к познанию книги Псалмов, особенно систематическому и богословскому // Чтения общества любителей духовного просвещения, 1872.
86. Флавий Иосиф. Иудейская война. М., 2004.
87. Флавий Иосиф. Иудейские древности.
88. Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. Репринт по изд. М.: Изд. «Путь», 1914. М.: Лепта, 2002.
89. Хергоезерский А. Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. М., 1998.
90. Шульц С.Д. Ветхий Завет говорит...: Пер. с англ. – 3. изд. – М.: Духов. возрождение, 2000.
91. Юнгеров П.А. Введение в Ветхий Завет в 2 книгах. М.: ПСТБИ, 2003.
92. Юнгеров П.А. Вероучение Псалтири, его особенности и значение в общей системе библейского вероучения. К.: «Пролог», 2006.
93. Юнгеров П.А. Псалтирь в русском переводе с греческого текста. Св.–Троицкая Сергиева Лавра, 1996.
94. Tarazi, Paul Nadim. The Old Testament. Introduction. Vol.1 Historical Traditions. Crestwood, NY, 1991.
Содержание
Предисловие. 3
Введение. 4
Раздел 1. Пятикнижие Моисеево. 15
Глава 1. Начало. 16
1.1. Библейский рассказ о сотворении мира. 16
1.2. Соотнесение библейского повествования о сотворении мира с научными гипотезами.. 17
1.3. Сотворение человека. 18
1.4. О нетленности первозданной твари.. 21
1.5. Пребывание людей в раю.. 22
1.6. Грехопадение. 23
1.7. Последствия грехопадения. 24
1.8. Смысл наказания. 27
1.9. Обетование спасения. 27
Глава 2. Начало истории человечества. 28
2.1. Дети Адама. 28
2.2. Допотопное человечество. 30
2.3. Потоп. Ной и его семья. 31
2.4. Завет Бога с Ноем.. 33
2.5. История потомков Ноя. 34
2.6. Вавилонское столпотворение. 35
Глава 3. Патриарх Авраам.. 36
3.1. Призвание. Обетование. 36
3.2. Путешествие в Египет. 38
3.3. Разделение с Лотом.. 38
3.4. Встреча с Мелхиседеком.. 38
3.5. Завет Божий с Авраамом. Рождение Измаила. 39
3.6. Обрезание. 41
3.7. Что такое завет. 42
3.8. Перемена имени и обещание сына. 42
3.9. Шестое явление Бога Аврааму. Откровение Святой Троицы.. 43
3.10. Обстоятельства гибели Содома и Гоморры.. 43
3.11. Наследники Авраама. 44
3.12. Великое искушение Авраама. 45
Глава 4. Патриархи Исаак, Иаков, Иосиф.. 47
4.1. Жизнь Исаака. 47
4.2. Исав и Иаков – первородство и благословение. 47
4.3. Видение лестницы в Вефиле. 48
4.4. Пребывание у Лавана и возвращение. 49
4.5. Поединок в Пенуэле. 49
4.6. Символическое значение истории патриархов. 50
4.7. История Фамари.. 50
4.8. Патриарх Иосиф.. 51
4.9. Благословения, данные патриархом Иаковом своим сыновьям.. 52
4.10. Рождение Фареса и Зары.. 53
4.11. Некоторые обобщения по первоначальной истории человечества. 53
Глава 5. Исход. 54
5.1. Происхождение и призвание Моисея. Откровение об Имени Божием.. 55
5.2. Символическое значение видения купины.. 56
5.3. Возвращение Моисея в Египет. 56
5.4. Казни египетские. Исход из Египта, установление праздника Пасхи.. 56
5.5. Переход через Красное (Чермное) море. 58
5.6. Пророческий смысл Исхода. 58
5.7. Исход как усыновление Богу. 60
5.8. Чудеса на пути до горы Синай.. 60
5.9. Заключение Завета и его смысл. 61
5.10. Утверждение Завета. 63
5.11. Золотой телец. 63
5.12. Синайское богоявление. 64
5.13. О явлении ангелов. 66
5.14. Скиния и ее принадлежности.. 66
5.15. Освящение скинии.. 67
Глава 6. Левит. 68
6.1. Постановления о жертвах. 68
6.2. Постановления о священстве. 69
6.3. Об уделах левитов. 70
6.4. Постановления о праздниках. 71
6.5. Понятие святости.. 74
