Ход истории Иерусалимского королевства в XII в.
1-я четверть XII века. Правление Болдуина 1. Иерусалимское королевство максимально раздвигает свои границы на юге и на востоке.
2-я четверть XII века. Первые сбои. Один из Атабеков Месопотамии сумел в 1144 году отбить назад армянские анклавы на северо-востоке и установить контроль над городом Эдесса.
1144 год пройдет под знаком массовой резни армянского христианского населения в округе Эдесса. Это даст повод апостольскому престолу говорить о срочной помощи ближневосточным христианам. В ваших учебниках это трактуется как 2-й крестовый поход.
Мы говорили, что был всего лишь один, первый поход. Все остальное это лишь волны морского прибоя, это цикличный наплыв европейских пилигримов на выручку своим единоверцам на Ближний Восток.
Итак, очередная крестовая экспедиция. Во главе стоят коронованные особы. Король Людовик 7 Французский и император Конрад 3 Германский.
Главный проповедник этой крестовой экспедиции неутомимый Бернард Клеровский. Он не участник, но выдающийся акционер этого похода, он призывал.
Самый известный сюжет это рождественская проповедь, декабрь 1146 года, в Аахене, в Германии, где Бернард обратился к Конраду и его немецким вассалам, призывая пострадать за Святую землю. Конрад расплакался, слушая эту проповедь, и велел тут же вышить на своих одеждах крест. И весной 1147 года немецкие пилигримы двинулись посуху на Восток.
Крайне неудачна эта экспедиция. 1147 год. По высадке в Святой земле и после соединения с немецкими контингентами французский король решает нанести удар по Дамаску. Самый ближний и самый опасный ополот мусульман на Ближнем Востоке. 5 месяцев отчаянных усилий, непрерывной инженерной атаки города, и – никакого успеха.
К концу лета 1147 года становится ясным, что Дамаск не взять.
Кроме того, опустошения, произведенные сирийской лихорадкой, уничтожили цвет латинского рыцарства у стен Дамаска. Ничего не сделав, оба государя возвращаются восвояси.
2-я пол. XII века. Иерусалимское королевство достигает последнего крупного своего взлета. И переживает последнюю золотую эпоху, связанную с правлением и с именем Болдуина 4, последнего выдающегося короля Иерусалима.
Болдуин 4, его правление 1170-80-е годы.
Почти одновременно мусульманский мир консолидируется. Один из месопотамских вельмож по имени Салах-Аддин, в европейской традиции известный как Саладдин, он умудрился сделать великое дело. Он объединил Сирию и Египет в единое государство.
Попытка христиан играть на противоречиях между Дамаском и Каиром обернулась катастрофой. В 1171 году Саладдин покончил с последними представителями Фатимийской династии в Египте. И Египет фактически объединяется с Сирией в единую державу.
С этого момента Ближневосточные владения оказались в железных тисках. Пока еще у Болдуина имелась возможность противопоставить что-то более-менее равноценное Саладдину, и пока ему сопутствует успех.
1177 год – битва при Монтизаре. Самая блестящая победа христианского оружия за всю историю Латино-Иерусалимского королевства.
Однако на беду латинского запада Болдуин довольно быстро закончит свой земной путь. Он скончался в 1185 году. Вслед за его кончиной начнутся распри между претендентами на трон. В результате этих распрей на престоле окажется совершенно никчемная личность король Гвидо (Ги) Донжиен, король Гвидон в латинской традиции.
У этого Гвидона был искренний порыв христианского верующего, были лучшие традиции христианской рыцарской этики, но не было элементарного дара дипломата, который мог бы поддерживать компромисс как со своими вассалами, так и с внешним врагом. В итоге Гвидо Иерусалимский умудрился перессориться с самыми крупными вассалами, с графом Раймондом ________, равно как и с Саладдином.
Хрупкий мир, который существовал в отношениях между Саладдином и христианским государем будет нарушен в 1185 году, и вторично в 1186.
