СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. Министерство культуры Российской Федерации

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменская государственная академия
культуры, искусств и социальных технологий»

Институт изобразительных искусств и музейных технологий

Кафедра истории, искусствоведения и музейного дела

КУРСОВАЯ РАБОТА

Методические указания для студентов,
обучающихся по специальности
«Музейное дело и охрана памятников»

Тюмень, 2010



Курсовая работа представляет собой научное исследование учебного характера, имеющее целью выработку у студентов подходов к научной работе, овладение ее навыками и методикой. Первая курсовая работа может иметь компилятивный характер, основываясь на трудах предшественников, хотя все же предпочтительнее разработка самостоятельной темы, ранее в науке не исследовавшейся или исследовавшейся частично, либо с использованием лишь части источников; таким образом, желательно, чтобы даже первая курсовая работа базировалась на источниках, а не на ранее опубликованной научной литературе. В последующих курсовых работах принцип компилятивности не допускается, и работа должна целиком либо в основном иметь самостоятельный исследовательский характер, основываться на всей совокупности источников и существующей литературы и решать общие или частные научные проблемы.

Начинать работу над курсовой следует с определения, совместно с преподавателем-руководителем, темы и основных ее проблем. Предполагается, что студент, избравший ту или иную тему, уже имеет о ней более или менее основательное представление. Исходя из этих представлений и определения проблематики, разрабатывается структура работы, то есть составляется ее план. Следует иметь в виду, что в процессе работы, по мере углубления в материал, студент может частично видоизменять тему, сужать круг проблем или расширять его и т.п.; следовательно, первоначально разработанный план не является догмой, и итоговый вариант работы может оказаться далеким от первоначального плана. План утверждается преподавателем-руководителем на консультации.

Если же студент избрал тему, плохо представляя себе ее содержание, он предварительно должен составить себе некоторое представление о ней по наиболее доступной ему литературе, после чего может приступить к определению круга проблем и составлению плана.

Пункты плана включают в себя те или иные вопросы, собственно и составляющие проблемы данной темы.

Таким образом, план включает в себя два, три и более основных пункта в виде глав, соответственно набору проблем и входящих в эти главы параграфов или подпунктов, отвечающих отдельным вопросам.

Непременным элементом любой научной работы (а курсовая работа является именно самостоятельным научным исследованием) является введение, заключение и список использованных источников и литературы.

Основная часть работы состоит в сборе материалов по исследуемой теме. Но предварительным в этой работе будет составление списка литературы и источников. Такой список лучше всего вести не на листах бумаги или в тетрадях и блокнотах, а на специальных библиографических карточках (на каждое название книги или статьи особая карточка). В этом случае на обороте карточки или ее полях можно вести разного рода заметки: указывать библиографические шифры, отмечать, проработано издание или нет, содержит ли оно ценные сведения или нет, в какой библиотеке находится и т.п.

Отбор литературы и источников ведется, опираясь, прежде всего, на библиографические указатели и справочники по данной дисциплине. Вторым источником сведений о литературе и источниках являются библиотечные каталоги. В третьих, уже в процессе работы с литературой можно расширить ее круг, пользуясь историографическими обзорами во введениях к книгам или статьям, ссылками и прилагающимися в конце каждой научной работы списками источников и литературы.

После предварительного отбора источников и литературы следует вторая консультация с руководителем темы, где и обсуждается и корректируется список источников и литературы.

После этой предварительной работы необходимо прочесть весь комплекс литературы по теме. Следует иметь в виду, что тема может быть целиком не затронутой исследователями, но отдельные ее аспекты исследованы в монографиях и статьях, посвященных другим, тождественным темам. Читая литературу, студент получает полное представление о круге проблем и вопросов, входящих в тему, путях их возможного разрешения, основных выводах науки и т.п. Из литературы же студент получает достаточно полные сведения о круге источников по теме.

После полного овладения исследовательской и популярной литературой по теме идет тщательное изучение источников. Поскольку студенческая курсовая работа – лишь первый шаг студента по научной стезе, постольку студенты пользуются корпусом опубликованных источников. Это, однако, не исключает возможности использования источников неопубликованных, хранящихся в государственных и ведомственных архивах, рукописных фондах музеев и крупных библиотек.

Неопытные исследователи плохо представляют разницу между источниками и литературой. Источник дает первичные сведения о событии или явлении и создается в момент данного события или существования явления. Он непосредственно отражает исторический процесс. Исследовательская литература – продукт последующего времени, она создается учеными, занимающимися данной проблемой на основании источников. Она опосредовано отражает исторический процесс. Курсовая работа, написанная без использования источников, будет не самостоятельной, не исследованием, а компиляцией.

При работе с источником и литературой рекомендуется использовать сшитые тетради или блокноты, поскольку отдельные листы могут затеряться или перепутаться. Текст пишется только на одной стороне и, желательно, без переносов на другую страницу: в процессе работы эти материалы во избежание механического переписывания нередко режутся и подклеиваются в черновиках, в этом случае обратная сторона страницы погибнет. Сразу же указывается в начале выписки название источника или работы предшественника, а на полях, достаточных для того, чтобы сделать на них пометки, – номера страниц, с которых делаются выписки.

