Тема. Сравнение Святых мест друг с другом.

I. Творение Господа.Экапад – вибхути – ¼ всего творения (вибхути) Господа вляется материальным миром.

Трипад – вибхути – ¾ всего творения – духовный мир – самая возвышенная часть творения.

1. Вайкунха – место, где нет тревог.

2. Обитатели Вайкунхи очень хорошо знают превосходящее положение Господа. Их любовь достигает снеха – премы. Поэтому присутствующее там настроение – служение (дасья): почтительность, покорность, благоговение (айшварйа–гйана-према).

Есть также оттенки формально дружеских отношений – сакхья-расы (гаурава).

II. Иерархия святых мест основывается на том, сколько удовольствия

испытывает Кришна от бхавы (расы, настроения), преобладающей там.

1. Все дхамы абсолютны и духовны.

2. Уровни ниже или выше (также как и расы) зависят лишь от интенсивности любви в данном месте.

III. Матхура выше Вайкунтхи.

1.Несмотря на то, что она проявлена в материальном мире.

2. У родителей Кришны, Васудевы и Деваки присутствуют ватсалья – раса.

IV. Леса, окружающие Вриндаван (округ Матхура) выше Матхуры.

1. Двенадцать лесов (двадаша–вана) Враджа–мандалы, в которых проходят сокровенные игры Кришны, наполнены сакхья, ватсалья и мадхурья–расами.

1) На западном берегу Ямуны: Кумудван, Талаван, Мадхуван, Бахулаван, Вриндаван и Кашьяван.

2) На восточном берегу Ямуны: Махаван, Лохаван, Билваван, Бхандираван, Бхадраван

2. Осенний (шарат) танец раса–лила, на который допускались все (тысячи и миллионы)

гопи; с которого уходит Шримати Радхарани.

V. Холм Говардхан превосходит двадаша–вана и Вриндаван.

1. Кришна поднял его своей рукой и держал как зонтик семь дней.

2. Весенний (васанта) танец раса–лила более сокровенный; на него допускались лишь

главные гопи (юдхешвари) из всех групп гопи.

3. Три Харидаса:

а) Юдхиштхира,

б) Удхава,

в) Говардхан.

VI. Радха–кунда не сравнится ни с чем, она переполнена премой.

1. На ней присутствуют исключительно высшие стадии премы: бхава и махабхава–према. Поэтому только самые близкие к Шримати Радхарани гопи (свапакша) могут прийти туда.

2. Некоторые гопы (прийанармасакха) могут приблизиться лишь к Шьяма–кунде, достигая

уровня бхава–премы.

3. Радха-кунда дает мадхурья-прему.

4. Схема развития любви (рас) на разных путях (марг): вайдхи и рагануга–бхакти.

5. Настроения присутствующие в разных расах. (Каждая последующая включает

настроения, присутствующие в предыдущей).

1) Шанта – раса – нейтральные отношения:

а) привязанность к Господу;

б) отрешенность от материи (майи).

2) Дасья – раса:

а) настроение служения;

б) отсутствует уверенность.

3)Сакхья – раса:

а) дружба, сокровенная близость;

б) убежденность и доверительность.

4) Ватсалья – раса:

а) преданный чувствует, что Кришна зависит от его милости;

б) действует как защитник и покровитель Кришны.

5)Мадхурья – раса

а) полная свобода;

б) полное предание себя вместе с телом. Гопи используют тело для удолетворения

Кришны, чтобы привлечь Его, что отсутствует во всех других отношениях.

VII. Радха–кунда – высший объект поклонения Гаудия – вайшнавов

1. Шри Чайтанйа Махапрабху хотел во чтобы то ни стало установить точное

местонахождение Радха – кунды.

2.Но люди, которых не привлекает преданное служение Господу Шри Чайтайне

Махапрабху, не способны постичь духовную ценность и божественную природу

Радха – кунды.

3.Не придают такого значения Радха – кунде и представители других вайшнавских

сампрадай.

1)Не все вайшнавские сампрадайи несут знание о сокровенных отношениях Радхи и

Кришны:

(Лакшми) Рамануджа – сампрадая приоретет в дасйа – расе Лакшми – Нарайане.

(Брахма) Мадхва – сампрадая поклонение Кришне без Радхи.

(Рудра) Вишнусвами – сампрадая - …………

2) Лишь в (Кумара) Нимбарка – сампрадае еще развито понимание мадхурйа – расы

(паракийа).

Текст 10.

Тема. Сравнение уровней духовного прогресса.

I. Те кто в своей деятельности руководствуется ведическим знанием,

совершают жертвоприношения, стараясь удолетворить Господа Вишну и

получить Его благословения.

Такие карми стоят выше викарми и они, безусловно, дороги Кришне.

