Архивы в Российской империи (XVIII в.-1917г.)
С первой четверти XVIII в. начинается новый этап в развитии архивного дела. Это явилось следствием коренных реформ, проводимых правительством Петра I. Преобразования в системе государственного аппарата привели к существенным изменениям в области архивного дела, которые прослеживались по двум направлениям: создание архивов при новых высших, центральных и местных учреждениях и устройство фондов упраздненных учреждений, а также документации действующих учреждений, потерявших справочное значение. В поисках лучших организационных форм архивные фонды смешиваются, разъединяются, перевозятся в другие города, старые фонды сливаются с новыми и т.д.
В результате этих преобразований архивы отделились от канцелярии и превратились в самостоятельные структурные части, учреждений, что было закреплено юридически в Генеральном регламенте 1720 г. мероприятия, проводимые Петром I оказались сильное воздействие на дальнейшее развитие архивного дела.
Одновременно устанавливался порядок передачи дел в архивы и вводились специальные должности - архивариусы. Была сделана попытка провести концентрацию материалов: дела, «которые касаются приходу -расходу должны быть под надзором Ревизион- коллегии, все другие документы - «под надзиранием Иностранных дел Коллегии». Видимо это было заимствовано из опыта Швеции, в которой существовало два главных архива: политический и финансовый. Однако, для России с ее огромным государственным аппаратом - это было неприемлемо.
Концентрация документов в двух архивах не была осуществлена. Однако укрупнение ведомственных архивов произошло.
По Генеральному регламенту должность архивариуса в штате была единственная. Оклады архивистов зависели от степени важности хранившихся документов. В превелигированных архивах они были выше. Но в целом жалование было невысоким, к тому же его порой не получали на протяжении нескольких лет. На служащих архива лежали обязанности "надзирать и охранять" документы и осуществлять справочную работу.Продолжительность рабочего дня архивариусов составляла сначала 6 часов, позднее стала 14-16 часов. Но к концу XVIII в. опять сохранилась до 8 часов, т.к. условия в архивах были очень тяжелые.Средства на нужды архивов отпускались явно недостаточные.Вместо приказов созданы 12 коллегий, что способствовало более компактному отложению дел.
Под влиянием развития книгопечатания в целях улучшения сохранности документов в делопроизводство стало внедряться ведение дел на листах книг и тетрадей. В 1700-1726 гг. столбцовое делопроизводство было отменено, что сильно сказалось на развитии архивного дела. В инструкции 1720 года архивариусу Коллегии иностранных дел, требовалось материалы разбирать по годам, месяцам и по числам, а затем переплетать в книги по годно. Инструкция предписывала бережно относиться к делам, заботиться об их сохранности.Важные источники отлагаются в архивах высших органов власти.
В 1704 году был образован Кабинет Петра I - канцелярия и архив при ней, куда вошли личные документы ПетраI, проекты указов, известия о важнейших событиях в стране, военная и финансовая документации, челобитные, доносы, жалобы, материалы о постройке дворцов, записные книжки Петра I.Сюда же по указанию Петра I передали свои документа Б. Шереметьев, П. Апраксин, М. Голицын.
В 1718 году начали формироваться коллегии вместо приказов. При коллегиях создаются собственные архивы, важнейшими из которых были:
- Финансовый - при Ревизион-коллегии
- Судебный - при Юстиц- коллегии
- Хозяйственный - при вотчинной коллегии и Эконом-коллегии.
В начале XVIII века на местах стали создаваться архивы при вновь созданных губернских учреждениях, которые комплектовались документами этих учреждений. В это же время возникает сеть архивов судебных органов и органов местного самоуправления. Эти документы являются ценным источником по истории и экономическом развитии различных регионов.
В результате реформы государственного аппарата в 1775-1785 годах количество местных учреждений и архивов при них еще более возросло. Установленный в начале XVIIIвека порядок передачи документов из канцелярий в архивы соблюдался плохо. Документы хранились в учреждениях долгие годы.
