Лекция 22. Творческий путь Г. Мустафина
Международная Образовательная Корпорация
HAND-OUTS
История казахской литературы
Кредита
ФОГН Ж(11,12)2,3 ВС*
Лекция 21. Романы и повести Габита Мусрепова и Сабита Муканова
Лекция 22. Творческий путь Г. Мустафина
Содержание лекции
ЛИТЕРАТУРА В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
В послевоенные годы были созданы крупные реалистические полотна. Подъему большой прозы способствовал целый ряд объективных факторов. Возрос общий профессиональный уровень литераторов; определилось гармоническое отношение к традиции, классическому наследию, к достижением мировой литературы.
Наряду с признанными мастерами Мухтаром Ауэзовым, Сабитом Мукановым, Габитом Мусреповым, Габиденом Мустафиным, достигшими в эту пору творческой зрелости, трудились талантливые писатели среднего и младшего поколения: Г. Сланов, Т. Ахтанов, М. Иманжанов, А. Нурпеисов и другие, а также русские литераторы, живущие в Казахстане, — И. Шухов, Н. Анов, Д. Снегин, И. Щеголихин и др. Лучшие произведения стали известны не только всесоюзному читателю, но и получили признание за рубежом («Путь Абая» Мухтара Ауэзова, «Ботагоз» Сабита Муканова, «Солдат из Казахстана» Габита Мусрепова, «Караганда» и «Миллионер» Габидена Мустафина и др.).
Подъем литературы отечественной и зарубежной критикой связывается с общим национальным возрождением народа. Благодаря переводам на русский язык казахские романы стали известны многонациональному читателю нашей страны и за границей. Возросло количество переводов произведений русской литературы на казахский язык. Были выпущены многотомные издания произведений Толстого, Гоголя, Горького и др.
Видные литераторы того времени подчеркивали «невиданный взлет литературы Казахстана», «ставшей большой, профессиональной, всесоюзной и, благодаря этому,— мирового значения литературой». Но этот путь был нелегким. Романы 30-х годов, обозначившие важную ступень в развитии большой прозы, и сегодня представляют художественный и познавательный интерес. В то же время в первых романах еще наблюдаются элементы схематизма. Не всегда раскрывались психологические особенности образа, сложности человеческой судьбы. Показательна в этом отношении творческая история извеетного романа «Ботагоз» С. Муканова. Первый его вариант «Загадочное знамя» (1938) был построен по принципу приключенческой повести и не давал глубоко гоотображения общественных противоречий. После переработки (1946, 1948, 1950) роман стал значительным историческим полотном.
Национальная литература выросла в непосредственной близости к фольклору, и размах, отражающий крупные исторические события, монументальные образы героев, свойственные эпосу, несомненно, оказали влияние на романы послевоенных лет. Роль в подъеме послевоенной прозы сыграла также традиционная творческая связь с русской литературой, опыт мировой литературы.
Национальная литература знакомила читателей с прошлым и настоящим народа, раскрыла его мироощущение. Особое место в этом ряду занимает четырехтомная эпопея «Путь Абая» М. Ауэзова. Совершенная художественная форма, энциклопе-дический размах, органически сочетающиеся с проникновением в диалектику души человека масштабные образы, в особенности Абая и Кунанбая, сделали ее одним из значительных художественных явлений XX в.
Выдающийся художник М. Ауэзов отображает главнейшие черты народного бытия, раскрытого в романе в широкой исторической перспективе. Сложный многоплановый роман «Путь Абая» — поистине «движущаяся панорама» жизни и духовного мира целого народа.
Мироощущение народа-победителя определило исторический оптимизм литературы той поры, ее морально-этический уровень. В таких романах, как «Сырдарья» С. Муканова, «Шиганак» Г. Мустафина, «Дальние просторы» Г. Сланова заложено стремление осмыслить пройденный исторический путь.
