Заключительная. Междисциплинарная кооперация сознания в изучении массового и индивидуального сознания
Сложность перехода с одного уровня исторического анализа на другой в историческом исследовании. Понятие модели среднего уровня. Современные приемы междисциплинарного синтеза и изучения разных проявлений и состояний массового, коллективного и индивидуального сознания. 2 часа
ВОПРОСЫ К СПЕЦКУРСУ
1. Какие понятия и термины использует А.Г. Тартаковский для характеристики исторического сознания в работах «Русская мемуаристика 18-го – первой половины 19-го в.» и «Отечественная война 1812 г. и русская мемуаристика»?
2. Какие понятия и термины использует А.И. Миллер для характеристики национального сознания в работе «Украинский вопрос в политике властей и русском общественном мнении (Вторая половина 19-го в.)»?
3. Какие явления массового и профессионального сознания имеют в виду исследователи, пишущие о ментальных картах историка?
4. Как А.Г. Тартаковский представляет эволюцию мемуарного жанра?
5. Как А.Г. Тартаковский характеризует тягу к мемуарному творчеству в культуре России 18-го в.?
6. Как А.Г. Тартаковский характеризует влияние общественно-политических тенденций и литературных стилей на развитие мемуарного жанра в России 19-го в.?
7. Как А.Г. Тартаковский характеризует место мемуарного творчества в развитии массовых форм общественного сознания в России?
8. Этапы становления и развития источников личного происхождения в российской культуре конца 17-го – конца 20-го вв.
9. Каковы цели и задачи источниковедческого изучения мемуаров в историко-психологических исследованиях?
10. Как можно охарактеризовать связь мемуарного творчества с изменениями в сознании и культуре в России.
11. Историки и социологи о субъективной природе как видовом свойстве источников мемуарного характера.
12. Историки о связи акварелей художника конца 18-го И.А. Ерменева «Нищие» с настроениями и идеями просветительской культуры его времени.
13. В.А. Плугин о связи икон праздничного цикла с культурой и сознанием Рублевского времени (конец 14-го – начало 15-го вв.).
14. Связь способов построения образов современников с чертами психологии окружения мемуаристов.
15. Как можно реконструировать черты психологии знаменитых российских поэтов последней трети 18-го – первой трети 19-го вв. Г.Р. Державина и И.И. Дмитриева?
16. Функции исторического портрета в исторических исследованиях.
17. Как в мемуарных источниках отражаются уровни и механизмы групповой сплоченности разных уровней?
18. Особенности обозначения идентичности в мемуарах чиновного дворянства последней трети 18-го – первой трети 19-го вв.
19. Как можно использовать источниковый вид для изучения сознания создателей источников?
20. Особенности отражения идентичности и идентификации в изобразительных (портреты российских самодержцев) и повествовательных (мемуарная литература) источниках?
21. Как «петербургский период» активизации украинского национального движения связан с историей сознания и культурой Кубани?
22. Какое место занимал «украинский вопрос» в российской политике и культуре второй трети 19-го в.?
23. Понятие комплексности в источниковедении истории культуры.
24. Дайте конкретно-историческую и типологическую характеристику такому явлению политической и культурной истории России второй трети 19-го в. как «украинский вопрос».
25. В.О. Ключевский об изучении исторической социологии и истории культуры («Историографии»).
26. Й.Хейзинга и Л.П. Карсавин об особенностях понятия «развитие» в исторических и историко-культурных исследованиях.
27. И.Ю. Николаева об особенностях междисциплинарного подхода к изучению бессознательного в истории.
28. Природа междисциплинарного синтеза в социогуманитаристике.
29. Системный метод в современных историко-культурных и культурологических исследованиях.
30. Особенности междисциплинарного синтеза в современных исторических исследованиях.
31. Какие исследовательские технологии называются полидисциплинарными?
32. О системной природе понятия «религиозность» в историко-культурных работах Л.П. Карсавина.
ГЛОССАРИЙ
Аксиолóгия (от греч. axia – ценность) – учение о ценностях.
