Ильинская церковь в с. Скамье
Село Скамья находится при истоке р. Наровы из Чудского озера, в 48 вер. от Нарвы.
Церковь каменная, построена усердием прихожан в 1855 г. в ней три престола: во имя Св. Пр. Илии, в честь Казанской иконы Божией Матери и Св. Николая Чудотворца.
К церкви приписаны 4 часовни, находящаяся в разных местах прихода.
Земли при церкви не имеется.
Приход составляют: с. Скамья и деревни: Втрои, Корчки, Подкустье, Кукин берег, Меленцево, Осинов берег, Захенье, Мальяковщина, Песковицы и Ситново, в расстоянии от 1 до 4 верст от церкви.
Всего в приходе около 300 дворов.
В с. Скамье находится второклассная церковная школа, а при ней одноклассная - образцовая и одноклассная в Мольяковщине.
Соседние приходы: Кресто-Ольгинский и Козловский.
Причта по штату положено: священник и псаломщик.
Жалование от казны: священнику — 420 руб., псаломщику — 140 руб. в год.
Священник Орнатский, Александр.Состоял учителем Кракольской второклассной школы; рукоположен во священника к сей церкви в 1913 г.
Псаломщик Малгин, Иаков.Состоял учителем Скамейской церковной школы; определен псаломщиком к сей церкви в 1910 г.
Памятные записи о церквях и приходах в уездных городах и селах Петроградской епархии. Часть I. Уезды: Гдовский, Лужский, Новоладожский и Петергофский. Петроград. 1915.
В.И. Будько.
Газета «Гдовский голос».
Год
<В одном из уездных органов известен Любомудров, возможно, житель Скамьи.>
<В номере 9 от 20 мая есть сообщение из этой деревни (Скамьи). 29 мая там организован Комитет общественной безопасности, состоящий из 11 членов. Цель его – упорядочение местной жизни. Впрочем, «волостной организации почти не существует, чему способствует некий Тихомиров, призываюший не платить подати, уничтожать земские станции и прочее. Взявшись за организацию Волостного комитета, Тихомиров никакого результата не достиг. Торговля в Скамье почти замерла. Нет продовольствия и мануфактуры. Кожзавод почти не работает, обрабатывая едва местную кожу».>
<12 июля 1917 года прошло Первое заседание Гдовского Совета солдатских, рабочих и крестьянских депутатов. От Скарятинской волости прибыл священник Петровский, от Старопольской – Трифанов, от Ложголовской – Яковлев, от Скамейской сапожной артели – Василий Швыров. Некоторым добираться до Гдова пришлось по 100 верст.>
<Некто Ландберг Григорий, ученик 2-й школы прапорщиков, сообщил, что был в Скамье обворован приезжей парой. Скамейский комиссар Григорий Любомудров не нашел ничего лучшего, как посадить потерпевшего в Вяжищенскую кутузку. Ландберг подвергся оскорблению со стороны комиссара, который отобрал у него оставшиеся 170 рублей денег. Лишь вмешательство знакомца Ландберга из Сыренца вызволило несчастного прапорщика. Тут он уже не удивился, слыша о «захватах и самосудах», имевших место в Скамье.>
<В номере 5 за 30 апреля… В одном из уездных органов известен Любомудров, возможно, житель Скамьи.>
<В номере 9 от 20 мая есть сообщение из этой деревни. 29 мая (?) там организован Комитет общественной безопасности, состоящий из 11 членов. Цель его – упорядочение местной жизни. Впрочем, «волостной организации почти не существует, чему способствует некий Тихомиров, призываюший не платить подати, уничтожать земские станции и прочее. Взявшись за организацию Волостного комитета, Тихомиров никакого результата не достиг. Торговля в Скамье почти замерла. Нет продовольствия и мануфактуры. Кожзавод почти не работает, обрабатывая едва местную кожу».>
<В номере 12 опять негатив о Скамье. Там в аптеке бесконтрольно торговали «суррогатами спирта», каплями и настойками. За сим население лечилось до потери сознания.>
<Пароход «Победа», хорошо знакомый гдовичам, принадлежал товариществу «Громов, Абрамов и КO». Для захода его в устье Гдовки проводились работы по очистке русла. Пассажиры любовались красотами озера и кресто-ольгинскими порогами. После 4 октября «Победу» поминай как звали. В этот день по причине тумана пароход против Ольгина Креста наскочил на каменистую мель, получив носовую пробоину и затонув вне фарватера. Пассажиры благодаря капитану Руняшину все целы. Подписал И.В.>
К новой жизни
<Гдовщина исстари славится народными песнями, музыкой, танцами, играми, сказами, обрядами. В деревнях Кануновщина, Подолешье, Скамья издавна разыгрывались массовые театральные действа «Ермак», «Аника-воин», «Ярмарка» и другие. Ни одно гулянье или вечеринка-супрядка не обходились без музыкантов, среди которых были прекрасные исполнители на самодельных гуслях, балалайках, рожках и гармониках.>
Осокин П.Г. Гдов. Л., 1986.