Глава 7. Числа. История сорокалетнего странствования Израиля по пустыне. 75
7.1. Чудо насыщения народа перепелами.. 75
7.2. Упреки Аарона и Мариам.. 76
7.3. Отказ от вступления в землю обетованную.. 76
7.4. Восстание Корея, Дафана и Авирона. 76
7.5. Жезл Ааронов. 78
7.6. Грех Моисея и Аарона. 78
7.7. Продолжение странствия. 79
7.8. Пророчество Валаама. 79
7.9. Города-убежища. 80
7.10. Поставление Иисуса Навина. 80
Глава 8. Второзаконие. 81
8.1. Повторение закона и новые заповеди.. 81
8.2. Мессианские пророчества. 82
8.3. Закон ужичества (левирата) 82
8.4. Последние указания. Песнь Моисея. 83
8.5. Смерть Моисея. 83
Глава 9. Смысл и значение закона Моисеева. 84
9.1. Разнообразие постановлений Закона. 84
9.2. Общечеловеческое значение закона. Закон как руководство к праведности.. 84
9.3. Отличие Синайского Завета от завета с Авраамом.. 88
9.4. Смысл закона Моисеева. 88
9.5. Преходящее значение закона. 90
Раздел 2. Исторические книги.. 91
Глава 10. Книга Иисуса Навина. 91
10.1. Приготовление и вступление в землю обетованную.. 91
10.2. Начало завоевания земли обетованной.. 92
10.3. Битва за Гаваон. 93
10.4. Окончание завоевания при Иисусе Навине. 94
10.5. Раздел земли и возвращение заиорданских колен. 94
10.6. Жертвенник заиорданских колен. 94
10.7. Завещание Иисуса Навина. 95
Глава 11. Книга Судей.. 95
11.1. Состояние Израиля после смерти Иисуса Навина. 95
11.2. Служение судей.. 96
11.3. Девора. 97
11.4. Гедеон. 97
11.5. Сыновья Гедеона. Авимелех. Первая попытка установления монархии.. 98
11.6. Иеффай.. 98
11.7. Самсон. 99
11.8. История Михи и война с коленом Вениаминовым.. 99
11.9. Хронология эпохи Судей.. 100
11.10. Книга Руфь. 101
Глава 12. Начало эпохи Царств. 102
12.1. Книги Царств и Паралипоменон. 102
12.2. Первосвященник Илий.. 102
12.3. Песнь Анны пророчицы.. 102
12.4. Призвание Самуила (1 Цар. 3 гл.) 103
12.5. Поражение от филистимлян. История ковчега. 103
12.6. Самуил – судья. 104
Глава 13. Царство Саула. 104
13.1. Воцарение Саула. 105
13.2. Победы и отступление Саула. 107
13.3. Окончательное отвержение Саула. 108
13.4. Помазание Давида. 109
13.5. Давид и Саул. 109
13.6. Гибель Саула. 110
Глава 14. Царство Давида. 110
14.1. Начальный период царствования Давида в Хевроне. 110
14.2. Расцвет царства Давида. 111
14.3. Перенесение ковчега. 112
14.4. Обетование Давиду. 112
14.5. Организация богослужения. 113
14.6. Грех Давида. Рождение Соломона. 114
14.7. История Авессалома. 114
14.8. Восстановление власти Давида. 116
14.9. Перепись народа. 116
14.10. Итоги царствования Давида. 117
Глава 15. Царствование Соломона. 118
15.1. Воцарение Соломона. 118
15.2. Дарование Соломону мудрости. Божие обетование Соломону. 119
15.3. Богатство и слава Соломона. 119
15.4. Построение Иерусалимского храма. 120
15.5. Освящение Храма. Молитва Соломона. 121
15.6. Обетование Соломону. 121
15.7. Причины недовольства правлением Соломона. 122
15.8. Грех Соломона. 122
15.9. Обетование Иеровоаму. 123
15.10. Воцарение Ровоама и разделение царства. 123
15.11. О книгах Паралипоменон. 124
Глава 16. История Северного (Израильского) царства. 124
16.1. Первые династии.. 125
16.2. От Ахава до Ассирийского плена. 126
16.3. Пророки Илия и Елисей.. 128
Глава 17. История Южного (Иудейского) царства. 133
17.1. Правление царей Иудейских от Ровоама до Ахаза. 133
17.2. Правление царей Иудейских от Езекии до Иосии.. 138
