Основные особенности обществ
Традиционное (аграрное) общество | Индустриальное общество | Постиндустриальное (информационное) общество |
Господство сельского, натурального хозяйства | Господство промышленности | Господство сферы услуг |
Экстенсивные технологии (развитие производства за счет привлечения дополнительных ресурсов – рабочей силы, сырья) , ручной труд | Машинное производство, интенсивные технологии (развитие производства за счет внедрения новых технологий) | Новые информационные технологии, сверхбыстрые системы связи (факс, Интернет) |
Человек живет по законам природы, приспосабливается к окружающей среде | Человек – покоритель природы. | Человеческая деятельность породила глобальные проблемы, которые угрожают существованию человеческой цивилизации |
Собственность – общинная, корпоративная, государственная | Преобладание частной собственности | Главным видом собственности является собственность акционерных обществ. Новый тип собственности – интеллектуальная (на знания). |
Социальная структура малоподвижна, низкая социальная мобильность. Основа общества – семья и община. Большую роль играет аристократия. | Социальная мобильность значительна. Быстро идут процессы урбанизации (рост городского населения). Появляются новые классы - пролетариат, буржуазия. Укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок. | Высокая социальная мобильность. Основной класс – средний (владельцы мелких и средних фирм). Сближение размеров доходов различных социальных групп. |
Поведение человека регулируется традициями и обычаями. Религия играет важную роль в жизни общества. Человек – вне политики. | Происходит секуляризация сознания (человек освобождается от зависимости церкви). Человек стремится к саморазвитию. Право – главный регулятор поведения людей в обществе. | Формирование правового государства и демократического общества. Образование играет ведущую роль. Наука превращается в производительную силу развития общества. |
Коллективизм. Человек подчиняется группе. | Индивидуализм | Утилитаризм (человек не во имя каких-либо глобальных целей, а для определенной пользы и выгоды). Антропогенная цивилизация – в центре – человек. |
Общество и природа.
Вопрос о взаимодействии общества и природы приобрел в последнее время особую актуальность, так как от способа его разрешения во многом зависит дальнейшая судьба самого общества.
Наиболее общее представление о характере взаимодействия человека и природы позволяет получить понятие «окружающая среда». Природа (космическая сфера, геосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера и т.д.) является окружающей средой для человека и общества. Ее законы (механические, физические, химические, биологические и др.) играют значительную роль в существовании и развитии общества.
Принято различать естественную и искусственную окружающие среды. Человек всегда зависел и зависит от природы, от естественной среды обитания. По мере развития человеческой цивилизации возрастает роль искусственной среды обитания, «второй природы», Т.е. совокупности общественных отношений и определенных искусственно созданных человеком материальных условий, в которых они осуществляются, к примеру, предметов, созданных трудом человека, растений и животных, выведенных им с помощью
искусственного отбора или генной инженерии.
Отношения с природой имеют для общества основополагающее значение. Постоянное поддержание тесной взаимосвязи с ней является приоритетной задачей человечества, ибо природа является важным источником средств существования (дары леса, реки, моря и т .д.) и средств труда (энергетические, сырьевые, минеральные и другие ресурсы).
Климатические условия, флора и фауна, географический ландшафт играют немалую роль в адаптации человека к окружающей среде, все это существенно влияет на жизнь общества.
Люди, живущие в разных природных условиях, различаются характером, образом жизни. Так, установлено, что поведение людей, живущих в суровом климате, отличается по многим признакам от поведения жителей теплых краев. Люди, живущие в горах, отличаются от людей, живущих вблизи рек и морей. Ученые изучают влияние климата и ландшафта местности на нравы людей, образ жизни и даже на государственный строй и господствующую религию.
Например, известный русский историк В.О. Ключевский считал, что природно-климатический фактор (величина территории, относительная суровость климата, богатейшая природно-сырьевая база) оказали существенное воздействие на ход отечественной истории, формируя такие типичные черты русского национального характера, как широта души, удаль, самопожертвование, способность к кратковременному напряженному труду, но и неумение планомерно и долгосрочно трудиться, беспечность и бесхозяйственность.
Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер. Природа влияет на развитие общества и его совершенствование, но и общество в свою очередь оказывает многоплановое воздействие на природу. Характер этого воздействия на протяжении человеческой истории претерпевал существенные изменения.
Первобытный человек полностью «растворялся» в природе, одухотворял ее.
Античный человек воспринимал себя как часть природы.
Средневековая христианская культура рассматривала природу как нечто сотворенное Богом и более низкое, чем сам человек, как нечто неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому обществу. В противоположность античности основной задачей здесь являлось не слияние с природой, а возвышение над ней.
В эпоху Возрождения отношение к природе изменилось. Человек открыл для себя красоту всего естественного, природного, видел в этом воплощение гармонии и совершенства.
В период становления промышленного капитализма природу начали воспринимать как объект преобразовательной деятельности и как кладовую, из которой можно черпать без меры и без счета.
В процессе своей хозяйственной деятельности человек долгое время занимал по отношению к природе позицию потребителя, полагая, что природные запасы являются неисчерпаемыми. Однако интенсивное потребление природных ресурсов, «завоевание» природы существенно подорвало основы жизнедеятельности человечества.
Одним из негативных результатов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов.
За 40 лет после Второй мировой войны было потреблено столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества. Например, если даже темпы роста современного потребления нефти не будут расти, то ее разведанных запасов хватит в лучшем случае на 50 лет. За последние 500 лет истреблено 2/3 покрывающих землюлесов, а сегодня вырубка леса в мировом масштабе в 18 раз превышает его прирост. Вторым аспектом этой проблемы является загрязнение окружающей среды. Ежегодно промышленные предприятия, энергетические и транспортные комплексы выбрасывают в атмосферу Земли более 30 млрд. тонн двуокиси углерода и до 700 млн. тонн паро- и газообразных соединений, вредных для человеческого организма. В результате производственной деятельности в десятки раз увеличил ось содержание углекислоты в атмосфере ряда крупных городов по сравнению с началом ХХ века. На каждого жителя индустриальных стран приходится около 30 т промышленно произведенных веществ, из которых используется лишь 1-1,5 %), а остальное составляют отходы. Значительная часть территорий становится непригодной для пр оживания людей.
Загрязнению подвергаются не только воздух и суша, но и воды мирового океана. В него ежегодно попадают от 6 до 1О млн. тонн сырой нефти и нефтепродуктов (а с учетом их стоков эта цифра может быть увеличена в 2 раза). Все это приводит как к вымиранию целых видов животных и растений, так и к ухудшению генофонда человечества. Самой уязвимой частью природы стала пресная вода. По заключению специалистов в некоторых районах Земли 80% всех болезней вызваны недоброкачественной водой, которую вынуждены потреблять люди.
Ухудшение экологической ситуации приводит к росту заболеваний, ухудшению генетического здоровья людей. Так, за последние 40 лет число детей, рождающихся с генетическими отклонениями, возросло более чем в 2 раза и превышает 10%) от числа рожденных. В результате осмысления печальных итогов покорения природы человечество
пришло к необходимости серьезных изменений стратегии природопользования, что вызвало к жизни целое научное и практическое направление, получившее название «экология» (см. словарь основных терминов).
Сохранение окружающей природной среды признано в качестве одной из наиболее острых глобальных проблем современности (см. словарь основных терминов). Среди других актуальных глобальных проблем современности можно назвать: освоение космического пространства, разоружение, борьбу с международным терроризмом, со стихийными бедствиями, с эпидемиями, с наркоманией, разрешение демографического кризиса и др.
