Рос в 1990е – 2000 г. радикальные реф-мы эк-ки и пол-го строя. Конституц РФ 1993 г. Осн-ые направл-я внеш-й пол-ки Современ Рос.

В дек 1991г. РФ вместе с др респ-ми бывшего Союза вступила на путь самостоят-го существования. Приоритетные цели: стабилизация эк-ой ситуации при одноt-ой приватизации гос-ой собств-ти в промыш-ых, торг-х сферах. Определение внешнепол--го курса (Рос потеряла ряд важных морс-х портов, воен баз, удалилась от Евр, в геопол-ом плане прекратила свое сущ-е супердержава). Рос през-т, прав-во, Верховный Совет в течении неск-х дней обрели вл-ть и п/д ними встала проблема претворения радик-х реф-м в жизнь. Однако при наличии идеологии реф-м отсутствовала программа конкретных эк-х действий, всплыло много ??, но не б единства в понимании путей реформировании Рос. Глав идея – свободные, не обремененные госконтролем эк-ие отнош-я, полностью отвергается эк-ое регулир-е. Считали, что рыноч эк-ка яв-ся основой пол-ой демократии, а авг 1991г рассм-ли как буржуазную рев-цию. План эк-их реф-м обнародован в окт и состоял из след мер:1. разовое введение свободных цен с янв 1992г., которые д. б. определить рыночную стоимоть товаров, ликвидировать тов-ый дефицит. 2. либерализация торговли, для ускорения товарооборота, создания инфрастр-ры по сбыту max возможного продукции. 3.широкая приватизация жилья, госпредприятий для превращения массы нас-я в собственников, создания эк-х стимулов для стимулир-я предпринимательской деят-ти. Правительство Гайдара (35 лет) состояло премущественно из молодых ученых-экономистов в янв 92г. начало претворение реф-м в жизнь «шокотерапия». Это привело к резкому взлету цен (при росте з/п в 10-15 раз цены возросли в 100-150 раз) т.е произошла практически конфискация денег у нас-я и абсолютное число граждан не приняло участие в приватизации, взамен нас-ю выдали приватизационные чеки (ваучеры). По мнению прав-ва, россияне могли бы получить % с прибыли в соответствии с кол-ом вложенных в то или иное производство чеков, если оно будет прибыльным. Сразу началась неконтролируемая вл-ми скупка ваучеров.

Расчеты Гайдара на помощь Зап не оправдалась, полож-е в эк-ке продолжало ухудшаться: промыш произв-во упало на 35%, начался рост инфляции, рост цен и резкое снижение уровня жизни.

В дек 1992г. 7 Съезд народных депутатов РФ оценил работу прав-ва как неудовлетвор-ую и добился отставки Гайдара=>Чермомырдин. Важной задачей в области внутр пол-ки в 91-92гг. стало оформление рос-ой гос-сти. Пол-ая стр-ра б представлена 3мя ветвями вл: законод-ой(Съезд народных депутатов и избираемый им Верховный Совет), исполн-ой ( президент и назначаемое им правительство) и исполн-ой (высшая инстанция-Конституц-ый суд). Однако в действовавшей Конст-ции РФ четкого ÷ м/у ветвями вл неб, что повлекло за собой конфликт м/у президентом с одн стороны и Верховным Советом – с др. В стране возникло 2властие. В мар 1993г б/ба 2х ветвей вл-ти достигла опасных пределов. В стране вводилось президентское правление. Срочно собравшейся 26 мар внеочередной 9 Съезд народных депутатов обвинил президента в превышении полномочий и пытался повергнуть импичменту. Однако большинство съезда высказалось за доверие Ельцину. Проведенный референдум упрочил положение президента.

К осени 93г. Рос оказалась в состоянии глубокого пол-го кризиса. Начиная с весны 92г депутатский корпус б нацелен на ограничение полномочий президента. Тогда Ельцин указом от 21 сент 93г. «о поэтапной конституционной реф-ме в Рос» объявил о роспуске съезда и Верховного Совета и проведении 12 дек референдума по нов Конст-ции и выборах в 2хпалатное Федер-ое Собрание (Гос Думу и Сосет Федерации).Указ Ельцина противоречил действовавшей Конст-ции. Оппозиция решилась на решительные шаги и в ночь на 23 сент 93г. Чрезвычайный 10 съезд народных депутатов принял постановления, в котором объявил действия Ельцина гос-ым переворотом и избрал Руцкого президентом. Началось формир-ие параллельного прав-ва.

Центром сопротивления президенту стало здание Верховного Совета Рос (Белый дом). Массовые беспорядки вылились в активные боевые действмя 3 и 4 окт, что привело к гибели военных и мирного насел-я. 4 окт руководители сопротивления б арестованы. 12 декабря в ходе всенародного голосования была принята нов Конст-ция Рос.по нов з-ну президент получал чрезвычайно шир полномочия. В качестве главы гос-ва он определяет пол-ку, назначает главу прав-ва, выдвигает кандидатуры судей в Конституц-ый суд. Имеет право роспуска Госдумы. Субъекты Федерации имеют собственную конст-цию или устав, а также органы вл-ти, что позволяет учитывать местные особенности и интересы. Они лишены права выхода из состава РФ, что соответствует мировой практике. В Конст-ции четко заявлено, что РФ – демокр-кое федеративное правовое гос-во с республ-ой формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником вл-ти яв-ся народ.

Распад СССР и провозглашение СНГ определили 2е сферы внешнепол-х интересов Рос: дальнее и ближнее зарубежье, т.е. бывшие республики СССР.

Сложность состояла в том, что Рос потеряла своих традиционных союзников в Вост и центр Евр и приобрела гос-ва настроенные не дружелюбно.

Проблемы порожденные распадом супердержавы: вывод войск сопровождался национализацией бывшими респ-ми наиболее мощных военных ед-ц, флот потерял часть своих баз на Балт море, возникла проблема Севастополя, нарушаются в ряде гос-в права русскоязычного насел-я, воен конфликты обострили проблему беженцев. Поэтому отношения со странами ближнего зарубежья становятся проритетными, но осознали это не сразу.

Сначала адм-ция Ельцина начала выстраивать отношения о США. В кон 91г-нач 92г. Ельцин выступил с заявлением, что ядерные ракеты Рос не направлены на объекты США. Кэмп - Девидская декларация, подписанная президентами обоих гос-в в 92г фиксировала окончание «Х.в». В 93г. Рос и США заключили догоров ОСНВ-2 о взаимном сокращении к 2003г. ядерн потенциала сторон на 2/3 по сравнению с уровнем, установленным соглашением ОСНВ-1.

Пытаясь предотвратить движение НАТО на Вост, Рос выступила с идеей предоставления странам Ц. и В. Евр гарантий безопасности со стороны как Рос, так и западноевр-х гос-в. Однако в 94г. 20 стран В. и Ц. Евр подписали программу «Партнерство во имя мира», разработанную в НАТО, своеобразный вариант сотрудничества НАТО с этими странами. Остановить расширение НАТО на Восток не удалось.

Наши рекомендации