Глава IV. В недолгом сиянии полдня: Варяжская Русь в эпоху викингов 1 страница
Эпоха викингов. Когда был рассвет Варяжский Руси. Ободpиты-рepики и их племенa. Велетские племенa. Серебь. Поморяне. Винета — сказка Варяжского моря. Руги, русины, pycы. Хаган, князья, жрецы. Имена Богов? Нет, названия кумиров. Boины. Что такое «викинг». Ненорманнские нopмaнны. Йомсвикинги. Дела тоpгoвыe. Земля велика и обильна. Колонии за Лабой. Дальние выселки — Готланд, Неман, Двина, Ладога. Ничто нe предвещало беды...
«Дaвным давно, может быть, тысячу лет нaзад, а может быть, и две тыcячи, оcтров, нa кoтopый буря занeсла гусей, нe был таким пycтынным и диким. На берегу его cтoял богaтый и пpeкpacный город Винeтта. Во всём мире нe было ткачей иcкycнee, чем в Винeттe; никто нe умел делать такие краcивыe кубки и кинжалы, как мастера Винeтты; никто нe умел плести такие тонкие кружева, как кружевницы из Bинeтты. Каждый день одни корабли, нагруженные богатыми товарами, отчаливали от пристаии, а другие корабли, нагруженные золoтом и серебром, возвращались из далёких плаваний. Со всеми городами, какие только ни есть иа свете, торговали жители Винeтты. Их корабли плавали по всем морям и во всех гаванях находили приют и oтдыx…»
Сельма Лагерлёф
Эпоха викингов началась в 793 году — так принято считать. Первой жертвой стал монастырь святого Кутберта на острове Линдисфарн. Заканчивают же её битвой при Стамфорд-Бридже осенью 1066 года, где пал в битве с англичанами Харальд Суровый, последний вождь викингов, по совместительству поэт и зять Ярослава Мудрого.
Но почему мы говорим о расцвете варяжской Руси во время эпохи викингов? Ведь, казалось бы, о сытой и привольной жизни, о богатых торговых городах, о великолепных храмах многоликих Богов рассказывают летописцы уже более поздних времён? Титмар Мерзебургский и Адам Бременский писали в XI веке, Гельмольд и Саксон Грамматик — в ХII.
Но можем ли мы всерьёз говорить о расцвете славянских городов Варяжского поморья в XI-XII веках? Это — закат, а не расцвет языческой цивилизации Варяжского Поморья. Изматывающая религиозная война с лучшими бойцами христианской Европы, при непрекращающихся распрях варяжских княжеств между собою, натиск франков, саксов и датчан с запада, крещение Руси на Востоке, разрыв торговых связей южно-балтийских язычников во стремительно становящимся христианским миром вокруг — всё это не могло благотворно сказаться на жизни варяжской Руси. Если в ХI веке христианские проповедники видят её процветание, значит, основы его были заложены веками ранее, в то самое время, которое принято называть эпохой викингов — отчасти, может быть, и раньше.
Но сейчас, наконец, приглядимся повнимательнее к расселению народов и племён варяжской Руси. Кстати, и по этому признаку можно говорить о расцвете — к эпохе викингов балтийские славяне распространились шире, чем когда-либо. Лаба уже не была границей на Западе — а на Востоке активно осваивались новые земли.
Кроме того, и сам перечень племён, их отношения уже вполне сложились к VIII веку и более не менялись (за единственным исключением, о котором поговорим чуть позже). С этих самых времён мы впервые можем говорить не гадательно, но утвердительно об ободритах, по всей видимости, занявших главное место в том союзе племен «от Истра до западного океана», что некогда занимали варны.
Теперь племенной союз выглядел следующим образом: сами ободриты или рерики («соколы») обитали от Любекского залива и Ратиборского озера до низовьев Варны, где стояла их крепость Вурле. На юге их ограничивала река Эльда. Крепостями ободритов были Зверин (ныне Шверин) и Вышемир (Висмар). Баварский Географ также подразделяет самих ободритов на «Нортабртицов» и «Остабтрицов», т.е. северных и восточных, насчитывая 53 «города» у первых и 100 у вторых — но больше ни у кого это разделение не встречается. Я уже говорил о том, что ободриты известны и на Дунае — примерно в тех местах, где было государство ругов-русов, и вплоть до нового времени сохранились их специфические обычаи вроде татуировки рук растительным узором. Главным городом ободритов был Велигард, он же, по их имени, Рерик, он же, по-немецки, Мекленбург — то есть «великий город».
