Блаж. Фе­о­до­рит Кир­ский. «На­зы­ва­ет же Га­в­ри­ил Про­ро­ка му­жем же­ла­ний, или как пре­дав­ше­го­ся по­сту и из­ну­ре­нию и му­же­ст­вен­но бо­рю­ща­го­ся с плот­ски­ми

На (Дан. 9:23):

«На­зы­ва­ет же Га­в­ри­ил Про­ро­ка му­жем же­ла­ний, или как пре­дав­ше­го­ся по­сту и из­ну­ре­нию и му­же­ст­вен­но бо­рю­ща­го­ся с плот­ски­ми вож­де­ле­ни­я­ми, или как вож­де­ле­ва­ю­ще­го ви­де­ний и же­ла­ю­ще­го до­знать, что бу­дет с на­ро­дом Бо­жи­им, или еще по­то­му, что Да­ни­ил, си­яя лу­ча­ми до­б­ро­де­те­ли, при­вле­кал к се­бе лю­бовь, и лю­бовь в са­мой выс­шей сте­пе­ни» [74, т. 29, с.154].

На (Дан. 10:13):

«Вся­ко­му сколь­ко-ни­будь из­ве­ст­но, что ес­те­ст­во ан­гель­ское не воз­му­ща­ет­ся стра­с­тя­ми и ис­пол­не­но свя­ты­ни; ото­всю­ду так­же мож­но до­знать, что ан­ге­лы, ни­ма­ло не ко­леб­лясь, сле­ду­ют бо­же­ст­вен­ным ма­но­ве­ни­ям. По­се­му как же князь <т.е. ан­гел, ср. Втор. 32:8 в греч. тек­с­те> цар­ст­ва пер­сид­ско­го, по-ви­ди­мо­му, про­ти­вит­ся по­пе­че­нию об из­ра­иль­тя­нах? Но ес­ли по­же­ла­ет кто тща­тель­но вник­нуть, то най­дет смысл ска­зан­но­го. Ибо князь пер­сид­ский и князь ел­лин­ский, ко­то­рым по­ру­че­но хра­не­ние Пер­сов и Ел­ли­нов и по­пе­че­ние о них, как с лю­бо­вью бла­го­рас­по­ло­жен­ные к на­ро­дам, о ко­то­рых име­ли по­пе­че­ние, ви­дя без­за­ко­ние из­ра­иль­тян, не­об­хо­ди­мо огор­ча­лись, при­ме­чая, что из­ра­иль­тя­не поль­зу­ют­ся боль­шим о них про­мы­ш­ле­ни­ем, по­то­му что не зна­ли тай­ны, со­кро­вен­ной в со­тво­рив­шем все Бо­ге. По во­че­ло­ве­че­нии уже Спа­си­те­ля на­ше­го, как ска­зал бла­жен­ный Па­вел, ска­за­ся «на­ча­лом и вла­с­тем на не­бес­ных цер­ко­вию мно­го­раз­лич­ная пре­му­д­рость Бо­жия» (Еф. 3:10). По­се­му, не зная сей тай­ны, и ви­дя ве­ли­кое Бо­жие про­мы­ш­ле­ние об Из­ра­и­ле, обя­зан­ные иметь по­пе­че­ние о дру­гих на­ро­дах от­вер­га­лись, особ­ли­во ког­да при­ме­ча­ли, что Из­ра­иль­тя­не, по­сле за­ко­на и про­ро­ков, по­сле пре­по­дан­но­го им уче­ния и яв­лен­но­го о них по­пе­че­ния, ве­дут се­бя ху­же па­со­мых ими на­ро­дов, и за­ра­же­ны боль­шим чис­лом по­ро­ков. Сие и ска­зал бла­жен­но­му Да­ни­и­лу явив­ший­ся ан­гел: «и князь цар­ст­ва пер­сид­ско­го сто­я­ше про­ти­ву мне два­де­сят и един день» (10:13): то есть, все сии дни про­дол­жал я убеж­дать его, что из­ра­иль­тя­не спра­вед­ли­во удо­с­то­е­ны про­мы­ш­ле­ния о них; за­щи­щал же их и Ми­ха­ил, «един от ста­рей­шин пер­вых». «И то­го», го­во­рит он, «ос­та­вих та­мо с кня­зем цар­ст­ва пер­сид­ско­го» [74, т. 29, с. 174 – 175].

«Ес­ли же ра­зу­меть про­ро­че­ст­во не так; то по­ели­ку чис­ло 490 лет протек­ло, и сверх то­го про­шло еще бо­лее 440 лет, пусть по­ка­жут, при ком при­шло в ис­пол­не­ние про­ро­че­ст­во Ар­хан­ге­ла при Мак­ка­ве­ях? Но до них от Да­рия, да­же от Ки­ра, пер­во­го ца­ря пер­сид­ско­го, нет 490 лет; по­то­му что от Ки­ра до Ан­ти­оха Епи­фа­на, при ко­то­ром Мак­ка­веи воз­рев­но­вав, всту­пи­ли в де­ла прав­ле­ния, око­ло трех­сот се­ми­де­ся­ти двух лет. При­том же, кто у них на­зы­ва­ет­ся Свя­тым Свя­тых? Иу­да, или Ио­на­фан, Си­мон, или кто по­сле сих? Од­на­ко же ни па­т­ри­арх Ав­ра­ам, ни за­ко­но­да­тель Мо­и­сей, ни ве­ли­чай­ший у про­ро­ков Илия ни­ког­да не был на­зы­ва­ем Свя­тым свя­тых. Итак, и вре­мя, и на­и­ме­но­ва­ния яс­но пре­ду­ка­за­ли нам при­ше­ст­вие Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­с­та» [74, т. 29, с. 186].

П.А.Юн­ге­ров

«Гос­подь Ии­сус Хри­с­тос в про­ро­че­ст­ве о кон­чи­не ми­ра ска­зал: ег­да убо уз­ри­те мер­зость за­пу­с­те­ния, ре­чен­ную Да­ни­и­лом про­ро­ком, сто­я­щу на ме­с­те свя­те: иже чтет да ра­зу­ме­ет, тог­да су­щии во Иу­деи да бе­жат в го­ры (Мф. 24:15–16). Здесь ут­верж­да­ет­ся не толь­ко су­ще­ст­во­ва­ние са­мо­го про­ро­ка Да­ни­и­ла, но и под­лин­ность его важ­ней­ше­го про­ро­че­ст­ва о седь­ми­нах (Дан. 9:25–27), при­чем это про­ро­че­ст­во при­зна­ет­ся «ре­чен­ным» Да­ни­и­лом, хо­тя оно бы­ло от­кры­то ему Га­в­ри­и­лом (Дан. 9:21–27), «ре­че­но» же оно в том смыс­ле, что за­пи­са­но и пре­да­но Церк­ви про­ро­ком Да­ни­и­лом. Та­ким об­ра­зом, Ии­сус Хри­с­тос ут­верж­да­ет впол­не под­лин­ность и до­сто­вер­ность кни­ги, а так­же и бо­го­дух­но­вен­но про­ро­че­ст­вен­ный ха­рак­тер ее. Гос­подь Ии­сус Хри­с­тос разъ­яс­ня­ет ис­пол­не­ние и дру­го­го про­ро­че­ст­ва Да­ни­и­ла: уз­рят Сы­на че­ло­ве­че­с­ка­го, гря­ду­ща на об­ла­цех не­бес­ных с си­лою и сла­вою мно­гою (Мф. 24:30 = Дан. 7:13–14). Из вет­хо­за­вет­ных про­ро­ков Да­ни­ил пре­иму­ще­ст­вен­но и ис­клю­чи­тель­но в мес­си­ан­ском смыс­ле упо­треб­лял на­и­ме­но­ва­ние «Сын че­ло­ве­че­с­кий» (Дан. 7:13), и Ии­сус Хри­с­тос это на­и­ме­но­ва­ние ча­с­то ус­во­ял Се­бе (Mк. 14:62; Мф. 8:20; 9:6; 10:23), чем так­же ут­вер­дил про­ро­че­ст­вен­ный ха­рак­тер кни­ги Да­ни­и­ла и его слу­же­ния» [91, кн. 2, с. 332].

