Встает рассвет над тихими озерами

Задания

Класс

Назовите былинных героев.

Балл за имя былинного героя. Всего 4 балла.

За 5, 6, 7, 8 названного героя по 2 балла.

Итого: 4 + (2 + 2 + 2 …)

2. Отгадайте:

а) Как звали родную племянницу Бабы-Яги?

Балла

б) Чей сын Соловей - разбойник?

Балла

Узнайте произведение по его концовке. Назовите автора.

а) … «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьёшь».

б) Всмотритесь внимательней, чтоб непременно узнать это место, если когда-нибудь вы попадёте в Африку, в пустыню. Если вам случится тут проезжать, заклинаю вас, не спешите, помедлите немного под этой звездой, и если к вам подойдёт маленький мальчик с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться и ничего не ответит на ваши вопросы, вы уж конечно догадаетесь, кто он такой. Тогда – очень прошу вас! – не забудьте утешить меня в моей печали, скорей напишите мне, что он вернулся…

в) в) Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,

Тебе полно-тко кричать да по-звериному,

Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,

Тебе полно-тко вдовить да жён молодыих,

Тебе полно-тко пущать-то сиротать да малых детушек.

г) Нильс, стоявший поодаль, услышал её смех и пошёл домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что её жизнь не пройдёт даром.

1балл за имя автора, 1 балл – за название произведения.

Всего 8 баллов(4+4)

4. Какие литературные герои, реальные исторические лица, изображены в следующих отрывках? Назовите произведение и его автора.

а) Вот нахмурил царь брови чёрные

И навёл на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого,-

Да не поднял глаз молодой боец.

Вот о землю царь стукнул палкою,

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником –

Да не вздрогнул и тут молодой боец.

Вот промолвил царь слово грозное…

б) Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете –

Кто-нибудь свезёт в Москву,

Будешь в университете –

Сон свершится наяву!..

в) Она была молода, красива; высший свет её знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы завидовали ей, мужчины за ней волочились… два-три человека тайно и глубоко любили её. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слёз…

1 балл – за имя исторического лица, 1балл - за имя автора,

1 балл – за название произведения.

Всего 9 баллов.

Назовите героев, автора и название произведений.

«…– фантазёр и выдумщик. Он выдумывает удивительные истории и интересные игры – в индейцев, в разбойников, в пиратов, живущих на острове. Самые скучные дела он умеет превратить в увлекательные занятия. Вот он красит забор, его заставили это делать в наказание, а он превратил всё это в удовольствие и стал в результате этого обладателем таких сокровищ, как одноглазый котёнок, оловянный солдатик, шарики и собачий ошейник да ещё хлопушка…»

«… был больным бродягой, жил, где хотел, ночевал в пустой бочке под открытым небом: ведь у него не было матери, а отец был пьяницей. Этот маленький бродяга обо всём может судить самостоятельно, на всё имеет свою точку зрения. И рассказывает он обо всём правдиво».

Всего 7 баллов (2 + 2+ 1+1+1)

6. Наведите «порядок»: расположите строчки в правильном порядке, выделите, где надо, строфы, назовите автора и произведение.

Вижу – даль степей

Под большим шатром

Голубых небес -

Зеленеется.

И лежат пути

По степям, в моря,

Во все стороны

Реки катятся.

И на гранях их,

Цепи гор стоят

Выше тёмных туч,

Великанами.

Всего 4 балла (1+1+1+1)

7. Что такое ямб? Приведите примеры(не менее 3).

Всего 5 баллов

8.Кто автор этого отрывка?

А) В.Астафьев

Б) А.Тарханов

В) Ю.Шесталов

Г) Е.Айпин

«…Слушая тишину, засыпаю. И вижу, как Солнце, опустившись за горизонт, открывает двери своего удивительного дома-дворца. Стены и потолки из длинных тонких пластин-лучей, отливающих золотом. Все сверкает, все горит. Я невольно зажмуриваю глаза. Солнце входит во дворец и засыпает. Там спят и дети Солнышка – матери - девочки и мальчики моего возраста. Когда в наш дом входит луч Солнца, мама говорит, что это Солнышко-матушка протянуло нам свою руку. Если же лучей много, значит, по словам мамы, это дети Солнца пришли на землю поиграть с нами, со своими ровесниками… Было утро. И через окно в стене ласковая рука Солнца разбудила меня. Это, наверное, чтобы я поспешил навстречу его детям. Им, видно, одним тоже бывает скучно. Не с кем поиграть и порезвиться…

Вечером я провожаю долгим взглядом входящее в свой дворец Солнце, смотрю на Маму и вспоминаю о вечерней тишине и о засыпающей земле…

С тех пор прошло немало лет и зим. Все чаще всплывают в моей памяти наше маленькое селение в золотых соснах и свято оберегающая вечную тишину моя Мама. И засыпающие воды и земли. И засыпающие деревья и травы. И звери, и птицы. И засыпающее солнце. И я слышу их немой вопрос – один и тот же, один и тот же…

Кто теперь так же свято оберегает сон таежной земли?!»

Всего 5 баллов

9. Дайте анализ стихотворенияЛ.Донченко. Какие приметы окружающего мира, описанные в стихотворении, показались знакомыми и близкими? Как передано в стихотворении чувство любви к родному Приобью? Какую роль играют эпитеты? «Ты смотришь на меня глазами синими…» - в чём поэтическое открытие этой строки? Какие чувства будит в душе это стихотворение?

Песнь о Приобье

Встает рассвет над тихими озерами,

Наши рекомендации