17.3. Падение иудейского царства. 141
17.4. Судьба оставшихся в Иудее. 143
17.5. Итоги периода царей.. 143
Глава 18. Вавилонский плен. Возвращение. Строительство второго Храма и восстановление Иерусалима. 144
18.1. Иудеи в плену. 144
18.2. Первая книга Ездры. Возвращение иудеев из плена. 146
18.3. Строительство и освящение второго Храма. 147
18.4. Второе возвращение при священнике Ездре. 148
18.5. Книга Неемии. Возрождение Иерусалима. 149
18.6. Возобновление Завета. 150
18.7. Дополнительные сведения о Ездре. 151
18.8. Итоги периода. 151
Глава 19. От Ездры до Ирода Великого. 152
19.1. Завоевание Александра Македонского. 152
19.2. Третья книга Маккавейская. Иудеи в Египте. 153
19.3. Первая и вторая книги Маккавейские. Палестина под властью Египта и Сирии.. 154
19.4. Гонение Антиоха Епифана. 155
19.5. Ветхозаветные мученики за веру. 156
19.6. Восстание священника Маттафии и его сыновей. Успехи Иуды Маккавея. 156
19.7. Продолжение войны. Независимость Иудеи. Начало династии Маккавеев (Хасмонеев) 158
19.8. Правление династии Маккавеев (Хасмонеев). Воцарение Ирода. 159
Раздел 3. Учительные книги.. 162
Глава 20. Книга Иова. 162
20.1. Исторический пролог. 163
20.2. Собеседование Иова с друзьями.. 164
20.3. Речь Елиуя. 168
20.4. Ответ Бога Иову. 169
20.5. Смысл страданий Иова. 170
20.6. Богослужебное употребление книги.. 174
Глава 21. Псалтирь. 175
21.1. Разделение Псалтири.. 175
21.2. Святые Отцы о Псалтири.. 176
21.3. Надписание псалмов. 177
21.4. Виды Псалмов. 177
21.5. Хвалебные и благодарственные псалмы.. 179
21.6. Учительные псалмы.. 180
21.7. Откровение о Христе в псалмах. 181
21.8. Об отношении к врагам – духовное понимание. 183
21.9. Способ исполнения Псалтири.. 184
Глава 22. Писания царя Соломона: Книги Притчей, Екклесиаст и Песнь Песней.. 185
22.1. Книга Притчей Соломоновых. 185
22.2. Екклесиаст. 192
22.3. Порядок книг Соломоновых. 196
22.4. Песнь Песней Соломона. 197
Глава 23. Неканонические учительные книги.. 201
23.1. Неканоническая книга Премудрости Соломона. 201
23.2. Неканоническая книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. 204
Раздел 4. Пророческие книги.. 207
Глава 24. Пророки. Введение. 207
24.1. Смысл пророческого служения. 207
24.2. История пророческого служения. 208
24.3. Истинное и ложное пророчество. 209
24.4. Способы получения откровения. 211
24.5. Восприятие пророческой проповеди.. 212
24.6. Характерные черты пророческой проповеди.. 213
24.7. Порядок изучения пророческих книг. 213
Глава 25. Книги малых пророков. 214
25.1. Книга пророка Осии.. 214
25.2. Книга пророка Иоиля. 219
25.3. Книга пророка Амoса. 222
25.4. Книга пророка Софонии.. 226
Глава 26. Книга пророка Исаии.. 228
26.1. Служение пророка Исаии.. 228
26.2. Вопрос единства книги.. 229
26.3. Обличение. 230
26.4. Пророчество о Церкви.. 231
26.5. Притча о винограднике. 232
26.6. Призвание пророка Исаии.. 232
26.7. Пророчества о Рождестве Христовом и о Христе. 233
26.8. Пророчества о судьбах языческих народов и о Иерусалиме. 236
26.9. Эсхатологические пророчества: «великий апокалипсис» Исаии.. 237
26.10. Пророчество о краеугольном камне в основании Сиона. 238
26.11. Суд Божий и избавление. 239
26.12. Исторический отдел. Нашествие Сеннахирима. Болезнь Езекии. Предсказание о Вавилонском плене. 240
26.13. Утешительные пророчества. Христос и Церковь. 241
26.14. Церковь. 243
26.15. Призвание язычников. 244