Современные способы экологической защиты построены на концепции достаточного, но сдержанного экономического развития, ограниченного реальными возможностями окружающей природной среды. Сюда включаются такие меры, как предохранение воздуха, воды и почвы от промышленных и бытовых выбросов и отходов, переход на менее экологически вредные виды топлива, использование альтернативных природных источников энергии (солнца, ветра, приливов и др.), максимальная промышленная переработка природных ресурсов (вторичный и третичный циклы) и др. Если говорить о стратегической перспективе сохранения и развития планеты Земля, то человечеству предстоит определить оптимальное соотношение своих интересов и возможностей всей остальной биосферы. Согласно концепции совместного развития, человечество должно изменять не только природу (биосферу), но и изменяться само. Переход системы человек – биосфера в состояние динамически устойчивой целостности будет означать реальное превращение биосферы в ноосферу.
Биосфера – «область жизни», пространство на поверхности земного шара, в котором распространены все живые существа. В.И.Вернадский включил в биосферу атмосферу, литосферу, гидросферу, которые являются главными условиями существования человеческого общества.
Ноосфера – (букв. «мыслящая оболочка») – сфера разума, высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизационного человечества, с периодом, когда разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития на Земле (развил учение о ноосфере В.И.Вернадский). Единство человека – природы - общества – основа концепции ноосферой школы.
Согласно концепции выдающегося русского ученого В.И. Вернадского, становление ноосферы обусловлено следующими основными факторами
Главный вывод теории Вернадского: для дальнейшего развития человечества и биосферы человек должен взять на себя ответственность за характер протекания основных эволюционных процессов планеты.
Развитие взглядов на общество
С давних пор люди пытались объяснить причины возникновения общества, движущие силы его развития. Первоначально такие объяснения давались ими в форме мифов.
Мифы — это сказания древних народов о происхождении мира, о богах, героях и т. д. Совокупность мифов называется мифологией. Наряду с мифологией свои ответы на вопросы о насущных общественных проблемах, об отношении мироздания с его законами и людей также пытались найти религия и философия. Именно философское учение об обществе на сегодняшний день является наиболее разработанным.
Миф – представление о мире, существующее в форме фактических рассказов; общественное сознание древнего общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, сочетающая зачатки знаний, элементы верований, различных видов искусства. Основная функция мифа – объяснение происхождения и устройства мира.
Многие основные положения его сформулированы еще в древнем мире, когда впервые были предприняты попытки обосновать взгляд на общество как специфическую форму бытия, имеющую свои законы. Так, Аристотель определял общество как совокупность человеческих индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных инстинктов.
В средние века все объяснения общественной жизни опирались на религиозные догматы. Наиболее выдающиеся философы этого периода — Аврелий Августин и Фома Аквинский — понимали человеческое общество как бытие особого рода, как вид человеческой жизнедеятельности, смысл которой предопределен Богом и которая развивается в соответствии с волей Бога.
В период нового времени ряд мыслителей, не разделявших религиозные взгляды, выдвинули тезис о том, что общество возникло и развивается естественным путем. Они разработали концепцию договорной организации общественной жизни. Ее родоначальником можно считать древнегреческого философа Эпикура, который считал, что государство покоится на общественном договоре, заключенном людьми для обеспечения общей справедливости. Более поздние представители договорной теории (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.‑Ж. Руссо и др.) развили взгляды Эпикура, выдвинув идею так называемых «естественных прав», т. е. таких прав, которые человек получает от рождения.
Теория общественного договора – Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж. Руссо. Источник и обладатель власти – народ. Государство образуется договором свободных людей для защиты их прав на жизнь, частную собственность.
Концепция естественного права – до появления государства, у людей всегда были права. Они даются им от рождения и не могут быть никем отняты. Об этом написал в своем произведении «Левиафан» Т.Гоббс.
Дж. Локк начал развитие идеи разделения властей.
В этот же период философами было выработано и понятие «гражданское общество». Гражданское общество рассматривалось ими как «система всеобщей зависимости», в которой «пропитание и благо единичного лица и его существование переплетены с пропитанием и благом всех, основаны на них и лишь в этой связи действительны и обеспечены» (Г. Гегель).