Московский архив Коллегии иностранных дел- стал первым историческим архивом России. Его основу составили материалы Посольского приказа. В них освещалась внешняя политика Русского государства XV - XVII вв., важнейшие события внутренний жизни страны, а так же история царской семьи. В 1724 году он получил собственную печать, штаты 96 человек). Подчинялся архив непосредственно Коллегии иностранных дел. 29 ноября 1759 года архив был передан в ведение Московской конторы коллегии иностранных дел. Штат архива постоянно увеличивался, т.к. здесь хранились документы на многих языках и нужны были квалифицированные сотрудники. Для сотрудников устраивались экзамены в знании иностранных языков и науках. Уровень знаний учитывался при продвижении по службе. В конце XVIII века в архиве насчитывалось 80 штатных сотрудника, из них 24 - переводчики.
Во второй половине 18 века произошли существенные изменения в составе и организации архивов. В 1763 году в связи с реформой Сената ликвидировалась его Московская контора, а ее документы слились с фондом Разрядного приказа и составили самостоятельный Разрядно-Сенатский архив.Архив находился в ведении департаментов герольдии Сената. Штат архива состоял из 6 человек.
С присоединением Московской сенатской конторы в архив поступили документы: административно-судебных дел, документов о различных сборах, документы о строительстве в Москве и других городах, материалы ликвидируемых учреждений. Архив стал крупным хранилищем документов по внутренней истории России XVI - XVIII вв., сосредоточившим около 500 тыс. дел.
Реорганизация Сената и местных учреждений в 60-70 годы XVIII века привела к ликвидации коллегий. Большое количество их документов передавались в Петербургский и Московский государственные архивы старых дел, учрежденные в1780 и 1782 гг. архивы получили свои штаты и самостоятельное вневедомственное положение.
Бедственное положение документов о помещичьем землевладении явилось основной причиной создания Поместно-Вотчинного архива, который возник в 1786 году по именному указу. Его основу составили комплексы документов центральных поместно-вотчинных учреждений XVI - XVIIIвв. Он имел коллегиальное управление - присутствие. Его штаты значительно превосходили штаты других архивных учреждений. Архив комплектовался делами канцелярии Вотчинных дел, Вотчинной коллегии, Вотчинного департамента. Это указы Сената, протоколы и журналы заседаний, материалы о купле - продажи имений и крестьян. Большое место занимали дела по межеванию первой половины XVIII века.
В 1XVIII в. Сенат выпустил ряд указов, направленных на улучшение архивного дела. Сенаторский указ 1726 г. требовал содержать дела «в сохранном месте», а архивные помещения осмотреть «и на которых кровли худы, т, е. починить немедленно, дабы от течи….. документам не учинилось повреждаться».
Указ 1736 г, предписывал строить для архивов каменные здания с железными затворами и решетками на окнах, от деревянного строения не в близости. Предписывалось дела из архива не выносить и архивы держать за печатями.
В 1763 г. Сенат вновь категорически запрещает выносить дела из архивов, т.к. хищение документов приобрели значительные размеры.
Сенатский Указ 1781 г, предписывал учреждениям сдавать документы в архив в упорядоченном состоянии в сопровождении реестров.
По количеству изданных об архивах указах это время можно считать "золотым веком" для архивов.
Однако указы не воплотились в жизнь, т.е. работа в архиве не считалась престижной (там работали бесперспективные чиновники) и изменилось отношение верховной власти к архивам: если при Петре I встречалась такая формулировка «Положить в архив к вечному известию», то во второй половине XVII в. другое указание «Положить в архив к вечному забвению».
В это же время начинает возникать порядок классификации документов по тематическому, хронологическому и др. принципам.
Работа по выполнению запросов продолжает быть основной для архивов. Низкий уровень учетно-справочного аппарата, хаотическое состояние большинства документов приводит к тому, что архивы часто не могли выдать справки или сами документы. В это время публикуется «Слово о Полку Игореве», 12 томов "Деяния Петра Великого».
Итак в ХVII веке произошли существенные изменения в архивном деле:
- Архивы отделились от канцелярии. Предпринимались попытки концентрации материалов.
- Появились исторические архивы, материалы которых широко использовались в научных целях, что обогатило источниковую базу исторической науки.
