Организация работы со студентами в течение курса

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по курсу «Введение в языкознание»

для студентов 1 курса очной и заочной форм обучения

направления подготовки Б 45.03.01 – филология («язык и литература (русский)»)

Симферополь – 2014

Рекомендовано к печати заседанием кафедры

от 18 июня 2014 г.

протокол № 10.

Рекомендовано к печати научно-методическим

советом ТНУ от 29 мая

протокол № 4.

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Введение в языкознание» является первым теоретическим курсом в системе методологических лингвистических дисциплин. В рамках дисциплины студенты знакомятся с важнейшими разделами и проблемами науки о языке, основными понятиями, которыми оперирует современное языкознание, спецификой языковых единиц разных уровней.Успешное освоение основных положений курса «Введение в языкознание» лежит в основе эффективного изучения студентами других предметов лингвистического цикла.

Учебный курс «Введение в языкознание» относится к числу нормативных дисциплин и изучается в течение 1 семестра дневного и 1-2 семестров заочного отделений. Целью дисциплины «Введение в языкознание» является изучение базовых понятий и терминов лингвистической науки, рассмотрение основных вопросов современного языкознания. Задачами учебной дисциплины является: 1) определить основные понятия и термины современного языкознания; 2) дать целостное представление о языке, его устройстве, функциях и структурных единицах; 3) описать механизмы изменения языка и законы, управляющие его историческим развитием.

В результате освоения дисциплины студент должен знать: 1) базовые характеристики языка как объекта и предмета языкознания; 2) общие принципы системной организации языка и наиболее важные закономерности строения языковых уровней; 3) основные функции языка, особенности его структуры, взаимоотношения с речью, мышлением, культурой, обществом; 4) принципы классификации языков мира. Студент должен уметь: 1) грамотно использовать лингвистическую терминологию, изученную в рамках курса; 2) самостоятельно работать с научной и учебно-методической лингвистической литературой; 3) анализировать информацию по изученным проблемам.

Характеристика учебной дисциплины

Дневная форма обучения Заочная форма обучения
Год подготовки
1-й 1-й
Семестр
1-й 1-й, 2-й
Лекции
18 ч. 4 ч.
Практические
18 ч. 4 ч.
Самостоятельная работа
72 ч. 98 ч.
Вид контроля: экзамен

Организация работы со студентами в течение курса

Учебная дисциплина «Введение в языкознание» включает в себя 18 часов лекционных (4 часа для заочного отделения) и 18 часов практических (4 часа для заочного отделения) занятий. В рамках лекционного курса рассматриваются основные темы и дискуссионные вопросы современного языкознания, составляющие необходимый минимум знаний студента-филолога. Менее сложные темы выносятся на самостоятельное изучение, которое предполагает работу студента с научной и учебно-методической литературой, конспект научных статей и составление картотеки терминов. На практических занятиях студенты демонстрируют умение анализировать изученную литературу и лекционный материал, а также применять на конкретном языковом материале полученные знания. Весь понятийно-терминологический аппарат лекционного курса должен самостоятельно прорабатываться студентом по терминологическим и энциклопедическим словарям. К плану каждого практического занятия прилагается список рекомендуемой для подготовки литературы.

Работа по курсу «Введение в языкознание» включает ряд тематических блоков, каждый из которых завершается итоговой работой (опросом, устным докладом, работой над тестами, контрольной работой). Выполняя задания по каждой теме, студент получает определенное количество баллов. Максимальная сумма баллов по каждому из видов работ и отсутствие пропусков практических занятий являются допуском к экзамену.

Тематический план дисциплины

№ п/п Тема Итого В том числе
Лекции Практические Самостоятельная
  д/о з/о д/о з/о д/о з/о д/о з/о
1. Языкознание как наука -
2. Классификации языков: принципы систематизации -
3. Язык как системно-структурное образование знакового характера - -
4. Природа и сущность языка. Язык как многофункциональное явление. Язык и мышление. язык и речь -
5. Языковая норма и ее социальная характеристика - - -
6. Письмо. Типы письма - - -
7. Теории развития языков мира - -
8. Фонетическая система языка -
9. Лексико-семантическая система языка -
10. Грамматический строй языка: словообразование, морфология, синтаксис
  Всего

ПЛАНЫ ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Наши рекомендации