РПЦ добивается особого правового статуса для святых мест
Января, Известия
http://izvestia.ru/news/543950
РПЦ добивается особого правового статуса для святых мест
Кроме заповедников, заказников, памятников истории и культуры в России могут появиться «религиозно-исторические места»
Минрегион и Русская православная церковь не могут договориться о правовом статусе Соловецкого архипелага Архангельской области. Минрегион предлагает дать островам статусы «государственный природный заказник» и «достопримечательное место федерального значения». РПЦ считает, что Соловки должны стать «религиозно-историческим местом». Сейчас такого статуса в российском законодательстве нет, законопроект, вводящий это понятие, еще только рассматривается в Госдуме. Представители администрации Архангельской области сообщили «Известиям», что согласны на все три статуса одновременно.
Из-за сложившейся неопределенности Министерство культуры не внесло ансамбль Соловецкого монастыря и сооружения XVI–XX веков в единый госреестр объектов культурного наследия. А правительство РФ не определило порядок выплат компенсаций собственникам или арендаторам, которые сохраняют эти объекты.
«Президентские задачи по сохранению объекта культурного наследия могут оказаться невыполненными», — сообщил председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин главе правительства Дмитрию Медведеву в письме (копия есть у «Известий») об итогах аудита восстановительной деятельности на Соловках.
Как рассказал «Известиям» замгубернатора Архангельской области по развитию Соловецкого архипелага Роман Балашов, сейчас архипелаг имеет правовой статус сельского поселения, на территории островов находится также Соловецкое лесничество. По его словам, острова нуждаются в особом статусе, который позволил бы охранять и уникальную природу, и памятники культурного наследия, и духовные святыни, учитывая интересы местных жителей (900 человек). Балашов пояснил, что и охрана природы, и забота о памятниках требуют серьезного федерального финансирования. По его словам, правительство Архангельской области поддерживает инициативу Минрегиона, по присвоению островам статусов «госзаказник» и «достопримечательное место». Но в региональном правительстве также ждут и законодательного утверждения статуса «религиозно-историческое место», предложенного РПЦ.
— Мультиканальное финансирование, которое и сейчас где-то имеет место, пойдет только на пользу Соловкам, — говорит Балашов.
В качестве примера уже существующей мультиканальной поддержки он привел объекты Соловецкого монастыря, которые частично являются собственностью РПЦ и реставрируются за счет церкви, а частично — федеральной собственностью (музейная часть) и поддерживаются за счет федерального бюджета. Регион ждет утверждения федеральной целевой программы «Развитие Соловецкого архипелага», которую Минрегион представит 1 февраля.
Юрист Московской патриархии инокиня Ксения (Чернега) в беседе с «Известиями» подтвердила, что РПЦ заинтересована в законодательном закреплении статуса «религиозно-историческое место» для монастырей и храмов, которые являются объектами культурного наследия и возведены до 1917 года.
— Это не только Соловки, но и Валаам, Псково-Печерский монастырь, Прилуцкий монастырь, таких православных мест в России около десятка, — отметила инокиня Ксения. Статус «религиозно-историческое место», как говорит юрист Московской патриархии, будет означать охрану духовного наследия, сохранение и защиту особого уклада жизни монастырей. Это значит, что на территории (даже туристической) не будет позволено возводить и открывать развлекательные заведения, проводить шумные мероприятия. Доступ к объектам культуры для туристов будет согласован с монастырской жизнью. Подобный режим существует на горе Афон в Греции, туда пускают ежедневно не более 110 туристов, каждому из которых дается особый пропуск. Пропуск желающие посетить монастыри Афона заказывают за 1–2 месяца до поездки.
Еще в 2009 году группа депутатов Госдумы, в том числе Иосиф Кобзон, Елена Драпеко, нынешний замминистра культуры Григорий Ивлиев и Светлана Журова, внесла проект поправок к закону «Об объектах культурного наследия» и некоторым другим. Законопроект прошел первое чтение в 2010 году — и с тех пор так и не прошел второго.
