Королевское законодательство

Содержание

Введение

1. Обычное право

2. Королевское законодательство

3. Феодальное право

4. Каноническое право

5. Городское право

6. Рецепция римского права

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В средние века право было «единственной светской наукой, способной сообщить уму исследователя научную выправку и широкое развитие».

Успехи юристов в этом деле можно сравнить с блестящими успехами парижских схоластов в первой половине XIII века.

Рассматриваемая тематика интересна тем, что в средние века наряду с обычным, королевским и феодальным правом, торговыми и морскими обычаями существовало еще несколько обособленных правовых систем, среди которых выделялись каноническое право, городское право и рецепированное римское право.

Обычное право

Обычное право основано на традициях общинных поземельных или внутрисемейных отношений. Оно существовало наряду с законами и сборниками законов, установленными и собранными по указанию правителей средневековых государств.

Существование обычного права – это существенная особенность правового общения на всем протяжении истории средних веков народов и стран Западной Европы.

Можно выделить три этапа сосуществования законов и правовых обычаев в эту эпоху.

1. На первых порах обычное право преобладает в раннефеодальном обществе, еще сохраняющем пережитки родообщинного быта, и представляет собой незыблемый неписаный закон. Совокупность правовых обычаев в поземельных отношениях именуется, например, у англосаксов народным правом (фолькрайт).

Это народное право, как и в древние времена, нацелено на поддержание внутриобщинного «мира и порядка».

Отношение королевской судебной и административной власти к народным правовым обычаям в этот период уважительное и покровительственное.

Границы юрисдикции обычного и королевского права возникают больше из обычая и традиции, нежели из установлений королевской власти. Например, границы властных и иных правовых полномочий землевладельца-общинника распространяются на территорию, которая воспринимается обособленным и огороженным участком, даже если у этого участка нет видимой границы. Мысленная граница обозначается расстоянием, которое соответствует дальности полета копья, нацеленного владельцем территории на недруга-пришельца в случае его посягательства.

Королевские угодья возникали посему из тех незанятых еще участков, на территории которых необходимо было поддерживать особый порядок, безопасность и мирное совместное пользование. Эта область территории подпадала под режим королевского или сеньориального (феодального) властного регулирования, именуемого иногда «королевским (земским) миром».

2. Следующая стадия сосуществования двух систем регулирования — это признание и поощрение официальной судебной и административной практикой использования местных правовых обычаев для восполнения недостающих установлений в законах страны.

Такая позиция оказалась весьма благоприятной для деятельности разъездных королевских судей в Англии, должность которых была учреждена в 1112 г. и получила затем дальнейшую уточненную регламентацию при создании суда присяжных в период правления Генриха II Плантагенета.

3. На следующей, третьей по счету стадии сосуществования этих систем королевский закон начинает ограничивать либо полностью упразднять те обычаи, которые воспринимаются законодателем как устаревшие либо вредные и несправедливые. Это происходит в период кодификации королевского законодательства. Очевидный пример такого подхода демонстрирует текст «Каролины» (1532 г.).

Более скрытую и специфическую форму наступления на правовые обычаи представляют собой королевские жалованные грамоты городам, монастырям, отдельным сословиям и лицам, занимающимся торговлей и промыслами.[1]

Королевское законодательство

Развитие королевского законодательства во многом обусловлено возвышением королевской власти над иными разновидностями концентрации власти в средневековом обществе — власти сеньориальной (феодально-поместной), городской, церковной, сословно-представительной и др.

Общая тенденция эволюционных перемен в статусе и роли королевской власти и законодательного регулирования может быть представлена как эволюция от сосуществования и конфронтации с другими партикулярными правовыми системами (обычным правом, церковным, городским, реципированным римским) к доминированию и господству (последнее становится характерным для королевских законов в условиях абсолютной монархии).