Один из подчиненных короля Гвидона француз Рейнальд де Шатильон, человек совершенно удивительной спеси, отчаянной храбрости и анархист. Этот Шатильон будет главным виновником разрушения перемирия с мусульманами и во многом даже последующей катастрофы. Он будет дважды совершать дерзкие нападения на караваны мусульманских купцов, направлявшихся в Саудовскую Аравию. Все будет уничтожаться. Это станет последней каплей, переполнившей чашу терпения султана Саладдина.
В 1186 году король Гвидон пытался пожурить Шатильона, пытался осуществить некое подобие показательной порки. Но Шатильон попросту не допустил королевские дружины к своим замкам.
Саладдин потерял терпение. Весной 1187 года началась решающая фаза противостояния. Мусульманам повезло, им удалось сплотить и бросить против иерусалимских пилигримов рекордно многочисленную армию, почти 40-50 тысяч конников и пеших бойцов. Никогда ни до, ни после мусульманский мир не обладал такой способностью мобилизовывать и направлять против христиан столь крупные контингенты.
Гвидон пытается организовать отпор. Но он явно проигрывает в численности. В его рядах в лучшем случае 1,5 тысячи рыцарей, 4 тысячи крещеных мавров плюс несколько тысяч свободных крестьян-колонистов.
Внешняя опасность заставляет сплотиться всех. Раймонд Антиохийский забывает прежние обиды. Об обидах забывает и Рейнальд Шатильон. Весной 1187 года все готово для того, чтобы начать экспедицию. Но тут начинается главная проблема. Мусульмане смогли быстрым рейдом блокировать крепость Тивиряди (Тивиреду) (?) на берегу __винейского озера. Это примерно 7-8 миль от Иерусалима. Крепость вначале защищается. Там достаточно запасов воды и хлеба. Возникает вопрос: что делать? Большая часть военачальников пытается склонить короля к тому, чтобы предпринять маневренную войну, дождаться осени. Осень принесет некоторое похолодание, будет легче сражаться. И попытаться путем нехитрых тактических маневров разблокировать крепость. Однако он и слышать ничего не хочет о промедлении. Он хочет немедленной атаки, немедленного удара. И в самый разгар страшной жары 3 июля 1187 года пилигримы выступают из Иерусалима.
Дальше события развиваются точь в точь как в «Слове о полку Игореве». Христианские войска в течение 3-х дней тщетно пытаются пробиться к Тивиряди, поскольку именно в Тивиряди находится единственный водоносный источник.
Утром 4 июля стало ясно, что дальнейший путь невозможен. Изнемогли от жажды кони. Поэтому пришлось укрепиться на высоте кишлака Хотин. Хотинский кишлак. Тут христиане решают разбить свой лагерь и дожидаться мавров. Саладдин не торопиться. Он прекрасно понимает, что пилигримы у него в ловушке. Он блокирует христианское воинство и предпринимает постоянные беспокоящие ночные атаки.
5 июля становится ясно, что дальнейшее сидение на Хотинской высоте бессмысленно. Оно грозит полным уничтожением. Поэтому Гвидон вместе с Тамплиерами решается на атаку. Разыгрывается злополучный бой, который в конечном счете угробит все ______ . На протяжении нескольких часов чаша весов клонилась то в одну, то в другую сторону. Был момент, когда Саладдин сам готов был повернуть своих коней. Рыцари тамплиеры в какой-то момент сумели восстановить равновесие. Но вечером стало ясно, что далее продержаться невозможно. Бой закончился под вечер практически поголовным истреблением и пленением всего христианского воинства.
Последнее кольцо из воинов Соломонова Храма окружает Крест Гроба Господня, который специально для ободрения христиан будет сопровождать всю эту злополучную _____ .
Саладдин пожинает богатые трофеи. На полях у Хотинского кишлака остался лежать цвет латинского рыцарства. Потери по разным источникам разные: порядка 2/3 христианского войска осталось лежать на поле боя, около 1/3 взяты в плен.
Саладдин хочет быть великодушным к пленникам. Рейнальд Шатильон ведет себя дерзко в плену. На предложение Саладдина помириться и принять ислам, он плюнет ему в лицо, за что его обезглавит сам Саладдин.