В 1811 году был утвержден основной закон деятельности создаваемых министерств "Общее учреждение о Министерствах». Была создана более дробная система архивов, т.к. они учреждались при каждом департаменте. Это сильно затрудняло обеспечение сохранности, использование архивных документов и было отрицательной чертой архивного дела.
В 1828 году создан «Общий контрольный архив», для которого выстроили специальное здание. Все дела архива были разделены на три разряда. Первый разряд включал дела до 1811 г, т.е. до учреждения Государственного контроля как отдельного министерства. Эти дела хранились в Петропавловской крепости. Материалы второго разряда за 1811-1825 гг помещались в новом помещении, а дела третьего разряда(за последующие годы) хранились в организациях государственного контроля в течении трех лет, а затем передавались в архив.
Сеть и функции местных учреждений изменилась мало. Однако положение их архивов ухудшилось. Архивы создаются при каждом "присутственном месте", что приводит к созданию множественной дробной сети, что .усугубило положение с кадрами. Плохо обстояло дело и с помещениями. Документы часто складывались в заброшенных пустующих помещениях, не пригодных для хранения исторических источников, чаще всего находящихся в разных местах. Все это привело к хаотическому раздроблению архивных фондов и утрате многих документов.
Сильно пострадали архивы во время войны 1812 года.В 1852 году был создан Московский архив министерства юстиции. Это было достигнуто за счет объединения трех архивов: Московского государственного архива старых дел, Разрядно-Сенатского и Поместно-Вотчинного. Они вошли в новый архив на правах отделов. У Московского архива Министерства юстиции были значительные штаты - 37 человек, создавалась канцелярия, насчитывающая 47 сотрудников. В первое десятилетие архив интенсивно комплектовался. В последствии стал научно-методическим центром, оказывающим помощь другим архивным учреждениям.
В 1852 году были созданы еще три исторических архива: Киевский, Виленский и Витебский архивы древних актов.
В начале XIX в. появились новые виды архивных справочников -обзоры.Определенный вклад в развитие научно-справочного аппарата внес созданный в 1835 г. комитет для описания документов московских сенатских архивов сильно пострадавших в 1812 г. Основная заслуга его состоит в том, что было разработано описание дел трех степеней:
- Описание первой степени: название фондообразователя, указание номеров дел и их хронологических рамок, рода дел, количество листов, замечания о физическом состоянии дел (ветхость) и т.д. Это и была инвентарная опись в современном понимании.
- Описание второй степени: состояло из обзора истории фондообразователя и характеристики отдельных групп документов, т.е. представляло собой тип путеводителя. Такие справочники создаются впервые, и значение их постоянно возрастает.
- Описание третьей степени: извлечение исторических сведений из разных архивов - напоминает тематический обзор - т.к. обзор документов по различным темам.
В этот же период начинают закладываться основы классификации документов внутри архива и внутри фонда.
В результате буржуазных реформ в середине XIX в. (в 1861г. отмена крепостного права) опять происходит изменение в системе государственных учреждений. В этих условиях наблюдается оживление архивной работы в связи с массовой сдачей в архивы документации упраздненных и преобразованных учреждений: создаются новые исторические архивы, реорганизуются существующие. В большинстве министерств были созданы единые архивы, которые находились в ведении департаментов общих дел или канцелярий министерств. Сеть архивов высших и центральных учреждений изменилась незначительно. Документы местных учреждений хранились в плохих условиях, что приводило к их гибели. Поэтому во многих документальных комплексах имеются пробелы.
В этот период сильно возросло значение исторических архивов. Их материалы активно использовались историками.
В конце XIX в - начале ХX вв. наблюдается спад работы в области архивного дела. В этот период не было создано ни одного нового исторического архива, правда продолжались упорядочения дел и разработка справочников, но эта деятельность протекала медленными темпами.Пагубно сказалась на сохранности материалов первая мировая война.