На первых порах средневековые европейские монархи выступают инициаторами упорядочения и кодификации обычного права. Таковы Бургундская правда (494), Салический закон (510) и др.[2]

Первоначальный текст Салической правды до настоящего времени не сохранился. В течение ряда веков этот судебник переписывался, дополнялся и изменялся. В результате до нас дошло несколько вариантов Салической правды, из которых наиболее близкой к древнейшему первоначальному тексту памятника считается Парижская рукопись.

Основное содержание документа — нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права, занимающие второстепенное положение, дают представление о процессе развития права собственности на землю.

Эпоха создания Салической правда характеризуется отмиранием кровной мести. Взамен ее устанавливается выкуп: вергельд — за убийство и пеня — за менее тяжкие преступления.[3]

В отдельных случаях запись обычного права совмещается с королевскими законодательными установлениями, положениями канонического права и заимствованиями из римского правоведения и законов: Бревиарий Алариха (506), Кодекс вестготского короля Леовигильда (572).

Впоследствии обычное право входит составной частью в земское (местное) и ленное (феодально-поместное) право — в Кутюмах Бовези, Саксонском зерцале или в некоторых сборниках городского права, например в Уложении законов и обычаев г. Пизы 1161 г.

Весьма плодотворным фактором в деле развития королевского законодательства стало размежевание светской и церковной юрисдикции (указ Вильгельма I Завоевателя 1072 г. о разделении светских и церковных судов в Англии; закон Вильгельма II, короля Сицилии, о неподсудности духовенства светскому суду и о разрешении всем свободным людям вступать в духовное сословие 1166 г.).

Размежевание светской и церковной юрисдикции было поддержано и руководством католической церкви.

Так, в 1147 г. папа Евгений III запретил духовным лицам участие в светском правосудии или подчинение ему. Церковь в 1215 г. выступила инициатором запрета ордалий (судебных испытаний) как противоречащих учению церкви.

В 1250 г. в связи с учреждением парижского парламента в качестве судебной инстанции был введен запрет вынесения судебного решения на основе боевого поединка тяжущихся сторон.

Важным подспорьем в деле упрочения верховенства королевской власти и законов стала организация и деятельность административных и судебных учреждений государства. Вполне определенной была роль учреждений налоговых, судебных и административных, а также учреждений совещательных и сословно-представительных законодательных (парламент в Англии, генеральные штаты во Франции, кортесы — в Испании).

Эти преобразования носили нередко серийный, комплексный характер. Таковы три серии королевских законов венгерского короля Ладислава (1077—1095), реформы 1118 г. английского короля Генриха I или реформы короля Сицилии Роджера II. Последний в 1112 г. создает канцелярию казначейства, профессиональный королевский суд, должность разъездных судей и низший разряд администраторов (бейлифов).[4]

Феодальное право

Феодализм как система зависимых лично-имущественных отношений составил основную форму социальной организации в средневековой Европе.

Эта организация базировалась в основном на иерархии авторитета, власти, прав, где высшей ступенью социальной лестницы был монарх. В то же самое время сложная сеть взаимозависимостей и взаимовлияний связывала монарха, знать, нетитулованное мелкопоместное дворянство, свободных жителей (горожане и др.), крестьян и слуг.

Важную роль в оформлении и упрочении этих лично-зависимых связей выполняло феодальное право, субъектами которого выступали господин (сеньор, лорд манора, феодал, помещик) и его слуга (вассал, рыцарь, ленник, держатель фьефа и др.).

Таким образом, феодальное право предстает неким правом на наследуемую земельную собственность и на определенное число подвластных слуг (крестьян) и вассалов.

Начальный этап обособления такой собственности был связан с институтомаллода - полным владением участком земли, выделенным поначалу семье в наследственное держание, причем наследование его шло только по мужской линии и лишь позднее к нему были допущены женщины.

Следующей формой, тесно связанной с возникновением и упрочением вотчинного хозяйства, наиболее гибкой и широко распространенной в Европе и далеко за ее пределами, стала пожалованная за различные услуги земельная собственность (бенефиций - у франков, фьеф - у англичан после нормандского вторжения, лен - княжествах и землях Германской империи, икта - в исламизированных государствах Востока).

