Рекомендации по подготовке к занятию. При подготовке к семинару нужно отметить, что экономическое, социальное, культурное, особенно религиозное развитие Англии требовало крупных политических и
При подготовке к семинару нужно отметить, что экономическое, социальное, культурное, особенно религиозное развитие Англии требовало крупных политических и правовых реформ, сущность которых заключалась в перераспределении власти между старыми и новыми сословиями, слоями, религиозными течениями, партиями, которые становились политической силой в стране. Нежелание правящих кругов проводить назревшие реформы вызывает революции. Поэтому в этом вопросе курсантам, прежде всего, нужно уяснить предпосылки реформ, определить какие реформы назрели, как складывались отношения реформаторов, консерваторов и правительства, определить подвижка и тупики в их отношениях. Далее нужно дать характеристику реформ в Англии (начиная с 1628 г.). Английский абсолютизм оказался недостроенным. Во-первых, сохранялся потенциально Парламент; во-вторых, у короля не было огромного чиновничьего аппарата, кроме небольшого аппарата главных государственных ведомств, королевской канцелярии и двух чрезвычайных судебных органов: "Звездной платы" и "Высокой комиссии"; в-третьих, в Англии отсутствовала сильная и многочисленная сухопутная армия; в четвертых, сохранилось значительное местное самоуправление. Все это делало английскую абсолютную монархию относительно слабым противником новых реформаторских сил.
Партийно-политическая борьба в Англии шла на религиозной основе. На религиозной почве сформировались политические партии в Парламенте, религиозные требования которых постепенно приобретали политический характер. В целом же новые силы стремились к перераспределению государственной власти, ограничению власти короля, восстановления и расширения власти Парламента и существенного расширения его полномочий, особенно в области законодательства. Они требовали также независимости суда и местных органов власти от короля и королевской администрации. Этих целей они рассчитывали добиться мирным путем.
При раскрытии второго вопроса следует указать, что в ходе революции английская государственность прошла несколько концентрированных этапов в своем развитии. Этап конституционной монархии (1640-1642 гг.); этап двоевластия и гражданской войны между королем и парламентом (1642-1646 гг.); конституционная монархия (юридически) при плененном короле и гражданская война между просвитерианами и индепендентами (1647-1648 гг.); идепендентская республика (1649-1653 гг.).
При ответе на третий вопрос темы необходимо рассказать об акте– «Орудие управления». При этом нужно хорошо усвоить и показать, - что законодательная власть принадлежит Лорду-Протектору и народу в лице Парламента. Исполнительная власть также вручалась Лорду-Протектору. Нужно иметь в виду, что наследник престола Карл II и его окружение в эмиграции выступили против диктатуры Кромвеля, и снова разразилась новая гражданская война. На этой основе произошла реставрация монархии. После 20-ти лет кровопролитных гражданских войн была подписана Бредская декларация 1660 г. Установившееся не надолго равновесие в виде Парламентской монархии.
При подготовке четвертого вопроса необходимо ответить, что парламентские партии начали оказывать решающее воздействие на королевскую власть, удерживая его от принятия радикальных решений и, подталкивая к принятию угодных парламенту законодательных актов. Одним из них и стал «Хабеас Корпус Акт», который стал важнейшим документом в мировой истории права, оказавшим значительное влияние на становление многих правовых систем современности. Кажется, что это сугубо практический, очень конкретный, ситуативный акт, но за ним скрыты основополагающие принципы правового государства, господства права над волей королей, администрации, судей, и т. д.. «Хабеас Корпус Актом» можно было воспользоваться наиболее реально только в случае лишения короля законодательной власти, ибо король мог настолько заполнить правовое поле, что любое его распоряжение окажется «законным», хотя оно будет противоречить устоявшимся принципам права. В 1689 г. Парламент навязал королю «Билль о правах», суть которого сводилась к следующему: всякий закон и всякий налог исходят от парламента, приостановить действие закона или отменить его может только Парламент, в мирное время Парламент определяет расходы на армию, ее структуру численность и вооружение, в Парламенте устанавливается свобода прений и петиций. Таким образом, король был лишен законодательной, финансовой и военной власти, свобода слова и печати появилась пока только для членов парламента и в парламенте.
Актом об устроении 1701 г. Парламент сам определил порядок престолонаследия для царствующей династии. Так, в Англии вновь устанавливается компромисс и равновесие между социальными и политическими силами в виде конституционной монархии. К концу XVIII в. в Англии сложилась практика, при которой победившая на выборах в Парламент партия формирует Кабинет министров, которой пользуется поддержкой большинства Парламента и может работать дольше и плодотворнее.
В XIX веке был осуществлен ряд избирательных реформ. Избирательными актами 1832 и 1867 гг. были уничтожены «гнилые местечки», перераспределены депутатские места, снижен имущественный ценз. Законы 1867, 1884 и 1885 гг., также перераспределили округа по принципу - один округ - один депутат. Акт о Парламенте 1911 г. ограничивал полномочия Палаты Лордов по бюджету, что усилило финансовую мощь Правительства. Реформа 1918 г. впервые представила избирательные права женщинам, в 1928 г. было установлено всеобщее избирательное право для лиц старше 21 г. в 1948 г. отменен двойной вотум: по месту проживания и по месту наличия собственности в том или ином округе. В 1969 был отменен возрастной ценз. В 1949 г. право «вето» Палаты Лордов ограничено одним годом.
Занятие 8.