Гвидону и еще другим высокопоставленным вельможам будет сохранена жизнь. Но казни подвергнуться практически все члены духовно-рыцарских орденов. Саладдин считал, что тамплиеры и госпитальеры сродни секты ассасинов у мусульман, отличавшихся крайней нетерпимостью уже в XII веке.
После 5 июля стоило только поднажать и развить успех, чтобы большая часть христианских территорий вернулась обратно под мусульманское господство. Так оно и происходит.
Октябрь 1187 года. Мавры вступают в Иерусалим. Там управляет регент пленного иерусалимского короля, он сдается. Христианам будет гарантирована жизнь, они получат возможность покинуть стены Иерусалима.
Храм Гроба Господня будет закрыт для доступа. Церковь святой Анны будет превращена в медресе. Будут закрыты и ликвидированы все прочие христианские общины, расположенные в Иерусалиме.
«Не потерять бы последнее» - примерно под таким лозунгом пройдет зима 1187-88 года. Христиане в состоянии организовать стабильную оборону только лишь морских крепостей и морских портов. Кульминационный момент это оборона Тира. Туда прибывает маркиз, т.е. маркграф, Конрад Монфератский. В его жилах текла гремучая смесь итальянско-немецкой крови, он предводительствует в Нормандии из Южной Италии. И немедленно после высадки он включается в оборону города.
Оборона Тира – единственная светлая страница, своеобразный перелом в ходе военных действий. Тир спасен, а вместе с Тиром спасена и надежда зацепиться за Святую землю.
Так заканчивается эта кампания 1187-88 годов.
Реакция Рима. Папа Унций 3 немедленно требует жертв со стороны христианских государей. Но первые христианские контингенты появятся на рейдах Тира фактически уже в 1186-87 годах. Поэтому даже походом мы эту очередную крестовую экспедицию назвать не можем. Другое дело, что в нашем представлении этот так называемый 3-й крестовый поход будет навсегда ассоциироваться с образами 3-х крупнейших монархов запада:
Это Ричард Английский, один из самых непутевых сыновей короля Генриха II. Из 10 лет своего правления он только лишь 1 год проведет в Англии. Все остальное время – сплошные приключения на периферии христианского мира. Он высаживается со своими фламандцами, англичанами и северо-французскими норманнами у побережья Тира.
Чуть позже подходит немецкий отряд. Фридрих Барбаросса, германский император в 1189 году на 77 году жизни также решил принять крест и увенчать свое правление блистательным подвигом. Он приведет своих немцев через Константинополь в Малую Азию. Судьба будет к нему жестока. Он погибнет в водах ручья в Малой Азии при странных обстоятельствах весной 1190 года в самом начале экспедиции.
Фридрих Швабский, учредитель немецкого ордена, приведет остатки дружин своего войска. У стен Акры они будут дожидаться прибытия последнего французского корпуса.
Филипп II Август, французский король, он 3-й коронованный участник этой экспедиции. Он также появится у стен крепости Акра.
Крепость Акра – настоящий символ этого крестового похода. Осада Акры, захваченной мусульманами, затягивается на целый год. В конечном счете все заканчивается благополучно для христиан. Акра сдалась. Однако вслед за падением этого города-крепости большая часть пилигримов, следуя стародавней традиции, возвращается обратно.
На Ближнем Востоке остается Ричард Английский и в течение 1,5 лет он тщетно пытается добыть обратно Иерусалим. Череда военных успехов и неудач. Посреди этой череды летом 1191 года – знаменитая битва под Яффой. Это реванш за поражение у Хотинского кишлака. Под Яффой та же самая тактика: вытянувшееся в колонну войско пилигримов, со всех сторон атакованное мусульманами. Но на сей раз счастье сопутствует христианам. Мавры бегут. Саладдин вынужден пойти на переговоры.
Осень 1191 года. Переговоры заканчиваются компромиссом, который мало радует христианскую Европу. Иерусалимское королевство сохранено, возвращают назад Акру.р Паломники, пилигримы получают доступ к святыням, в том числе и в Иерусалим. Но сам Иерусалим, Вифлеем, Назарет остаются в руках у мавров.
Ричард хочет вернуться обратно в Англию.
В любом случае ближневосточный вопрос остается открытым для христианского мира.