Бенефиций (от лат. bene-facio — благодеяние) мог быть получен от короля, епископа и монастыря, позднее — от крупного феодала. В раннем средневековье он жаловался в пожизненное пользование вассалу на условии несения военной и административной службы.

Феод представлял собой наследственное земельное владение, пожалованное под условием несения службы (военная служба — 40 дней в году, участие в управлении или суде) или уплаты установленных обычаем взносов.

Наиболее обременительной и неравноправной формой лично-зависимых отношений стала впоследствии коммендация (от commendatio — вручение себя) и тесно связанный с ней институт прекария.

Под воздействием многих внешних факторов и обстоятельств и слабой защищенности от произвола и агрессии мелкие и разрозненные землевладельцы вынуждены были искать защиты и покровительства у лиц знатных, могущественных и состоятельных. Переход под покровительство оформлялся процедурой коммендации власти и покровительству сильного. Последним мог быть владелец крупного поместья-виллы, ставшего основной хозяйственной единицей феодализированного общества, либо представителем государственной администрации на местах. Коммендирующийся в ответ на помощь и покровительство обещал служить и угождать своему покровителю и пребывать у него в послушании.

Прекарий (от precarium — переданный по просьбе) предполагал процедуру передачи во владение надела или небольшого поместья сеньором или монастырем новому подвластному по его просьбе в обмен на обязательство несения традиционных повинностей — личных и имущественных (продуктовых, денежных). Такой прекарий необходимо было возобновлять каждые пять лет, и его именовали прекарием данным (precarium data).

Существовал еще прекарий возвращенный (precarium oblata). Он возникал по просьбе того лица, который сам был вынужден различными обстоятельствами передавать свой надел крупному феодальному владельцу, с тем чтобы затем выкупить этот надел в течение определенного срока (обычно семи лет). Если выкуп не состоялся, то надел переходил в собственность покровителя. Прекарные отношения внешне напоминали кредитование под определенные услуги, но фактически оформляли устойчивые и достаточно гарантированные лично-зависимые отношения на местном уровне.

Права феодалов-покровителей были на деле правами-привилегиями и закрепляли существующее социальное, политическое и правовое неравенство. Особенно рельефно такое неравенство фиксировалось институтом иммунитета — освобождения от повинности (от munitas — повинность).

Крепостные крестьяне представляли собой лично зависимых держателей земли с преобладанием барщины в составе ренты. В Европе они именовались сервами и вилланами, в Византии — «приписными» колонами и париками, в России — холопами.

Однако социальное положение крестьян не было везде одинаковым и менялось в зависимости от специфики исторической эволюции страны или региона.

Такая дифференциация была обусловлена неравномерностью развития товарно-денежных капиталистических отношений в отдельных регионах Европы. Лидировал здесь регион, в составе которого были Англия, Голландия и отчасти Франция. Наиболее отсталым оказался регион Юго-Западной Европы.

Для общей оценки ситуации с правовым статусом отдельных сословий и групп необходимо обратить внимание и на своеобразие восприятия права и его свойств в рассматриваемый исторический период.

По весьма точному замечанию П. Г. Виноградова, даже самые фундаментальные характеристики права в огромной степени предопределены их зависимостью от того или иного общественного порядка.

В первобытных племенных обществах право есть всего лишь внешнее выражение обычая. В античном городе-государстве выражение справедливости. В феодальных организациях право базируется на явном или скрытом выражении определенных соглашений.

При всем формальном и реальном неравноправии участников этих соглашений-договоренностей они тем не менее являются носителями определенных властных полномочий на такое соглашение: и сеньор, и его вассал так или иначе выступают держателями феодальной власти.

Эта манера властвования подкреплялась возможностью субинфеодизации — дальнейшего удлинения феодальной лестницы с ее лично-зависимыми властными отношениями за счет передачи части держания новому вассалу (проводилась с согласия сеньора).

К этой же категории властвования относится владение «мертвой руки» (в состоянии менморта), когда земля феодала, пребывавшего в крестовом походе, приобреталась церквами и монастырями, которые уже потом не несли ни повинностей, ни пошлины.

Еще одна форма владения с властью именовалась сезина — такое господство лица над вещью, которое в случае его нарушения должно быть защищено в судебном порядке. Переход сезины из рук в руки осуществлялся в форме инвеституры — путем введения в статус владельца на один год и один день при участии бывшего владельца (он отказывал сезину) и сеньора (он передавал сезину). Дополнительной гарантией власти сеньора над вассальным наделом являлась выплата рельефа в том случае, когда вассал отчуждал феод без согласия сеньора (с XIII в.).[5]

Каноническое право

Каноническое, или церковное, право возникает вместе с христианской церковью, но оформление получает не сразу, а по прошествии некоторого времени.

В течение VI—X вв. оформляется общая богословская доктрина христианской церкви, а также общая служба, общий набор норм относительно различения серьезных грехов (убийство, нарушение клятвы, воровство) и общей церковной дисциплины. В этот период каноны (нормы, правила, образцы) отождествляются с постановлениями соборов и синодов (собраний епископов), с декретами и решениями отдельных епископов, а также с положениями о наказаниях в Библии. В 1075—1122 гг. происходит важная внутрицерковная реформа, связанная с деятельностью папы Григория VII, в результате которой появляется особая церковная система права, названная новым правом (ius novum), а также новым католическим правом.[6]

Первоначальные источники канонического права западной церкви были теми же, что и для церкви восточной, греческой. Они были едины для всех содержательных канонов христианства.

Отправным считалось Священное писание, включая Ветхий и Новый заветы с теми изъятиями, которые были установлены католическим богословием.

Следующим по времени возникновения были произведения отцов церкви — Василия Великого, Григория Богослова, св. Августина.

Сходное значение имели постановления церковных соборов. Ими были установлены важнейшие правила в вероучении, оценке еретических учений и отступлений от церковного канона.

Традиционным источником, особенно благодаря ви­зантийскому использованию, было римское право, особенно христианской эпохи. Созданные на основе позднего римского права кодексы были прямо заимствованы в практике церковных судов.

Началом собственно юридического канонического права стали Апостольские конституции — сборник правил, приписанных первым апостолам, составленный в IV в. Сборник включил сначала 50, затем 85 правил, относившихся к самым разным сферам церковной жизни и юридического рассмотрения церковных вопросов. Хотя после разделения церквей этот сборник стал рассматриваться как апокриф западной католической церковью.

Разделение церквей вообще поставило исторический вопрос о собственном католическом каноническом праве. Многочисленные и тщательно разработанные церковно-государственные кодексы и законы восточной церкви не могли официально применяться католиками. На важное место в западной церкви вышли издаваемые папами постановления — декреталии. Первые декреталии появились в IV в. Позднее они стали приобретать все более правовой характер, устанавливая правила внутрицерковной жизни, обязанности мирян и церковнослужителей.[7]

Источники канонического права («старого права» — jus antiquum) восходят к раннехристианской литературе (Священное писание, Деяния Святых Апостолов, Послания к римлянам и др.).

После эдикта императора Константина о свободном исповедании христианства (313 год) нормы церковного права (jus ecclesiasticum) закреплялись в императорских законах, в писаниях отцов церкви (Св. Августина и др.), постановлениях региональных и вселенских церковных соборов, где был установлен ряд основных догматов христианства и правил церковной жизни (начиная с Никейского в 325 году).

Каноническое право развивалось также в решениях римских пап, получивших позднее название декреталий и сводившихся в особые сборники. Из них наибольшую известность получил сборник Дионисия младшего (середина VI века).

По решению Карла Великого в 802 году данный сборник получил официальное признание во Франкском государстве. В середине IX в. под видом собрания декреталий первых римских пап был составлен сборник декреталий, приписываемый испанскому епископу Исидору Севильскому. Эти декреталии долгое время принимались за подлинные и использовались как источник канонического права вплоть до XV в., когда они утратили свою силу и получили название Псевдоисидоровы, или Фальшивые декреталии.

Решающую роль в переходе к новому каноническому праву сыграл составленный в 1140—1141 гг. декрет Грациана («Гармония несогласующихся канонов» — Concordia discordantium canonum), в котором были сведены воедино около 3800 канонических текстов.

В последующем значительный вклад в преподавание и" развитие канонического права внесли путем толкования и комментирования декрета Грациана профессора канонического права (канонисты).

В XII—XIII вв. папское правотворчество получило особенно широкий размах, в связи с чем возникла необходимость дальнейшей систематизации канонического права.

По указанию папы Григория IX в 1234 году был составлен сборник декреталий, не вошедших в декрет Грациана и объединенных в пяти книгах (Liber extra). В 1298 году при папе Бонифации VIII в дополнение к этому сборнику на базе более поздних церковных постановлений была создана шестая книга (Liber sextus), а при папе Иоанне XXII в едином сборнике были сведены декреталии и другие акты последующих римских пап, начиная с Климентия (Constitutiones Clementinae).[8]

Свод канонического права, как он сложился к XVI в., стал единственным разрешенным к применению в церковных делах и церковной юстиции источником норм канонического права. Его значение приравнивалось к основополагающим богословским доктринам церкви. Отрицание значимости папских декреталиев и Свода канонического права было важнейшим актом религиозной борьбы е католицизмом, начавшейся в эпоху Реформации (в 1517 г., выступив с открытым протестом против папской власти, Мартин Лютер бросил в костер виттенбергской живодерни вместе с папской буллой и Свод канонического права, что произвело неизмеримо больший эффект на церковные круги). Но для католической церкви составленный в XII — XVI вв. Свод сохранил свое значение на столетия.[9]

Средневековое каноническое право охватывало широкий круг вопросов и играло важную роль в правовой жизни западноевропейских стран. Оно регламентировало организацию церковной власти (право римского папы назначать на церковные должности, процедуру рассмотрения споров между священниками и т. п.), а также отношения церкви со светской властью, статус церковной собственности и режим владения и пользования церковными землями, источники доходов церкви и т. д.

В Западной и Центральной Европе каноническое право получило под влиянием «папской революции» особенно большое развитие и превратилось в самостоятельную и эффективно действующую систему средневекового права. Восточная ветвь канонического права, оформившаяся в рамках греко-православной церкви, действовала в Византии, а также в ряде других стран Юго-Восточной и Восточной Европы, но не имела здесь такого авторитета, как каноническое право на Западе.

Большая значимость норм канонического права в западноевропейском обществе определялась рядом факторов:

1. Прежде всего, каноническое право здесь разрабатывалось и поддерживалось могущественной римско-католической церковью и папством, о политической силе которых уже говорилось.

2. Каноническое право отличалось универсальностью и экстерриториальностью, поскольку его нормы действовали во всех странах, принявших католицизм. Оно не знало государственных границ и соединяло в единое целое всех католиков.

3. Каноническое право отличалось также широтой регулируемых им общественных отношений. Оно включало в себя вопросы как духовной, так и светской жизни, было обязательным как для клириков, так и для мирян.

4. Наконец, особый вес каноническому праву придавала его традиционность, поскольку оно своими корнями уходило в античность, в греческую философию и в римскую правовую культуру.

Каноническое право вобрало в себя и передало последующим поколениям целый ряд норм римского права, его язык, что нашло свое отражение в формуле: «церковь живет по римским законам» (ecclesia vivit legae romanae).[10]

Городское право

средневековый городское каноническое право

Городское право представляет собой важнейший признак городского самоуправления и свободы горожан: здесь исчезало деление на свободных и несвободных.

Городское право— это совокупность правовых обычаев и требований городских статусов, жалованных грамот, а также уставов цехов и гильдий. Это право городской общины (коммуны во Франции, таунов и сити в Англии и штадтов в Германии) выбирать собственные властные учреждения, издавать законы, осуществлять суд над жителями, поддерживать порядок с помощью собственной полиции и ополчения.

