Пример законченной цепочки для комментария
Пример №1
• Автор полагает, что…
• Он убеждён в том, что..
• В тексте подчёркивается, что..
• Кроме того, автор утверждает, что..
• Наконец писатель делает вывод, состоящий в том, что..
Пример № 2
• Автор обращает внимание на то, что…
• Он стремится выявить причины…
• Писатель (публицист..) убеждён, что..
• Кроме этого, автор упоминает и о …
Использование и оформление цитат
Способы оформления чужой речи | Пример |
Прямая речь | А: «П». А: «П!» А: «П?» Вольтер однажды метко сказал: «Словарь - это Вселенная в алфавитном порядке». «П», - а. «П» – а. «П?» – а. «Словарь - это Вселенная в алфавитном порядке», - заметил Вольтер. «П, - а, - п». «Словарь , - заметил Вольтер, - это Вселенная в алфавитном порядке». «П, - а. – П». «Пользуйтесь, но не злоупотребляйте – такого правило мудрости, - сказал Вольтер. – Излишества не дают счастья». |
Правила оформления цитат
Способы оформления чужой речи | примеры |
Косвенная речь | Вольтер однажды сказал о словаре , что он Вселенная в алфавитном порядке. |
Предложение с вводной конструкцией | По словам Вольтера, «словарь - Вселенная в алфавитном порядке». |
Цитата как часть предложения | Не случайно Вольтер считал, что «словарь - Вселенная в алфавитном порядке |
Типичные ошибки
• Комментарий отсутствует.
• Прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но Вами не сформулированная.
• Прокомментирована только часть проблемы, поднятой автором.
• Допущены фактические ошибки, связанные с пониманием исходного текста.
• Проблема прокомментирована неточно или противоречиво.
• Комментарий заменяется цитированием текста или его фрагмента.
• Комментарий заменяется пересказом.
• Комментарий заменяется перечнем проблем.
Последовательность работы над комментированием проблемы
- Выделите проблемы (их может быть несколько)
- Определите, к какой проблеме вы без труда подберёте материал для комментирования.
- Обозначьте для себя этот материал и подчеркните в нём важные мысли.
- Рассмотрите проблему глазами автора, выстроив стройную цепочку рассуждений, переходящую в выстраивание позиции автора.
- ВНИМАНИЕ!!! Не употребляйте в работе над текстом слово РАССКАЗ, если не можете определить жанровую особенность ТЕКСТА. Лучше ТЕКСТ
Что оценивает эксперт по К2?
Баллы | ||
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет | Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет | |
Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована, но без опоры на исходный текст, или в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста | Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована, или в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста | |
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста | Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста |