Viii. публичная защита студенческой научной работы
Защита курсовых работ по дисциплине и по направлению проходит по графику, составленному кафедрами, на которых эти работы писались, а выпускных квалификационных работ по графику, утвержденному в форме свободного расписания заседаний Государственной аттестационной комиссии.
Одним из элементов подготовки выпускной квалификационной работы к публичной защите может являться предзащита, осуществляющаяся за некоторое время до представления текста работы в ГАК и рецензенту. На этом этапе возможно внесение последних исправлений, уточнений и дополнений в текст.
Готовая и одобренная научным руководителем работа представляется на кафедру за 14 дней до назначенного срока защиты. В случае беспрепятственного прохождения текста работы через систему «Антиплагиат», научный руководитель даёт разрешение к защите, которое вместе с экземпляром работы и выпиской о результатах проверки текста на оригинальность, является основаниями для допуска к защите. Допуск выпускной квалификационной работы подписывается заведующим выпускающей кафедрой, а текст работы сдается секретарю ГАК. Текст выпускной квалификационной работы (в электронной или бумажной форме) также передается рецензенту из числа специалистов по данной проблеме.
Рецензент дает подробный анализ выпускной квалификационной работы и рекомендует соответствующую оценку.
Рецензия представляется как комплексная оценка работы по следующим пунктам: актуальность, новизна исследования, оценка содержания работы, отличительные и положительные стороны работы, практическое значение и рекомендации по использованию её результатов, недостатки и замечания по работе.
При характеристике дипломной работы выпускника рецензент может использовать следующие критерии:
· соответствие темы виду профессиональной деятельности: исследовательская, учебно-воспитательная, научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская, управленческая;
· обоснованность проблемы (научно обоснована, недостаточно обоснована), в т.ч. научный аппарат исследования имеется (отсутствует); комплекс исследовательских методов соответствует (не соответствует) решаемой проблеме; теоретико-методологическая обоснованность работы имеется (отсутствует);
· общие сведения о работе, в т.ч. план соответствует (не соответствует) логике данного типа исследования; содержание работы соответствует (не соответствует) плану; изложение материала логично (нелогично); оформление работы качественное (относительно качественное, некачественное); оформление справочно-библиографического аппарата: требования стандартов соблюдены (имеются погрешности); соответствие требованиям научной этики: соответствует (частично соответствует, не соответствует); стиль научный (ненаучный).
· теоретическое обоснование проблемы глубокое (достаточное, поверхностное), в т.ч. уровень владения понятийным аппаратом (высокий, достаточный, недостаточный); знание ведущих работ и источников по проблеме (высокий, достаточный, недостаточный уровень); общий уровень исследовательского анализа и синтеза (глубокий, достаточный, поверхностный).
· выводы: соответствуют (не соответствуют) материалам исследования; доказывают (не доказывают) решение поставленных задач; подтверждают (не подтверждают) правильность выдвинутых концептуальных построений, гипотез и т.д.
В рецензии наряду с особенностями выпускной квалификационной работы, её отличительными, положительными сторонами отмечаются недостатки, вопросы и замечания, а также практическое значение и рекомендации по использованию результатов работы, включая рекомендацию её материалов к печати.
Рецензентом делается заключение о том, что выпускная квалификационная работа студента соответствует (не соответствует) требованиям, предъявляемым к данному типу исследований. Если на работу дается внешний отзыв из другого вуза, учреждения или организации, то подпись рецензента заверяется печатью.
В состав рецензентов включаются высококвалифицированные специалисты Казанского университета, квалифицированные специалисты органов образования, других вузов и научно-исследовательских институтов, музеев, учреждений культуры, а также аспиранты кафедр.
Причины, по которым кафедра или администрация учебного подразделения может отложить защиту или отказать в допуске к ней, следующие:
· наличие задолженностей или отрицательных оценок по пройденным курсам;
· нарушение требований к содержанию и оформлению работы;
· несоблюдение требований о необходимом объеме оригинального текста, выявленное при проверке работы в системе «Антиплагиат»;
· несоблюдение сроков и формы представления работы, а также отсутствие допуска научного руководителя или рецензента.
В оставшиеся до защиты дни студент должен подготовиться к устному выступлению на заседании ГАК, к диспуту с официальным и возможными неофициальными оппонентами по вопросам, вынесенным на защиту. Для выступления с устным сообщением основных результатов исследования, положений и выводов автора готовится краткий реферат.