Прежние вожди союза племён, варны «вОроны») обитали к востоку от новых, на реке и поныне носящей их имя — Варне. На юге их владения упирались в ту же Эльду, не заходя дальше Плавского и Мюрицкого озер. Можно поспорить, что старики-варны любили поворчать — вот, мол, когда мы были главными держали земли до самого Дуная, не что эти, ясны соколы... проворо... тьфу, просоколили... эх, были времена.
Большую часть современной Голштинии занимали вагры (название того же корня, что и «отвага»), от моря и Травны их земли доходили до Эдгоры, к Неймюнстеру и Сегербергу. Им принадлежал остров Фемарн (Фембра средневековых хроник). Обитая на самом пороге варяжской Руси, на земле, по которой проходил всякий чужак, вагры не строились особо крепко — за стенами городов стояли чуть ли не тростниковые хижины, которые не жалко было бросить по первой тревоге, когда мужчины брались за оружие, а дети, женщины и старики бежали к крепостям или в леса, если крепость была неблизко. Хлеб прятали в ямы, так что врагу только и оставалось жечь хатки вагров — которыми те особо не дорожили.
Точно так же жили славяне на Дунае в шестом столетии по описанию византийцев, точно так же жили на степных украинах Речи Посполитой и Московского царства в шестнадцатом и семнадцатом веках — не по неумелости, не по бедности (в ямы ссыпали не один хлеб — бывало, и серебро с золотом), а потому, что без толку особо прикладывать руки к жилью, которое сгорит не этим летом, так следующим. Однако, как и антов, как и казаков, не стоило считать вагров несчастными жертвами — наоборот, это были лучшие и опаснейшие воины и морские разбойники на побережье, ни один датский остров, ни один ярд скал или песчаных пляжей Ютландии не мог себя чувствовать в безопасности от набега вагров.
«Дания, состоя по большей части из островов и окружённая водами, не легко может уберечься от нападений морских разбойников, потому что в изгибах её берегов необыкновенно удобно скрываться Славянам; выходя тайком из засады, они наносят ей внезапные удары. Вообще же, Славяне на войне преуспевают наиболее своими засадами. И оттого даже в недавнее время разбойническая жизнь между ними так усилилась, что, пренебрегая всеми выгодами хлебопашества, они вечно были готовы к морским походам и наездам, надеясь на свои корабли, как на единственное средство к обогащению, — писал Гельмольд. — На нападения Датчан они не обращают внимания, и даже считают особенным наслаждением с ними биться».
Таковы были эти вагры. Внутри их племени отмечаются еще два меньших — сусельцы и плуни. Главной же крепостью вагрской земли был Старигард (его упорно и совершенно неверно называют СтаргРАдом в нашей литературе, но «град» это южнославянская форма, венды-варяги вплоть до XVIII века говорили именно «гард»), или, у немцев, Ольденбург. В Старигарде, по свидетельству саксонского хрониста Видукинда Корвейского, почитали медный идол некоего «Сатурна» — увы, бесполезно гадать, какое божество подразумевал монах.
Кроме того, в священной дубраве, неподалеку от города, огороженной «искусно сделанной оградою» и оберегаемой живущим там жрецом, почитался некий «Проне», в котором без особого труда опознается Перун. Населённые пункты Прон через пролив от Рюгена и Пронсторф в земле вагров в средневековых грамотах именуется Перон и Пероне соответственно. Кстати, нынешние немцы об этом прекрасно помнят.
Уже знакомый нам Конрад Ботто в «Саксонкой Хронике» утверждает, что в святилище «Проне» хранились знамёна, украшенные колокольцами, а сам кумир, перед которым проводился «божий суд» — судившиеся поочередно касались раскалённого лемеха плуга, правый определялся тем, у кого скорее заживут ожоги — снабдил огромными... ушами. Поляк Стрыйковский, современник Конрада Ботто, точно так же «оборудовал» в своём сочинении золотыми ушами киевский идол Перуна. В случае с поляком сыграл, так сказать, «испорченный телефон» — в летописном сказании у Громовержца были золотые усы — а не уши. По всей видимости, ту же ошибку повторил и Конрад.
