Кни­ги Плач Ие­ре­мии, По­сла­ние Ие­ре­мии и Кни­га про­ро­ка Ва­ру­ха

Еще две книги в Священном Писании связаны с именем пророка Иеремии: Плач Иеремии и Послание Иеремии.

Плач Иеремии – книга каноническая и представляет собой сти­хо­твор­ное про­из­ве­де­ние, на­пи­сан­ное в клас­си­че­с­ком жа­н­ре пла­ча о раз­ру­шен­ном Ие­ру­са­ли­ме. Со­сто­ит она из пя­ти пла­чей, в со­от­вет­ст­вии с раз­би­е­ни­ем по гла­вам. Каж­дый из них име­ет сти­хо­твор­ную фор­му. Че­ты­ре из них представляют собой ал­фа­вит­ный ак­ро­с­тих, то есть име­ют 22 стро­фы, каж­дая из ко­то­рых на­чи­на­ет­ся на со­от­вет­ст­ву­ю­щую бук­ву ев­рей­ско­го ал­фа­ви­та. Пер­вая, вто­рая и чет­вер­тая пес­ни име­ют по 22 сти­ха, каж­дый из ко­то­рых на­чи­на­ет­ся на новую бук­ву, а тре­тья име­ет 66 сти­хов, по 3 сти­ха в стро­фе. Пя­тая гла­ва, плач-мо­лит­ва, то­же име­ет 22 сти­ха, но формы акростиха не имеет.

В Толковой Библии смысл такого построения комментируется следующим образом: «Пророк как бы хочет этим сказать, что он выразил всю полноту страданий своего народа, что он не пропустил ничего, что может быть выражено обыкновенными человеческими словами, с каких бы букв они не начинались. Только тогда, когда скорбь его утихает, именно к 5-й песни, он перестает соблюдать этот акростишный порядок и 5-я песнь сохранила только число букв еврейского алфавита, но не есть акростих» [69, т. 6, с. 155]. Кроме того нарушение формы последней песни может символизировать разоренное и расстроенное со­сто­я­ние Иудеи после нашествия Навуходоносора.

Про­рок оп­ла­ки­ва­ет гибель Ие­ру­са­ли­ма. Он опи­сы­ва­ет ужа­сы оса­ды, то, как ма­те­ри ели сво­их мла­ден­цев, как уми­ра­ли от го­ло­да и ме­ча. Не­по­гре­бен­ные те­ла ле­жа­ли сре­ди раз­ва­лин (Плач 2:21). Рассказывает о своих соб­ст­вен­ных стра­да­ниях и пе­ре­жи­ва­ниях во вре­мя это­го раз­ру­ше­ния (Плач 3 гл.) и го­во­рит о тех гре­хах, о на­ру­ше­нии су­да и спра­вед­ли­во­с­ти, о лже­про­ро­ках, о при­тес­не­ни­ях, ко­то­ры­ми на­пол­нил­ся пе­ред этим Ие­ру­са­лим (Плач 2 гл.). За­тем он воз­но­сит мо­лит­ву к Бо­гу, в ко­то­рой от име­ни на­ро­да ис­по­ве­ду­ет со­зна­ние сво­ей гре­хов­но­с­ти, мо­лит о ми­ло­с­ти и по­мо­щи (Плач 5 гл.).

Изо­б­ра­же­ние пад­ше­го Ие­ру­са­ли­ма пе­ре­кли­ка­ет­ся с еван­гель­ским по­ве­ст­во­ва­ни­ем (Мф. 24 гл.). «Ру­ка­ми вспле­с­ки­ва­ют о те­бе все, про­хо­дя­щие пу­тем, сви­щут и ка­ча­ют го­ло­вою сво­ею о дще­ри Ие­ру­са­ли­ма, го­во­ря: “это ли го­род, ко­то­рый на­зы­ва­ли со­вер­шен­ст­вом кра­со­ты, ра­до­с­тью всей зем­ли?” Ра­зи­ну­ли на те­бя пасть свою все вра­ги твои, сви­щут и скре­же­щут зу­ба­ми, го­во­рят: “по­гло­ти­ли мы его, толь­ко это­го дня и жда­ли мы, дож­да­лись, уви­де­ли!”» (Плач 2:15–16).