Подготовка этого выступления осуществляется не путем механического сокращения основного текста или беглого пересказа содержания работы, а посредством глубокого обобщения итогов и выводов по основным результатам работы в целом.
Устное выступление должно соответствовать выпускной квалификационной работе и в то же время быть предельно сжатым, концентрированным отражением её содержания во всей полноте и не содержать информации, которая отсутствует в основном тексте.
Если в процессе подготовки текста вступительной речи появятся новые идеи, выводы, догадки, оценки (что вполне естественно на стадии обобщающего осмысливания результатов исследования), то они могут быть высказаны в качестве пожеланий для дальнейшего изучения темы как гипотезы, требующие новых доказательств.
Желательно, чтобы вступительная речь была согласована с научным руководителем. Вступительная речь обычно читается по тексту, но она должна быть рассчитана на живое восприятие слушателей – как по дикции, так и по темпу устного монолога.
Для произнесения вступительной речи студенту дается не более 10 минут.
Текст выступления в комиссию не представляется и в документацию по защите не входит. Тем не менее, к подготовке этого текста нужно отнестись со всей серьезностью и большой ответственностью, так как от его содержания, логической последовательности изложения хода и результатов исследования зависят стройность, четкость, убедительность устного монолога, что, в свою очередь, благоприятствует обсуждению и оценке работы.
В тексте для устного выступления должны быть предельно лаконично сообщены основные идеи и выводы выпускного квалификационного исследования, показан вклад автора в разработку темы (проблемы), подчёркнуты новизна и значимость результатов работы, обоснована структура сочинения, кратко изложено основное содержание. В устном сообщении не должно быть пространных рассуждений, развернутых доказательств, примеров, ссылок, сносок, цифровых перечислений, то есть всего того, что плохо воспринимается на слух и в достаточной степени отражено в тексте работы.
Можно составить выступление по такой, например, схеме:
· Обоснование темы и общая характеристика работы, определение актуальности исследования;
· Наличие источников и литературы, их характер, степень изученности, достаточность для раскрытия темы;
· Цель и задачи работы;
· Научная новизна и теоретическая или практическая ценность исследования;
· Структура, объем работы, завершенность изучения темы;
· Содержание основных результатов работы (описание существа исследования);
· Основные итоговые положения и выводы.
Поскольку не только содержание текста выступления на публичной защите, но и характер его прочтения (или пересказа) и уверенность ответов на задаваемые вопросы в значительной мере определяют оценку, имеет смысл сформулировать некоторые общие правила публичного выступления.
Особенно важно, чтобы речь выступающего была ясной, грамматически точной, уверенной, что делает ее понятной и убедительной. Это вовсе не значит, что текст готовится в какой-то упрощенной форме, наоборот, студент должен поставить себе задачу сделать своё выступление строго научным, хорошо аргументированным по содержанию. Тогда оно будет понятно широкой аудитории.
Речь должна быть не только ясной для понимания и уверенной, но и выразительной, а это зависит от темпа, громкости и интонации. Если студент говорит торопливо, проглатывая окончания слов или очень тихо и невнятно, то качество выступления от этого резко снижается. Спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует слушателям.
Совершенно недопустимо нарушение так называемых норм литературного произношения, в частности, употребление неправильных ударений в словах.
Целесообразно использовать несколько приемов, помогающих читать текст выступления:
· все цифры в тексте записывать только прописью, чтобы не пришлось считать нули;
· подчеркивать выделяемые слова и ключевые положения;
· оставлять большие поля при печатании, чтобы можно было дополнить речь своими замечаниями;
· использовать общепонятную лексику и простые утвердительные предложения;
· не перегружать текст сложными подчиненными предложениями.
Следует учесть и такой вопрос, как выбор одежды, позы при выступлении с докладом, а также жестов, манер и других внешних форм поведения. Аккуратность, подтянутость в одежде, спокойное, выдержанное поведение на защите способствуют благоприятному восприятию дипломника членами ГАК и всеми присутствующими.
После выступления присутствующие могут задать дипломнику любые вопросы по теме его выпускной квалификационной работы.
