Прочтите текст и выполните задания 2-14. 1)На фронте была своя война, а в деревне — своя: надрывались бабы, когда вместо лошади впрягались в плуг.2) Стирали в кровь плечи

1)На фронте была своя война, а в деревне — своя: надрывались бабы, когда вместо лошади впрягались в плуг.2) Стирали в кровь плечи, сбивали ноги, надрывали животы.3) Такая это была пахота, что в конце полосы в глазах становилось темно, и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, и падали бабы на землю, как солдаты под огнем. 4)И вот тогда они требовали от Настасьи:

— 5)Читай письмо!

6)Настасья, большая и сильная, поднималась на локте и хриплым голосом — в который раз! — начинала читать:

—7) «Здравствуй, жена моя Настасья!..»

8)И бабам чудилось, что в письме написано: «Здравствуй, жена моя Нюша!» или: «Здравствуй, жена моя Ольга!»9) Это их мужья здороваются с ними.10) Это их мужья были живы и здоровы. 11)И не нравился им филичевый табак: «Куришь, куришь — никак не накуришься!»

12)И не повезло с портянками: снимались по тревоге, забыли сунуть в вещмешок.13) Настасьино письмо грело серолицых, осунувшихся подруг, прибавляло им сил. 14)И, снова впрягаясь в плуг, они говорили:

— 15)У них окоп пахнет пашней, а у нас пашня пахнет окопом.

16)Поздно вечером обязательно кто-то стучал в окно Настасье:

—17) Отвори!

— 18)Что тебе, соседка?

—19) Дай почитать письмо.

20)Письмо как бы стало общим, принадлежало всей деревне.

21)Сидя над письмом в кружочке, высвеченном керосиновой лампой, соседка успевала и поплакать, и посмеяться, и утешиться, и утешить хозяйку.

—22) Ты не расстраивайся из-за портянок. 23)К зиме обязательно новые выдадут. 24)Я знаю...

25)И так продолжалось долго.26) Из других деревень приходили почитать Настасьино письмо.27) А мужа Петра Васильевича уже не было в живых...

28)Сейчас это письмо лежало на столе перед бабой Настасьей, словно только что пришло от мужа.29) А раз пришло письмо — значит, он жив.

30)Только очень далеко от дома. 31)И пишет он, живой, про обычные житейские вещи: плохой табак и про забытые впопыхах портянки...

32)Но потом бабе Настасье показалось, что она держит в руках не свое письмо, а чужое, полученное от живого мужа соседкой и данное ей на время, для утешения.

33)Она отвела глаза от письма и увидела ребячьи штемпеля на половицах, но не рассердилась.34) Эти ребятишки вечно что-то собирают — то лекарственные травы, то колоски. 35)Теперь они ищут реликвии.

34)А письмо им не подошло, потому что им, ребятишкам, невдомек, что стояли твердо и погибали в бою и те, кто не писал: «Умрем, но не отступим!» 35)Ну и слава богу, что не нужно детям это письмо, что живут они хорошо и не требуется им утешения.36) И теперь не бьют почтальона, и нет такого положения, чтобы на всю деревню была одна только весточка.

37)Баба Настасья вздохнула. 38)И аккуратно сложила старое фронтовое письмо по складкам, чтобы получился треугольник.

39)Потом ей стало душно, и она заковыляла к двери. 40)Вышла на крыльцо. 41)Было уже совсем темно. 42)В разных уголках густой мягкой тьмы поблескивали огни деревни.

43)Тут хлопнула калитка, послышались голоса, и баба Настасья увидела три приближающиеся фигурки: это ребята возвращались за письмом солдата. 44)Она вздохнула и почувствовала бесконечно родной и знакомый запах.

45) Он проникал внутрь, разливался по телу, и с каждым вздохом бессилие старой женщины как бы растворялось, теряло свою гнетущую тяжесть. 46)Это был запах сырой весенней земли — запах пашни, похожий на запах окопа.

(по отрывку из рассказа Ю.Яковлева «Реликвия»)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2.В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему бабы просили у Настасьи прочитать письмо мужа?»

1)На фронте была своя война, а в деревне — своя: надрывались бабы, когда вместо лошади впрягались в плуг.

2)Это их мужья были живы и здоровы.

3)Настасьино письмо грело серолицых, осунувшихся подруг, прибавляло им сил.

4)У них окоп пахнет пашней, а у нас пашня пахнет окопом.

Ответ:_________________________

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ.

1)Такая это была пахота, что в конце полосы в глазах становилось темно, и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, и падали бабы на землю, как солдаты под огнем.

2)В разных уголках густой мягкой тьмы поблескивали огни деревни.

3)Это был запах сырой весенней земли — запах пашни, похожий на запах окопа.

4)А письмо им не подошло, потому что им, ребятишкам, невдомек, что стояли твердо и погибали в бою и те, кто не писал: «Умрем, но не отступим!»

Ответ:_________________________

4. Из предложений 39-43 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -З-, если после неё следует ЗВОНКИЙ согласный».

Ответ:_________________________

5. Из предложений 20-23 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН, если в них есть приставка, кроме НЕ ».

Ответ:_________________________

6. Замените разговорное слово ВПОПЫХАХ в предложении 31 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

Ответ:_________________________

7. Замените словосочетание ХРИПЛЫМ ГОЛОСОМ (предложение 6 ), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:_________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 5.

Ответ:_________________________

9. Среди предложений 43-46 найдите предложение с обособленным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________

10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.

Настасья,(1) большая и сильная,(2) поднималась на локте и хриплым голосом — в который раз! — начинала читать:

«Здравствуй,(3) жена моя Настасья!..»

Ответ:_________________________

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.

Ответ:_________________________

12. В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые между его частями, связанными сочинительной связью.

Такая это была пахота,(1) что в конце полосы в глазах становилось темно,(2) и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, (3)и падали бабы на землю,(4) как солдаты под огнем.

Ответ:_________________________

13. Среди предложений 34-36 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________

14. Среди предложений 34-36 найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________

Ответы на вопросы теста №3

2.
3.
4. возвращались
5. высвеченном
6. в спешке
7. голосом с хрипом
8. читай
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Вариант 4

Наши рекомендации