Архетúп (от греч. arche - начало + typos - образ) - 1) прообраз, первичная форма; 2) в работах К.Юнга врожденные психические структуры, которые являются результатом развития человечества и существуют на уровне коллективного бессознательного.
Дискýрс (от лат. discursus - рассуждение) - единство смысла и слова, значения и его словесного выражения, которое приобретает смысл лишь в пространстве культуры. Первоначально термин употреблялся в филологии. М. Фуко придал понятию общекультурный философский и конкретно-исторический смысл.
Идентúчность - психологическая категория, харакитеризующая представление коллективного или индивидуального субъекта о себе и своем месте в окружающем мире.
Инкультурáция – процесс приобщения к культуре.
Компаративúстика – сравнительное изучение.
Культýра (от лат. Cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах жизнедеятельности и мышления людей.
Культýрогенез – процесс постоянного обновления культуры.
Культýрология – наука о теории и истории культуры.
Морфолóгия (от греч. morphē – форма) культуры – формы и строение культуры.
Нарратúв– текст, повествование.
Нелинéйные представлéния о прогрéссе – представления о том, что историческая эволюция культуры может быть разнонаправленной, а накопление новых знаний, разработка новых технологий могут вести не только к улучшению жизни, но и к упадку нравственности, гибели природы, разрушению человеческой личности.
Общая теóрия систéм – общенаучный метод изучения системного строения изучаемых объектов. Базируется на понятии «изоморфизм» (структурное сходство объектов, состоящих из разного материала) и подчеркивает единство природных и социокультурных объектов).
Онтогенéз (от греч. όη – сущее) – совокупность преобразований организма от зарождения до конца жизни.
Парадúгма(от греч. Paradeigma – пример, образец) – базовые концептуальные представления, своеобразная система координат, организующая картину мира.
Парадигмáтика – набор парадигм (базовых концептуальных представлений), определяющих стиль мышления эпохи.
Постмодéрн (то, что после модерна) – термин введен Лиотаром в 1950-х гг., означает 1) историческую эпоху, наступившую после модерна; 2) совокупность научных и художественных практик, позволяющих современному сознанию преодолеть инерцию менталитета просветительского типа.
Прагматúзм(от греч. Pragma – дело, действие) - тип мышления, направленный на получение немедленного практического результата.
Релятивúзм (от лат. relativus – относительный) – методологический принцип, подчеркивающий относительность изучаемых явлений или знаний. Лежит в основе типологического исследования культур.
Ресентимéнт (от фр. Ressentiment - негодование, возмущение; чувство обиды; зависть) - в философской антропологии одно из психологических проявлений острого кризиса идентичности, связанное с несовпадением желаний субъекта и его способностями их удовлетворить.
Символúзм (фр. symbolism) – художественное направление в литературе и искусстве, сложившееся в 1880-е гг. в эстетическую систему и достаточно быстро превратившееся в особое восприятие картины мира, подчинившее философию, религию, мифологию и конкретно-научное знание. Термин впервые ввел в оборот французский поэт Ж. Мореас.
Синергéтика – наука о процессах самоорганизации в природе и обществе, раздел теории динамических систем (упорядоченных хаосов).
Синкретизм (от греч. synkretismos – соединение, объединение) – слитность, нерасчлененность первоначального состояния чего-либо.
Систéмные дисциплúны – дисциплины, обладающие повышенной способностью к обобщению, основанные на системном методе как результате применения междисциплинарного синтеза.
Системообразýющие представлéния – представления, организующие человеческое мышление в стройную картину.
Социализáция – процесс включения человека в общество; в педагогике и психологии обычно подчеркивается возрастная (детская и подростковая) социализация; в культурологии речь идет о том, что человек должен приспосабливаться к жизни в обществе в течении всей своей жизни.
Тóпика культуры – неизменные компоненты, обеспечивающие единство культуры при наличии в ней значительных исторических трансформаций.
Телеолóгия (от греч. télos – цель) – наука о всеобщности целепологания.