После тщательного изучения источников начинается процесс обобщения полученных сведений и написания работы.

Работа начинается с введения, где, прежде всего, определяется круг проблем, поставленных перед собой исследователем, и обосновывается актуальность работы, ставятся цели и задачи исследования. Затем идет обзор литературы, причем каждое издание, будет ли это монография, сборник статей или отдельная статья, указывается в списке источников и литературы (см. ниже) по всем правилам библиографического описания. В анализе литературы нужно указать, какие проблемы выдвигал автор книги или статьи, какими источниками пользовался и к каким выводам пришел. Если автор курсовой не согласен с выводами или методикой исследования предшественника, то он должен оспорить его, обосновав свои суждения. В случае слишком широкого круга литературы для экономии места анализируются лишь наиболее важные исследования, прочие же группируются по каким-то внутренним параметрам и характеризуются целой группой.

Затем следует характеристика источников. При анализе источников прежде всего определяется тип источника. Одна из возможных типологических группировок источников:

· материалы государственного делопроизводства;

· законодательные акты;

· статистические материалы;

· дневники, переписка, воспоминания;

· публицистика, современная событию.

Анализируя источник, автор указывает также, какую сумму сведений и в какой области источник содержит, какая часть их использована и что дает для освещения ситуации.

В случае необходимости во введении излагается также методика исследования.

В основной части работы излагаются основанные на изучении источников и исследовательской литературы соображения автора по теме работы. Речь идет не просто о хронологическом или ином изложении событий, но прежде всего об анализе событий, связи факторов, их последовательности, первопричинах событий, скрытой и явной мотивировки поступков и т.д. Вполне возможно и заслуживает одобрения разработка автором работы собственной концепции событий, однако она должна быть тщательно и солидно обоснована.

Основную часть следует делить на главы, параграфы, пункты и подпункты. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы.

Особое внимание следует обратить на приемы цитирования и ссылки на источники и литературу. Предпочтительно точное и полное цитирование, однако обширные цитаты нежелательны, а потому возможны незначительные купюры, не искажающие смысла текста источника и литературы. Купюры небольшие, в несколько слов, отмечаются отточиями, при больших купюрах отточия заключаются в угловые скобки. Само собой разумеется, что цитата заключается в кавычки. Цитирование без закавычивания и ссылки на авторство не допускается и, как плагиат, в научной практике приводит к дискредитации автора. Сейчас чаще применяется помещение ссылок в конце работы, что экономит место. Для затекстовых ссылок разработаны подробные правила составления отсылокдля связи с текстом документа. Порядковый номер библиографической записи в затекстовой ссылке указывают в отсылке, которую приводят в квадратных скобках.

Например:

В тексте:

Богатый материал по истории старообрядчества даёт работа Н.Н. Никольского [8].

В списке источников и литературы:

8. Никольский, Н.Н. История русской церкви [Текст] / Н.Н. Никольский. – Минск, 1990. – 448 с.

Если ссылку приводят на конкретный фрагмент текста документа, в отсылке указывают порядковый номер и страницу, на которой помещен объект ссылки. Сведения разделяют запятой: [10, с. 81]

При указании источников и работ предшественников в ссылках они даются по правилам библиографического описания (включая и электронные ресурсы).

Заключение содержит выводы, соответствующие поставленным во введении проблемам, а также общие выводы по теме.

Завершается работа списком использованных источников и литературы, соответствующим правилам библиографического описания. Указываются только те издания, которыми пользовался автор. Сначала даются источники неопубликованные, с полным указанием названия документа, сокращенным названием архива или рукописного отдела библиотеки, музея, номером фонда, описи и дела; затем указываются опубликованные источники. В отдельную рубрику включается использованная литература. Список заканчивается перечислением использованных справочников и указателей (энциклопедии, словари и т.п.).

Список использованных источников и литературы нумеруется; нумерация общая для всего списка.

Курсовая работа может включать приложения, призванные облегчить восприятие работы и содержащие материалы, дополняющие текст: таблицы вспомогательных данных, иллюстрации (фотографии, репродукции, эскизы, чертежи, диаграммы и др.), инструкции, анкеты, методики, рецензии, материалы прессы и других средств массовой информации и т.д. Приложения помещают в конце курсовой работы, каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок. Номер приложения размещают в правом верхнем углу над заголовком (Приложение 1, Приложение 2 и т.д.). На все приложения в основной части работы должны быть ссылки.

Нередко студенты помещают в начале работы ее план, как их приучили в школе. В научной работе план не приводится. Но непременно первую страницу занимает оглавлениеработы с указанием страниц.