Важное место в прозе по-прежнему занимает тема Великой Отечественной войны. Победа в войне рисуется как победа разума и прогресса над реакцией, над бесчеловечной фашистской идеологией. В «Солдате из Казахстана» Г. Мусрепова, в «Грозных днях» Т. Ахтанова и в «Долгожданном дне» А. Нурпеисова раскрывается гуманизм наших людей. В этом видят писатели основу победы.
Героический характер воина, ставшего взрослым на войне, создал Г. Мусрепов в произведении «Солдат из Казахстана» (1950). Готовность к подвигу и самопожертвованию во имя Родины — таков нравственный облик поколения победителей.
Роман «Грозные дни» Т. Ахтанова (1953) посвящен одному из драматических моментов войны — битве под Москвой. В центре внимания автора — человек на войне. Одних война закаляет, выявляет их духовные возможности (Ержан), Других, несмотря на их внешний лоск, ломает, обнаруживает их несостоятельность (Уали). В романе наметился интерес к такой сложной проблеме, как внутренний мир человека.
Новые герои сельской прозы значительно отличаются от героев литературы 20 — 30-х годов. Это не вчерашние забитые бедняки, возрождающиеся как личности, а люди, осознающие свою миссию и активно воздействующие на ход истории.
Литература, как искусство в целом, стремится понять, что же произошло с обществом, каковы социальные силы (интеллигенция, рабочий класс, крестьянство), его составляющие, каков духовный облик человека.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что романы послевоенных лет, внесшие значительный вклад в литературу этого периода («Сырдарья» С. Муканова, «Караганда» и «Миллионер» Г. Мустафина и другие) , с позиции сегодняшнего дня воспринимаются неоднозначно. Требование социалистического реализма изображать жизнь с классовых, партийных позиций привело к обеднению немалого числа произведений, к их одно-сторонности.
Значительное место в послевоенной литературе занимают исторические романы. Рост национального самосознания народа после величайших испытаний войны настоятельно требовал художественно и эстетически осмыслить пройденный путь. Создание широких исторических полотен — задача не простая для любой литературы. Этот восходящий процесс продолжается и поныне.
В послевоенный период получили развитие три вида исторического романа: роман, где в центре произведения стоит историческая личность («Путь Абая») М. Ауэзова; роман, отражающий определенный этап истории, где главными героями выступают вымышленные персонажи («Пробужденный край» Г. Мусрепова, «Рожденные на волнах» А. Сарсенбаева, «Кровь и пот» А. Нурпеисова), и, наконец, роман автобиографический («Школа жизни» С. Муканова).
Таким образом, несмотря на отдельные негативные процессы, происходило дальнейшее обогащение жанров, стилей, развивались интенсивно реалистические тенденции. Таков, вкратце, сложный, противоречивый путь развития национальной литературы в первое двадцатилетие после войны.
СРС:
Казахская литература I половины ХХ века: Сейфуллин, Джансугуров, Майлин
СРСП Ранние рассказы Г.Мусрепова. Цикл о матери. Роман «Улпан ее имя» и «Солдат из Казахстана»
Glossary:
Local television | Жергілікті теледидар | Местное телевидение |
literature | әдебиет | литература |
question | сұрақ | вопрос |
method | жол | метод |
Список литературы.
Основная литература:
Каз.литература Жаксыбаев.К 2005.А.Жеты жаргы-150
Каз.литература. Хрестоматия. Адибаев Х. 2004.А.Жеты жаргы-150-400с
Каз.литература. . Адибаев Х. 2004.А.Жеты жаргы-150-400с
Казак адибиети. Адибаев.Х.А.Мектеп.2003-390
Дополнительная литература:
Ежелгi дэуiр эдебиетi: хрестоматия.-А.: Ана тiлi, 2003.-280 б.
Кенжебаев Б. ХХ гасыр бысындагы эдебиет.-А.: Бiлiм, 2001.-248 б.
Тiлеужанов М. Ел эдебиетi.-А.: Ана тiлi, 2001.-176 б.
Радлов В.Алтын сандык.-А.: Ана тили, 2001