В этом законопроекте появляется упоминание о «религиозно-историческом месте». А в одной из его статей есть такое положение: «при определении условий доступа к объектам культурного наследия религиозного назначения учитываются требования к внешнему виду и поведению лиц, находящихся в пределах территории объекта религиозного назначения, соответствующие внутренним установлениям религиозной организации, если такие установления не противоречат законодательству Российской Федерации».
Инокиня Ксения выразила надежду, что поправки все-таки будут приняты во втором чтении в весеннюю сессию Госдумы в этом году. Также она отметила, что статус «религиозно-историческое место» планируют присваивать не только православным, но и мусульманским, и буддийским, и католическим святыням, которые являются объектами культурного наследия.
В беседе с «Известиями» один из разработчиков законопроекта — замминистра культуры Григорий Ивлиев — отметил, что точное определение статуса «религиозно-историческое место» будет дано после принятия текущих поправок. Он подтвердил, что рассмотрение законопроекта во втором чтении может состояться на весенней сессии.
В случае законодательного закрепления нового статуса, религиозно-историческими местами могут стать, к примеру, дербентская Джума-мечеть 773 года постройки и большая часть мечетей Казани, Агинский дацан в Забайкалье и дацан Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге, католический храм Святых апостолов Петра и Павла в Туле и храм Святого Людовика Французского в Москве.
http://polit.ru/article/2013/02/06/shrine/
06 февраля 2013, 13:15
АЛЕКСЕЙ МУРАВЬЕВ
Светская святыня
Соловки
Sacrum etcultura
Особого статуса «религиозно-исторического места» решила добиваться группа депутатов Госдумы, а также церковные лоббисты, для заповедника Соловки. Еще в 2009 году депутаты Кобзон, Драпеко, Ивлиев и Журова внесли проект поправок к закону «Об объектах культурного наследия», в которых и вводится понятие «религиозно-исторические места». Вероятно, депутаты хотят каким-то особым образом подчеркнуть значение этих монастырей, действительно прославивших Русь.
В настоящий момент государство владеет большинством объектов православной старины, но церковь не хочет больше делиться с государством. Первая ласточка появилась еще в 2008 г., когда Костромской Ипатьевский монастырь передали от государства церкви. В результате, как говорят в Костроме, просто сменили вывеску, и неширокий поток туристических денег вместо городской казны развернулся в сторону епархиальной. Туристы как шли, так и идут к Ипатию. Изменение собственника не изменило статуса.
Вышеназванная группа певцов и спортсменов предлагала создать такой статус для нескольких объектов, в числе которых Валаам, Псково-Печерский монастырь, Прилуцкий монастырь. Что же такое этот «сакральный статус»? И что получит общество от его создания?
Сакральные объекты – неотъемлемая часть любой религии. На пространстве жизни возникают или создаются островки сакрального, которые в культурном смысле давно такой статус имеют. Это не только церкви и монастыри, но и священные рощи и деревья, синагоги, кладбища, поклонные часовни, святые и лечебные источники и места памяти, например, Вечный огонь. Степень сакральности у них разная, привязка к национальной истории и культуре – тоже, но сакральность есть везде, где люди благоговеют.
Но если пробовать развести сакральность по сортам, проблем не оберешься. Священные понятия сами себе назначают и порядок и степень благоговения. Однако культурно-исторические места памяти – это несколько иное. Дело в том, что у нас понятие «историческая память» и «духовное наследие» находятся в одном домене. В нашей культуре невозможно провести между ними четкую границу. Слово «культура» родственно слову «культ», и то, и другое – служение. В культуре, особенно русской культуре, сакральность уже находится внутри, но ее нужно опознать.