По берегам Лабы-Эльбы жили полабы, как собирательно называли несколько мелких племён смельдингов, ветничей и минтгов. Окончание на «инг» может показаться признаком германского происхождения имени, однако это не так — в те самые времена славянский народ милингов обитал вдали от всяких германцев, на Пелопонессе. В современном польском языке балтское племя, названное в наших летописях ятвягами, выговаривается «ядьзвинги», И даже степняки-печенеги именуются по-польски «печенингами». Раньше германские, балтские и славянские языки были ближе друг к другу, чем сейчас. Имя же минтгов напоминает имя литовского князя Миндовга (Миндога).
Вполне возможно, их название — реликт балтского населения края, так же, как и название входившего в лужичанский союз племени жирмунтов. «Минтс» по-литовски — мысль (сравни «ментальный» — мысленный, «менталитет» — образ мыслей), «дауг» — много. Миндауг — многомыслящий, Велемысл по-русски. Разумеется, впрямую от «мысли» название рода не могло произойти — но от личного имени того же значения вполне. Все три племени имели одиннадцать крепостей. Главным из их городов была Ратиборь — нынешний Рацибург. Полабы тоже входили в ободритский союз. Почитанием у них пользовалась некая Подага, и какой-то (возможно, её же) трёхголовый кумир.
Неясно, к велетам или к ободритам тянуло племя древан — то самое, что сберегло «венску горень», вендский язык до XVIII века.
Велеты («великаны, богатыри») нам уже неплохо знакомы. От границ ободритов их земли доходили до средней Одры. При Карле-Давиде «Великом» они вполне определённо доходили до моря в районе нынешнего Пенемюнде; впрочем, по всему судя, они и ранее имели к нему выход — Утрехт-Вильтенбург тогда был портовым городом, и сомнительно, чтоб не слишком дружественные к велетам ободриты, а до них — варны, позволяли велетами свободно перемещаться к нему и обратно по своей земле.
В IX в. Эйнгард пишет: «На южном берегу Балтийского моря живут славяне и эсты (т. е. пруссы, литва) и разные другие народы, и между ними первое место принадлежит велетам». Спустя два столетия английский летописец отозвался о них, как о самых жестоких разбойниках на суше и на море, а итальянец характеризовал их, как «свирепейший народ, свирепее самой свирепости». Баварский географ называет у них 95 городов и четыре области. Под областями, видимо, понимаются четыре крупнейших племени велетского союза, упоминаемые Гельмольдом: ратари, доленцы, церзпеняне и хижане.
Ратари (редарии, ретряне) обитали вокруг треугольного города Радигощ[18], в котором почитался тот самый Радигост Сварожич — по мнению некоторых исследователей, обожествлённый предок вендских князей Радегаст-Радагайс, гроза Рима. Адам Бременский называет этот город «всемирно известным», «престолом идолослужения». Одно из двух величайших святилищ варяжской Руси, Радигощ встречал паломников из далёких земель — даже из Чехии спустя два столетия после принятия ею иноземной веры, сюда приходили пилигримы, ища пророчеств грозного Божества с бычьей головою на щите, хищной птицею на шеломе и секирой в руке.
Сварожича окружал сонм меньших Богов, на постаменте которых были написаны их имена (то есть велеты умели писать). Тут же хранились знамёна велетов, под которыми они выступали в походы — в противных случаях к ним нельзя было прикасаться. Из хроник мы знаем, что на знаменах велетов была изображена некая Богиня, увы, неясно, кто именно. Так же перед войском велеты носили огромный крест — как известно, крест гораздо древнее христианства.
По крайней мере одно знамя было красным — святой Бруно Кверфуртский с негодованием обличает германского короля, заключившего союз с велетами и поставившего рядом несомые впереди христианского воинства святыни и «кровавые»[19] 1 знамена «дьявола Сварожича». Храм был убран рогами животных и красными покровами. Снаружи стены храма покрывали изображения Богов и Богинь, вырезанных с удивлявших зрителей правдоподобием. Мы же, вспомнив алтарь Кродо из Гоцлара, не станем этому чрезмерно удивляться. Кроме храма в треугольном городе с тремя же воротами двумя на лес, и одними на озеро Толлензее — ничего не было. На стенах же торчали мрачные свидетели побед велетов — высокие шесты с черепами поверженных врагов.
Пророчества при храме производили жрецы, меча какие-то жребии — уж не руны ли? Однако, обряд отличался от метания рун — гадание производили в свежераскопанной ямке, метали туда жребии, а потом ямку перекрывали дёрном. При святилище жил священный белый конь, считавшийся конем Сварожича, и перед походами и иными важными предприятиями коня проводили над тремя крестообразно связанными копьями.
