Урок 4. Внутренний конфликт

Задача урока - научиться осознавать внутренний конфликт между желанием быть самим собой, открыто выразить свои чувства и желания и стремлением соответствовать одобряемому авторитетами образу жизни, идеям, эталонам.

Мы уже знаем: основными причинами непродуктивности стиля взаимодействия выступают:

1 - идентификация личности с неконструктивными, эмоционально насыщенными социальными установками семьи и других референтных для человека групп;

2 - отчуждение во взаимоотношениях, формирующее негативное представление о себе и других.

Известно нам и то, что основной предпосылкой непродуктивности стиля взаимодействия выступает противоречивая природа личности. Противостояние неповторимой сущности человека и его общественного существования, единичного и всеобщего выступает источником внутреннего конфликта личности между стремлением отстоять свою собственную сущность и стремлением соответствовать или противостоять требованиям и нормам социума.

Травмирующее состояние внутреннего конфликта обусловлено внутренними и внешними факторами. К внутренним можно отнести социальные установки; к внешним - формирующие их отношения.

До сравнительно недавнего времени конфликт было принято считать негативным явлением в системе человеческих взаимоотношений. Однако в последнее время в исследованиях наметилась новая тенденция. Конфликтное состояние системы межличностных отношений связывается с некоторой возможностью личностного развития и познания людьми друг друга. При этом разводятся понятия когнитивного и межличностного конфликтов. Подчеркивается: когнитивный конфликт, выполняющий позитивную функцию в группе, генерируя мыслительные процессы, превращается в межличностный конфликт в тех случаях, когда человек не способен осознать и аргументировать путь принятия решения, критерии выбора и еще когда он ощущает угрозу своей самооценке.

Последнее положение позволяет утверждать: негативное представление о самом себе выступает достаточным основанием для экстраполяции внутреннего конфликта в пространство межличностного взаимодействия.

При этом решающую роль играет самосознание, включающее в себя, согласно В.С. Мухиной, пять основных звеньев: осознание своего имени и физического облика; притязание на признание, чувство половой принадлежности (половая идентификация); психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее и будущее); социальное пространство личности (права и обязанности).

Центральным звеном в структуре самосознания выступает притязание на признание. Нереализованная потребность в признании затрудняет продуктивное взаимодействие личности в группе, побуждая человека занимать позицию «выше» или «ниже» партнера, обусловливая, таким образом, один из основных критериев непродуктивности стиля взаимодействия[86].

Согласно Б.Ф. Поршневу, выбору человека «предшествует не только наличие двух объективных возможностей... в форме представлений, понятий или идей»; «вся тайна выбора состоит в том, что ему предшествует сосуществование в субъекте обоих исключающих друг друга тенденций»[87]. Считая функцию выбора основой личности, Б.Ф. Поршнев утверждает, что всякому новому выбору предшествует состояние «дипластии» - «одновременности, единства двух психических элементов» - состояние, подобное равновесию, побуждающее личность к раздвоению. Это состояние в легкой, кратковременной форме, свойственное каждому нормальному человеку, «психологически проявляется во внутреннем диалоге, во внутреннем разладе», который при переходе в действие «поневоле превращается в антагонизм»[88].

Разрушение дипластии, согласно Б.Ф. Поршневу, происходит посредством выбора: одна из возможностей отвергается, подавляется, а другая, высвобождаясь, становится предпочитаемой. Выбор, таким образом, осуществляется посредством отрицания «плохого» и предпочтения «хорошего». Следуя этой логике, можно предположить: взаимодействуя с другими, человек с негативным представлением о себе самом сделает выбор в пользу другого человека, подавляя свои собственные потребности. И наоборот, человек с негативными представлениями о других совершит выбор в свою пользу, отвергая нужды партнера. Негативные представления о себе и о других людях провоцируют, на наш взгляд, затяжной внутренний конфликт, который дезорганизует всю систему взаимодействий человека с другими людьми.

Итак, конфликт между стремлением человека быть самим собой, отстоять свою позицию и необходимостью или стремлением быть «социальной единицей», соответствовать требованиям и нормам социума свойственен каждому человеку. Эти две тенденции всегда присутствуют в личностной мотивации и определяют выбор, который совершает личность, взаимодействуя с другими.

Осознание указанного конфликта обнаруживает и снижает негативные проявления сопутствующих ему внутренних процессов: сомнения и неуверенности в себе, неспособности отстоять свое мнение и оказывать влияние на других; переживаний грусти, тоски, интенсивной тревоги, страха, боли, гнева. Таким образом, предотвратить переход от нормального конфликтного существования к болезненному конфликтному сосуществованию поможет рефлексия. Обратимся снова к ее урокам.

Наши рекомендации