Теóория органúческого развúтия – представление об изучаемом объекте как о целостном живом организме. Предтеча современных системных теорий.
Тополóгия (от греч. topos - место) – раздел математики, изучающий свойства предметов в многомерном пространстве.
Трансцендéнтый – запредельный по отношению к какой- либо сфере, миру в целом.
Тринитарúзм ( от англ. Trinity – Троица) – в христианстве учение о троичной природе Бога.
Хронотóп (с греч. дословно «время-пространство» - термин введен в психологии Ухтомским, в литературоведении М.М. Бахтиным (он писал о пространствовремени); обозначает единство пространственных и временных параметров, организующих смысловое единство текста.
Эпóха модéрна (от англ. Modern – современный) – исторический период с XVII до конца ХIХ в. Термин стал популярным во второй половине ХХ в. в связи с распространением теории модернизации (такого развития науки и технологий, которое делает неизбежными демократические преобразования в обществе). Включает в себя раннее Новое время (ранний модерн), зрелый модерн, поздний модерн. С конца XIX – начала ХХ в. наступает эпоха постмодернизма (та, что после модерна).
Эстетúческая систéма (от греч. aesthethikos – относящийся к чувственному восприятию) – учение о прекрасном.
Фронтир – понятие, введенное в научный оборот американскими культурными антропологами. Подчеркивает специфику положения приграничной зоны как области преимущественного социокультурного взаимовлияния и быстрых социокультурных трансформаций..
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
Барахов В.С. Литературный портрет (истоки, поэтика, жанр). Л., 1985.
Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987.
Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X - начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. М., 1987.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.
Миллер А.И. Украинский вопрос в политической общественной мысли (вторая половина XIX в.). СПб., 2000.
Минц С.С. Мемуары и российское дворянство: источниковедческий аспект историко-психологического исследования. СПб., 1998.
Николаева И.Ю. Проблемы методологического синтеза и верификации в свете современных концепций бессознательного. Томск, 2005.
От Нестора до Фонвизина: Новые методы определения авторства / Под ред. Л.В. Милова. М., 1994.
Паперный В. Культура Два. М., 1996.
Плугин В.А. Андрей Рублев и культура его времени. М., 1974.
Савинов А.М. И.А. Ерменев. М., 1987.
Тартаковский А.Г. Отечественная война 1812 г. и русская мемуаристика. М., 1981.
Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика XVIII - первой половины XIX в. М., 1991.
Чайковская О. «Как любопытный скиф...»: Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII. М., 1990.
Черная Л.И. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени: Философско-антропологический анализ русской культуры XVII – первой половины XVIII века. М., 1999.
Эриксон Э. Молодой Лютер. Опыт исторического психоаналитического исследования. М., 1997.
The Culture of Autobiography. Constructions of Self-Representation. Ed. By R. Folkenflik. Cal.: Stanford, Cal.: Stanford University Press, 1993.
Дополнительная
Pro et Contra. 2007. № 3(37).
Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990
Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. СПб., 1997.
Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2002.
Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Издательство Московского университета, 1984.
Барг М.Н. Эпохи и идеи: Становление историзма. М., 1987.
Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой: Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М., 2000.
Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1997.
Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России. М., 1997.
Бердяев Н.А. Царство Духа и царствоКесаря. М., 1995.
Библер В. Цивилизация и культура. М., 1993.
Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. М., 1978.
Бубер М. Два образа веры. М., 1995.
Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии: Опыт Исследования. М., 1996.
Вебер М. Избранное: Образ общества. М., 1994.
Вехи. Интеллигенция в России. М., 1984.
Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
Гозмащ, Л. Идентичность, культурное самосознание / Л. Гозмащ, А. Эткинд // http:// [email protected]
Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа Анналов. М., 1997.
Диалог культур и национальная идентичность: Россия – Запад // http:// www.iriss.ru/attach_download?object_id=000150073740&attach_id=000550.
Ермаков И.А. Ислам в культуре России в очерках и образах. М., 2001.