26.16. Заключительные пророчества. 246
Глава 27. Книга пророка Михея. 247
27.1. Суд над Израилем.. 247
27.2. Обличение князей и лжепророков. Наказание и утешение. 248
27.3. Рождество Христово. 249
27.4. Нравственное состояние народа. Конечное торжество Бога. 250
Глава 28. Книги пророков Авдия, Ионы и Наума. 251
28.1. Книга пророка Авдия. 251
28.2. Книга пророка Ионы.. 252
28.3. Книга пророка Наума. 254
Глава 29. Книга пророка Аввакума. 256
29.1. Первый вопрос пророка: почему зло остается безнаказанным?. 256
29.2. Второй вопрос: почему для отмщения избран народ лукавый?. 256
29.3. Пророческая песнь. 257
Глава 30. Книга пророка Иеремии.. 259
30.1. Общая характеристика книги.. 259
30.2. Изображение нравственного состояния жителей Иерусалима и Иудеи.. 260
30.3. Служение пророка Иеремии.. 262
30.4. Служение пророка после падения Иерусалима. 265
30.5. Значение послушания. 266
30.6. Символические видения и действия. 267
30.7. Тема личной ответственности.. 268
30.8. Пророчество о пастырях Израиля. 269
30.9. Пророчество о возвращении из плена и Новом Завете. 270
30.10. Мессианские пророчества. 271
30.11. Окончание книги: пророчества о языческих народах. 272
30.12. Книги Плач Иеремии, Послание Иеремии и Книга пророка Варуха. 272
Глава 31. Книга пророка Иезекииля. 273
31.1. Призвание к пророческому служению.. 274
31.2. Пророчества о гибели Иерусалима (символические действия) 275
31.3. Видение беззакония Иерусалима. Второе видение славы Божией.. 276
31.4. Обетование спасения. 278
31.5. Предсказание о переселении.. 278
31.6. Обличение лжепророков и старейшин-идолопоклонников. 279
31.7. Обличительные и пророческие притчи.. 279
31.8. Притча о кедре и пророчество о Наследнике. 280
31.9. Разорение Иудеи – подтверждение истинности обетований.. 280
31.10. Тема личной ответственности.. 281
31.11. Пророчества о языческих народах. Царь Тирский.. 282
31.12. Пророчества о Пастыре и Новом Завете. 282
31.13. Пророчество о Воскресении.. 284
31.14. Великая битва. 285
31.15. Видение Нового Иерусалима. 285
Глава 32. Книга пророка Даниила. 287
32.1. Даниил и Анания, Мисаил и Азария в Вавилоне. 287
32.2. Сон Навуходоносора. 288
32.3. Золотой истукан. Отроки в печи Вавилонской.. 289
32.4. Безумие Навуходоносора. 290
32.5. Пир Валтасара. 290
32.6. Даниил во рву львином.. 291
32.7. Неканонические добавления. 292
32.8. Видение четырех зверей.. 293
32.9. Видение овна и козла. 294
32.10. Пророчество о седминах. 295
32.11. Видение великой брани.. 296
Глава 33. Книги пророков Аггея, Захарии и Малахии.. 297
33.1. Книга пророка Аггея. 297
33.2. Книга пророка Захарии.. 299
33.3. Книга пророка Малахии.. 305
Приложение. 309
К Введению.. 309
К главе 1. 317
К главе 2. 332
К главе 3. 332
К главе 4. 338
К главе 5. 342
К главе 6. 350
К главе 7. 352
К главе 8. 352
К главе 9. 353
К главе 11. 355
К главе 12. 356
К главе 13. 361
К главе 15. 361
К главе 17. 362
К главе 19. 362
К главе 20. 364
К главе 21. 365
К главе 22. 369
К главе 23. 387
К главе 24. 387
К главе 25. 388
К главе 26. 388
К главе 28. 389
К главе 29. 390
К главе 30. 391
К главе 31. 391
К главе 32. 392
К главе 33. 396
Литература. 398
[1] В силу ограниченности объема курса из неканонических книг нами будут кратко рассмотрены только книги Маккавейские, поскольку с их помощью мы сможем «перебросить мостик» от ветхозаветной библейской эпохи к новозаветной.
[2] Св. Афанасий Александрийский. Из 39 послания о праздниках. См. Книгу правил.
[3] Дополнительные сведения о делении книг Священного Писания даны в Приложении.
[4] См. напр. статью Библеистика // Православная Энциклопедия, т. V, М., 2002.
[5] См. напр. статью Археология библейская // Православная Энциклопедия, т. III, М., 2001.
[6] См. напр. Ранняя Космогоническая поэзия // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989, с.33 – 80
[7] Подробнее об антропоморфизмах в Священном Писании см. в Приложении
[8] Примеры святоотеческих толкований приведены в Приложении.
[9] Подробнее см. в Приложении.
[10] В неделю сыропустную, в субботу вечера. Стихира на «Господи, воззвах», слава // Триодь Постная.
[11] См. напр. Д.В.Деопик. Курс лекций по библейской археологии. М.: Изд-во ПСТБИ, 1994.
[12] Подробнее см. в Приложении.
[13] Текст толкования свт. Иоанна Златоуста см. в Приложении.
[14] Следует заметить, что в буквальном смысле это обетование уже было исполнено во времена Соломона. Поэтому теперь следует ожидать исполнения духовного смысла этого пророчества.
[15] Кстати, название «Советский Союз» переводилось на иврит как «брит hамуацот», буквально – «Союз Советов».
[16] Подробнее см. в Приложении.
[17] Библейские песни канона на утрени, общим числом 10 имеют мессианский характера и содержат пророчества о спасении во Христе. Из книг Ветхого Завета взяты 8 песней. Две – Песнь Богородицы и песнь Захарии, отца Иоанна Предтечи, взяты из Евангелия.
[18] Воздвижение честнаго Креста, утра. Канон Креста, песнь 1, ирмос // Минея, 14 сентября.
[19] «И не верившие ничему ради чародейства, при погублении первенцев, признали, что этот народ есть сын Божий» (Прем. 18:13).
[20] Подробнее толкование свмч. Иринея Лионского приведено в Приложении.
[21] Классический образец – свт. Григорий Нисский «О жизни Моисея законодателя».
[22] Подробнее о богослужебном употреблении Пятикнижия см. в Приложении
[23] Подробнее о содержании книг Царств и Паралипоменон см. в Приложении
[24] Вообще самоубийство – явление, крайне редко упоминавшееся в Писании. Бросившись на меч покончил с собой царь Саул, сжег себя вместе с дворцом недостойный израильский царь-узурпатор Замврий (3.Цар.16:18-19).
[25] Впрочем, мы уже неоднократно сталкивались с тем, что число в Писании имеет в первую очередь символическое значение, и только потом – количественное. Суммарное число – 1000 в данном случае побуждает предположить, что здесь нам дано указание на то, что жен было очень много, а не на точное их количество.
[26] «В еврейской Библии эти книги называются «Слова дней» – наименованием, переведенным Иеронимом – Chronica. Это последнее название очень распространено в современной западной протестантской литературе. У LXX называются: b. Paraleipomevnwn – то есть дополнение опущенного в предыдущих исторических ветхозаветных книгах (Златоуст, Феодорит, Афанасий, Прокопий Газский так объясняют греческое наименование)» [79, с. 159].