1899 году Д.Я. Самоквасов -видный археолог, историк русского права, управляющий Московским архивом Министерства юстиции, внес на рассмотрение XI Археологического съезда проект архивной реформы. Для управления архивами создается Центральный архив. Делопроизводство высших и центральных учреждений до 1800 г. концентрируется в архиве Министерства юстиции. В центральных городах учебных округов создаются областные архивы, которые хранят документы местных учреждений до 1800 г. Делопроизводство с 1800 г. образует единый архив - регистратуру. Губернские ученые комиссии вливаются в областные архивы. По своей четкости и последовательности проект Д.Я.Самоквасова превосходил все предыдущие проекты.
Таким образом, В XVIIIв.в связи с реорганизацией государственного аппарата Петром I - архивы возникли при новых учреждениях - Сенате и коллегиях. Они были отделены от канцелярий, впервые в истории России был установлен порядок и сроки сдачи дел в архивы, введены должности архивариусов (хранителей), появились указы о создании архивов при губернских и уездных учреждениях.
В 1724 из документов бывшего Посольского приказа при коллегии иностранных дел был создан первый русский исторический архив - Генеральный архив старых государственных дел.
В связи с проведением новой реформы государственного аппарата в России во второй половине XVIII в. возникли Межевой, Поместно-вотчинный архивы; в 1775, по губернской реформе - местные архивы административных, судебных и финансовых учреждений. Для хранения документов учреждений были созданы еще два исторических архива - Государственные архивы старых дел в Санкт-Петербурге (1780) и в Москве (1782).
В XVIII в. крупные собрания древних рукописей отложились у императоров - Петра I и Екатерины II, а также у выдающихся государственных деятелей, ученых. деятелей культуры, среди которых были в основном княжеские и графские фамилии (у А.Д.Меньшикова, Г.А.Потемкина. А.А.Безбородко, Я.В.Брюса, Н.И.Новикова, В.Н.Татищева, М.М.Щербатова, Н.П.Румянцева и многих других). Представители этих и многих других известных фамилий любовно собирали свои архивы и в последующее время. В собрании А.И. Мусина-Пушкина оказался единственный список древнерусского памятника Слово о полку Игореве (основная часть архива сгорела при пожаре 1812). В XVIII в. появились новые поместно-вотчинные, а также фабрично-заводские документохранилища (в домах князей Демидовых, Шереметевых. Голицыных, Юсуповых, Воронцовых, Куракиных и др.).
В связи с развитием культуры, литературы, искусства в XVIII в. появились и получили развитие новые хранилища документов и материалов: Архив Академии наук с фондами ученых, Рукописный отдел библиотеки Академии наук со сосредоточием древнейших источников и летописей, Рукописный отдел библиотеки Эрмитажа с памятниками по русской истории, Архив Академии художеств, Рукописный отдел библиотеки Московского университета и др. Во второй половине XVIII в. получает развитие издание архивных источников: были опубликованы списки Радзивилловской и Никоновской летописи, Русская правда и др.
В 19 в. выросли новые архивы в связи с реорганизацией государственных структур (образование министерств и др.). Многие государственные архивы, возникшие в Москве и Петербурге в 19 в., легли в основу ныне существующих. В начале 19 в. в Москве появилось Московское отделение общего Архива императорского департамента Главного штаба, хранившее документы военных учреждений с 18 в. Московский Архив Коллегии иностранных дел был преобразован в Главный московский архив Министерства иностранных дел. В Петербурге в 1834 в свою очередь при Министерстве иностранных дел был создан Государственный архив Российской империи, куда вошли материалы Государственного Санкт-Петербургского архива старых дел, в него вошли материалы домам Романовых. В 1852 был основан исторический Московский архив Министерства юстиции, куда вошли Сенатский, Поместно-вотчинный и петербургский Государственный архив старых дел. В 1872 был создан Московский дворцовый архив. В 1867 в Петербурге был учрежден Военно-ученый архив Главного штаба. Помимо создания ведомственных архивов, шел стихийный процесс их возникновения на основе поступления рукописей в библиотеки (Петербургскую публичную с 1814 и др.) и музеи (Румянцевский (с 1862) А.А.Бахрушина в Москве и др.).