«Кни­га про­ро­ка Да­ни­и­ла, по­доб­но пи­са­ни­ям Ез­д­ры и Не­емии, на­пи­са­на на двух, хо­тя и срод­ных меж­ду со­бою, язы­ках: ев­рей­ском и ара­мей­ском. На ев­рей­ском на­пи­са­ны пер­вая гла­ва, со­став­ля­ю­щая как бы вве­де­ние ко всей кни­ге, че­ты­ре сти­ха вто­рой и по­след­ние пять глав (8–12); на ара­мей­ском: Дан. 2:4 – 7:28. Труд­но вы­яс­нить при­чи­ну та­ко­го дво­язы­чия. Ко­неч­но, про­рок, в юно­с­ти взя­тый в Ва­ви­лон и обу­чен­ный при дво­ре хал­дей­ской му­д­ро­с­ти, сво­бод­но вла­дел ара­мей­ским язы­ком и мог сво­бод­но пи­сать и го­во­рить на обо­их язы­ках. Но это еще не от­вет. У Ез­д­ры, как мы ви­де­ли, на ара­мей­ском язы­ке пре­иму­ще­ст­вен­но из­ла­га­ют­ся ино­зем­ные цар­ские ука­зы и пись­ма в под­тверж­де­ние их ис­то­ри­че­с­кой точ­но­с­ти (1 Езд. 4:11–22; 5:6–17). У Да­ни­и­ла в тех же ви­дах из­ла­га­ет­ся по-ара­мей­ски речь хал­дей­ских ма­гов и На­ву­хо­до­но­со­ра к ним (Дан. 2:4–11). Что ка­са­ет­ся ос­таль­ных от­де­лов, пи­сан­ных ара­мей­ским язы­ком (Дан. 2:12 – 7:28), то здесь мо­жет быть име­ло зна­че­ние са­мое со­дер­жа­ние их: ис­то­ри­че­с­кие со­бы­тия в ва­ви­лон­ском цар­ст­ве, по­ме­ща­е­мые здесь цар­ские ва­ви­лон­ские ука­зы, пи­сан­ные ве­ро­ят­но на ара­мей­ском язы­ке (Дан. 3:96–100; 4 гл.; 6:25–27), и во­об­ще со­бы­тия об­ще­го­су­дар­ст­вен­ной важ­но­с­ти, имев­шие зна­че­ние и ин­те­рес для всех ва­ви­лон­ских под­дан­ных. Что­бы по­ве­ст­во­ва­ние о них бы­ло из­ве­ст­но и по­нят­но всем жи­те­лям Ва­ви­ло­на, оно и из­ла­га­ет­ся об­ще­упо­тре­би­тель­ным ара­мей­ским язы­ком. По тем же мо­жет быть по­буж­де­ни­ям на­пи­са­но на ара­мей­ском язы­ке и ви­де­ние седь­мой гла­вы, име­ю­щее пред­ме­том сво­им все­мир­ный суд, дол­жен­ст­во­вав­ший быть из­ве­ст­ным всем на­ро­дам и всем под­дан­ным Ва­ви­ло­на. В со­от­вет­ст­вие та­ко­му объ­яс­не­нию мож­но ду­мать, что от­де­лы, пи­сан­ные на ев­рей­ском язы­ке (Дан. 1 и 8–12 глл.), име­ли осо­бен­ное зна­че­ние лишь для ев­рей­ско­го на­ро­да. Та­ко­ва, на­при­мер, жизнь про­ро­ка Да­ни­и­ла и его при­зва­ние ко дво­ру цар­ско­му (1 гл.). Та­ко­во же зна­че­ние его ви­де­ний о язы­че­с­ких цар­ст­вах и их от­но­ше­ни­ях к ев­рей­ско­му на­ро­ду, как пре­ду­ка­за­ние бу­ду­ще­го по­ли­ти­че­с­ко­го со­сто­я­ния ев­рей­ско­го на­ро­да (Дан. 8; 10–11 глл.), про­ро­че­ст­во о седь­ми­нах (9 гл.) и бу­ду­щем вос­кре­се­нии (12 гл.). Не­ко­то­рые из этих про­ро­честв по­ве­ле­ва­лось Да­ни­и­лу «скры­вать» (Дан. 8:26) и «за­пе­ча­тать» (Дан. 12:4), как на­зна­чен­ные не для со­вре­мен­ни­ков. Эти про­ро­че­ст­ва не нуж­ны бы­ли со­вре­мен­ным про­ро­ку ва­ви­ло­ня­нам, а на­зна­ча­лись «для из­бран­ных и свя­тых» из ев­рей­ско­го на­ро­да и бу­ду­щих, при­том, его по­ко­ле­ний. Из пред­став­лен­но­го объ­яс­не­ния вид­но, что раз­ли­чие по язы­ку ча­с­тей кни­ги про­ро­ка Да­ни­и­ла, во­пре­ки кри­ти­че­с­ким пред­по­ло­же­ни­ям, не мо­жет ука­зы­вать на раз­ли­чие пи­са­те­лей кни­ги. Кро­ме то­го, эти ча­с­ти на­хо­дят­ся во вну­т­рен­ней тес­ней­шей вза­им­ной свя­зи. Ара­мей­ский от­дел пер­вой ча­с­ти (Дан. 2:4 – 6 гл.) ни­как нель­зя от­де­лить от ев­рей­ско­го (Дан. 1:1 – 2:3), по­то­му что на­ча­ло по­ве­ст­во­ва­ния (о Да­ни­и­ле и сне На­ву­хо­до­но­со­ра) на­хо­дит­ся в ев­рей­ском, а пря­мое про­дол­же­ние в ара­мей­ском. Так, во 2: 4 чи­та­ем: «и ска­за­ли хал­деи ца­рю по-ара­мей­ски»… По ка­ко­му по­во­ду, где, ког­да и ка­ко­му ца­рю они ска­за­ли и кто та­кие хал­деи? От­вет толь­ко в ев­рей­ском от­де­ле 2:1–3. В ара­мей­ской ча­с­ти упо­треб­ля­ют­ся без по­яс­не­ния оба име­ни: Да­ни­ил и Вал­та­сар (Дан. 2:26; 4:5–6, 15–16; 5:12), так как объ­яс­не­ние да­но, оче­вид­но, тем же ис­то­ри­ком, в ев­рей­ской ча­с­ти (1:7). Точ­но так­же ев­рей­ский от­дел вто­рой ча­с­ти (Дан. 8:1) на­чи­на­ет­ся так: «яви­лось мне, Да­ни­и­лу, ви­де­ние по­сле то­го, ко­то­рое яви­лось мне преж­де»… А ка­кое это «преж­нее» ви­де­ние? — От­вет лишь в пре­ды­ду­щей 7-й ара­мей­ской гла­ве. В (8:27) Да­ни­ил го­во­рит: «я на­чал за­ни­мать­ся цар­ски­ми де­ла­ми». А ка­кие это де­ла и кто ему по­ру­чил их? — От­вет в пре­ды­ду­щей ара­мей­ской ча­с­ти (Дан. 2:48–49; 5:29; 6:28). Кро­ме этих ча­ст­но­с­тей, вид­на и во­об­ще за­ви­си­мость вза­им­ная ев­рей­ской и ара­мей­ской ча­с­тей и сход­ст­во бли­жай­шее меж­ду ни­ми, как по мыс­лям, так и по об­ра­зам и вы­ра­же­ни­ям» [91, кн. 2, с.323 – 324].

К гла­ве 33

Прп. Иси­дор Пе­лу­си­от

«Имея воз­мож­ность из всех Свя­щен­ных Пи­са­ний до­ка­зать, что де­ла иу­дей­ские ре­ши­тель­но по­гиб­ли и не бу­дут вос­ста­нов­ле­ны, по­пы­та­юсь до­ка­зать со­вер­шен­ное их унич­то­же­ние еще тем са­мым из­ре­че­ни­ем, на ос­но­ва­нии ко­то­ро­го пре­пи­рав­ший­ся с то­бою Иу­дей пред­по­ла­гал их вос­ста­нов­ле­ние. Ибо ка­кое это ме­с­то Пи­са­ния, о ко­то­ром вы­со­ко ду­ма­ет Иу­дей? Ска­за­но: и бу­дет сла­ва хра­ма по­след­няя па­че пер­выя (Агг. 2:9).

Но преж­де, не­же­ли при­ступ­лю к ис­тол­ко­ва­нию, не знаю, что мне сде­лать: осу­дить ли его за не­ве­же­ст­во или воз­не­на­ви­деть за зло­нра­вие? Ибо не­веж­ду над­ле­жит на­учить, а зло­нрав­но­го – об­ли­чить. Луч­ше же ска­зать, по­сколь­ку ис­тол­ко­ва­ние по­слу­жит и на­уче­ни­ем не­ве­ду­щим, и об­ли­че­ни­ем зло­нрав­ным, то рас­смо­т­рим са­мое из­ре­че­ние. По­се­му ска­зы­ваю: храм, воз­двиг­ну­тый Со­ло­мо­ном, царь ва­ви­лон­ский ра­зо­рил и Иу­де­ев от­вел в плен. По­это­му, ког­да, по воз­вра­ще­нии из пле­на, Иу­де­ям долж­но бы­ло воз­двиг­нуть храм, но не от­ку­да бы­ло взять на сие де­нег, Бог, поощ­ряя их к бла­гим на­деж­дам, что­бы при­сту­пи­ли они к де­лу, ска­зал: Мое сре­б­ро, и Мое зла­то. И бу­дет сла­ва хра­ма се­го по­след­няя па­че пер­выя.