[27] В среду средния седмицы на утрени. Канон Креста, 7 песнь, 1 тропарь // Триодь Постная.
[28] После имени каждого царя в скобках даны примерные даты их правления.
[29] Аса, Иосафат, Езекия и Иосия в некоторые периоды жизни «делали угодное очах Господних и ходили путем Давида». Иоас, Амасия, Озия и Иоафам «делали угодное в очах Господних», но не как Давид.
[30] Блаженный Иероним высказал предположение, что это список Второзакония. Новейшие критики считают, что священники сами сочинили книгу и подали царю под видом древней. Однако во времена Манассии и Амона действительно трудно было сохранить священные книги, если не спрятать их в надежном тайнике. Мнение, что было найдено только Второзаконие, слабо аргументировано. Почему не весь Закон?
[31] В новозаветное время происходит обратное. Не народ становится Церковью, но Церковь определяет и формирует новый народ, независимо от национальной принадлежности ее членов.
[32] Диаспора (гр. διασπορά – рассеяние) – часть народа, живущая вне исторической родины.
[33] Здесь в Писании, возможно, присутствует анахронизм, поскольку преемником Кира был Камбис, которого сменил Дарий. Поэтому это письмо действительно могло относиться к более поздним попыткам иудеев восстановить Иерусалим.
[34] Служба Иову Многострадальному, вечера. Стихира на литии // Минея, 6 мая.
[35] См. Приложение.
[36] Подробнее см. в Приложении.
[37] Во святый и великий Четверток на утрени. Канон, песнь 1, тропари 1 – 3 // Триодь Постная.
[38] Именно так объясняет начало 12-й главы Екклесиаста свт. Ипполит Римский [33, c. 125] (см. Приложение).
[39] См. Приложение.
[40] Толкование книги «Песнь Песней», составленное Д. Афанасьевым на основании указаний святых отцов см. в Приложении.
[41] Неделя по Рождестве Христовом, на утрене. Стихира на «Хвалитех», слава // Минея.
[42] Служба св. пророку Исаие на утрене. Канон, песнь 9, тропарь 2 // Минея, 9 мая.
[43] Датировка правления иудейских царей сделана по книге: История Древнего Востока. РАН. М. 2004. С. 470 – 475.
[44] Сретение Господа и Бога нашего Иисуса Христа, на утрени. Канон, 5 песнь, 3 тропарь // Минея, 2 февраля.
[45] Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, на утрени. Канон первый, 5 песнь, ирмос // Минея, 25 декабря.
[46] По тексту Елизаветинской Библии – «ревность», что точнее передает значение соответствующего греческого слова в LXX.
[47] В среду вечера 6 седмицы по Пасхе Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, на великой вечерне. Стихира на стиховне // Триодь Цветная.
[48] Прп. Максим Исповедник: «Писание обозначает словом „небо“ еще и небесные силы, согласно речению: Небо престол Мой (Ис. 66:1), поскольку Бог почивает среди святых и нетелесных естеств» [48, кн. 2, с. 138].
[49] Идумеи – жители Едома, происходят от Исава брата Иакова. Исав или Едом означает «красный» (Быт. 36:1).
[50] Служба св. пророку Иеремии, на утрене. Канон, песнь 6, тропарь 3 // Минея, 1 мая.
[51] Отсюда впоследствии произошло название «гейхинном» – «геена», применительно к преисподней (ср. Мф. 5:29) [61, с. 600].
[52] Следует заметить, что в книге этот раздел помещен в период между повелением пророку умолкнуть и не обращаться более к соплеменникам, до времени, когда пал Иерусалим и Господь открыл пророку уста (Иез. 33:22)
[53] Глас 4, в неделю утра. Канон воскресный, песнь 9, ирмос // Октоих.
[54] Некоторые толкования на книгу пророка Даниила см. в Приложении.
[55] Это наименование Мессии знакомо нам по другим пророкам (см. Ис. 4:2; 11:1; Иер. 33:15; Зах. 6:12).
