Внешний конфликт и внутренний конфликт в романе.
Прототипы главных героев романа.
И. С. Тургенев: «В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача (он умер незадолго до 1860 г.). В этом замечательном человеке воплотилось… то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно: я… напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало… Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду…»
О прототипах Тургенев писал: «Николай Петрович [Кирсанов] – это я, Огарев и тысячи других; Павел Петрович [Кирсанов] – Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники».
В характере Николая Петровича Тургенев запечатлел очень много автобиографического, отношение писателя к этому герою сочувственное.
У Павла Петровича Кирсанова оказались прототипы: Алексей Аркадьевич Столыпин, офицер, друг и родственник М. Ю. Лермонтова; братья Александр, Аркадий и Климентий Россет, гвардейские офицеры, близкие знакомые Пушкина.
Нигилизм- особое мировоззрение, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил, принципов.
И. С. Тургенев был свидетелем торжества революционеров-демократов над либералами. Он восхищался мужеством русских революционеров, но не верил в перспективы их деятельности, поэтому особенно остро ощущал недостатки и крайности революционного движения шестидесятников, получивших в романе «Отцы и дети» название «нигилизм». Нигилисты, по словам современного литературоведа Н. И. Пруцкого, действительно «готовы были отрицать прекрасное, искусство, эстетику… Нигилисты называли себя «ужасными реалистами», сторонниками беспощадного анализа, поклонниками точных наук, эксперимента».
Язык романа – деталь, диалог, лаконичность.
Деталь- Деталь художественная - особо значимый, важный элемент в произведении, несущий большую смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь может являться частью интерьера, пейзажа, портрета. Художественная деталь единична и интенсивна.
С помощью художественной детали писатель может одним или несколькими словами:
- внести яркий штрих в портретное изображение человека;
- охарактеризовать речь персонажа;
- обозначить черты характера;
- рассказать о социальном положении;
- выразить свое отношение или оценку;
- создать нужное эмоциональное настроение у читателя.
Особо значимая художественная деталь может повторяться для усиления эффекта и нередко становится мотивом произведения и приобретает значение символа: (полуразрушенная церковь в пьесе А. Н. Островского «Гроза» - символ крушения домостроевского мира).
В чём заключаются эти элементы? Приведите пример, где Тургенев мастерски пользуется деталью? Что она передаёт?
Вопросы и задания.
1. Что мы узнаём из 1 главы о Николае Петровиче Кирсанове? Каковы его отношения с сыном? (главы 1-4)
2. Что мы узнаём из 2 главы о Евгении Базарове? Найдите описание его внешности. Чем занимается Базаров в гостях у Кирсановых?
3. Как ведут себя отец и сын Кирсановы в разговоре про Фенечку (кто это такая?)? (глава 3)Зачитываем этот эпизод.
4. Найдите в 3 главе описание местности, по которой едут главные герои? Как выглядит Россия 50 годов 19 века, за два года до отмены крепостного права? Каково положение крестьян? Какие детали пейзажа об этом говорят?
5. Какое впечатление производит усадьба Марьино? Хороший ли хозяин Николай Петрович Кирсанов?
6. В 4главе появляется ещё одно значительное лицо – Павел Петрович Кирсанов. Найдите описание его внешности. Какие детали портрета передают мировоззрение и характер героя? Как он отнёсся к появлению Евгения Базарова в их доме? Как Базаров охарактеризовал братьев Кирсановых? О ком из них он более лестного мнения?
7. Как складываются отношения Базарова с Павлом Петровичем?
Внешний конфликт и внутренний конфликт в романе.
Запишите в тетрадь эпиграф:
«Автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамены во всех сферах жизни - дружбе, вражде, любви, семейных узах. И Базаров последовательно проваливается всюду. Череда этих экзаменов и составляет сюжет романа» П. Вайль, А. Генис. «Формула жука»)
Почему автор выбирает дважды кольцевую композицию романа? Как это связано с личностью Базарова?
В романе 2 конфликта – внешний и внутренний.
- Внешний конфликт.Реализуется через противостояние Базарова и Павла Петровича.
Глава 5- 6. Тема разговора – Принципы нигилизма. Каковы они? Найдите и зачитайте.
Глава 7 – история Павла Петровича. Прочтите и перескажите. Что показывает Тургенев, включив в повествование эту историю?
Глава 10. Основной спор. Направления спора. (4 направления) – определите их, прочитав 10 главу.Запишите в тетрадь направления, по которым ведётся спор и точку зрения каждого из его участников.
Внутренний конфликт.
Запишите в тетрадь ответы на следующие вопросы:
А) Что значит «внутренний конфликт»?
Б) Кто является объектом внутреннего конфликта? В чём заключается противоречие?
В.) Каковы его причины?