Жеребкина, Т. «Прочти мое желание…» Постмоденизм. Психоанализ. Феминизм. М., 2000.
Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997.
Иванов В. Родное и вселенское. М., 1994.
Иконникова С.Н. История культурологии. Идеи и судьбы. СПб., 1996.
История романтизма в русской литературе: В 2 ч. М., 1979.
Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1998.
Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1998.
Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1992.
Колосов Н.Е. Как думают историки. М., 2001. С.216-308.
Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.
Кондаков И.В. Русская культура: Краткий очерк истории и теории. М., 1999.
Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М.1987.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
Легойда В.Р. Гражданская религия: PRO et contra \\ www.religiare.ru.2003.
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
Лотман Ю.М. Избранные статьи по семиотике и истории культуры: В 3 т. Таллин, 1992.
Лотман Ю. М. Очерки по истории русской культуры XVIII–начала XIX века // Из истории русской культуры, том IV (XVIII – начало XIX века). М., 1996.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIXвека). СПб., 1994.
Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллин, 1992.
Люббе, Г. Историческая идентичность // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 108 – 113.
Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001.
Минц С.С, Слуцкий А.И. Об особенностях изучения культуры Кубани конца XVIII - первой половине XIX в. // Новейшие исследования по социально-экономической и культурной истории дореволюционной
Кубани. Краснодар, 1989.
Минц С.С. Об эволюции источников мемуарного характера // История СССР, 1979. № 6.
Минц С.С. Теория и методология истории: Тексты лекций. Краснодар, 2007. С. 5–52.
Могильницкий Б.Г. История исторической мысли ХХ в. Вып. I–II. Томск, 2001–2003.
Неретина С., Огурцов А. Время культуры. СПб., 2000.
Нисбет Р. Возвращение священного //Там же. С.65-71.1996.
Павлова, О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и её структурные особенности // http:// www.pavolga.narod.ru/identity. html.
Паперный В. Культура Два. М., 1996.
Поршнев Б. Ф. Мелье. М., 1964.
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979.
10.Проблемы сознания личности в современной западной психологии. М.,
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
Психоанализ и культура: Избр. Труды Карен Хорни и Эриха Фрома. М., 1995.
Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., 2006. С. 206–282.
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
Русакова А.А. Символизм в русской живописи. М., 1995.
Руткевич Е.Д. Социологическая концепция Р. Нисбета //Социологический журнал. 1999. №1-2. с.43-49.
Самошкина, И.С. Социальная идентичность как понятие и объяснительный принцип социальной психологии // http:// www. conf2001.dem.ru/samosh.html.
Социальная идентификация личности / Под ред. В. Ядова. М., 1993.
Социальная идентичность: способы концептуализации и измерения // Человек. Сообщество. У правление. 2003. №2-3.
Тишков В.А. Этнология и политика. М., 2001.
Тойнби А. Постижение истории. М., 1994.
Трельч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994.
Февр Л. Бои за историю. М., 1997.
Франк С.Л. По ту сторону правого и левого // Новый мир. 1990. № 4.
Франк С.Л. Реальность и человек. М., 1997.
Фридлендер Г. М. История и историзм в век Просвещения // ХVIII век: Сб. 13. Проблемы историзма в русской литературе. Конец ХVIII—начало ХIХ в. Л., 1981.
Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.
Хейзинга Й. Осень средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М., 1988.
Человек в поисках идентичности: Проблема социальных критериев // http: // levada.ru/levadabook/25.doc.
Шелер М. Ресентимент в структуре моралей // Социологический журнал. 1997. № 4. С. 79–115.
Шкуратов В.А. Историческая психология М., 1994.
Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность. М., 2000.
Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории: В 2 т. М., 1993-2003.
Эйдельман Н.Я. «Быть может, за хребтом Кавказа…»: Русская литература и общественная мысль первой половины XIX в. Кавказский контекст. М., 1990.
Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996..
Эткинд А.М. Эрос невозможного: История психоанализма в СССР. М.,1996.
Ясперс К. Смысл и постижение истории. М., 1997.