VII. Подведение итогов урока. €

— Так чем похожи и чем отличаются стихотворения С. Ми­халкова «Если» и «Рисунок» от других произведений? (Эти стихи веселые, о детях. Они раскрывают внутренний мир ге­роя-ребенка, его фантазии и мечты, его переживания и чув­ства.)

Домашнее задание

Выучить стихотворение «Если».

Урок 106. Е. Благинина «Кукушка», «Котенок»

Цели: расширить знания детей о жизни и творчестве Е.А. Бла­гининой; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь про­гнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая по­зицию автора и свое отношение к изображаемому; сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение.

Оборудование: портрет и выставка книг Е.А. Благининой; кар­точки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука, ра­бочие тетради.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение наизусть стихотворения С. Маршака «Если».

III. Введение в тему

Беседа

— Расшифруйте, что здесь написано.

А Б В г д Е
Ж И й к Л
М Н О п р С
Т У ф X Ц Ч
Ш Щ ь э ю Я
 

6,5; 6,4; 6,5; 2,3; 1,5

1,5; 6,4; 6,5; 5,4; 6,3; 1,5; 2,3; 5,5; 5,3; 3,3; 3,5; 2,3; 1,5

2,5; 6,4; 1,5; 4,5; 3,4; 2,3; 3,4; 2,3; 1,5

(Елена Александровна Благинина.)

— Ребята, соберите слова из распашихся букв.

АКШУКУК

КОНЕТОК

(Здесь зашифрованы слова «кукушка» и «котенок». А прочитать их надо справа налево.)

— Как вы думаете, что может связывать эти два слова?

— Это названия стихотворений, которые мы будем сегодня на уроке читать. Прочитайте, как зовут автора. (Елена Алек­сандровна Благинина.)

— Какие стихи Благининой вы уже читали и знаете? (Ответы детей.)

Рассказ учителя об авторе

Елена Александровна Благинина (1903—1989) начала писать свои пер­вые стихи, сказки и пьесы для домашнего театра. А было юному драма­тургу (сочинителю пьес) целых... восемь лет! всевозможные маленькие сюрпризы для детей. Вот как Елена Александровна рассказала об этом писателю Владимиру Приходько:

«В домашнем театре инсценировали стихи, песни, сказки. Вечера, в которые устраивались представления, были особенно торжественны и любимы. Убогая обстановка преображалась словно по мановению па­лочки волшебника».

...Половичок линючий - речка,

А печка — пышный царский дом...

От страха мрет в груди сердечко,

Пылает голова огнем.

Меня затягивает илом,

Заносит медленно песком.

А ты зовешь таким унылым,

Срывающимся голоском:

— Сестрица моя, Аленушка!

Палач коварной ведьмой нанят,

Костры трещат на берегу.

А камень ко дну тянет, тянет

Так, что дохнуть я не могу.

— Ой, братец мой, Иванушка! —

Мы продолжать не в силах действа

И плачем громко — в три ручья —

От вероломства, от злодейства,

От горькой сказки бытия.

Так Елена Александровна повествует о домашнем спектакле в сти­хотворении «Сказка».

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

1. Чтение стихотворения «Кукушка». Беседа

— Прочитаем стихотворение «Кукушка». Как вы думаете, о чем оно? Что вы знаете о кукушках? (Ответы детей.)

(Чтение стихотворения учителем.)

— Какое стихотворение оно вам напомнило? {Стихотворение С. Маршака «В лесу над росистой поляной...».)

— Перечитайте эти стихи, сравните их. Найдите сходства и от­личия. (Примерный ответ. Сходство в том, что в них общая тема — о кукушке; их главный герой — мальчик; действие происходит в лесу. Отличия: разное время суток: у Е. Бла­гининой - «неяркий денек», весь день с утра до вечера; у С. Маршака — рассвет, туман, росистая поляна. У Е. Бла­гининой — нежное, тихое, блаженное ощущение покоя и счастья, а у С. Маршака — светлая грусть, герой как будто уже вспоминает о прошедшем. Тема одна, но читать их надо по-разному.)

2. Выразительное чтение стихотворения «Кукушка»

3. Чтение стихотворения «Котенок» учителем

— Какое настроение у вас появилось во время чтения этого стихотворения? (Стало грустно, жалко котенка. Но закон­чилось хорошо. Девочка взяла котенка себе.)

— Что вы думаете об этой девочке?

— Приходилось ли вам видеть такую картину, какую увидела девочка? (Рассказы детей.)

— О чем стихотворения Е. Благининой? (О животных.)

— Как вы думаете, почему она так много пишет о любви к жи­вотным? (Потому что она сама их очень любит.)

4. Выразительное чтение стихотворения «Котенок»

— Как бы вы поступили, если бы увидели бездомного котен­ка? Запишите в рабочую тетрадь.

VI. Рефлексия

Наши рекомендации