О се­бе про­рок Ие­ре­мия го­во­рит: «Бла­го то­му, кто тер­пе­ли­во ожи­да­ет спа­се­ния от Гос­по­да. Бла­го че­ло­ве­ку, ког­да он не­сет иго в юно­с­ти сво­ей, … под­став­ля­ет ла­ни­ту свою би­ю­ще­му его, пре­сы­ща­ет­ся по­но­ше­ни­ем» (Плач. 3:26–30). Очевидна параллель с На­гор­ной про­по­ве­дью (Мф. 5:39). Пре­по­доб­ный Еф­ре­м Си­рин ви­дит здесь та­ин­ст­вен­ное ука­за­ние на путь мо­на­ше­с­ко­го по­дви­га [22, т. 5, с. 520].

Послание Иеремии – книга неканоническая, со­дер­жит в се­бе об­ли­че­ние идо­ло­по­клон­ст­ва, до­воль­но раз­вер­ну­тое изо­б­ра­же­ние тщет­но­с­ти по­чи­та­ния идо­лов и многообразные до­ка­за­тель­ст­ва, что идол не есть бог.

Кни­га про­ро­ка Ва­ру­ха принадлежит ученику пророка Иеремии – пророку Варуху. Эта книга неканоническая. В ней ска­за­но, что она на­пи­са­на Ва­ру­хом уже во вре­мя ва­ви­лон­ско­го пле­на (Вар. 1:1). Пророк по­вто­ря­ет многое из ска­зан­ного в кни­ге про­ро­ка Ие­ре­мии, воз­ве­ща­ет из­ра­иль­тя­нам при­чи­ны пле­на и о то, что они вер­нут­ся впос­лед­ст­вии об­рат­но (Вар. 2:34). Из кни­ги пророка Варуха, не­смо­т­ря на то, что она не­ка­но­ни­че­с­кая, чи­та­ет­ся один от­ры­вок в ка­че­ст­ве па­ре­мии на ве­чер­не Рож­де­ст­ва Хри­с­то­ва (Вар. 3:36–38; 4:1–4). Однако эта паремия про­воз­гла­ша­ет­ся как про­ро­че­ст­во Ие­ре­мии, что, ви­ди­мо, вер­но, по­сколь­ку мно­гие тек­с­ты, ко­то­рые встре­ча­ют­ся в этой кни­ге, яв­но за­им­ст­во­ва­ны у Ие­ре­мии. Главная тема этого чтения – Боговоплощение: «По­сле то­го Он явил­ся на зем­ле и об­ра­щал­ся меж­ду людь­ми» (слав. «на зем­ле яви­ся и с че­ло­ве­ки по­жи­ве») (Вар. 3:38). Пророк говорит также о за­ко­не Бо­жи­ем и о кни­ге за­ко­на: «Кто взо­шел на не­бо и взял ее, и снес с об­ла­ков? Кто пе­ре­шел мо­ря и на­шел ее, и кто при­не­сет ее, луч­шую чи­с­то­го зо­ло­та?» (Вар. 3:29–30). «Сей есть Бог наш, и ни­кто дру­гой не срав­нит­ся с Ним. Он на­шел все пу­ти пре­му­д­ро­с­ти и да­ро­вал ее ра­бу Сво­е­му Иа­ко­ву и воз­люб­лен­но­му Сво­е­му Из­ра­и­лю. По­сле то­го Он явил­ся на зем­ле и об­ра­щал­ся меж­ду людь­ми. Вот кни­га за­по­ве­дей Бо­жи­их и за­кон, пре­бы­ва­ю­щий во­век. Все, дер­жа­щи­е­ся ее, бу­дут жить, а ос­тав­ля­ю­щие ее ум­рут» (Вар. 3:36 – 4:1). Со­шед­ший с не­бес Сын Бо­жий – ипо­с­тас­ная Пре­му­д­рость – да­ро­вал лю­дям ис­тин­ную пре­му­д­рость, вос­ста­но­вил ут­ра­чен­ное бо­го­об­ще­ние, от­крыв всем путь жиз­ни. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Мож­но про­чи­тать этот текст и так, что кни­га за­по­ве­дей и за­кон, пре­бы­ва­ю­щий во­век, это как раз та са­мая «ве­ли­кая бла­го­че­с­тия тай­на: Бог явил­ся во пло­ти» (1 Тим. 3:16), и что «вся­кий дух, ко­то­рый не ис­по­ве­ду­ет Ии­су­са Хри­с­та, при­шед­ше­го во пло­ти, не есть от Бо­га» (1 Ин. 4:3). Это и есть Благовестие, спа­си­тель­ное для всех лю­дей.

Наши рекомендации