Если конь перешагивал все три креста правым копытом — замечательно, всё сложится самым удачным образом. Если один раз перешагивал с левой ноги — дело пройдет не без задоринки. Если же все три раза ступал левым копытом — лучше и не браться, Боги не одобряют. Можно предположить, что значение имело и то, на каком именно кресте пойдет вперёд левое копыто: в начале, в середине, или — самое обидное! — в конце задуманного предприятия ожидает гадающих коварный удар судьбы.
Только жрецам разрешалось сидеть внутри стен священного города, остальные должны были, пока там находятся, из почтения к месту оставаться на ногах.
Также бытовала легенда, что когда грядет очередная смута и междуусобица, ночью из озера поднимается на берег чудовищных размеров вепрь с огромными белыми клыками, и будет кататься в грязи.
Боюсь, таинственному кабану слишком часто доводилось покидать священное озеро... [20]
В 1127 году Радигощ была уничтожена христовым воинством, да так, что не сохранилось даже преданий о её местонахождении. С.В. Алексеев предполагает, что Радигощ — это городище Фельдберг, с храмовым зданием. Такие были и в меньших поселениях, вроде Гросс-Радена, недавно реконструированного, но не славянскими — стыд и срам! — а германскими любителями старины. В том храме, кстати, найден конский череп и шесть копейных наконечников — следы обряда, нам уже знакомого.
Вторым после хранителей святыни племенем велетов были доленцы или доленчане. На север их земли уходили к реке Пене, на юге упирались в густой лес между озером Толлензее и рекой Укрой.
Церзпеняне назвались так, потому что жили за Пеной, «через Пену» от доленчан и ратарей. У них были торговые города — Дымин (позднее Деммин), Велигост (Велгаст) и Гостков (Гютцков). Позднее церзпеняне присоединили земли малого племени трибушан с реки Требель, и город Барта на побережье пролива, за которым лежал Рюген. В Велгосте был храм в честь Геровита или Яровита, где почиталось его копьё и щит, который носили впереди войска не то как знамя, не то как ратный оберег, не то всё вместе.
При храме так же жил белый конь, примерно за тем же, зачем и в Радигоще. Жрец Яровита мог, облачившись в белое одеяние и увенчавшись зелёным венком, обращаться к почитателям от имени Бога в первом лице:
«Я Бог твой, Я Тот, который одевает поля муравою и листвием леса; в Моей власти плоды нив и дерев, приплод стад и все, что служит в пользу человека: всё это даю чтущим Меня и отнимаю от отвергающих меня».
По символике, по одеянию, по характеру даровречь ведь не идет о мудрости, победах в боях или успехах в торговле, нет, жрец говорит о плодах и приплоде — по празднику в конце апреля, со «сладострастными» плясками, по обычаю человека представлять собою воплощенное Божество, в Яровите узнают полное подобие восточнославянского Ярилы, «Зелёного Юрия» народного христианства, южнославянского Германа.
Между церзпенянами, варнами и ободритами (то есть малым племенем ободритов, а не возглавляемым ими союзом) располагалась на морском побережье земля хижан или кичан, самого слабого и бедного из велетских племён. Именно его когда-то покорили не то вагры, не то варны. Название его означает «обитатели рыбацких хижин». Пожалуй, наше нынешнее «хижина» будет даже недостаточно насыщенным словом для этого случая. Лачужники, халупники — примерно так. Тем не менее, в силу своей численности или иных причин хижане держали четвёртое место в велетском союзе[21].
Были ещё племена и роды, тоже вроде бы как принадлежавшие к велетской земле, но непонятно, включавшиеся ли в число собственно велетов. Были ли они ветвями четырёх старших племён, или союзниками, или просто маленькими племенами, хранящими независимость, лавируя меж больших и могучих племенных союзов? Сейчас этого уже не установить.
Моричижили между Мюрицким и Доленским (Толлензее) озерами. На Лабе против нынешнего Магдебурга обитали моречане. В местности, называемой теперь Пригнитц, жили брежане, а рядом на той же реке Гавола — гаволяне или стодоряне, у которых было восемь городов, важнейшие же — Браниборь (нынешний Бранденбург) и Поступим (Потсдам), упоминавшийся в хрониках еще в 993 году. Были нелетичи между Степеницей и Доссою, были линяне (они же лиуны, линоны, лингоны у разных хронистов — опять балтское наследство?), сидевшие по правому берегу Лабы до варнов и полабов. Совсем уж крохотные племена мелькают в императорских и папских грамотах: лисичи у Лабы, Семчичи у Струмени, дассия или доксаны у города Висока (Виттсток), Любушане у города Любуш на Одре, шпреяне по среднему течению Шпрее, плоне в окрестностях Герцига.
В низовьях Одры, между Пеной и Доленицей, сидели укры или укране на речке Укре, речане, плоты, хорицы и межирецы — не то межиричи, потомки какого-то Межира (имя, встречающееся в новгородских берестяных грамотах), не то жители междуречья. Были ещё грозвины, ванзлы (не последняя ли память о вандалах?), вострожи.
К югу от велетов и рериков располагался племенной союз сербов-лужичан, «серебь» по выражению нашей летописи. В нашем повествовании они не будут принимать активного участия, поэтому я не буду о них подробно рассказывать. Серебь ничто не связывает с началами Руси, она не прославилась пышными языческими храмами или богатыми городами, она не оказала настолько ожесточённого сопротивления натиску христиан.
В той цивилизации, о которой говорю я здесь, они разве что стояли на краю. Потомки сербов до сих пор живут в Германии. Если Вы читали в детстве сказки Отфрида Пройслера «Маленький водяной», «Маленькое привидение», «Маленькая баба-яга», или смотрели мультфильмы по ним, или прочли в более зрелые годы его же великолепный роман «Крабат» (только не одноимённый фильм!), или видели рисунки Мерчина Новака, Вы можете считать себя хотя бы отчасти знакомыми с этой культурой.
На побережье Варяжского моря к востоку от Одры и вплоть до прусских дубрав сидели словинцы у Лебского озера, и кашубы, упомянутые ещё арабом Масуди в Х столетии, сидевшие по Висле до Жарновского озера. С юга непроходимый лес отгораживал эти сидевшие по морю племена от поляков. Вместе они именовались поморянами.
Главным городом поморян был торговый Щетин (или Щетинь). Его (точнее, всё-таки её) называли «мать городов поморянских» — именно так, дословно — поневоле вспомнишь «мать городов русских, летописное прозвище Киева. Вот откуда оно приплыло...
Разделённая на четыре «контины» (конца), Щетинь стояла на трёх горах, на вершине средней из которых высилось святилище Триглава — огромного идола, как можно догадаться из самого его названия, трехголового[22]. По словам почитателей, три головы обозначали власть над небом, землёй и преисподней. Глаза на трёх лицах закрывала «золотая повязка». В остальном храм напоминал уже знакомый нам Радигощ в земле ратарей, только, может быть, менее воинственный и более роскошный.
Весь он был покрыт скульптурами и «выступавшие из стен» изображения людей, птиц и зверей — то есть барельефы. Все они, по отзывам католических проповедников, были вырезаны столь искусно, что казались живыми. Ко всему прочему, поморяне расписали свою святыню яркими красками, которые оказались бессильны уничтожить снег, дождь, солнце и ветер. Здесь хранились серебряные и золотые чаши, выносившиеся по праздникам на общие пиры для самых знатных и славных людей, здесь хранилась десятина взятой на море или на суше добычи, здесь были рога, из которых пьют, окованные золотом и украшенные драгоценными камнями, здесь было оружие и «драгоценная утварь, редкая и прекрасная видом».
И глядя на всю эту радостную пестроту, блеск и сияние, трудно было поверить, что в центре всего этого возвышается мрачный слепой кумир, которому точно так же, как Сварожичу у ратарей, посвящён вещий конь, копыта которого предрекают будущее — но только вороной, чёрный.
У князя поморян не было постоянного дворца, но в каждом городе ему принадлежал двор, на котором он с дружиной мог остановиться (это напоминало, видимо, полюдье в Киевской Руси). Пришедший на княжий двор становился неприкосновенным — будто пришедший в храм или священную рощу. Князь поморян имел двадцать четыре наложницы — что несколько напоминает двенадцать жён былинного Владимира Всеславича Красно Солнышко, о которых писал Ф.И. Буслаев. Святость княжеского двора тоже имеет подобие в русской бьшине — Алеша Попович отказывается кидать назад брошенный в него Тугарином нож.
