Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: | |
предмет, задачи и базовую методологию литературоведческой науки | Баллы за каждое семинарское/практическое занятие Зачет/экзамен |
базовые литературоведческие понятия и термины | Баллы за каждое семинарское/практическое занятие Баллы за контрольное тестирование Зачет /экзамен |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: | |
применять полученные знания в процессе теоретической и практической деятельности в области литературоведения | Баллы за каждое семинарское /практическое занятие Тестирование Зачет/ экзамен |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен владеть: | |
основными методологическими подходами в сфере литературоведения | Баллы за каждое семинарское/практическое занятие Зачет / экзамен |
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ/ ЭКЗАМЕНУ
1. Филология. История филологии. Литературоведение как наука. Предмет. Основные теоретические проблемы. Состав. Теория литературы.
2. Биографический и культурно-исторический методы. Принцип историзма как главный принцип культурно-исторического метода.
3. Сравнительно-исторический метод. Компаративистика.
4. Мифологическая школа.
5. Формальный метод. Структурализм.
6. Художественный образ.
7. Содержание литературного произведения. Тематика. Проблематика.
8. Содержание литературного произведения: идея (авторская интенция), пафос (типы авторской эмоциональности).
9. Форма литературного произведения. Мир художественного произведения (предметный мир).
10. Образ-персонаж. Структура образа-персонажа. Средства создания. Система персонажей.
11. Образ-вещь. Образ-пейзаж. Художественное время и художественное пространство. Хронотоп.
12. Сюжет и его функции. Сюжет и конфликт. Этапы развития конфликта. Пролог, предыстория, эпилог как компоненты художественного произведения.
13. Сюжет и фабула. Принципы сюжетосложения. Внесюжетные элементы, их функция в художественном произведении.
14. Композиция литературного произведения. Композиция текста. Компоненты рамки и их функция. Архитектоника эпического прозаического, лирического и лиро-эпического стихотворного и драматического текста.
15. Композиция литературного произведения. Композиция мира художественного произведения. Композиция сюжета. Система персонажей. Композиционные приемы: повтор, сопоставление и антитеза. Умолчание, детализированное и суммирующее изображение. Монтаж.
16. Нарратив. Нарратор (виды нарраторов). Наррататор (эксплицитный и имплицитный).
17. Художественный метод. Литературное направление, течение, школа.
18. Литературный процесс. Закономерности литературного процесса. Традиция и новаторство. Стадиальность литературного процесса. Три стадии всемирной литературы: «архаический период», стадия «поэтики стиля и жанра», стадия «поэтики автора».
19. Классицизм как творческий метод и литературное направление.
20. Сентиментализм как творческий метод и литературное направление.
21. Романтизм как творческий метод и литературное направление.
22. Реализм как творческий метод и литературное направление (реализм Просвещения, критический реализм, социалистический реализм).
23. Принципы разделения литературы на роды и жанры.
24. Эпический род литературы. Эпические жанры. Опорные моменты анализа эпического произведения.
25. Лирический род литературы. Лирические жанры. Опорные моменты анализа лирического произведения.
26. Типология лирических субъектов (по Корману): автор-повествователь, собственно автор, лирическое «я», лирический герой, герой ролевой лирики. Генезис и сущность понятия «лирический герой» (Ю. Тынянов, Л. Гинзбург).
27. Лиро-эпический жанры: баллада, поэма. Жанрообразующие черты поэмы.
28. Драматический род литературы. Драматические жанры. Опорные моменты анализа драматического произведения.
29. Язык как «первоэлемент» литературы. Язык как коммуникативная семиотическая система. Понятийные пары «язык – речь» и «инвариант – вариант».
30. Художественная речь. Поэтическая фонетика. Поэтическая лексика. Слова в прямом значении.
31. Художественная речь. Поэтическая лексика. Тропы.
32. Художественная речь. Поэтический синтаксис.
33. Два класса стихотворной речи: строфическая и астрофическая. Строфа. Классификация строф: одиночные и повторяющиеся; тождественные и нетождественные; обособленные и цепные. Наиболее употребительные строфические формы (двустишие, трехстишие, четверостишие; пятистишие, шестистишие; их разновидности). Твердые строфические формы: терцины, секстина, октава, одическое десятистишие, рондо.
34. Поэзия и проза. Признаки поэтической речи. Верлибр. Системы стихосложения.
35. Системы стихосложения. Тоническая система стихосложения. Народно-песенная и литературная тоника.
36. Системы стихосложения. Силлабическая система стихосложения. Силлабика в русской поэзии.
37. Системы стихосложения. Силлабо-тоническая система стихосложения. Стопа. Метр и виды метров. Размер.
38. Отклонение от стопового метра: акцентные «облегчения» и «утяжеления» стоп; слоговые «усечения» и «удлинения». Дольник.
39. Клаузула. Рифма. История русской рифмы. Виды рифм: по клаузуле (мужские, женские, дактилические, гипердактилические); по звучанию (точные, неточные, приблизительные); по грамматическому родству рифмочленов (грамматические и аграмматические); по месту в стихе (концевые и внутренние). Основные схемы рифмовки: смежная (парная), кольцевая (охватная, опоясывающая), перекрестная. Вольная рифмовка. Холостой стих.
40. Реформа русского стихосложения Тредиаковского и Ломоносова.
ПЛАН АНАЛИЗА СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА (ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЭКЗАМЕНА)
1. Тема (тематика)
2. Смысловые части
3. Центральный образ/мотив
4. Второстепенные образы/мотивы, формирующие и развивающие центральный образ/мотив
5. Языковые средства (лексические, синтаксические, фонетические), которые моделируют образы/мотивы анализируемого текста.
6. Композиционные приемы.
7. Архитектоника. Строфика.
8. Ритмико-фонетические средства. Анализ стиховой структуры: размер, клаузулы, рифмы.
9. Идея