Следует обратить внимание не только на содержание работы, но и на оформление. О структуре и необходимости придерживаться правил библиографического описания уже сказано. Это условие непременно. Но важно приучиться и правильно оформлять титульный лист. На титульном листе помещаются полное наименование министерства, учебного заведения, факультета (института), кафедры; полное название темы работы и, если требуется, то и подтемы, уточняющей тему; ниже в правой половине листа указывается фамилия, инициалы автора, курс и название специальности; здесь же ниже фамилия, инициалы и научный статус руководителя (например, кандидат исторических наук, доцент). Внизу листа, посередине, указывается город, где выполнена работа, и год исполнения.

Введение, главы основной части, заключение, список литературы и приложения должны начинаться с новой страницы и иметь заголовок, напечатанный прописными буквами. Параграфы, пункты и подпункты располагаются по порядку друг за другом.

Заголовки структурных элементов текста следует располагать в середине строки без точки в конце.

Внешне работа должна иметь строгий академический вид. Необходимо набрать её на компьютере, в крайнем случае – переписать четким разборчивым почерком.

На странице работы вверху указывается номер страницы, слева справа, сверху и снизу оставляются поля по стандарту (30 мм слева, 20-25 мм сверху и снизу, 15 мм справа). При наборе на компьютере текст печатается через полтора интервала, размер шрифта – 14. Пишется работа на одной стороне листа и только на форматных листах белой писчей бумаги, а не в школьных тетрадях.

Подготовленный в соответствии с вышеуказанными требованиями текст курсовой работы оформляется в специальную папку или переплетается.

Образец оформления титульного листа

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменская государственная академия
культуры, искусств и социальных технологий»

Институт изобразительных искусств и музейных технологийа

Кафедра истории, искусствоведения и музейного дела

СТАРООБРЯДЦЫ ПРИИСЕТЬЯ
Курсовая работа

Исполнитель: Стебекова С.Г.,
студентка 2-го курса
заочного отделения
спец. «Музейное дело
и охрана памятников»

Научный руководитель:
Шестакова Н.В.,
к.и.н. профессор

Тюмень, 2009

Образец оформления оглавления курсовой работы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение................................................................................................................................. 3

Глава 1. Реформы Никона и раскол................................................................................ 6

Глава 2. Старообрядческая иерархия в Сибири....................................................... 14

Глава 3. Старообрядцы Приисетья............................................................................... 20

3.1. Старообрядческие толки и согласия................................................. 25

3.2. Расколоучитель М.И. Галанин и его время..................................... 31

3.3. Традиции и обряды староверов Приисетья..................................... 40

Заключение......................................................................................................................... 45

Список источников и литературы............................................................................. 47

Приложения................................................................................................................ ....... 49

Образец оформления списка источников и литературы[1]

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники:

1. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и др. его соч. [Текст] / подг. текста и коммент. Н. К. Гудзия, В. Е. Гусева, Н. С. Демковой, А. С. Елеонской, А. И. Мазунина; послесл. В. Е. Гусева. – Иркутск, 1979.

2. Поморские ответы : ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.starajavera.narod.ru

3. Материалы по исследованию землепользования и хозяйственного быта сельского населения Ялуторовского округа Тобольской губернии [Текст]. – Москва, 1892.

Литература:

4. Белугина, А.В. К вопросу об отношении государства и церкви к сибирскому старообрядчеству во второй половине XVIII – первой половине XIX в. [Текст] / А.В. Белугина // Словцовские чтения – 2000 : тез. докл. и сообщ. науч.-практич. конф. / под ред. Н.В. Яблонской. – Тюмень, 2000. – С.112–113.

5. Буганов, В.И. Мир истории: Россия в XVII столетии [Текст] / В.И. Буганов. – Москва : Молодая гвардия, 1989. – 318 с.

6. Зеньковский, С.А. Русское старообрядчество. Духовные движения XVII века [электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.apocalypse.ortodoxy.ru /zenkovskij

7. Емельянов, А.Л. М.И. Галанин – писатель и его время [Текст] / А.Л. Емельянов // Заря. – 1992. – 26 июня.

8. Никольский, Н.Н. История русской церкви [Текст] / Н.Н. Никольский. – Минск, 1990. – 448 с.

9. Очерки истории Тюменской области [Текст] / отв. ред. В.М. Кружинов. – Тюмень, 1994. – 270 с.

10. Фурсова, Е.Ф. Мельников Ф.Е. и сибирское старообрядчество [Текст] / Е.Ф. Фурсова, М.В. Фурсова // Словцовские чтения–2002 : материалы Всерос. науч.-практич. краеведч. конф. – Тюмень : Изд-во Тюм. ун-та, 2002. – С.97–99.

Справочные издания:

11. Большая тюменская энциклопедия : в 3 т. Т.3 : Р–Я [Текст] / гл. ред. Г.Ф. Шафранов-Куцев. – Тюмень, 2004.

12. Российская музейная энциклопедия: в 2 т. Т.1 : А–М [Текст] / редкол.: В.Л. Янин (предс.), В.А. Лебедева, М.Б. Пиотровский и др. – Москва : Прогресс ; Рипол классик, 2001. – 416 с.

[1] Полностью стандарт оформления списка литературы можно получить в электронном виде на кафедре.

Наши рекомендации