1. Кришна отвечает соответствующим образом на отношения к Нему карми, гйани и бхакт.

(Б.Г.4.11)

2. Карми, сохраняющие привязанность к кармической деятельности, но следующие указаниям

Вед (карма – канди) поднимаются на высшие планетные системы.

3. Викарми, занимающийся греховной деятельностью, деградируют и рождаются животными,

деревьями и растениями.

4. Парабхава (поражение) – единственный результат гонки за удолетворением собственных

чувств карма – канди и викарми.

II. Из тысяч и даже миллионов невежественных людей, едва ли может один

обрести знание и постичь высшие ценности жизни (джнани).

1. Атма – таттва - наука о душе (разница между духом и материей).

2. Джнани понимают, что кармическая деятельность только привязывает их к материальному

существованию и является причиной их перехода из одного тела в другое, поэтому они не принимают участия в слепой погоне за чувственными наслаждениями.

3. «Но знание джнани (гйани) остается нечистым, поскольку, не ведая (авидйа) о преданном

служении, они не поклоняются непосредственно лотосным стопам Верховной Личности

Бога»:

а) майвади (последователи Шанкары) не принимают реальной формы Господа вообще;

б) брахмавади (брахма – гйани) – признают существование Личности Бога, однако в

приоритете – безличный аспект.

III. Джнани, который с помощью знания обрел освобождение и обратился к преданному

служению (джнана–вимукта–бхакти–парама) поднимается над уровнем

обыкновенных джнани.

1. Шанта – бхакты (гйана – бхакты) нейтральная преданность, между активным

состоянием бхакти и гйаной; осознание абсолютности, могущества Господа.

Пример: Кумары.

2. Према – бхакты (гйана – прайасам – упадасйа) – сильное чувство любви побуждает

служить Господу (дасья), свободны от гйаны.

Примеры: Хануман, Нарада.

v Занимаясь преданным служением в соответствии с регулирующими принципами, человек

может достичь уровня спонтанной любви к Богу, следуя примеру таких великих преданных,

как Нарада, Санака или Санатана.

Словосочетание «спонтанная любовь» используется с целью показать глубокое чувство любви (према), которые имеют эти преданные. Не следует понимать его в значении «рагануга–бхакти», предполагающее, что отношения с Кришной не смешаны с осознанием

Его величия и могущества.

3.Према–ништха – дружеские отношения, которые могут прерываться осознанием

положения Кришны (сакхья, смешанная с айшварйа–гйаной).

Пример: Пандавы, Арджуна и вселенская форма.

4.Премадхура–бхакты – исключительно дружеские отношения с чувством равенства и

даже превосходства (сакхья).

Пример: Удхава, который в точности похож на Кришну, Кришна Сам обращается к нему

за советами.

IY. «Однако, выше всех преданных стоят гопи (врадша-гопи), которые не

имеют никаких других желаний, кроме желания доставлять удовольствие

Кришне, и при этом не ждут от Кришны ничего взамен».

1. «Кришна время от времени покидая гопи, причиняет им невыносимые страдания. Но они тем не менее не могут забыть Его».

2. Випраламбха-сева - размышлять о Кришне в разлуке с Ним выше, чем непосредственное общение с Кришной.

Пример: Чайтанйа-Махапрабху. 4 вида випраламбхи:

3. По уровню близости к Шримати Радхарани выделяются 4 группы гопи:

1) випакша – соперницы - Чандравали, Тарака;

2) татастха-пакша – нейтральные (расположенные одинаково и к Чандравали и к Радхарани) – Пали;

3) сукрит-пакша – дружеское отношение к Радхике – Шйамала;

4) свапакша – блазкие подруги Радхики – Лалита, Вишакха.

Y. Никто не может превзойти Шримати Радхарани в преданном служении.

1. Кришна желая понять трансцендентные эмоции Шримати Радхарани к Нему

занял Ее положение, явившись как Шри Чайтанйа Махапрабху.

2. Кришна для этого украл у Шримати Радхарани:

1) сияние (джйоти) Ее тела;

2) умонастроение (бхава).

3. Чувства, которые проявила Шримати Радхарани, когда Кришна оставил Ее, уйдя

вместе с ней с танца раса показали всем, что Шримати Радхарани высшая из

всех гопи.

4. Кунда Радхи также дорога Кришне, как Она Сама.

5. Минимальная квалификация для того, чтобы поселиться на берегу Радха-кунды

– бхава.

YI. Существует множество классификаций (расы, адхикара, ступени

бхакти и т.д.).

В этом тексте рассматривается положение преданных в зависимости от их любви к

Господу.

Пять уровней знания, проявленных в тексте:

1) Пратьякша – чувственное.

2) Порокша – авторететное (карма – канда).

