Торжество радикал- и либерал-гуманизма в России оказалось пострашнее монголо-татарского ига

Бессмысленность – путь к смерти

Почему ХХ-е столетие стало столь трагичным для России и русского народа? В чем главные причины? Если мы поймем эти причины, то увидим и основной смысл самого ХХ века в отечественной истории.

А главная причина состояла в том, что именно в ХХ столетии произошло коренное изменение ценностных ориентиров жизни России и русского народа на Земле. Вернее, не изменение, а подмена этих смысловых и ценностных ориентиров. Именно в прошлом веке наиболее расцвел тот процесс, который в России начался реформами Петра I, - замена традиционных русских религиозно-православных ценностей ценностями светской гуманистической культуры. Именно в ХХ веке Россию бросили в борьбу за овладение материальным миром, отправили в безудержную и сумасшедшую гонку за физическим бессмертием.

В принципе, ценностные ориентиры, или иначе идеалы, человека можно с определенной долей условности, развести на три группы, выстроить их в три своеобразных ряда. В первый ряд входят идеалы, связанные с повседневной, действительной личной жизнью, - семья, дом, материальное благополучие, счастье детей, карьера... Второй ряд составляют идеалы общественные - государство, нация, определенный общественный строй. Идеалы и первого и второго ряда следует обозначить как «земные», так как они являются производными от желаний самого человека.

И, наконец, идеалы, которые принято называть Высшими или Небесными, ибо человеческ5ое сознание связывает их происхождение с Высшей, Божественной силой. С утверждением христианского миропонимания Высшим Идеалом признается Бог. У апостола Павла Бог прямо выступает как духовный образец, по которому человек строит свою новую сущность: «И облечься в нового человека, созданного по Богу» (Еф. 4:24).

Высший божественный идеал человеческое сознание конкретизирует в ряде понятий нравственного характера, которые символизируют идеи духовного совершенства и направлены на внутреннее, духовное развитие каждого человека, каждого народа, человеческого общества в целом. Образно эти понятия можно назвать - Добро, Красота, Любовь. Взаимоотношения этих групп идеалов на протяжении всей истории в человеческом сознании были различны - они и боролись между собой, и совпадали. Чаще в реальной жизни совпадали идеалы первого и второго ряда. Гораздо реже - земные идеалы оказывались в гармонии с Небесными. Но люди тем не менее во все времена пытались и пытаются найти эту гармонию, это абсолютное единство с Высшим.

Сложилось так, что для западной цивилизации идеалы Свободы, Равенства и Братства оказались наиболее важным – ведь они отражали момент совпадения личных и общественных идеалов человека. Более того, в сознании западного человека эти идеалы отражали момент совпадения личных и общественных идеалов человека. Более того, в сознании западного человека эти идеалы совпадали с вечными, Божественными, истинами. Свобода, Равенство, Братство – это как бы земное воплощение Божественных заветов. Собственно Добро, Красота, Любовь, с позиций подобного мировоззрения, возможны, осуществимы в земных условиях лишь тогда, когда торжествуют Свобода, Равенство и Братство.

Однако эти идеалы в большей степени связаны с внешней, общественной, жизнью человека. Идеи Свободы, Равенства и Братства являются производными от желаний самого человека от его стремления существовать в обществе беспроблемно, с максимальным комфортом. И потому достижение состояния полной Свободы, всеобщего Равенства этому воспевались и воспеваются до сих пор добро Свободы, красота Равенства, любовь к Братству. Ибо именно в условиях Свободы, Равенства и Братства западный человек надеялся обрести физическое бессмертие.

В этом случае Божественные идеалы оказываются как бы приземленными и как следствие во многом утратившими свое Высшее значение, ибо на первый план выходит желание комфорта материального и духовного, все та же жажда вечной земной жизни. Видимо, Такая ситуация определяется самим характером индустриально-технической цивилизации, по пути создания которой и пошло человечество в последние столетия. Наиболее ярко и полно индустриально-технический характер общества проявился у западноевропейских стран и в государствах, созданных выходцами из Западной Европы.

Поэтому можно сказать, что Запад уже давно совершил свой выбор – «делает прогресс». Для России выбор изначально и постоянно был иным.

Наши рекомендации