Вник­ни же в это умом. Зо­ро­ва­вель при­сту­пил к вто­рич­но­му по­ст­ро­е­нию, и о нем из­ре­ка­ет­ся про­ро­че­с­кое сло­во: ру­це Зо­ро­ва­ве­ле­вы ос­но­ва­ша храм сей, и ру­це его со­вер­шат его (Зах. 4:9). Сло­во ос­но­ва­ша как по­ка­зы­ва­ет со­вер­шен­ное за­пу­с­те­ние по воз­вра­ще­нии из Ва­ви­ло­на, так ука­зы­ва­ет и на вто­рич­ное по­ст­ро­е­ние. По­се­му, ког­да храм был вос­ста­нов­лен и при­ве­ден в боль­шее преж­не­го ве­ли­ко­ле­пие, тог­да сно­ва, по впа­де­нии Иу­де­ев в грех вос­ста­ни­ем про­тив Хри­с­та, он был пре­дан в ру­ки Рим­лян, ко­то­рые срав­ня­ли его с зем­лею.

Итак, ес­ли бы сле­до­ва­ло ему быть сно­ва вос­ста­нов­лен­ным, то Про­рок ска­зал бы: бу­дет сла­ва хра­ма се­го вто­рая па­че пер­выя. Но, ска­зав: па­че пер­выя, – Про­рок вто­рую сла­ву на­рек по­след­нею. По­че­му, как пер­вой сла­ве не бы­ло пред­ше­ст­ву­ю­щей, так и за по­след­нею не бу­дет по­сле­ду­ю­щей. Ес­ли бы ска­зал: “вто­рая па­че преж­ней”, спра­вед­ли­во бы­ло бы ожи­дать и тре­ть­ей. А ес­ли вто­рую на­звал по­след­нею, то за­граж­ден им вся­кий путь бес­стыд­ст­ва» [35, т. 2, с. 317 – 318].

Литература

1. Аве­рин­цев С.С. Пре­му­д­рость в Вет­хом За­ве­те // Аль­фа и Оме­га. М., 1994, №1.

2. Ан­д­рей Ке­са­рий­ский, св. Тол­ко­ва­ние на Апо­ка­лип­сис. Ре­принт по изд. М., 1901. Ио­си­фо–Во­ло­ко­лам­ский мо­на­с­тырь, 1992.

3. Арсений (Жадановский), еп. Из воспоминаний о святом праведном Иоанне Кронштадтском. М.: ПСТБИ, 1995.

4. Афа­на­сий Ве­ли­кий, свт. Си­ноп­сис // Хри­с­ти­ан­ское Чте­ние. 1841, 24.

5. Афа­на­сий Ве­ли­кий, свт. Тво­ре­ния. Т. 4. М., 1994.

6. Афа­на­сий (Са­ха­ров), еп., Ко­в­ров­ский, свт. О по­ми­но­ве­нии усоп­ших по ус­та­ву Пра­во­слав­ной Церк­ви. СПб.: Са­тис, 1995

7. Афа­на­сь­ев Д. Ру­ко­вод­ст­во к изу­че­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния Вет­хо­го За­ве­та. Ч. 3. Учи­тель­ные кни­ги. Джор­дан­вилль, 1975.

8. Буйе Л. О Биб­лии и Еван­ге­лии. Брюс­сель, 1988.

9. Вар­на­ва (Бе­ля­ев), еп. Ос­но­вы ис­кус­ст­ва свя­то­с­ти: В 4 т. Н.Нов­го­род. 1995.

10. Ва­си­лий Ве­ли­кий, свт. Де­ся­тая бе­се­да на Ше­с­тод­нев // Жур­нал Мос­ков­ской Па­т­ри­ар­хии. 1972, № 1, с. 29–30. http://www.orthlib.ru/Basil/sixday10.html.

11. Ва­си­лий Ве­ли­кий, свт. Один­над­ца­тая бе­се­да на Ше­с­тод­нев // Жур­нал Мос­ков­ской Па­т­ри­ар­хии. 1972, № 3. http://www.orthlib.ru/Basil/sixday11.html.

12. Ва­си­лий Ве­ли­кий, свт. Тво­ре­ния. Ре­принт по изд. «Тво­ре­ния иже во свя­тых от­ца на­ше­го Ва­си­лия Ве­ли­ка­го, ар­хи­епи­с­ко­па Ке­са­ри Кап­па­до­кий­ския». М., 1845 – 1891. М., 1991 – 1993. Ч. 1. М., 1991. Ч. 2. М., 1993. Ч. 4. М., 1993.

13. Вильгерт Владимир, свящ. Архимандрит Тав­ри­он (Батозский). Жизнеописание, воспоминания ду­хов­ных чад, проповеди. М.: Отчий дом, 2001.

14. Гри­го­рий Бо­го­слов, свт. Со­бра­ние тво­ре­ний: В 2 т. Свя­то–Тро­иц­кая Сер­ги­е­ва Ла­в­ра, 1994.

15. Гри­го­рий Нис­ский, свт. Изъ­яс­не­ние Пес­ни пес­ней Со­ло­мо­на. М.: Изд–во име­ни свя­ти­те­ля Иг­на­тия Ста­в­ро­поль­ско­го, 1999.

16. Гри­го­рий Нис­ский, свт. О жиз­ни Мо­и­сея за­ко­но­да­те­ля. М., 1999.

17. Гри­го­рий Нис­ский, свт. О над­пи­са­нии псал­мов. М.: Изд–во име­ни свя­ти­те­ля Иг­на­тия Ста­в­ро­поль­ско­го, 1998.

18. Гри­го­рий Нис­ский, свт. Об ус­т­ро­е­нии че­ло­ве­ка. СПб., 1995.

19. Гри­го­рий Нис­ский, свт. Точ­ное тол­ко­ва­ние Эк­кле­зи­а­с­та Со­ло­мо­но­ва. М.: Изд–во име­ни свя­ти­те­ля Иг­на­тия Ста­в­ро­поль­ско­го, 1997.

20. Грилихес Леонид, прот. Шестоднев в контексте Священного Писания // Журнал «Альфа и Омега», № 2/43, 2005.

21. Да­вы­ден­ков О., свящ. Дог­ма­ти­че­с­кое бо­го­сло­вие. Курс лек­ций. Ч. 3. М., 1997.

22. Еф­рем Си­рин, прп. Тво­ре­ния. М.: Изд–во «От­чий дом», 1995.

23. За­ве­де­ев П. Лек­ции по бо­го­слов­ским на­укам (Пол­ное ру­ко­вод­ст­во для под­го­тов­ки к эк­за­ме­ну на свя­щен­ни­ка). Свя­щен­ное Пи­са­ние Вет­хо­го За­ве­та. 1908.

24. Иерофей (Влахос) митр. Господские празд­ни­ки. Симферополь: «Таврия», 2002.

25. Ие­ро­фей (Вла­хос) митр. Пра­во­слав­ная пси­хо­те­ра­пия (свя­то­оте­че­с­кий курс вра­че­ва­ния ду­ши). СТСЛ, 2004.

26. Иоанн Дамаскин, прп. Творения. М.: Изд. «Мартис», 1997.

27. Ио­анн Да­ма­с­кин, прп. Точ­ное из­ло­же­ние пра­во­слав­ной ве­ры. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2003.

28. Ио­анн, еп. Тай­на Ио­ва [Электронный ресурс] // http://www.bible–center.ru/article/jobsecret – адрес сайта на 12.10.2007. Текст при­ве­ден по из­да­нию: Бу­э­нос–Ай­рес, 1950 (пе­ре­пе­чат­ка с пер­во­го па­риж­ско­го из­да­ния 1933 го­да. Пред­по­ло­жи­тель­но ав­то­ром яв­ля­ет­ся ар­хи­епи­с­коп Ио­анн (Ша­хов­ской).

29. Ио­анн Зла­то­уст, свт. Пол­ное со­бра­ние тво­ре­ний: В 12 т. Ре­принт по изд. СПб. Ду­хов­ная Ака­де­мия, 1898–1906. М.: Пра­во­слав­ное брат­ст­во «Ра­до­неж», 1991–2004. Т. 4. Бе­се­ды на кни­гу Бы­тия. М., 1993; Т. 6, кн. 1. Тол­ко­ва­ние на про­ро­ка Исайю. М., 1998; Т. 6, кн. 2. Обо­зре­ние книг Вет­хо­го За­ве­та. М., 1998; Т. 7, кн. 1. Бе­се­ды на Еван­ге­лие от Мат­фея. М., 1993; Т. 8. Бе­се­ды на Еван­ге­лие от Ио­ан­на. М., 1993; Т. 9. Бе­се­ды на Де­я­ния Апо­с­толь­ские. М., 1994; Т. 12, кн. 3. Бе­се­ды на Прит­чи Со­ло­мо­на. М. 2004.

