Встает рассвет над тихими озерами
Задания
Класс
Назовите былинных героев.
Балл за имя былинного героя. Всего 4 балла.
За 5, 6, 7, 8 названного героя по 2 балла.
Итого: 4 + (2 + 2 + 2 …)
2. Отгадайте:
а) Как звали родную племянницу Бабы-Яги?
Балла
б) Чей сын Соловей - разбойник?
Балла
Узнайте произведение по его концовке. Назовите автора.
а) … «Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьёшь».
б) Всмотритесь внимательней, чтоб непременно узнать это место, если когда-нибудь вы попадёте в Африку, в пустыню. Если вам случится тут проезжать, заклинаю вас, не спешите, помедлите немного под этой звездой, и если к вам подойдёт маленький мальчик с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться и ничего не ответит на ваши вопросы, вы уж конечно догадаетесь, кто он такой. Тогда – очень прошу вас! – не забудьте утешить меня в моей печали, скорей напишите мне, что он вернулся…
в) в) Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,
Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,
Тебе полно-тко вдовить да жён молодыих,
Тебе полно-тко пущать-то сиротать да малых детушек.
г) Нильс, стоявший поодаль, услышал её смех и пошёл домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что её жизнь не пройдёт даром.
1балл за имя автора, 1 балл – за название произведения.
Всего 8 баллов(4+4)
4. Какие литературные герои, реальные исторические лица, изображены в следующих отрывках? Назовите произведение и его автора.
а) Вот нахмурил царь брови чёрные
И навёл на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого,-
Да не поднял глаз молодой боец.
Вот о землю царь стукнул палкою,
И дубовый пол на полчетверти
Он железным пробил оконечником –
Да не вздрогнул и тут молодой боец.
Вот промолвил царь слово грозное…
б) Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете –
Кто-нибудь свезёт в Москву,
Будешь в университете –
Сон свершится наяву!..
в) Она была молода, красива; высший свет её знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы завидовали ей, мужчины за ней волочились… два-три человека тайно и глубоко любили её. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слёз…
1 балл – за имя исторического лица, 1балл - за имя автора,
1 балл – за название произведения.
Всего 9 баллов.
Назовите героев, автора и название произведений.
«…– фантазёр и выдумщик. Он выдумывает удивительные истории и интересные игры – в индейцев, в разбойников, в пиратов, живущих на острове. Самые скучные дела он умеет превратить в увлекательные занятия. Вот он красит забор, его заставили это делать в наказание, а он превратил всё это в удовольствие и стал в результате этого обладателем таких сокровищ, как одноглазый котёнок, оловянный солдатик, шарики и собачий ошейник да ещё хлопушка…»
«… был больным бродягой, жил, где хотел, ночевал в пустой бочке под открытым небом: ведь у него не было матери, а отец был пьяницей. Этот маленький бродяга обо всём может судить самостоятельно, на всё имеет свою точку зрения. И рассказывает он обо всём правдиво».
Всего 7 баллов (2 + 2+ 1+1+1)
6. Наведите «порядок»: расположите строчки в правильном порядке, выделите, где надо, строфы, назовите автора и произведение.
Вижу – даль степей
Под большим шатром
Голубых небес -
Зеленеется.
И лежат пути
По степям, в моря,
Во все стороны
Реки катятся.
И на гранях их,
Цепи гор стоят
Выше тёмных туч,
Великанами.
Всего 4 балла (1+1+1+1)
7. Что такое ямб? Приведите примеры(не менее 3).
Всего 5 баллов
8.Кто автор этого отрывка?
А) В.Астафьев
Б) А.Тарханов
В) Ю.Шесталов
Г) Е.Айпин
«…Слушая тишину, засыпаю. И вижу, как Солнце, опустившись за горизонт, открывает двери своего удивительного дома-дворца. Стены и потолки из длинных тонких пластин-лучей, отливающих золотом. Все сверкает, все горит. Я невольно зажмуриваю глаза. Солнце входит во дворец и засыпает. Там спят и дети Солнышка – матери - девочки и мальчики моего возраста. Когда в наш дом входит луч Солнца, мама говорит, что это Солнышко-матушка протянуло нам свою руку. Если же лучей много, значит, по словам мамы, это дети Солнца пришли на землю поиграть с нами, со своими ровесниками… Было утро. И через окно в стене ласковая рука Солнца разбудила меня. Это, наверное, чтобы я поспешил навстречу его детям. Им, видно, одним тоже бывает скучно. Не с кем поиграть и порезвиться…
Вечером я провожаю долгим взглядом входящее в свой дворец Солнце, смотрю на Маму и вспоминаю о вечерней тишине и о засыпающей земле…
С тех пор прошло немало лет и зим. Все чаще всплывают в моей памяти наше маленькое селение в золотых соснах и свято оберегающая вечную тишину моя Мама. И засыпающие воды и земли. И засыпающие деревья и травы. И звери, и птицы. И засыпающее солнце. И я слышу их немой вопрос – один и тот же, один и тот же…
Кто теперь так же свято оберегает сон таежной земли?!»
Всего 5 баллов
9. Дайте анализ стихотворенияЛ.Донченко. Какие приметы окружающего мира, описанные в стихотворении, показались знакомыми и близкими? Как передано в стихотворении чувство любви к родному Приобью? Какую роль играют эпитеты? «Ты смотришь на меня глазами синими…» - в чём поэтическое открытие этой строки? Какие чувства будит в душе это стихотворение?
Песнь о Приобье
Встает рассвет над тихими озерами,