[56] В этих словах св. Афанасия находится ясное основание для современных православных богословов употреблять термин: «неканонические» книги, в отличие от католического термина «девтероканонические» и протестантского «апокрифические». Этим термином и мы пользуемся, хотя митрополиты Филарет (Академ. лекции) и Арсений (Введение. 165 – 194 стр.) пользуются термином «апокрифические» книги. Последний термин, правда, имеет себе основание в отеческой письменности (у Иеронима. Prolog. gal.), но в современной русской богословской литературе прилагается к книгам более низкого достоинства: Еноха, Заветы 12 патриархов и др., содержание коих еретично и баснословно и чтение коих запрещается Церковью. В отеческой же письменности термин «апокрифы» и «апокрифические книги» прилагался к писаниям еретиков (Афанасий. 39 посл. о праздн.), от чтения коих предохранялись православные христиане.
[57] Но употребление за богослужением не может означать богодухновенности употребляемой книги, потому что песнопения и каноны, поемые и читаемые в церкви и составляющие большую часть содержания богослужения, - не считаются богодухновенными, по нуждам времени свободно умножаются и пополняются, а богодухновенная Библия считается неизменной на все времена.
[58] Буквально: в котором.
[59] Буквально: принимавшим участие.
[60] У преподобного Иоанна Дамаскина не двойственные числа, а множественные, что, конечно, безразлично.
[61] В греческом: суетишься.
[62] В славянском: снеси (единственное число).
[63] Буквально: а это есть.
[64] Буквально: вследствие времени.
[65] Буквально: «учили этим образом, так и те, которые учили тем образом».
[66] Буквально: кто пребывает в общении с.
[67] Опускаем, не указанное в Библии, число лет правления Самуила.
[68] Так решается этот вопрос у Вигуру. Руководство к изучению Библии. 2, 47 – 52 стр. Keil. Tinleitung. 192 – 194 ss. Cornely. Introd. spec. I, 224 – 227 pp.
[69] Epist. 52, 5.
[70] Kittel. Die B. d. Chronik. 1902 г. VI – X. 56, 123 ss. Таковое же мнение разделялось и цитируемыми автором «предшественниками» его.
[71] С этою «тенденциозностью» встретимся еще при разборе достоверности книг Паралипоменон.
[72] Выше приведенные замечания в изъяснение таинственного смысла одной части «Песни Песней» конечно не исчерпывают его во всей глубин и всех его предметов. Но мы и имеем целью дать только самое общее руководственное для школьного преподавания изъяснение этой глубоко таинственной и многосодержательной книги, а не предложить для всех совершенных христиан подробное толкование этой книги. Посему же мы оставляем изъяснение таинственного смысла Песни в приложении к религиозно-нравственной жизни и развитию каждой верующей души, в каковом приложении изъясняли смыслы Песни некоторые святые мужи, отцы Церкви, опытные в явлениях духовно-благодатной жизни, каковы – Ориген, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, бл. Феодорит, св. Макарий Египетский и др. Под руководством этих авторитетов можно указывать особенные черты духовной жизни верующей души, Невесты Христовой, раскрываемые в каждом явлении Песни. Но при этом нужно всегда иметь в виду, что в жизни каждой верующей души явления, которые совершаются во всем обществе верующих и которые собственно изображает «Песнь Песней», отображаются только отчасти, и притом не все в жизни каждого верующего имеют место, и совершаются часто не в том порядке, в каком представлены в «Песни» и бывают в жизни целого церковного общества и человечества.
[73] Со времени открытия жизни Церкви Христовой, т.е. со времени сошествия Св. Духа на апостолов и др. верующих в день Пятидесятницы, Евреи в смысле особой и отдельной нации теряют свое значение в Церкви и своим отвержением Христа уравниваются с язычниками.
[s1]Толкование на пророка Исаию. Творения, ч.6, Сергие Посад, 1888, 544 с.
[s2]Толкование на пророка Исаию.
Творения ч.7, Сергиев Посад, 1889, 507 с.