30. Ио­анн Зла­то­уст, свт. Со­кро­ви­ще Бо­же­ст­вен­ных Пи­са­ний. М., 1999.

31. Ио­анн Кас­си­ан Рим­ля­нин, прп. Пи­са­ния. Ре­принт по изд. М., 1892. СТСЛ, 1993.

32. Ио­анн (Ша­хов­ской), ар­хи­еп. Фи­ло­со­фия пра­во­слав­но­го па­с­тыр­ст­ва. СПб., 1996.

33. Ип­по­лит Рим­ский, свт. Толкование на книгу пророка Даниила // Тво­ре­ния. Т. 1. Казань, 1898. Репринт СТСЛ, 1997.

34. Ири­ней Ли­он­ский, св. Тво­ре­ния. М.: Па­лом­ник,1996.

35. Иси­дор Пе­лу­си­от, прп. Пись­ма. М.: Изд. име­ни свя­ти­те­ля Иг­на­тия Ста­в­ро­поль­ско­го, 2000 – 2001. Ч. 1. М., 2000; Ч. 2 – 3. М., 2001.

36. История Древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй. Т. 3. М., 2004.

37. Кар­та­шев А.В. Вет­хо­за­вет­ная биб­лей­ская кри­ти­ка. Па­риж, 1947.

38. Ки­рилл Алек­сан­д­рий­ский свт. Тво­ре­ния. М., 2000 – 2001. Кн. 1. О по­кло­не­нии и слу­же­нии в ду­хе и ис­ти­не. М., 2000. Кн. 2. Гла­фи­ры или ис­кус­ные объ­яс­не­ния из­бран­ных мест из Пя­ти­кни­жия Мо­и­сея. М., 2001.

39. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на пророка Аввакума // Творения, ч. 10. М., 1894.

40. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на пророка Наума // Богословский вестник, 1894, 9, стр. 227 – 239.

41. Кня­зев Алек­сей, прот. Про­ро­ки. М.: Изд. свв. Ки­рил­ла и Ме­фо­дия, 2001.

42. Ко­зы­рев Ф.Н. Ис­ку­ше­ние и по­бе­да свя­то­го Ио­ва. СПб., 1997.

43. Конспект по Ветхому Завету – Пятикнижие (для 2–го класса). Киевская духовная семинария [Электронный ресурс] // http://www.sedmica.orthodoxy.ru/kdais/kds–vz–2.htm. – Адрес сайта на 01.10.2007.

44. Корсунский И.Н.. Перевод LXX (толковников). Его значение в истории греческого языка и словесности. Сергиев Посад, 1897.

45. Ла Сор У.С.С., Хаб­бард Д.А., Буш Ф.У. Об­зор Вет­хо­го За­ве­та. Одес­ская се­ми­на­рия ЕХБ, 1998.

46. Ле­ст­ви­ца, воз­во­дя­щая на не­бо, пре­по­доб­но­го Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка, игу­ме­на мо­на­хов Си­най­ской го­ры.

47. Лос­ский В.Н. Бо­го­сло­вие и Бо­го­ви­де­ние. Сбор­ник ста­тей. М., 2000.

48. Мак­сим Ис­по­вед­ник, прп. Тво­ре­ния в 2 кни­гах. М.: Мар­тис, 1993.

49. Ме­фо­дий Па­тар­ский, сщмч. Пир де­ся­ти дев. М., 1996.

50. Ми­ха­ил (Гри­ба­нов­ский), еп. Над Еван­ге­ли­ем. М.: ПСТБИ, 2001.

51. Ми­ха­ил Псёлл. Бо­го­слов­ские со­чи­не­ния. СПб.,1998.

52. Му­ре­тов М.Д. Из­бран­ные тру­ды. М., 2002.

53. Не­сте­ро­ва О. Ти­по­ло­ги­че­с­кая эк­зе­ге­за: спор о ме­то­де // Аль­фа и Оме­га, 1998, №4 (18).

54. Ни­ко­дим Свя­то­го­рец, прп. Тол­ко­ва­ние ка­но­на на Воз­дви­же­ние Че­ст­но­го и Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­с­та Гос­под­ня. М.: Изд. име­ни свя­ти­те­ля Иг­на­тия Ста­в­ро­поль­ско­го – СПб.: Изд–во «Зна­ме­ние, 1998.

55. Николай Сербский (Велимирович), свт. Молитвы на озере. М.: Изд. Московского подворья СТСЛ. 2004.

56. Николай Сербский (Велимирович), свт. Слово о Законе (номология). М.: Изд. Братства святителя Алесия; изд. "Феофания", 2005.

57. Олес­ниц­кий А. Ру­ко­вод­ст­вен­ные о Свя­щен­ном Пи­са­нии Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­та све­де­ния из тво­ре­ний свя­тых от­цов и учи­те­лей Церк­ви. Ре­принт по изд. СПб.: Си­но­даль­ная ти­по­гра­фия, 1894. М.: Изд. мос­ков­ско­го по­дво­рья СТСЛ, 2002 .

58. Па­и­сий Свя­то­го­рец, мо­нах. От­цы–свя­то­гор­цы и свя­то­гор­ские ис­то­рии. Св.–Тро­иц­кая Сер­ги­е­ва ла­в­ра, 2001.

59. По­ли­кар­пов Д., прот. Тол­ко­ва­ния свя­тых от­цов и учи­те­лей Церк­ви и бо­го­слу­жеб­ные пес­но­пе­ния на мес­си­ан­ские ме­с­та Биб­лии. Кни­ги за­ко­но­по­ло­жи­тель­ные и ис­то­ри­че­с­кие. М., 2000.

60. Псалтирь учебная / Пер. Е.Н. Бируковой и И.Н. Бируков. – М.: Правило веры, 2000. – 795 с.

61. Ри­не­кер Ф., Май­ер Г. Биб­лей­ская эн­цик­ло­пе­дия Брок­га­у­за. Christliche Ver­lag­buch­hand­lung Paderborn, 1999.

62. Сер­гий (Со­ко­лов), ар­хим. Свя­щен­ное Пи­са­ние Вет­хо­го За­ве­та. Ис­то­ри­че­с­кие кни­ги. Сер­ги­ев По­сад, 1995.

63. Сер­гий (Со­ко­лов), еп. Свя­щен­ное Пи­са­ние Вет­хо­го За­ве­та. Про­ро­че­с­кие кни­ги. Сер­ги­ев По­сад, 1996.

64. Си­до­ров А.И. Свя­ти­тель Ки­рилл Алек­сан­д­рий­ский. Его жизнь, цер­ков­ное слу­же­ние и тво­ре­ния. В кн. «Тво­ре­ния свя­ти­те­ля Ки­рил­ла, епи­с­ко­па Алек­сан­д­рий­ско­го». Кн. 1. М.: Па­лом­ник, 2000.

65. Си­ме­он Но­вый Бо­го­слов, прп. Де­я­тель­ные и бо­го­слов­ские гла­вы // До­б­ро­то­лю­бие. Т. 5. М., 1900.

66. Си­ме­он Но­вый Бо­го­слов, прп. Тво­ре­ния в 3–х то­мах. СТСЛ, 1993.

67. Со­фро­ний (Са­ха­ров), ие­ро­мо­нах. Ста­рец Си­лу­ан. Па­риж, 1952.

68. Тол­ко­ва­ние на па­ре­мии (на ос­но­ва­нии тру­да еп. Вис­са­ри­о­на Не­ча­е­ва). М., 1997.

69. Тол­ко­вая Биб­лия или ком­мен­та­рий на все кни­ги Свя­щен­но­го Пи­са­ния Вет­ха­го и Но­ва­го За­ве­та (из­да­ние пре­ем­ни­ков А.П.Ло­пу­хи­на): В 12 т. Ре­принт по изд. СПб., 1904 – 1913. Т. 1, 1904. Т. 2, 1905. Т. 3, 1906. Т. 4, 1907. Т. 5, 1908. Т. 6, 1909. Т. 7, 1910. Т. 8, 1911. Т. 9, 1912. Т. 10, 1912. Т. 11, 1913. Т. 7а 1913. Сток­гольм, 1987.

70. Тру­бец­кой Е.Н. Смысл жиз­ни // Из­бран­ные про­из­ве­де­ния. – Рос­тов–на–До­ну: «Фе­никс», 1998.

71. Фе­о­дор (Поз­де­ев­ский), ар­хи­еп. Жиз­не­опи­са­ние. Из­бран­ные тру­ды. СТСЛ, 2000.

72. Фе­о­до­рит Кир­ский, блж. Изъяснение псалмов. М.: Изд. Совет РПЦ, 2004.

73. Фе­о­до­рит Кир­ский, блж. Изъ­яс­не­ние труд­ных мест Бо­же­ст­вен­но­го Пи­са­ния. М.: Из­да­тель­ский Со­вет Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, 2003.

74. Фе­о­до­рит Кир­ский, блж. Тво­ре­ния. СТСЛ, 1906 – 1907. Се­рия: тво­ре­ния свя­тых от­цов в рус­ском пе­ре­во­де. Изд–во при МДА. Т. 29. Часть 4. Т. 30. Часть 5.

75. Феофан (Быстров), архиеп. Тетраграмма или Божественное ветхозаветное имя הוה. Киев. 2004.

76. Фе­о­фан За­твор­ник, свт. На­чер­та­ние хри­с­ти­ан­ско­го нра­во­уче­ния: В 2 тт. М.: Изд–во Свя­то–Ус­пен­ско­го Пско­во–Пе­чер­ско­го мо­на­с­ты­ря; изд–во «Па­лом­ник», 1994.

77. Фе­о­фан За­твор­ник, свт. Тол­ко­ва­ние по­сла­ний апо­с­то­ла Пав­ла. 1 По­сла­ние к ко­рин­фя­нам. М., 1998.

78. Фе­о­фан За­твор­ник, свт. Тол­ко­ва­ние по­сла­ний апо­с­то­ла Пав­ла. По­сла­ние к га­ла­там. М., 1996.

79. Фе­о­фан За­твор­ник, свт. Тол­ко­ва­ние по­сла­ний апо­с­то­ла Пав­ла. По­сла­ние к ефе­се­ям. М., 1998.

80. Фе­о­фан За­твор­ник, свт. Тол­ко­ва­ние по­сла­ний апо­с­то­ла Пав­ла. По­сла­ние к ко­лос­са­ем и фи­лип­пий­цам. М., 1998.

81. Фи­ла­рет (Дроз­дов), митр. Мос­ков­ский, свт. За­пи­с­ки, ру­ко­вод­ст­ву­ю­щие к ос­но­ва­тель­но­му ра­зу­ме­нию кни­ги Бы­тия. М., 1867. (есть ре­принт б.в.д.)

82. Фи­ла­рет (Дроз­дов), митр. Мос­ков­ский, свт. О дог­ма­ти­че­с­ком до­сто­ин­ст­ве и ох­ра­ни­тель­ном упо­треб­ле­нии гре­че­с­ко­го се­ми­де­ся­ти тол­ков­ни­ков и сла­вян­ско­го пе­ре­во­дов Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Тво­ре­ния. М., 1994 (ЖМП, 1992, №11 – 12).

83. Фи­ла­рет (Дроз­дов), митр. Мос­ков­ский, свт. Про­ро­че­с­кие кни­ги Вет­хо­го За­ве­та // Чте­ния об­ще­ст­ва лю­би­те­лей ду­хов­но­го про­све­ще­ния, 1873, I по­лу­го­дие.

84. Фи­ла­рет (Дроз­дов), митр. Мос­ков­ский, свт. Про­ст­ран­ный хри­с­ти­ан­ский ка­те­хи­зис. М.: Си­но­даль­ная ти­по­гра­фия, 1895.

85. Фи­ла­рет (Дроз­дов), митр. Мос­ков­ский, свт. Ру­ко­вод­ст­во к по­зна­нию кни­ги Псал­мов, осо­бен­но си­с­те­ма­ти­че­с­ко­му и бо­го­слов­ско­му // Чте­ния об­ще­ст­ва лю­би­те­лей ду­хов­но­го про­све­ще­ния, 1872.

86. Флавий Иосиф. Иудейская война. М., 2004.

87. Флавий Иосиф. Иудейские древности.

88. Фло­рен­ский П., свящ. Столп и ут­верж­де­ние ис­ти­ны: Опыт пра­во­слав­ной те­о­ди­цеи в две­над­ца­ти пись­мах. Ре­принт по изд. М.: Изд. «Путь», 1914. М.: Леп­та, 2002.

89. Хер­го­е­зер­ский А. Обо­зре­ние про­ро­че­с­ких книг Вет­хо­го За­ве­та. М., 1998.

90. Шульц С.Д. Ветхий Завет говорит...: Пер. с англ. – 3. изд. – М.: Духов. возрождение, 2000.

91. Юн­ге­ров П.А. Вве­де­ние в Вет­хий За­вет в 2 кни­гах. М.: ПСТБИ, 2003.

92. Юнгеров П.А. Вероучение Псалтири, его особенности и значение в общей системе библейского вероучения. К.: «Пролог», 2006.

93. Юн­ге­ров П.А. Псал­тирь в рус­ском пе­ре­во­де с гре­че­с­ко­го тек­с­та. Св.–Тро­иц­кая Сер­ги­е­ва Ла­в­ра, 1996.

94. Tarazi, Paul Nadim. The Old Testament. Intro­duction. Vol.1 Historical Traditions. Crestwood, NY, 1991.

Содержание

Предисловие. 3

Введение. 4

Раздел 1. Пятикнижие Моисеево. 15

Глава 1. Начало. 16

1.1. Библейский рассказ о сотворении мира. 16

1.2. Соотнесение библейского повествования о сотворении мира с научными гипотезами.. 17