Проект правительства несколько другой: Минрегион предлагает дать Соловецкому архипелагу Архангельской области статусы «государственный природный заказник» и «достопримечательное место федерального значения». Депутаты хотят добавить еще и «религиозный». Но как уже говорилось, достаточно начать делить культуру и религию, как все повалится. Пример такого глупого недавнего разделительства – конфликт церковников и музейщиков. У духовной культуры сейчас нет монопольного хозяина. И хотя представители администрации Архангельской области согласны забрать все три статуса, лишь бы выплатить зарплату и надбавки работникам музея, ситуация по-прежнему неоднозначная.
Свято место
Некогда монастыри и церкви обладали разной степенью особости в общественном пространстве. Эти места считались священными, там нельзя было сквернословить, курить, а то и вовсе надо было особым образом готовиться, чтобы попасть туда. Иначе говоря, это были объекты паломничеств, которые не надо было наделять особым статусом. Хватало, например, авторитета настоятеля монастыря: никто не думал называть при помощи закона Сергиеву Лавру «религиозным местом».
Но в светском государстве многие религиозные объекты оказались выведены в общее пространство. Исключение составляют священные рощи и подобные объекты народного поклонения. И депутаты предлагают изменить для монастырей статус с общего на частный (церковный). По сути, перед нами попытка вернуть обратно в социум сакральность. Правда, вернуть хотят по принципу «были бы кости – мясо нарастет». Но так, увы, не бывает.
Пока старинные монастыри и церкви оказались светской святыней, и статус «исторического памятника», «народного достояния» в большей степени соответствует их нынешней функции. Как бы ни заманчиво было считать, что это по-прежнему авангард церковной проповеди как в XIV в., это давно уже не так. Паломничество людей, которые приезжают к святыням нашего прошлого, действительно оформляет отчасти церковный статус, ибо подсознательные мотивации людей влекут их к святыням.
Однако многие люди приезжают, скорее, чтобы почувствовать связь, причастность к истории, предкам. Это светское паломничество есть важная черта новой социальной религиозности, не вполне традиционной, но зато глубоко укорененной. Наравне со «светской святостью», светским «служением» (социальным, каритативным, волонтерским и т.д.) такие светские паломники оформляют статус светской культурной святыни.
Может возникнуть вопрос – а как же быть с религией? Религиозная потребность достаточно базовая, но надо понимать, что религиозное – тонкая вещь, оно возрождается или трансформируется исходя из внутренних свойств и процессов. При помощи самых лучших законов можно получить нулевой результат: религиозная практика зависит не от статуса, а от авторитета и связи с абсолютом. А умножение юридических статусов свидетельствует не о внимании к тому, что происходит с религией, а о бюрократическом сознании даже там, где от бюрократии толку особенного нет. Вроде как назвали некий важный в прошлом объект «религиозным» - и выполнили свой долг перед предками. Но в условиях разделения церкви и государства такой закон в конечном счете только навредит самой церкви.
Для того, чтобы Ферапонтово, Соловки, Прилуцкий монастырь, Валаам и другие объекты продолжали быть важными духовными центрами, их недостаточно наделить статусами «религиозных объектов». Надо, прежде всего, выполнять взятые на себя обязательства по социальной защите граждан, которые проживают на Соловках и в других культурно-значимых местах. Платить зарплаты, пособия и пенсии. Для поддержания культурного статуса надо развивать туризм в эти места, вкладывать деньги в экспозицию, поощрять знание об истории монастырей в школах и вузах. В конце концов делать монастыри центрами просвещения и науки. А вводить непонятный и юридически и культурно статус этих и так святых для народа мест - не надо. И уж тем более не стоит лишний раз пугать музейщиков. Ведь у нас статусы меняют не просто так.
В конце концов, если иноки и паломники наладят просвещение массы граждан, приезжающих «припасть к светской святыне», будет только лучше для всех.
Статья в «Особая буква» http://www.specletter.com/news/2013-02-01/66506.html