В XIX в. часть знаний об обществе, которые постепенно накапливались в недрах философии, выделилась и стала составлять отдельную науку об обществе — социологию. Само понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом и социологом О. Контом. Он же разделил социологию на две большие части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования всей общественной системы в целом, рассматривает основные общественные институты: семью, государство, религию, функции, которые они выполняют в обществе, а также их роль в установлении общественного согласия. Предметом изучения социальной динамики является общественный прогресс, решающим фактором которого, по мнению О. Конта, выступает духовное и умственное развитие человечества.
Новым этапом в разработке проблем социального развития стала материалистическая теория марксизма, согласно которой общество рассматривалось не как простая сумма индивидов, а как совокупность «тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу». Определяя характер процесса развития общества как естественноисториче‑ский, со своими специфическими социальными законами, К. Маркс и Ф. Энгельс разработали учение об общественно‑экономических формациях, определяющей роли материального производства в жизни общества и решающей роли народных масс в общественном развитии. Источник развития общества они усматривают в самом обществе, в развитии его материального производства, считая, что общественное развитие определяется его экономической сферой. Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, люди в процессе совместной деятельности производят необходимые им жизненные средства — тем самым они производят свою материальную жизнь, которая является основой общества, его фундаментом. Материальная жизнь, материальные общественные отношения, формирующиеся в процессе производства материальных благ, детерминируют все другие формы деятельности людей — политическую, духовную, социальную и т. д. А мораль, религия, философия являются лишь отражением материальной жизни людей.
Человеческое общество проходит в своем развитии пять общественно‑экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Под общественно‑экономической формацией Маркс понимал исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии.
Основные положения материалистического понимания истории человеческого общества сводятся к следующему:
1. Данное понимание исходит из решающей, детерминирующей роли материального производства в реальной жизни. Необходимо изучать реальный процесс производства и порожденную им форму общения, т. е. гражданское общество.
2. Оно показывает, как возникают различные формы общественного сознания: религия, философия, мораль, право и т. д., и какое влияние оказывает на них материальное производство.
3. Оно считает, что каждая ступень развития общества задает определенный материальный результат, определенный уровень производительных сил, определенные производственные отношения. Новые поколения используют производительные силы, приобретенный предшествующим поколением капитал и одновременно создают новые ценности и изменяют производительные силы. Таким образом, способ производства материальной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы, происходящие в обществе.
Маркс К. и Энгельс Ф. – основоположники нового философского мировоззрения - марксизма. Маркс создал теорию исторического материализма. Общество считал особым социальным организмом, подчиненным особым законам развития. Основу общества составляет общественное производство, производительная деятельность людей, направленная на удовлетворение материальных потребностей. Человек – главная производительная сила общества. Маркс создал теорию общественно-экономических формаций. Формация - это определенный способ производства материальных благ. Таких способов производства (формаций) он выделял пять: первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический (первая фаза коммунизма – социализм). Коммунизм – общество, основанное на общественной собственности на средства производства; принцип распределения общественного богатства: «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Свобода, равенство, справедливость, гармоничное всесторонне развитая личность – черты коммунистической формации. Марксизм стал альтернативой западному пути развития общества. Он предлагал:
- Сохранение идеи прогресса, вечного движения вперед к вершинам благосостояния и процветания.
- Отказ от христианства как системы духовных ценностей западного типа цивилизации. Провозглашение атеизма – абсолютного безбожия.
- Ликвидация частной собственности, рынка, и связанной с ними социально-классовой дифференциации, создание общества без классов, с общественной формой собственности.
- Отмирание правового демократического государства, и связанных с ним демократических институтов. Создание самоуправляющего общества в масштабах всей западной цивилизации.
- Отказ от индивидуализма, приоритет коллективизма, подчинение личных интересов интересам общества (коллектива).
Материалистическое понимание истории еще при жизни Маркса подвергалось различным интерпретациям, которыми сам он был очень недоволен. В кон‑е XIX в., когда марксизм занял одно из ведущих мест в европейской теории общественного развития, многие исследователи начали упрекать Маркса в том, что все многообразие истории он свел к экономическому фактору и тем самым упростил процесс развития социума, состоящий из самых различных фактов и событий.