1.3. Сотворение человека. 18

1.4. О нетленности первозданной твари.. 21

1.5. Пребывание людей в раю.. 22

1.6. Грехопадение. 23

1.7. Последствия грехопадения. 24

1.8. Смысл наказания. 27

1.9. Обетование спасения. 27

Глава 2. Начало истории человечества. 28

2.1. Дети Адама. 28

2.2. Допотопное человечество. 30

2.3. Потоп. Ной и его семья. 31

2.4. Завет Бога с Ноем.. 33

2.5. История потомков Ноя. 34

2.6. Вавилонское столпотворение. 35

Глава 3. Патриарх Авраам.. 36

3.1. Призвание. Обетование. 36

3.2. Путешествие в Египет. 38

3.3. Разделение с Лотом.. 38

3.4. Встреча с Мелхиседеком.. 38

3.5. Завет Божий с Авраамом. Рождение Измаила. 39

3.6. Обрезание. 41

3.7. Что такое завет. 42

3.8. Перемена имени и обещание сына. 42

3.9. Шестое явление Бога Аврааму. Откровение Святой Троицы.. 43

3.10. Обстоятельства гибели Содома и Гоморры.. 43

3.11. Наследники Авраама. 44

3.12. Великое искушение Авраама. 45

Глава 4. Патриархи Исаак, Иаков, Иосиф.. 47

4.1. Жизнь Исаака. 47

4.2. Исав и Иаков – первородство и благословение. 47

4.3. Видение лестницы в Вефиле. 48

4.4. Пребывание у Лавана и возвращение. 49

4.5. Поединок в Пенуэле. 49

4.6. Символическое значение истории патриархов. 50

4.7. История Фамари.. 50

4.8. Патриарх Иосиф.. 51

4.9. Благословения, данные патриархом Иаковом своим сыновьям.. 52

4.10. Рождение Фареса и Зары.. 53

4.11. Некоторые обобщения по первоначальной истории человечества. 53

Глава 5. Исход. 54

5.1. Происхождение и призвание Моисея. Откровение об Имени Божием.. 55

5.2. Символическое значение видения купины.. 56

5.3. Возвращение Моисея в Египет. 56

5.4. Казни египетские. Исход из Египта, установление праздника Пасхи.. 56

5.5. Переход через Красное (Чермное) море. 58

5.6. Пророческий смысл Исхода. 58

5.7. Исход как усыновление Богу. 60

5.8. Чудеса на пути до горы Синай.. 60

5.9. Заключение Завета и его смысл. 61

5.10. Утверждение Завета. 63

5.11. Золотой телец. 63

5.12. Синайское богоявление. 64

5.13. О явлении ангелов. 66

5.14. Скиния и ее принадлежности.. 66

5.15. Освящение скинии.. 67

Глава 6. Левит. 68

6.1. Постановления о жертвах. 68

6.2. Постановления о священстве. 69

6.3. Об уделах левитов. 70

6.4. Постановления о праздниках. 71

6.5. Понятие святости.. 74

Глава 7. Числа. История сорокалетнего странствования Израиля по пустыне. 75

7.1. Чудо насыщения народа перепелами.. 75

7.2. Упреки Аарона и Мариам.. 76

7.3. Отказ от вступления в землю обетованную.. 76

7.4. Восстание Корея, Дафана и Авирона. 76

7.5. Жезл Ааронов. 78

7.6. Грех Моисея и Аарона. 78

7.7. Продолжение странствия. 79

7.8. Пророчество Валаама. 79

7.9. Города-убежища. 80

7.10. Поставление Иисуса Навина. 80

Глава 8. Второзаконие. 81

8.1. Повторение закона и новые заповеди.. 81

8.2. Мессианские пророчества. 82

8.3. Закон ужичества (левирата) 82

8.4. Последние указания. Песнь Моисея. 83

8.5. Смерть Моисея. 83

Глава 9. Смысл и значение закона Моисеева. 84

9.1. Разнообразие постановлений Закона. 84

9.2. Общечеловеческое значение закона. Закон как руководство к праведности.. 84

9.3. Отличие Синайского Завета от завета с Авраамом.. 88

9.4. Смысл закона Моисеева. 88

9.5. Преходящее значение закона. 90

Раздел 2. Исторические книги.. 91

Глава 10. Книга Иисуса Навина. 91

10.1. Приготовление и вступление в землю обетованную.. 91

10.2. Начало завоевания земли обетованной.. 92

10.3. Битва за Гаваон. 93

10.4. Окончание завоевания при Иисусе Навине. 94

10.5. Раздел земли и возвращение заиорданских колен. 94

10.6. Жертвенник заиорданских колен. 94

10.7. Завещание Иисуса Навина. 95

Глава 11. Книга Судей.. 95

11.1. Состояние Израиля после смерти Иисуса Навина. 95

11.2. Служение судей.. 96

11.3. Девора. 97

11.4. Гедеон. 97

11.5. Сыновья Гедеона. Авимелех. Первая попытка установления монархии.. 98

11.6. Иеффай.. 98

11.7. Самсон. 99

11.8. История Михи и война с коленом Вениаминовым.. 99

11.9. Хронология эпохи Судей.. 100

11.10. Книга Руфь. 101

Глава 12. Начало эпохи Царств. 102

12.1. Книги Царств и Паралипоменон. 102

12.2. Первосвященник Илий.. 102

12.3. Песнь Анны пророчицы.. 102

12.4. Призвание Самуила (1 Цар. 3 гл.) 103

12.5. Поражение от филистимлян. История ковчега. 103

12.6. Самуил – судья. 104

Глава 13. Царство Саула. 104

13.1. Воцарение Саула. 105

13.2. Победы и отступление Саула. 107

13.3. Окончательное отвержение Саула. 108

13.4. Помазание Давида. 109

13.5. Давид и Саул. 109

13.6. Гибель Саула. 110

Глава 14. Царство Давида. 110

14.1. Начальный период царствования Давида в Хевроне. 110

14.2. Расцвет царства Давида. 111

14.3. Перенесение ковчега. 112

14.4. Обетование Давиду. 112

14.5. Организация богослужения. 113

14.6. Грех Давида. Рождение Соломона. 114

14.7. История Авессалома. 114

14.8. Восстановление власти Давида. 116

14.9. Перепись народа. 116

14.10. Итоги царствования Давида. 117

Глава 15. Царствование Соломона. 118

15.1. Воцарение Соломона. 118

15.2. Дарование Соломону мудрости. Божие обетование Соломону. 119

15.3. Богатство и слава Соломона. 119

15.4. Построение Иерусалимского храма. 120

15.5. Освящение Храма. Молитва Соломона. 121

15.6. Обетование Соломону. 121

15.7. Причины недовольства правлением Соломона. 122

15.8. Грех Соломона. 122

15.9. Обетование Иеровоаму. 123

15.10. Воцарение Ровоама и разделение царства. 123

15.11. О книгах Паралипоменон. 124

Глава 16. История Северного (Израильского) царства. 124

16.1. Первые династии.. 125

16.2. От Ахава до Ассирийского плена. 126

16.3. Пророки Илия и Елисей.. 128

Глава 17. История Южного (Иудейского) царства. 133

17.1. Правление царей Иудейских от Ровоама до Ахаза. 133

17.2. Правление царей Иудейских от Езекии до Иосии.. 138

17.3. Падение иудейского царства. 141

17.4. Судьба оставшихся в Иудее. 143

17.5. Итоги периода царей.. 143

Глава 18. Вавилонский плен. Возвращение. Строительство второго Храма и восстановление Иерусалима. 144

18.1. Иудеи в плену. 144

18.2. Первая книга Ездры. Возвращение иудеев из плена. 146

18.3. Строительство и освящение второго Храма. 147

18.4. Второе возвращение при священнике Ездре. 148

18.5. Книга Неемии. Возрождение Иерусалима. 149

18.6. Возобновление Завета. 150

18.7. Дополнительные сведения о Ездре. 151

18.8. Итоги периода. 151

Глава 19. От Ездры до Ирода Великого. 152

19.1. Завоевание Александра Македонского. 152

19.2. Третья книга Маккавейская. Иудеи в Египте. 153

19.3. Первая и вторая книги Маккавейские. Палестина под властью Египта и Сирии.. 154

19.4. Гонение Антиоха Епифана. 155

19.5. Ветхозаветные мученики за веру. 156

19.6. Восстание священника Маттафии и его сыновей. Успехи Иуды Маккавея. 156

19.7. Продолжение войны. Независимость Иудеи. Начало династии Маккавеев (Хасмонеев) 158

19.8. Правление династии Маккавеев (Хасмонеев). Воцарение Ирода. 159

Раздел 3. Учительные книги.. 162

Глава 20. Книга Иова. 162

20.1. Исторический пролог. 163

20.2. Собеседование Иова с друзьями.. 164

20.3. Речь Елиуя. 168

20.4. Ответ Бога Иову. 169

20.5. Смысл страданий Иова. 170

20.6. Богослужебное употребление книги.. 174

Глава 21. Псалтирь. 175

21.1. Разделение Псалтири.. 175

21.2. Святые Отцы о Псалтири.. 176

21.3. Надписание псалмов. 177

21.4. Виды Псалмов. 177

21.5. Хвалебные и благодарственные псалмы.. 179

21.6. Учительные псалмы.. 180

21.7. Откровение о Христе в псалмах. 181

21.8. Об отношении к врагам – духовное понимание. 183

21.9. Способ исполнения Псалтири.. 184

Глава 22. Писания царя Соломона: Книги Притчей, Екклесиаст и Песнь Песней.. 185

22.1. Книга Притчей Соломоновых. 185

22.2. Екклесиаст. 192

22.3. Порядок книг Соломоновых. 196

22.4. Песнь Песней Соломона. 197

Глава 23. Неканонические учительные книги.. 201

23.1. Неканоническая книга Премудрости Соломона. 201

23.2. Неканоническая книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. 204

Раздел 4. Пророческие книги.. 207

Глава 24. Пророки. Введение. 207

24.1. Смысл пророческого служения. 207

24.2. История пророческого служения. 208

24.3. Истинное и ложное пророчество. 209

24.4. Способы получения откровения. 211

24.5. Восприятие пророческой проповеди.. 212

24.6. Характерные черты пророческой проповеди.. 213

24.7. Порядок изучения пророческих книг. 213

Глава 25. Книги малых пророков. 214

25.1. Книга пророка Осии.. 214

25.2. Книга пророка Иоиля. 219

25.3. Книга пророка Амoса. 222

25.4. Книга пророка Софонии.. 226

Глава 26. Книга пророка Исаии.. 228

26.1. Служение пророка Исаии.. 228

26.2. Вопрос единства книги.. 229

26.3. Обличение. 230

26.4. Пророчество о Церкви.. 231

26.5. Притча о винограднике. 232

26.6. Призвание пророка Исаии.. 232

26.7. Пророчества о Рождестве Христовом и о Христе. 233

26.8. Пророчества о судьбах языческих народов и о Иерусалиме. 236

26.9. Эсхатологические пророчества: «великий апокалипсис» Исаии.. 237

26.10. Пророчество о краеугольном камне в основании Сиона. 238

26.11. Суд Божий и избавление. 239

26.12. Исторический отдел. Нашествие Сеннахирима. Болезнь Езекии. Предсказание о Вавилонском плене. 240

26.13. Утешительные пророчества. Христос и Церковь. 241

26.14. Церковь. 243

26.15. Призвание язычников. 244

26.16. Заключительные пророчества. 246

Глава 27. Книга пророка Михея. 247

27.1. Суд над Израилем.. 247

27.2. Обличение князей и лжепророков. Наказание и утешение. 248

27.3. Рождество Христово. 249

27.4. Нравственное состояние народа. Конечное торжество Бога. 250

Глава 28. Книги пророков Авдия, Ионы и Наума. 251

28.1. Книга пророка Авдия. 251

28.2. Книга пророка Ионы.. 252

28.3. Книга пророка Наума. 254

Глава 29. Книга пророка Аввакума. 256

29.1. Первый вопрос пророка: почему зло остается безнаказанным?. 256

29.2. Второй вопрос: почему для отмщения избран народ лукавый?. 256

29.3. Пророческая песнь. 257

Глава 30. Книга пророка Иеремии.. 259

30.1. Общая характеристика книги.. 259

30.2. Изображение нравственного состояния жителей Иерусалима и Иудеи.. 260

30.3. Служение пророка Иеремии.. 262

30.4. Служение пророка после падения Иерусалима. 265

30.5. Значение послушания. 266

30.6. Символические видения и действия. 267

30.7. Тема личной ответственности.. 268

30.8. Пророчество о пастырях Израиля. 269

30.9. Пророчество о возвращении из плена и Новом Завете. 270

30.10. Мессианские пророчества. 271

30.11. Окончание книги: пророчества о языческих народах. 272

30.12. Книги Плач Иеремии, Послание Иеремии и Книга пророка Варуха. 272

Глава 31. Книга пророка Иезекииля. 273

31.1. Призвание к пророческому служению.. 274

31.2. Пророчества о гибели Иерусалима (символические действия) 275

31.3. Видение беззакония Иерусалима. Второе видение славы Божией.. 276

31.4. Обетование спасения. 278

31.5. Предсказание о переселении.. 278

31.6. Обличение лжепророков и старейшин-идолопоклонников. 279

31.7. Обличительные и пророческие притчи.. 279

31.8. Притча о кедре и пророчество о Наследнике. 280

31.9. Разорение Иудеи – подтверждение истинности обетований.. 280

31.10. Тема личной ответственности.. 281

31.11. Пророчества о языческих народах. Царь Тирский.. 282

31.12. Пророчества о Пастыре и Новом Завете. 282

31.13. Пророчество о Воскресении.. 284

31.14. Великая битва. 285

31.15. Видение Нового Иерусалима. 285

Глава 32. Книга пророка Даниила. 287

32.1. Даниил и Анания, Мисаил и Азария в Вавилоне. 287

32.2. Сон Навуходоносора. 288

32.3. Золотой истукан. Отроки в печи Вавилонской.. 289

32.4. Безумие Навуходоносора. 290

32.5. Пир Валтасара. 290

32.6. Даниил во рву львином.. 291

32.7. Неканонические добавления. 292

32.8. Видение четырех зверей.. 293

32.9. Видение овна и козла. 294

32.10. Пророчество о седминах. 295

32.11. Видение великой брани.. 296

Глава 33. Книги пророков Аггея, Захарии и Малахии.. 297

33.1. Книга пророка Аггея. 297

33.2. Книга пророка Захарии.. 299

33.3. Книга пророка Малахии.. 305

Приложение. 309

К Введению.. 309

К главе 1. 317

К главе 2. 332

К главе 3. 332

К главе 4. 338

К главе 5. 342

К главе 6. 350

К главе 7. 352

К главе 8. 352

К главе 9. 353

К главе 11. 355

К главе 12. 356

К главе 13. 361

К главе 15. 361

К главе 17. 362

К главе 19. 362

К главе 20. 364

К главе 21. 365

К главе 22. 369

К главе 23. 387

К главе 24. 387

К главе 25. 388

К главе 26. 388

К главе 28. 389

К главе 29. 390

К главе 30. 391

К главе 31. 391

К главе 32. 392

К главе 33. 396

Литература. 398

[1] В си­лу ог­ра­ни­чен­но­с­ти объ­е­ма кур­са из не­ка­но­ни­че­с­ких книг на­ми бу­дут крат­ко рас­смо­т­ре­ны толь­ко кни­ги Мак­ка­вей­ские, по­сколь­ку с их по­мо­щью мы смо­жем «пе­ре­бро­сить мос­тик» от вет­хо­за­вет­ной биб­лей­ской эпо­хи к но­во­за­вет­ной.

[2] Св. Афанасий Александрийский. Из 39 послания о праздниках. См. Книгу правил.

[3] Дополнительные сведения о делении книг Священного Писания даны в Приложении.

[4] См. напр. статью Библеистика // Православная Энциклопедия, т. V, М., 2002.

[5] См. напр. статью Археология библейская // Православная Энциклопедия, т. III, М., 2001.

[6] См. напр. Ранняя Космогоническая поэзия // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989, с.33 – 80

[7] Подробнее об антропоморфизмах в Священном Писании см. в Приложении

[8] Примеры святоотеческих толкований приведены в Приложении.

[9] Подробнее см. в Приложении.

[10] В неделю сыропустную, в субботу вечера. Сти­хи­ра на «Гос­по­ди, воз­звах», слава // Три­одь По­ст­ная.

[11] См. напр. Д.В.Деопик. Курс лекций по библейской археологии. М.: Изд-во ПСТБИ, 1994.

[12] Подробнее см. в Приложении.

[13] Текст толкования свт. Иоанна Златоуста см. в Приложении.

[14] Следует заметить, что в буквальном смысле это обетование уже было исполнено во времена Соломона. Поэтому теперь следует ожидать исполнения духовного смысла этого пророчества.

[15] Кстати, название «Советский Союз» переводилось на иврит как «брит hамуацот», буквально – «Союз Советов».

[16] Подробнее см. в Приложении.

[17] Библейские песни канона на утрени, общим числом 10 имеют мессианский характера и содержат пророчества о спасении во Христе. Из книг Ветхого Завета взяты 8 песней. Две – Песнь Богородицы и песнь Захарии, отца Иоанна Предтечи, взяты из Евангелия.

[18] Воз­дви­же­ние честнаго Кре­с­та, утра. Ка­нон Креста, пес­нь 1, ир­мос // Минея, 14 сентября.

[19] «И не ве­рив­шие ни­че­му ра­ди ча­ро­дей­ст­ва, при по­губ­ле­нии пер­вен­цев, при­зна­ли, что этот на­род есть сын Бо­жий» (Прем. 18:13).

[20] Подробнее толкование свмч. Иринея Лионского приведено в Приложении.

[21] Классический образец – свт. Григорий Нисский «О жизни Моисея законодателя».

[22] Подробнее о богослужебном употреблении Пятикнижия см. в Приложении

[23] Подробнее о содержании книг Царств и Паралипоменон см. в Приложении

[24] Вообще самоубийство – явление, крайне редко упоминавшееся в Писании. Бросившись на меч покончил с собой царь Саул, сжег себя вместе с дворцом недостойный израильский царь-узурпатор Замврий (3.Цар.16:18-19).

[25] Впрочем, мы уже неоднократно сталкивались с тем, что число в Писании имеет в первую очередь символическое значение, и только потом – количественное. Суммарное число – 1000 в данном случае побуждает предположить, что здесь нам дано указание на то, что жен было очень много, а не на точное их количество.

[26] «В ев­рей­ской Биб­лии эти кни­ги на­зы­ва­ют­ся «Сло­ва дней» – на­и­ме­но­ва­ни­ем, пе­ре­ве­ден­ным Ие­ро­ни­мом – Chronica. Это по­след­нее на­зва­ние очень рас­про­ст­ра­не­но в со­вре­мен­ной за­падной про­те­с­тант­ской ли­те­ра­ту­ре. У LXX на­зы­ва­ют­ся: b. Paraleipomevnwn – то есть до­пол­не­ние опу­щен­но­го в пре­ды­ду­щих ис­то­ри­че­с­ких вет­хо­за­вет­ных кни­гах (Зла­тоуст, Фе­о­до­рит, Афа­на­сий, Про­ко­пий Газ­ский так объ­яс­ня­ют гре­че­с­кое на­и­ме­но­ва­ние)» [79, с. 159].

[27] В среду средния седмицы на утрени. Канон Креста, 7 песнь, 1 тропарь // Триодь Постная.

[28] По­сле име­ни каж­до­го ца­ря в скоб­ках да­ны при­мер­ные да­ты их прав­ле­ния.

[29] Аса, Иосафат, Езекия и Иосия в некоторые периоды жизни «делали угодное очах Господних и ходили путем Давида». Иоас, Амасия, Озия и Иоафам «делали угодное в очах Господних», но не как Давид.

[30] Бла­жен­ный Ие­ро­ни­м вы­ска­зал пред­по­ло­же­ние, что это спи­сок Вто­ро­за­ко­ния. Но­вей­шие кри­ти­ки счи­та­ют, что свя­щен­ни­ки сами со­чи­ни­ли кни­гу и подали ца­рю под ви­дом древ­ней. Од­на­ко во вре­ме­на Ма­нас­сии и Амо­на дей­ст­ви­тель­но труд­но бы­ло со­хра­нить свя­щен­ные кни­ги, если не спря­тать их в на­деж­ном тай­ни­ке. Мне­ние, что бы­ло най­де­но толь­ко Вто­ро­за­ко­ние, сла­бо ар­гу­мен­ти­ро­ва­но. По­че­му не весь За­кон?