Источниками городского права можно считать местные обычаи и вольности, законы (хартии, жалованные сеньорами), статуты городских властей, решения городских судов, реципированное римское право, влияние ленного и канонического права, а также торговое, морское, вексельное и цеховое право.

Городское право оказывало поддержку возникновению и развитию купеческого (торгового) права в рамках сотрудничества городов, таких как ганзейские союзы (в позднем средневековье).

Ганза — это средневековый городской союз с торговлей от Новгорода до Лондона, купеческое товарищество, организованное особым образом.

Средневековые купцы были энергичными, воинственными и неутомимыми людьми, которые, однако, испытывали сильные притеснения со стороны других сословий и социальных групп. Им навязывались группы вооруженных охранников под видом защиты от грабителей и за дорогую плату. Всякое судно, претерпевшее крушение на берегу моря или реки, всякая повозка, колесо которой сломалось на улице чужого города, становились вместе с товаром собственностью владельца той территории, где произошло несчастье.

В этой обстановке купцы нередко преследовали свои цели с оружием в руках. Ганза представляла собой слияние союзов двух родов, предназначенных именно для защиты своих интересов от притеснений. Они объединяли товарищества немецких купцов на чужбине (где носили названия гильдий или ганз), а у себя на родине представляли собой городские союзы. На их основе возникла Великая немецкая ганза. Ганзы немецких купцов были в Лондоне, Брюгге, Новгороде, на острове Готланд и других пунктах Балтики и Средиземноморья.[11]

Рецепция римского права

Одним из наиболее значительных и уникальнейших явлений в правовой жизни Западной Европы стала рецепция римского права, т. е. его усвоение и восприятие средневековым обществом.

После падения западной части империи римское право не утратило своего действия, но с образованием варварских государств сфера его применения в Западной Европе сузилась. Оно сохранилось прежде всего на юге, у испано-романского и галло-романского населения. Постепенно синтез римской и германской правовых культур привел к тому, что римское право стало оказывать влияние на правовые обычаи вестготов, остготов, франков и других германских народов.

Однако со временем собственно римские источники права выходят из употребления и забываются. Им на смену приходит упрощенное и варваризированное римское право, которое по приказу королей объединялось в специальные кодексы. [12]

Рецепция прошла три-четыре фазы содержательного воплощения и утверждения.

Начальная связана с появлением школы глоссаторов во главе с Ирнерием (1082—1125) в Болонском университете, где поначалу изучали одну юриспруденцию без богословия (до середины XIII в.) и где за столетие число студентов выросло до 10 тыс. Здесь же трудился Аккурсий, автор Глоссы ординарной, состоявшей из 96 200 больших глав.

Глоссаторов-комментаторов сменили исследователи и толкователи под именем постглоссаторов (XIV—XV вв.).

Затем центр изучения перемещается во Францию, где комментаторская работа сочетается с изысканиями в области истории права. Донеллюс (1521 —1597), один из представителей этого периода, стал автором 28 томов «Комментариев к римскому частному праву».

В позднем средневековье римское право стало конкурировать с национальным (Франция, Германия) и нередко менялось под воздействием этой конфронтации. В Германии реципированное римское право получило наименование «современное римское право» (heutige romisches Recht).

В XII в. Фридрих Барбаросса, германский император, назвал римское право «всемирным правом». В XVI в. его называли «писаным разумом» и «юриспруденцией, висящей в воздухе». В XIX в. юрист Моддерман (1888) назвал его «правом общим, высшим и научным».[13]

Римское же право содержало в себе точные и готовые формулы закрепления абстрактной частной собственности и торгового оборота.

Не случайно центром зарождения римского права стали города-республики Северной Италии, которые переживали в XI в. экономический подъем и представляли собой в то время наиболее развитый в хозяйственном отношении регион Европы.

Однако рецепция римского права была вызвана не только экономическим фактором, но и социальными и духовными потребностями общества, которое остро нуждалось в правовом порядке, правовой стабильности, а соответственно и в распространении юридического образования и мышления.

Рецепцию римского права поддержала католическая церковь, увидевшая в нем средство, способное поддержать каноническое право и притязания пап на мировое господство.

Рецепцию римского права в конечном счете санкционировала и королевская власть, стремившаяся к централизации, а следовательно, и к юридизации всей общественной и государственной жизни. Именно римское право в это время проявило себя как наиболее разработанное, универсальное и рациональное право, содержащее регуляторы, необходимые для общества в целом и для основных его групп.

Римское право как никакой другой фактор эпохи средневековья способствовало преодолению государственных и иных территориальных границ, созданию единого стержня европейской правовой культуры, юридической науки и образования.[14]

Заключение

В ходе выполнения реферата дана характеристика Средневекового права в Западной Европе.

В результате можно сделать следующие выводы.

1. Существенная особенность правового общения на всем протяжении истории средних веков народов и стран Западной Европы – это существование обычного права.

2. Развитие королевского законодательства во многом обусловлено возвышением королевской власти над иными разновидностями концентрации власти в средневековом обществе.

Важным подспорьем в деле упрочения верховенства королевской власти и законов стала организация и деятельность административных и судебных учреждений государства.

3. Феодальное право предстает неким правом на наследуемую земельную собственность и на определенное число подвластных слуг (крестьян) и вассалов.

4. Большая значимость норм канонического права в западноевропейском обществе определялась рядом факторов. Прежде всего, каноническое право здесь разрабатывалось и поддерживалось могущественной римско-католической церковью и папством, о политической силе которых уже говорилось. Каноническое право отличалось универсальностью и экстерриториальностью, поскольку его нормы действовали во всех странах, принявших католицизм. Каноническое право отличалось также широтой регулируемых им общественных отношений. Особый вес каноническому праву придавала его традиционность.

5. Городское право- совокупность правовых обычаев и требований городских статусов, жалованных грамот, а также уставов цехов и гильдий. Это право городской общины выбирать собственные властные учреждения, издавать законы, осуществлять суд над жителями, поддерживать порядок с помощью собственной полиции и ополчения.

6. Одним из наиболее значительных и уникальнейших явлений в правовой жизни Западной Европы стала рецепция римского права. Римское право способствовало преодолению государственных и иных территориальных границ, созданию единого стержня европейской правовой культуры, юридической науки и образования.

Список использованной литературы

1. Батыр К.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, 2003. – 496 с.

2. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2007. – 752 с.

3. Жидков О.А., Крашенникова Н.А. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч. 1. — 2-е изд., стер. — М.: Норма, 2004. – 720 с.

4. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. - 2-е изд. - М.: Юриспруденция, 2007 - 376 с.

5. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание третье, исправленное. Т. 1— М.: ТОН — Остожье, 2000. – 528 с.

Размещено на Allbest.ru

[1] Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2007, с. 315.

[2] Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2007, с. 315.

[3] Батыр К.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, 2003, с. 185

[4] Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2007, с. 316.

[5] Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2007, с. 319.

[6] Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2007, с. 319.

[7] Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание третье, исправленное. Т. 1— М.: ТОН — Остожье, 2000.

[8] Жидков О.А., Крашенникова Н.А. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч. 1. — 2-е изд., стер. — М.: Норма, 2004, с. 256.

[9] Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание третье, исправленное. Т. 1— М.: ТОН — Остожье, 2000.

[10] Жидков О.А., Крашенникова Н.А. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч. 1. — 2-е изд., стер. — М.: Норма, 2004, с. 255.

[11] Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2007, с. 323.

[12] Жидков О.А., Крашенникова Н.А. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч. 1. — 2-е изд., стер. — М.: Норма, 2004, с. 259.

[13] Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2007, с. 325.

[14] Жидков О.А., Крашенникова Н.А. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч. 1. — 2-е изд., стер. — М.: Норма, 2004, с. 259.

Наши рекомендации