Западноевропейская почта в Новое время
В XIX веке коренной переворот в почтовом деле был вызван распространением железных дорог, пароходства и авиации. Их появление значительно увеличило скорость пересылки почтовых отправлений. Почтовая связь стала общегосударственной и начала обслуживать все население.
В 1835 г. была организована англо-индийская почта, ставшая первым опытом в установлении почтовых сообщений между самыми отдаленными странами.
Важной вехой в истории почтовой связи стал выпуск почтовой марки в 1845 г. в Великобритании. Позднее в Англии и ее колониях стали употребляться заказные конверты.
Штемпельные бандероли появились в 1857 г. в Соединенных Штатах Америки. Позднее такие бандероли были введены более, чем в 60-и странах.
Идея изобретения открытого письма (пост-карты, или почтовой карточки) принадлежала бывшему германскому генерал-почт-директору Генриху фон Стефану, а инициатива его введения - Австрии, где в 1869 г. появились первые почтовые карточки. Открытые письма с уплаченным ответом появились в 1872 г. в Германской империи. В дальнейшем открытые письма были введены в 171 стране, с уплаченным ответом — в 140.
После завершения Великой Сибирской железной дороги в середине XIX в. письмо могло обойти земной шар менее чем в 20 дней.
По мере расширения сети железных дорог возрастало и число почт, ежедневно приходивших и отходивших в данной местности. Кроме того, появились улучшения по организации самого почтового дела: например, устройство сельской почты, установление дешевой и единообразной почтовой таксы, введение целого ряда новых почтовых операций.
Изобретение телеграфа (1832), телефона (1876) и радио (1895) не привело к утрате роли почтовой связи. В телеграфе почта нашла могущественное содействие и завершение, вследствие чего почти все государства по примеру Германии объединили почтовое дело с телеграфным к большой выгоде для обоих ведомств.
Наконец, международные почтовые отношения получили прочную почву и гарантию в организации Всемирного почтового союза (1870), охватившего все культурные страны.
Задание № 11
Просмотр научно-популярной передачи «Обыкновенная история: Почта»[24]
Вопросы для обсуждения после просмотра передачи:
1. Откуда происходит слово «почта»?
2. Когда появляются первые почтовые службы?
3. Как назывались гонцы в Древней Греции и Риме?
4. Кто в Средневековой Европе нередко брал на себя функции почты?
5. В какой стране была предпринята попытка создать первую централизованную почтовую систему?
6. В чем суть почтовой реформы, проведенной в Британии по инициативе Р. Хилла?
7. Когда и где появляются почтовые открытки?
8. Когда и с какими целями возникает Всемирный почтовый союз?
9. Кто и когда предложил идею создания «смайликов»?
Задание № 12
Просмотр научно-популярной передачи «Обыкновенная история: Почта в России»[25]
Вопросы для обсуждения после просмотра передачи:
1. Назовите известные вам материалы, использовавшиеся для написания писем в Древней Руси.
2. Что такое «ямская гоньба» и когда она появилась?
3. Когда в России появляется регулярная государственная почтовая служба? Кто был её родоначальником?
4. Перечислите шаги, предпринятые в правление Екатерины II для развития системы почтового сообщения в России.
5. Когда на территории Российской империи в обращение входят почтовые марки?
Задание № 13
Вопросы для обсуждения и повторения:
ü Какое значение имела неолитическая революция для эволюции средств связи?
ü В чем заключались предпосылки зарождения почты?
ü Почему письменность рассматривается как вторая информационная революция?
ü Где, когда и почему зародилась почта?
ü Что общего и особенного в организации почты Древнего Востока и античной почты?
ü В чем особенность развития почты в раннее средневековье?
ü В чем значение и следствия промышленного переворота для почтового дела?
ü Причина и суть реформы почты в Западной Европе? Когда началась реформа?
ü С чем связано развитие почты в Киевской Руси? Ее особенность?
ü В чем выразилось реформирование русской почты в XVIII и XIX вв.?
ü Кто из персоналий сыграл особую роль в развитии почты за рубежом и в России? В чем заключалась эта роль?
Задание № 14
Выполнить тестовые задания по теме 2:
Варианты ответов