Кроме Щетини, на Поморье было ещё два крупных города — Камень и Колобрег — и множество малых.
В Камене нашли два ларца искусной работы, которые до сих пор почему-то украшают книги о... скандинавском ремесле эпохи викингов.
Но воистину центрами варяжской цивилизации, её средоточием бьши два острова. Остров Волын в устье Одры и остров Рюген к северо-западу от него.
Начну с Волына.
На нём стоял огромный торговый город. Разные источники называют его по-разному. Хроники германских монахов Юмной, саги скандинавов Йомсбургом, а стихи скальдов проще — Йомом. Польские летописи и русские былины называют его по имени острова Волыном, а немецкие позднейшие легенды — Винетой. Если Вам доводилось читать — именно читать, а не смотреть «Путешествие Нильса с дикими гусями», Вы, читатель, уже наверняка узнавающе киваете. Да-да, та самая заколдованная Винета. И, кстати, притча «слепая лошадь» нашего гениального педагога Ушинского тоже про неё — это, кстати, вместе со сказкой Сельмы Лагерлёф, едва ли не единственное сознательное[23] упоминание о великом городе и всей представленной им цивилизации, которое было мне доступно в моём советском детстве.
Вот, кстати, что рассказывают о главном торговом порте Варяжского поморья немецкие легенды:
«Роскошные дома в нём были украшены окнами из цветного стекла. Колонны из белого мрамора и алебастра удерживали навесы над входами в жилище. Позолоченная черепица отражала солнечный свет и до заката наполняла улицы жёлтым сиянием. Мужчины в Винете носили отороченные дорогим мехом мантии и береты с длинными перьями. Женщины были затянуты в бархат и шелка, тяжёлые золотые украшения с огромными драгоценными камнями обвивали их шеи. Девочки пряли на маленьких прялках золотым веретеном. Вино пили там из золотых кубков, а дыры в стенах затыкались хлебом».
По этим беретам с перьями — ясно, что легенда моложе города не на век, и не на два. Может, на полтысячи лет. Кстати, какие головные уборы на самом деле носили в варяжской Руси нам, по случаю, известно. На рыцарских гербах Мекленбурга встречается такая специальная фигура, которая так и называется — «венд». Иснабжена она высокой остроконечной шапкой в меховой опушке. По ней и опознаётся.
Да, легенда отчаянно фантастична. Она придумана человеком, который, по всему, никогда не жил в доме, где в стенах не было дыр. Но впечатление, которое производил на видевших город, впечатление, пробившее несколько столетий, словно копьё, оглушающей роскоши, невероятного богатства, легенда передала верно. Может быть, после неё Вам будет проще принять то, о чём говорят в хрониках современники Волына-Юмны-Винеты и сухая археологическая статистика.
Адам Бременский пишет: «За страной лютичей, которые иначе называются вильцами, протекает река Одер... Вустье её... славнейший город Юмне... Это поистине самый большой из всех городов, какие есть в Европе. Населяютего славяне и другие народы, греки и варвары. И приезжие саксы также получают равное право проживать вместе со всеми, если, однако, оставаясь там, не будут проявлять свою принадлежность к христианству.
Ибо ведь все они до сих пор блуждают неверными путями языческих обрядов. Впрочем, что касается нравов и гостеприимства, не найдётся ни одного народа, более достойногоуважения и радушного. Город этот, богатый товарами всех северных народов, имеет всё, что есть приятного или редкого. Там имеются и вулкановы сосуды, которые местные жители называют «греческим огнём».
Очень любопытно — что же это за «греческий огонь»? Понятно ведь, что не чудовищное оружие православной Византии (в состав которого, согласно иным легендам, входил человеческий жир), напалм средневековья, имелся в виду? Будь такое в руках у волынцев — история германского натиска на Восток кончилась бы, едва начавшись. Исследователи полагают, что в виду имелся... маяк. Что, откровенно говоря, если и не так сенсационно, как настоящий «греческий огонь», то уступает ненамного. Смутно припоминается, что снова маяки у этих берегов загорятся как раз в эпоху беретов с перьями — через полтысячи лет после Адама Бременского.
Но ещё любопытнее иное: христианин, священнослужитель, западноевропеец, наверняка имевший представление о европейских столицах того времени — да о Риме, наконец! — называет «самым большим из городов, какие есть в Европе» поселение язычников. Да не брутальных викингов или романтичных кельтов — славян. Которым, как известно, положено сидеть в болоте и дышать через тростинку, дожидаясь, пока умный хазарин не принесёт им культуру, скандинав — государственность, а византиец — веру.
