Как написать комментарий к проблеме?
Переходим ко второму абзацу нашего сочинения. Прежде всего отметим, что не надо писать в комментарии. Не следует пересказывать, а тем более переписывать фрагмент(ы) текста! Такой подход ведет нас к нулю баллов по соответствующему критерию (см. Критерии оценивания). Нам нужно создать свое суждение. Для этого мы должны указать на актуальность (значимость, важность) проблемы во все времена (в наше время) и обосновать ее: " Проблема, затронутая автором, всегда актуальна, потому что...." Здесь нужно опереться на исходный текст. В нашем примере проблема актуальна, потому что войны в мире слишком часты, на фронт уходят молодые люди, многие из них или погибают, или остаются инвалидами (герой текста Андреева остался без ног).
Как сформулировать позицию автора?
Для этого находим в нашем ключевом предложении слова, характеризующие войну: в беседе со старшим братом младший высказывает мысль о том, что война - это страшное безумие, страший же испытывает радость от возможности снова видеть все знакомое, заниматься любимым делом. Позиция автора - война страшна, безумна.
Как выразить свою точку зрения и привести аргументы?
Далее выражаем свою точку зрения: "Я (не) согласен с позицией автора». Свою точку зрения аргументирую следующими примерами.
Далее приводим 2 примера (желательно, в разных абзацах). Один из аргументов приводим на основе личных впечалений. Это может быть рассказ дедушки (бабушки), история друга, знакомого, родственника или своя собственная. Главное, чтобы история подтверждала мысль автора (и нашу).
Вторым аргументом будет служить аналогичный эпизод из повести, рассказа, романа (произведения) какого-либо писателя. Если ничего подходящего вспомнить не удается, можно сослаться на статью в каких-либо газетах или журналах, например в "Комсомольской правде". Важный момент: нужно не только сослаться на эпизод, но и пересказать его, иначе предложение типа "подтверждением этому может служить роман Л.Толстого "Война и мир"" не будет засчитано как аргумент вовсе.
О чем писать в заключении?
Чтобы не повторять основную мысль много раз, в заключении лучше выразить надежду на что-нибудь позитивное, но обязательно связанное с нашей темой, например выразить надежду на то, что войн, калечащих души и тела, будет меньше.
Как написать сочинение?
Далее нам нужно написать черновик сочинения, следуя шаблону. Курсивом выделены фрагменты, которые заменяются в зависимости от конкретного текста. Остальные элементы остаются прежними.
ШАБЛОН СОЧИНЕНИЯ ( ЕГЭ, ЧАСТЬ С)
· Формулировка проблемы.Вначале называем ключевое слово, затем дописываем связку. | Проблема войны... Именно над этим заставляет нас задуматься Л.Андреев. |
· Комментарий к проблеме. Указывается ее актуальность и обоснование, почему мы считаем проблему значимой. Обоснование делается с опорой на исходный текст. В нашем примере - старший брат вернулся с войны без ног. | Проблема, затронутая автором, остро стоит перед человечеством. Нам слишком часто приходится слышать сообщения о том, что в той или иной стране начались военные действия. Это значит, что тысячи молодых людей покинут свои семьи, свой дом и отправятся на поля сражений, чтобы убивать и, возможно, быть убитыми или искалеченными. |
· Позиция автора. | Л.Андреев считает, что война бессмысленна и бесчеловечна, это страшное безумие. |
· Формулировка собственной позиции. | Я согласен с точкой зрения автора. В подтверждение своих слов приведу 2 примера. |
· Аргумент на основе литературного источника. Если не удается вспомнить ничего подходящего, приводим аргумент на основе публицистических статей. | Первым аргументом будет служить эпизод из рассказа В. Быкова «Одна ночь». Герой этого произведения, Иван Волока, оказывается в заваленном подвале вместе с немецким солдатом. Они помогают друг другу, потому что на первом месте у них человеческие чувства. Оказавшись на свободе, они снова становятся врагами, и Иван стреляет в немца, которого недавно спасал. Вот жестокое и бесчеловечное лицо войны, рождающей в людях страх и ненависть. |
· Аргумент на основе жизненного опыта. | Второй аргумент приведу на основе личных впечатлений. Мой дедушка, бывший фронтовик, много рассказывал мне о том, что ему пришлось испытать на войне. Ранения, боль и страх, смерть близких и друзей – вот что довелось ему пережить. Слушая его рассказы, я понял, что ничего страшнее войны быть не может. |
· Заключение | Подводя итоги сказанному, хотелось бы выразить надежду на то, что люди будут стремиться решать проблемы мирным путем. |
http://russkii-yazic.narod.ru/sochinenie_ege_i_gia/kriterii_otsenivaniya_chasti_s_ege_po_russkomu_yaziku/