В 19 в. было опубликовано значительное количество архивных источников Археографической комиссией (создана в 1834) и Русским историческим обществом (учреждено в 1866 и до 1917 издало 148 томов исторических источников 15-19 вв.).
Рост количества ведомственных архивов сопровождался и переполнением их документами. Это вызвало стихийное массовое уничтожение их чиновниками канцелярий, не вникавшими в их научное значение, что в свою очередь поставило на повестку дня проведение архивной реформы. Ее проекты принадлежали директорам Московского архива Министерства юстиции Н.В.Калачеву (1869) и Д.Н.Самоквасову (1899). Они предлагали свое устройство государственных архивов для концентрации в них документов текущих учреждений, создание центральных органов управления архивами, начать подготовку архивных кадров. В правительстве эти проекты были отвергнуты, но для борьбы с массовым уничтожением документов в 1884 были созданы губернские ученые архивные комиссии, сыгравшие положительную роль в сохранении исторических источников.
Со второй половины 19 века в России начали издаваться «путеводители» по архивам. Но доступ исследователей в те архивы, где находились важные политические документы (Государственный архив Министерства иностранных дел, Военно-Ученый, Архив Третьего отделения Его Императорского величества Канцелярии, объединенный с Департаментом полиции Министерства Внутренних дел), постепенно ограничивался.
4. Архивы в первые годы советской власти
В течение 1917-1920 гг.были заложены политические и организационные основы организации архивного дела в нашей стране.
1 июня 1918 г. Совет народных комиссаров принял Декрет о реорганизации и централизации архивного дела. В нашей стране впервые публично были узаконены не только принципы и технологии организации архивного дела, но и фактически подтверждена необходимость существования центрального органа управления архивным строительством. До 1991 года да и сейчас он является основополагающим документом в организации архивного дела.
В первых пунктах декрета определяется сущность коренной перестройки в управлении этой отраслью:
- Все архивы правительственных учреждений ликвидируются, как ведомственные учреждения и хранящиеся в них дела и документы отныне образуют единый Государственный архивный фонд(ЕГАФ).
- Заведывание государственным Архивным фондом возлагается на Главное управление архивным делом. И далее коротко (всего в декрете 12 пунктов) излагаются задачи, стоящие перед вновь созданным органом, его права.
22 апреля 1919г. принят Декрет о хранении и уничтожении архивных дел, который решил ряд назревших вопросов, в первую очередь в области экспертизы ценности документов:
- установлен срок хранения документов в учреждениях.
- учреждениям запрещалось уничтожать какие-либо документы без санкции Главархива.
- создана система государственных экспертных органов: разборочно -проверочные комиссии Главархива.
30.01.1919 г. был издан декрет СНК РСФСР о губернских архивных фондах, которым предусматривалось создание губернских архивов, разделение документов на до 1917 года и после.
29 июня 1919 года был подписан Декрет «Об отмене права частной собственности на архивы умерших русских писателей, композиторов, художников и ученых, хранившихся в музеях и библиотеках. Этим Декретом фактически вся эта категория документов признавалась общенародным достоянием и необходимость включения их в ЕГАФ. Декрет положил начало государственному вмешательству в дело охраны и использования частных архивов по истории литературы и искусства.
31 марта 1919 года был подписан Декрет «О хранении и уничтожении архивных дел». В нем говорилось, что «все оконченные дела советских учреждений, профессиональных и кооперативных союзов сохраняются в них не более 5 лет»
В сентябре 1920 г. декретом об организации Истпарта - комиссии для собирания и изучения материалов по истории Октябрьской революции и истории РКП(б) - было положено начало собиранию и изучению документов по истории партии. Все учреждения, имеющие документы по Октябрьской революции были обязаны передавать их в распоряжение Истпарта. В 1920 году был открыт Архив Октябрьской революции - до 1925 года в нем было собрано около 200 фондов. На местах существовали бюро Истпарта, которые сотрудничали с губернскими архивами. Создание Государственного архива РСФСР. Решение о создание Госархива РСФСР было принято на заседании коллегии Главархива 17 сентября 1920 года. Он создавался для хрвнения важнейших исторических материалов. В Госархиве РСФСР было образовано четыре отделения:
древлехранилище, содержащее материалы по внешней и внутренней политике России до 18 века
Хранилище государственных документов новой русской истории(XIXв. - март 1917г)
хранилище документов истории революции и общественного движения(до марта 1917 года)
архив Октябрьской революции, содержащий документы после марта 1917года.