В XX в. материалистическая теория общественной жизни была дополнена. Р. Арон, Д. Белл, У. Ростоу и другие выдвинули ряд теорий, в том числе теории индустриального и постиндустриального общества, которые объясняли процессы, происходящие в обществе, не просто развитием его экономики, а конкретными изменениями техники, хозяйственной деятельности людей.
Теория индустриального общества (Р. Арон) описывает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому «индустриальному» обществу.
Ростоу У. – автор концепции «стадий экономического роста». В основе развития общества лежит изменения в области техники и производства.
Стадии экономического роста американского социолога У. Ростоу (род. В 1916г.)
Основные признаки индустриального общества:
а) широкое производство товаров массового потребления, сочетающееся со сложной системой разделения труда среди членов общества;
б) механизация и автоматизация производства и управления;
в) научно‑техническая революция;
г) высокий уровень развития средств связи и транспорта;
д) высокая степень урбанизации;
е) высокий уровень социальной мобильности.
С точки зрения сторонников данной теории, именно эти характеристики крупной промышленности — индустрии — и обусловливают процессы во всех иных сферах общественной жизни.
Данная теория была популярна в 60‑е гг. XX в. В 70‑е гг. она получила дальнейшее развитие во взглядах американских социологов и политологов Д. Белла, 3. Бжезинского, А. Тоффлера. Они считали, что любое общество проходит в своем развитии три стадии:
1‑я стадия — доиндустриальная (аграрная);
2‑я стадия — индустриальная;
3‑я стадия — постиндустриальная (Д. Белл), или технотронная (А. Тоффлер), или же технологическая (3. Бжезинский).
Бжезинский З. – создал концепцию «технотронного общества»: прямое воздействие науки и техники на все сферы общественной жизни; автоматизация и кибернетика заменяют операции человека с машинами; полная доступность образования; воспитание интуиции, творчества; технотронное общество бросает человеку вызов- стать активным членом общества.
На первой стадии основной сферой экономической деятельности является сельское хозяйство, на второй — промышленность, на третьей — сфера услуг. Каждой из стадий присущи свои, особые формы социальной организации и своя социальная структура.
Хотя эти теории, как уже указывалось, находились в рамках материалистического понимания процессов общественного развития, они имели существенное отличие от взглядов Маркса и Энгельса. Согласно марксистской концепции, переход от одной общественно‑экономической формации к другой осуществлялся на основе социальной революции, под которой понимался коренной качественный переворот во всей системе общественной жизни. Что же касается теорий индустриального и постиндустриального общества, то они находятся в рамках течения, называемого социальным эволюционизмом: согласно им технологические перевороты, происходящие в экономике, хотя и влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни, но не сопровождаются социальными конфликтами и социальными революциями.
Экзистенциализм (Ж.-П.Сартр, М.Хайдеггер, А.Камю, Н.Бердяев) -философия существования. Рассматривает человека как конечное существо, вынужденное постоянно решать проблемы своего существования. В центре внимания – человек, его свобода, выбор жизненных путей.
Экзистенциализм Сартра: обретение человеком своей сущности, свободы сознания, ответственности человека. Свобода – условие, благодаря которому сущность возможна. Человек всегда свободен.
Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества
Наиболее разработанными в отечественной исторической и философской науке подходами к объяснению сущности и особенностей исторического процесса являются формационный и цивилизационный.
Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания. Его ключевым понятием является категория «общественно‑экономическая формация»
Под формацией понимался исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ.
В структуре каждой формации выделялись экономический базис и надстройка. Базис(иначе он назывался производственными отношения ми) — совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (главными среди них являются отношения собственности на средства производства).
Надстройка понималась как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом. Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определялся характером базиса. Он же представлял собой основу формации, определяя формационную принадлежность того или иного общества.
Обществознание в таблицах, схема 24, страница 40
Формация – исторически определенный тип общества, возникающий на определенном способе производства материальных благ.
Структура формации – состоит из базиса и надстройки.
Базис (иначе он называется производственными отношениями)– совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, потребления материальных благ (отношения собственности на средства производства).