Я очень хорошо понимаю тех, кому хочется вопреки собственным глазам и здравому смыслу, твердящему, что Адаму ни к чему было брать на душу двойной грех лжесвидетельства и восхваления нехристей, захочется как-то не заметить, не понять это прямое и ясное сообщение. Уж больно это идёт в разрез с тем, чему учат, с тем, что вколачивают в подкорку «каждому интеллигентному человеку».
И тогда получаются не очень хорошие вещи. Когда, например, историк, «цитируя» средневекового хрониста, пишет «самый большой город славян». Понять это можно. Даже легко. Но ложь от этого не перестает быть ложью, а историк превращается из историка в шулера.
Поэтому, читатель, я так поступать не буду. Как у Адама Бременского написано, так тут и помещаю. А кому верить — современным историкам, которые точно знают, чего могло, а чего не могло быть тысячу лет назад, или хронисту, который тогда жил, который, самое малое, говорил с людьми, видевшими Волын-Юмну, если сам в нём не побывал — дело Ваше.
А вот как описывает город Йом «Сага о йомсвикингах»:
«Вскоре там был построен большой, хорошо укреплённый град. Часть города находилась на мысу и окружена была морем. Там была гавань, где могло разместиться триста шестьдесят длинных ладей, да так, что все они находились бы под прикрытием городских укреплений. Всё там было устроено так хитро, что вход в гавань перекрывала большая каменная арка. На входе в бухту были установлены железные ворота, которые запирались изнутри. На вершине арки стояла башня, в которой были установлены катапульты».
Закрывающаяся гавань и катапульты на башнях.
Подчёркиваю, уважаемый читатель, это — эпоха викингов, «тёмные века» и всё такое. Глухая языческая Балтика. К тому же её славянский берег. Представьте, какое впечатление всё это должно было производить не то что на скандинавов — на тех самых проповедников Римской церкви. Представьте — и поймите, что настроение, возникавшее у жителей иных стран при взгляде на это чудо, легенда с золотыми веретёнцами и хлебом в стенах передаёт как раз отлично[24].
В Хвеке еврей-работорговец из арабской Испании, Ибрагим ибн Якуб, посетил центральную Европу. Он называл Волын-Винету островом двенадцати врат.
А что говорят нам учёные? Мало ли чего нагородят впечатлительные путешественники, не говоря уж о хвастунах-викингах. Вдруг и не было на самом деле ничего примечательного в устье Одры?
«Уже в IX в. он занимал площадь в 50 гектаров, пишет про Волын-Винету историк В.В. Фомин, — и его население в Х веке состояло порядка из 5-10 тысяч человек[25] (для сравнения, шведская Бирка, которую обычно характеризуют не только как крупнейший торговый центр Швеции, но и всего балтийского Поморья, в середине IX в. была расположена на территории 12 га, а датский Хедебю в пору своего расцвета Х в. — занимал площадь 24 га, и число его жителей насчитывало несколько сотен человек, может быть, даже более тысячи). В ХI в. балтийская торговля, достигшая цветущего состояния, была сосредоточена именно в Волыне (около него обнаружена почти треть всех кладов Поморья), и он, в чём были тогда твёрдо убеждены на Западе, уступал только одному Константинополю».
Археологи нашли множество творений искусных ремесленников, ювелиров, кузнецов, токарей — токарный станок в Волыне-Винете был, судя по всему, отлично известен. Ножницы, ключи, шпоры, замки, идолы, оружие, обереги, кольчуги, торговые гирьки, ножницы, застёжки, весы, резные гребни из кости, украшения, даже яйцо-писанку. Многие предметы из дерева и кости покрыты тончайшей резьбой. Нашли и улицы, мощённые деревянными настилами, которые не без удивления упоминал жизнеописатель Оттона Бамбергского.
Однако и это может оказаться ещё не всё.
Немецкий — подчёркиваю это во избежание упрёка учёного в славянофильской предвзятости — историк, кандидат наук Клаус Гольдман утверждает в своей книге «Винета», что город изначально был окружён плотиной. Тут интересно не то, что волынцы умели строить плотины, отвоёвывая земли у моря — после маяка, катапульт, закрывающегося на ворота порта я уже готов и в плотины поверить.