Создание Госархива РСФСР имело большое значение для дальнейшего архивного строительства. Отделения Госархива явились основой организации крупнейших центральных государственных архивов.
20 декабря 1921 года Президиум ВЦИК утвердил Положение о Центральном архиве РСФСР. Главное управление архивным делом передавалось из наркомата просвещения в ведение ВЦИК, Главархив переименовывался в Центральный архив РСФСР. Все архивные учреждения объединялись в Центрархив РСФСР, им заведовало Управление Центрархива. На Центрархив возлагалось общее руководство постановкой архивной части текущего делопроизводства в правительственных учреждениях РСФСР. Создавалась новая структура Архивного управления. Оно состояло из общего и научно-методического отделов.
Реорганизация Главархива в Центрархив вызвала необходимость преобразования местных архивных органов. 20 ноября 1922 года ВЦИК утвердил новое временное «Положение о местных архивных органах». Они получили название архивных бюро.
21 апреля 1924 года ВЦИК и СНК РСФСР принял постановление, распространившее право Центрархива на включение в ЕГАФ архивных фондов и предприятий, преобразованных и переименованных после Октябрьской революции. Однако 13 марта 1926 года пришлось дополнительно в новом постановлении указать на обязанности всех государственных и общественных учреждений и предприятий сдавать в архивы имеющиеся у них материалы.
Первый съезд архивных работников РСФСР состоялся в марте 1925 года. Он подвел итоги работы и наметил главные задачи для нового этапа архивного строительства. Съезд явился первым в мире собранием архивных работников. На съезде присутствовало 136 делегатов.
Вторая конференция архивных работников РСФСР состоялась 11-15 января 1927 года. Конференция приняла решение о подчинении работы архивов нуждам государственного и хозяйственного строительства. Это постановление определило главное направление деятельности архивов на ряд лет - тематическое выявление материалов для нужд хозяйственного строительства, выявление сведений по отраслям народного хозяйства, науки, культуры.
В 1929 постановление ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено «Положение об архивном управлении РСФСР». Положение определяло состав Государственного архивного фонда (ГАФ) РСФСР, отношение архивных органов к архивам учреждений, организаций, предприятий, систему центральных и местных государственных архивов, формы и методы проведения экспертизы документальных источников, их практического и научного использования. Положение предусматривало создание Центрального архивного управления (ЦАУ) при ВЦИК. На ЦАУ возлагалось заведывание ГАФ и руководство архивным делом в республике.
Второй съезд архивных работников состоялся 25 мая-1июня 1929 года. На съезде присутствовало свыше 200 делегатов. На съезде были подведены итоги работы архивных учреждений, заслушали доклады о работе архивных управлений союзных республик, о проекте пятилетнего перспективного плана работы архивных учреждений. Доклады представителей научных учреждений позволили наметить новые формы сотрудничества с архивами.
Таким образом, В первые дни Февральской революции 1917 были случаи массового уничтожения архивов (сгорело Охранное отделение Департамента полиции), хищений документов органов политического сыска царизма и других правительственных учреждений в том числе царскими чиновниками, которых Временное правительство оставило в архивах. В ноябре 1917 они вывезли из Петрограда часть важнейших материалов из некоторых архивов в другие города России; многие из этих документов были утеряны.
Декретом Совета народных комиссаров РФ от 1 июня 1918 было реорганизовано архивное дело Советской России. Образован единый Государственный архивный фонд (ГАФ), переданный в Главное архивное управление (ГАУ), которое до 1936 входило в Наркомат просвещения. Но затем было передано в ведение Министерства внутренних дел СССР (МВД СССР). До середины 1950-х доступ ко многим хранилищам строго регламентировался особыми нормами.