[31] В новозаветное время происходит обратное. Не народ становится Церковью, но Церковь определяет и формирует новый народ, независимо от национальной принадлежности ее членов.

[32] Диаспора (гр. διασπορά – рассеяние) – часть народа, живущая вне исторической родины.

[33] Здесь в Писании, возможно, присутствует анахронизм, поскольку преемником Кира был Камбис, которого сменил Дарий. Поэтому это письмо действительно могло относиться к более поздним попыткам иудеев восстановить Иерусалим.

[34] Служ­ба Ио­ву Мно­го­ст­ра­даль­но­му, вечера. Сти­хи­ра на ли­тии // Ми­нея, 6 мая.

[35] См. Приложение.

[36] Подробнее см. в Приложении.

[37] Во святый и ве­ли­кий Чет­вер­ток на утрени. Ка­нон, песнь 1, тро­па­ри 1 – 3 // Триодь Постная.

[38] Именно так объясняет начало 12-й главы Екклесиаста свт. Ипполит Римский [33, c. 125] (см. Приложение).

[39] См. Приложение.

[40] Тол­ко­ва­ние кни­ги «Песнь Пес­ней», со­став­лен­ное Д. Афа­на­сь­е­вым на ос­но­ва­нии ука­за­ний свя­тых от­цов см. в Приложении.

[41] Неделя по Рождестве Христовом, на утрене. Стихира на «Хвалитех», слава // Минея.

[42] Служ­ба св. про­ро­ку Иса­ие на утрене. Ка­нон, песнь 9, тро­парь 2 // Ми­нея, 9 мая.

[43] Датировка правления иудейских царей сделана по книге: История Древнего Востока. РАН. М. 2004. С. 470 – 475.

[44] Сретение Господа и Бога нашего Иисуса Христа, на утрени. Канон, 5 песнь, 3 тропарь // Минея, 2 февраля.

[45] Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, на утрени. Канон первый, 5 песнь, ирмос // Минея, 25 декабря.

[46] По тек­с­ту Ели­за­ве­тин­ской Биб­лии – «рев­ность», что точнее передает значение соответствующего греческого слова в LXX.

[47] В среду вечера 6 седмицы по Пасхе Воз­не­се­ние Гос­пода Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, на ве­ли­кой ве­чер­не. Сти­хи­ра на сти­хо­вне // Триодь Цветная.

[48] Прп. Мак­сим Ис­по­вед­ник: «Пи­са­ние обо­зна­ча­ет сло­вом „не­бо“ еще и не­бес­ные си­лы, со­глас­но ре­че­нию: Не­бо пре­стол Мой (Ис. 66:1), по­сколь­ку Бог по­чи­ва­ет сре­ди свя­тых и не­те­лес­ных ес­теств» [48, кн. 2, с. 138].

[49] Идумеи – жители Едома, происходят от Исава брата Иакова. Исав или Едом означает «красный» (Быт. 36:1).

[50] Служ­ба св. про­ро­ку Ие­ре­мии, на утрене. Ка­нон, песнь 6, тро­парь 3 // Ми­нея, 1 мая.

[51] Отсюда впоследствии произошло название «гейхинном» – «геена», применительно к преисподней (ср. Мф. 5:29) [61, с. 600].

[52] Следует заметить, что в книге этот раздел помещен в период между повелением пророку умолкнуть и не обращаться более к соплеменникам, до времени, когда пал Иерусалим и Господь открыл пророку уста (Иез. 33:22)

[53] Глас 4, в неделю утра. Канон воскресный, песнь 9, ирмос // Октоих.

[54] Некоторые толкования на книгу пророка Даниила см. в Приложении.

[55] Это на­и­ме­но­ва­ние Мессии зна­ко­мо нам по другим пророкам (см. Ис. 4:2; 11:1; Иер. 33:15; Зах. 6:12).

[56] В этих сло­вах св. Афа­на­сия на­хо­дит­ся яс­ное ос­но­ва­ние для со­вре­мен­ных пра­во­слав­ных бо­го­сло­вов упо­треб­лять тер­мин: «не­ка­но­ни­че­с­кие» кни­ги, в от­ли­чие от ка­то­ли­че­с­ко­го тер­ми­на «дев­те­ро­ка­но­ни­че­с­кие» и про­тестант­ско­го «апо­кри­фи­че­с­кие». Этим тер­ми­ном и мы поль­зу­ем­ся, хо­тя ми­т­ро­по­ли­ты Фи­ла­рет (Ака­дем. лек­ции) и Ар­се­ний (Вве­де­ние. 165 – 194 стр.) поль­зу­ют­ся тер­ми­ном «апо­кри­фи­че­с­кие» кни­ги. По­след­ний тер­мин, прав­да, име­ет се­бе ос­но­ва­ние в оте­че­с­кой пись­мен­но­с­ти (у Ие­ро­ни­ма. Prolog. gal.), но в со­вре­мен­ной рус­ской бо­го­словской ли­те­ра­ту­ре при­ла­га­ет­ся к кни­гам бо­лее низ­ко­го до­сто­ин­ст­ва: Ено­ха, Заветы 12 па­т­ри­ар­хов и др., со­дер­жа­ние ко­их ере­тич­но и бас­но­слов­но и чте­ние ко­их за­пре­ща­ет­ся Цер­ко­вью. В оте­че­с­кой же пись­мен­но­с­ти тер­мин «апо­к­рифы» и «апо­кри­фи­че­с­кие кни­ги» при­ла­гал­ся к пи­са­ни­ям ере­ти­ков (Афа­на­сий. 39 посл. о праздн.), от чте­ния ко­их пре­до­хра­ня­лись пра­во­слав­ные хри­с­ти­а­не.

[57] Но употребление за богослужением не может означать богодухновенности употребляемой книги, потому что песнопения и каноны, поемые и читаемые в церкви и составляющие большую часть содержания богослужения, - не считаются богодухновенными, по нуждам времени свободно умножаются и пополняются, а богодухновенная Библия считается неизменной на все времена.

[58] Буквально: в котором.

[59] Буквально: принимавшим участие.

[60] У преподобного Иоанна Дамаскина не двойственные числа, а множественные, что, конечно, безразлично.

[61] В греческом: суетишься.

[62] В славянском: снеси (единственное число).

[63] Буквально: а это есть.

[64] Буквально: вследствие времени.

[65] Буквально: «учили этим образом, так и те, которые учили тем образом».

[66] Буквально: кто пребывает в общении с.

[67] Опускаем, не указанное в Библии, число лет правления Самуила.

[68] Так решается этот вопрос у Вигуру. Руководство к изучению Библии. 2, 47 – 52 стр. Keil. Tinleitung. 192 – 194 ss. Cornely. Introd. spec. I, 224 – 227 pp.

[69] Epist. 52, 5.

[70] Kittel. Die B. d. Chronik. 1902 г. VI – X. 56, 123 ss. Таковое же мнение разделялось и цитируемыми автором «предшественниками» его.

[71] С этою «тенденциозностью» встретимся еще при разборе достоверности книг Паралипоменон.

[72] Выше приведенные замечания в изъяснение таинственного смысла одной части «Песни Песней» конечно не исчерпывают его во всей глубин и всех его предметов. Но мы и имеем целью дать только самое общее руководственное для школьного преподавания изъяснение этой глубоко таинственной и многосодержательной книги, а не предложить для всех совершенных христиан подробное толкование этой книги. Посему же мы оставляем изъяснение таинственного смысла Песни в приложении к религиозно-нравственной жизни и развитию каждой верующей души, в каковом приложении изъясняли смыслы Песни некоторые святые мужи, отцы Церкви, опытные в явлениях духовно-благодатной жизни, каковы – Ориген, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, бл. Феодорит, св. Макарий Египетский и др. Под руководством этих авторитетов можно указывать особенные черты духовной жизни верующей души, Невесты Христовой, раскрываемые в каждом явлении Песни. Но при этом нужно всегда иметь в виду, что в жизни каждой верующей души явления, которые совершаются во всем обществе верующих и которые собственно изображает «Песнь Песней», отображаются только отчасти, и притом не все в жизни каждого верующего имеют место, и совершаются часто не в том порядке, в каком представлены в «Песни» и бывают в жизни целого церковного общества и человечества.

[73] Со времени открытия жизни Церкви Христовой, т.е. со времени сошествия Св. Духа на апостолов и др. верующих в день Пятидесятницы, Евреи в смысле особой и отдельной нации теряют свое значение в Церкви и своим отвержением Христа уравниваются с язычниками.

[s1]Толкование на пророка Исаию. Творения, ч.6, Сергие Посад, 1888, 544 с.

[s2]Толкование на пророка Исаию.

Творения ч.7, Сергиев Посад, 1889, 507 с.

Наши рекомендации