Отвечая на их вопросы, нужно касаться только существа дела, а также следует проявлять взвешенность в оценке результатов своего исследования и тактичность к задающим вопросы.
Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно его выслушать. На заданный вопрос лучше всего отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а потом на них отвечать. При этом надо учитывать, что четкий, логичный и аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить последующий.
Какой бы остротой и резкостью не отличались замечания в процессе дискуссии, дипломник обязан вести ее на высоком принципиальном уровне, проявлять выдержку и корректность.
Отвечая на вопросы присутствующих, студент должен обнаружить глубину знаний по избранной проблематике, умение защищать и обосновывать свою точку зрения, продемонстрировать общую культуру и эрудицию.
Ответы на вопросы и объяснения по поводу замечаний оппонентов временем не регламентируются, однако защищающийся должен знать, что затягивать дискуссию не в его интересах, ибо это создает впечатление недостаточности в овладении материалами исследования, неуверенности в знаниях по изученной теме. Четкость, ясность, простота ведения дискуссии обнаруживают умение ориентироваться в вопросах темы, знание предмета, уровень квалификации выпускника университета.
После ответов на вопросы заслушивается рецензия.
По окончании дискуссии студенту предоставляется заключительное слово, которое обычно используется для окончательных выводов по результатам дискуссии, для уточнения или подтверждения своей позиции и ответов на конкретные замечания рецензента, а также произнесения благодарственных слов научному руководителю и рецензенту.
Результаты защиты дипломной работы обсуждаются на закрытом заседании ГАК, решение принимается открытым голосованием простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии обладает правом решающего голоса.
Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления протокола заседания государственной аттестационной комиссии.
В случае несогласия студента с оценкой защиты дипломной работы он может подать апелляцию с мотивированным объяснением причин своего несогласия. Апелляция рассматривается всем составом ГАК и решение об удовлетворении или отклонении апелляции оформляется протокольно.
При оценке выпускной дипломной работы ГАК обращает внимание на содержание и форму публичного выступления студента, а также учитывает оценку работы, которая присутствует в отзыве рецензента.
Критерии для оценки публичной защиты могут быть следующими:
1) уровень представления работы;
2) аргументация актуальности, цели и задач работы;
3) логичность построения выступления;
4) полнота раскрытия темы;
5) наличие заключения, подведение итогов, соблюдение регламента выступления (до 10 минут);
6) уровень владения материалом, умение отвечать на вопросы членов государственной аттестационной комиссии;
7) навыки по культуре речи (образность, наличие примеров, ярких цитат, доступность, грамотность, дикция, голос);
8) использование наглядных материалов;
9) манера держать себя и внешний вид.
При оценивании работы члены ГАК могут использовать следующие критерии (соглашаясь или возражая с оценками рецензента):
1) критерии оценки соответствия (актуальность проблемы, научный аппарат исследования, новизна в постановке проблемы, выделение перспектив развития проблемы, теоретико-методологическая обоснованность работы).
2) общие сведения о работе (план, содержание работы, изложение материала, адекватность выводов результатам исследования, стиль, оформление работы, оформление библиографии);
3) теоретическое обоснование проблемы (уровень проработки понятийного аппарата, знание основных работ по проблеме, анализ источников, авторская позиция);
4) опыт (анализ опыта, результативность, практическая значимость, практическая новизна, наличие методических рекомендаций по реализации результатов работы);
5) степень владения современными педагогическими технологиями, методиками анализа учебно-методической литературы.
Текст выпускной квалификационной работы хранится на выпускающей кафедре в течение пяти лет.
Повторная защита в период работы данной государственной аттестационной комиссии не допускается. Выпускник, получивший при защите оценку «неудовлетворительно» имеет право на повторную защиту дипломной работы на основании его заявления в следующем календарном году в соответствии с графиком учебного процесса.
При повторной защите выпускной квалификационной работы по решению выпускающей кафедры выпускнику может быть сохранена прежняя тема или утверждена новая.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. | Основные этапы написания курсовой работы | |
II. | Выбор темы и составление графика работы над выпускной квалификационной работой | |
III. | Сбор и обработка материала | |
IV. | Структура выпускной квалификационной работы | |
V. | Научно-справочный аппарат работы | |
VI. | Приложение | |
VII. | Общие требования к оформлению текста работы | |
VIII. | Публичная защита студенческой научной работы |