Современные направления издательской деятельности
Современная издательская деятельность публичных библиотек весьма обширна. Они издают библиографические, методические, рекламные материалы. К типам изданий методического и рекламного вида следует отнести: методико-библиографические материалы, инструктивные, методические рекомендации, описание библиотечного опыта, хронику библиотечной жизни, дайджесты, путеводители по книжным выставкам, программы, закладки, буклеты и т. д.
В связи с многообразием и значительным объёмом изданий возникают вопросы, как готовить эти материалы, какими они должны быть?
Часть ответов дает ГОСТ 7.60 2003 « Издания. Основные виды. Термины и определения». (Настоящий стандарт распространяется на издательскую продукцию и устанавливает термины и определения основных типов изданий) [1].
К традиционным для библиотеки видам печатной продукции относятся: буклеты, закладки, бюллетени новых поступлений, календари, путеводители, памятки, справочники, обзоры, ежегодные доклады, рекомендательные библиографические указатели. Сегодня библиотеки издают дайджесты, листовки, брошюры, периодические сборники разной направленности, газеты и др. Кроме того издается специальная продукция для незрячих и слабовидящих людей [11].
Библиотеки выпускают списки литературы и тематические библиографические указатели. Большое внимание уделяется созданию библиографических пособий малых форм: списков, закладок, буклетов. Тематику библиографических пособий определяют информационные запросы пользователей. Если тема востребована, а издание библиографического материала по каким-либо причинам невозможно, библиотеки создают тематические папки (информационно-библиографические досье). Они составляются на основе типовых запросов читателей и представляют собой подборку печатных материалов (вырезки статей и их копии, библиографические списки, перепечатанный материал) [29].
Печатная продукция оказывает эффективную помощь в информационно-библиографическом обслуживании, помогает созданию положительного имиджа библиотеки, информирует о направлениях деятельности, программах и проектах, осуществляемых ею, памятных событиях и датах.
Благодаря внедрению новых технологий в практическую деятельность библиотек появилась возможность тиражирования наглядных печатных форм, улучшилось их качество и эстетическая привлекательность [21].
Опыт публичных библиотек свидетельствует о том, что в последнее время получили распространение такие виды услуг как набор текста, сканирование, копирование, а также верстка, брошюрование, макетирование, дизайн, переплет продукции.. Для этого требуются специалисты с определенным набором умений и навыков, что способствует улучшению качества изданий. Для выпуска библиотечной продукции используется офисное оборудование, а также оборудование, предназначенное для профессиональных работ по брошюрованию, склеиванию, переплету, ламинированию, тиражированию печатной продукции. Конечно, это в большей степени характерно для областных (краевых) библиотек.
Публичные библиотеки занимаются подготовкой и электронных информационных продуктов. Развитие информационных технологий приводит к тому, что всё больше людей для получения информации используют возможности Интернета. Поэтому с доступностью средств доставки информации стремительно растет актуальность электронных публикаций. Не удивительно, что сегодня уже все крупные мировые периодические издания выпускаются в электронном формате наряду с бумажным. Причём популярность электронных изданий с каждым годом растет.
Электронные издания различают, в первую очередь, по наличию печатного эквивалента. Либо это электронный аналог печатного издания: электронное издание, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т. п.), либо − самостоятельное электронное издание: электронное издание, не имеющее печатных аналогов [2].При этом библиотеки относительно недавно занялись выпуском электронных публикаций. Они создают и представляют в открытом доступе электронные библиографические указатели, обзоры и списки различной тематики [20].
В отличие от традиционных изданий, электронные публикации существенно разнообразят формы общения с читателями. Они могут включать компоненты различных типов: текст и изображения, звук, видеоинформацию. Автору не составляет труда преподнести информацию, используя для этого наиболее подходящую по содержанию среду. К тому же, компоненты можно передавать интерактивным путем. В результате читатель без особых усилий получает интересующую его информацию.
Средства мультимедиа позволяют сделать электронное издание более интересным за счет включения таких компонентов как: анимация, гиперссылки и многое другое. Всего этого лишены традиционные бумажные носители. Все электронные издания направлены на популяризацию библиотечных документов и основываются на собственных документных фондах. Выпускаемые библиотекой электронные издания носят прикладной характер, при этом, как правило, не ставится цель − создание авторских работ.
Электронные публикации получают широкое распространение, их преимущества очевидны. Вот самые основные:
- объем электронной публикации гораздо меньше объема макета подготовленного к полиграфии;
- мгновенная доставка конечному пользователю;
- меньшие финансовые и трудовые затраты по сравнению с полиграфией. Ведь для полиграфического макета необходимо оплатить печать тиража. А если тираж закончился, то нужно опять платить деньги за печать. В случае же с электронной публикацией, оплачивается только работа дизайнера;
- множество различных площадок для распространения (сайт библиотеки, тематические каталоги, сайты, посвященные библиотечным изданиям и др.).
Подводя итоги, отметим, что издательская деятельность библиотек включает в себя большое и разнообразное количество материалов, таких как брошюры, буклеты, бюллетени, пособия, подборки тематических материалов. Издаваемые публичными библиотеками материалы могут быть представлены как в текстовом виде, так и в электронном, а также в иных видах, например, изобразительном или аудиоформате.
Издательская практика публичных библиотек объединяет лучшие стороны традиционных и новейших технологий выпуска и распространения литературы.
Таким образом, направления издательской деятельности публичных библиотек развиваются в соответствии с современными тенденциями и предпочтениями читателей и иных потребителей издательской продукции.
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