Надстройка – это все, что не входит в производство материальных благ, а именно, политические, философские, идеологические, культурные и иные отношения, а также социальные институты, связанные с ними. Тип надстройки определяется базисом, т.е. ведущим в развитии общества является базис (экономика).
Способ производства (формация)= производственные отношения (экономический базис общества) + производительные силы.
Производительные силы - люди с их умениями, навыками + средства производства (орудия труда, предметы труда средства труда).
Производственные отношения (экономический базис общества) и производительные силы составляли способ производства, понимаемый часто как синоним общественно‑экономической формации. В понятие «производительные силы» входили люди как производители материальных благ с их знаниями, умениями и трудовым опытом, и средства производства: орудия, предметы, средства труда. Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно‑экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную, естественноисторическую смену общественно‑экономических формаций.
Обществознание в таблицах, схема 25, страница 41
В некоторых трудах самого К. Маркса выделены только две большие формации — первичная (архаическая) и вторичная (экономическая), которая включает в себя все общества, основанные на частной собственности. Третью формацию будет представлять коммунизм. В других работах классиков марксизма под общественно‑экономической формацией понимается конкретная ступень развития способа производства с соответствующей ему надстройкой. Именно на их основе в советском обществознании к 1930 г. сформировалась и получила характер непререкаемой догмы. Согласно этой концепции все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно‑экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм.
Формационный подход основывается на нескольких постулатах:
1) представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно‑поступательном, всемирно‑историческом и телеологическом (направленном к цели — строительству коммунизма) процессе. Формационный подход практически отрицал национальную специфику и своеобразие отдельных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для всех обществ;
2) решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений;
3) необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;
4) неизбежность перехода от одной общественно‑экономической формации к другой.
На современном этапе развития обществознания в нашей стране теория общественно‑экономических формаций переживает очевидный кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса.
Понятие «цивилизация» одно из самых сложных в современной науке: предложено множество его определений. Сам термин происходит от латинского слова «гражданский». В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Известный российский историк М. А. Барг так определил цивилизацию: «…Это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально‑политические и духовно‑этические проблемы». Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от Друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии (как общества одной Формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
Цивилизационный подход разрабатывали Н.Я.Данилевский – теория культурно-исторических типов; О.Шпенглер – теория культур; А.Тойнби – теория локальных цивилизаций; П.Сорокин – теория социокультурных систем.
Цивилизация – от латинского «гражданский». В широком смысле – уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством и дикостью. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для неё образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
Употребление термина «цивилизация»:
- Как синоним культуры (А.Тойнби)
- Как определенная стадия в развитии локальных культур (О.Шпенглер)
- Как ступень исторического развития (Л.Морган, Ф.Энгельс, О.Тоффлер)
- Как уровень (степень развития того или иного региона, либо этноса
В современной теории цивилизаций распространены концепции локальных цивилизаций и линейно – стадиальные концепции
В современной теории цивилизаций распространены как линейно‑стадиальные концепции (в них под цивилизацией понимается определенная ступень мирового развития, противопоставляемая «нецивилизованным» обществам), так и концепции локальных цивилизаций. Существование первых объясняется европоцентризмом их авторов, представляющих мировой исторический процесс как постепенное приобщение варварских народов и обществ к западноевропейской системе ценностей и постепенное продвижение человечества к единой мировой цивилизации, на этих же ценностях основанной. Сторонники второй группы концепций употребляют термин «цивилизация» во множественном числе и исходят из представления о многообразии путей развития различных цивилизаций.
Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западноевропейская цивилизация). С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется. Абсолютизировать уникальность каждой цивилизации не следует: все они проходят через общие для мирового исторического процесса этапы. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений традиций и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством.
Локальные цивилизации – большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития.
Они могут совпадать с границами государств (китайская), могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация). Локальные цивилизации делят на две большие группы: восточные и западные.
Космогенная цивилизация- цивилизация древнего мира и средневековья, основывалась на ручной технологии, характеризовалась большой зависимостью общества от природы.