3) Апорокша – реализованное, трансцентное знание (атма – таттва).

4)Адхокшаджа – понимание положения Верховной Личности Бога

(айшварйа-гйана).

5) Апракрита – спонтанные отношения с Кришной (рага):

особая сладость Кришны проявляется в божественных деяниях

казалось бы обычного человека.

Текст 11.

Заключение: Радха – кунда – ее возвышенная слава во Вселенной.

I. Почему Радха – кунда столь возвышенна?

1. Это озеро принадлежит Шримати Радхарани.

2. Оно неотлично от Нее и обладает такими же возвышенными качествами.

3. Ее озеро дорого Кришне также как и Она Сама (больше, чем всех других гопи

Кришна любит Шри Радху) – праная васати.

4. Берегов Радха – кунды крайне редко достигают даже великие мудрецы и преданные.

а) Святая Дхама покрыта одной из форм майи для тех, кто совершает десять

оскорблений Святой Дхамы:

1.выражать презрение и неуважение к гуру, который является для своих учеников представителем Святой Дхамы;

2.считать Святую Дхаму временной;

3.вести себя вызывающе по отношению к жителям Святой Дхамы или ее паломникам,

а также считать их обычными людьми;

4.заниматься мирской деятельностью во время пребывания в Святом Месте;

5.копить деньги и делать бизнес на поклонении Божеству и Святому Имени;

6.полагать, что Святая Дхама неотлична от обычной земли или провинции, а также

считать Дхаму Господа равной святому месту, связанному с каким – либо полубогом

или пытаться изменить площадь Дхамы;

7.совершать греховные действия во время рпебывания в Святой Дхаме;

8.считать Вриндавану и Навадвипа – Майяпур отличными друг от друга;

9.возводить хулу на шастры, славящие Святую Дхаму;

10.не верить в шастры и считать славу Святой Дхамы иллюзорной (Арчана Паддхати часть

III, пункт 6с).

б) Квалификация, необходимая, чтобы жить на Радха–кунде:

1) Человек должен жадно стремиться вернуться в духовный мир (лобха).

2) Человек должен быть возвышенным преданным, способным оставить все материальные

концепции и обозначения (бхава).

3) Необходимо принять прибежище и заниматься преданным служением под руководством

одного из вечных спутников Шри Кришны (рагануга – бхакти).

Приложение 1.

История о гневе (Махабхарата)

Сатьяки, Кришна и Баларама путешествовали вместе. Однажды им пришлось заночевать в лесу.

Место было небезопасным, и они решили ночью по очереди караулить. Через час, среди ночи, перед Сатьяки появился ужасного вида существо. Это был ракшас. Он сказал: «Я хочу сожрать твоих друзей. Тебе я могу позволить скрыться, но если будешь сопротивляться, то я и тебя съем». Сатьяки разгневался: «Ты негодяй! Ты хочешь разлучить меня с моими друзьями Кришной и Баларамой! За это я убью тебя».

- Ха! – усмехнулся ракшас – Ты собираешься убить меня, но ты не знаешь обо всем моем могуществе.

- Ну, сейчас посмотрим, насколько ты силен.

Они сражались друг с другом два часа. Чем больше они сражались, тем больше и сильнее становился этот ракшас. Через два часа ракшас ушел в лес, а Сатьяки, изможденный, упал на землю. Не желая беспокоить Балараму, Сатьяки ничего ему не сказал, когда он сменил Сатьяки на посту.

Ракшас вернулся и тоже потребовал разрешения съесть спящих друзей Баларамы. Баларама также разгневался:

- Ах ты, ракшас! Да я сломаю тебя как зубочистку! Они стали сражаться. Глаза Баларамы расширились и налились кровью. Поскольку ночь шла на прибыль, ракшас становился все сильнее, чем дольше они сражались. И вновь ракшас ушел, а измученный Баларама разбудил Кришну.

Вновь появился ракшас и сказал Кришне то же самое. Кришна посмотрел на него и рассмеялся: «Ну ты же ничего не сможешь сделать! Иди лучше отсюда!» Видя спокойствие Кришны, ракшас стал угрожать. Кришна просто смеялся над ним. Чем больше Кришна смеялся, тем меньше становился ракшас. В конце концов, он стал размером с арахисовое зернышко. Кришна взял его и завязал в узел своего дхоти.

Когда утром все проснулись, Сатьяки и Баларама стали рассказывать о своих ночных приключениях.

- Ночью приходил такой огромный ракшас, что я не смог его победить.

- Со мной случилась то же самое. Мне самому не удалось справиться с ним, - отвечал Баларама.

Кришна слушал их, а затем сказал:

- О каком огромном ракшасе вы говорите? Может быть об этом? – и показал им ракшаса размером с насекомое.

Наши рекомендации