Рекомендации по подготовке курсовой работы.
Помимо задач, которые курсовая работа решает в рамках освоения конкретной профильной дисциплины, ее подготовка представляет собой тренинг умений и навыков проектирования и реализации научного исследования, а также подготовки научного текста. Но если рассматривать это «в практической плоскости», то студенту необходимо, в первую очередь, ответить для себя на совершенно прагматичный вопрос: писать ли курсовую «всерьез» или отнестись к ней как к сложному, но, в сущности, обычному учебному заданию. Это не означает, что такую работу можно сделать «по быстрому», не прикладывая особых усилий. Однако курсовая работа вполне может быть подготовлена как «хороший реферат» по заданной теме, где большая часть прочитанного в научной литературе материала излагается «своими словами», а часть оформляется в качестве цитат и ссылок. Если текст к тому же включает цитаты из исторических источников и его оформление соответствует всем требованиям, введение построено в соответствии с рекомендациями, а список процитированных источников и литературы достаточно представителен, то автор такой работы вполне может рассчитывать на самую высокую оценку. Однако следует учесть, что написание трех курсовых работ по профильным историческим дисциплинам, по сути, является для студента единственной возможностью подготовиться к будущей дипломной работе. К тому же не стоит забывать и о собственном «репутационном продвижении» (это будет иметь значение при поиске научного руководителя ВКР, а также очень важно для студентов, которые планируют в будущем поступать в магистратуру). Но что означает «писать курсовую всерьез»? Это не просто подготовка учебного текста, отвечающего требованиям, а пошаговая отработка нескольких алгоритмов исследовательской деятельности.
1 шаг. «Выбор». Еще до принятия решения, по какой профильной дисциплине целесообразно писать курсовую и, соответственно, на какой кафедре будет происходить эта работа, необходимо провести своего рода «диагностику» собственных познавательных интересов (причем, целесообразно делать это в начале каждого учебного года). Но ответить на вопрос «Что мне интересно» не так просто, как это кажется на первый взгляд. Поэтому имеет смысл «самоопределиться» с помощью целого ряда вопросов: что обычно вызывает у меня более устойчивый интерес – конкретное событие, «широкое» явление или некий процесс? мой интерес усиливается, если в сфере внимания оказывается нечто персонифицированное, связанное с деятельностью, мыслями, чувствами, отношениями конкретных людей, или предметом моего интереса чаще становятся «практики», «институты», «структуры», «устройство»? меня интересует скорее что-то «нормальное» («типовое») или «эксклюзивное» («особенное»)? область моих интересов соотносится в большей степени с экономикой, политикой, правом, социальными явлениями, психологией, культурой, интеллектуальным пространством, мировоззренческими исканиями, ценностями, конфликтами, коммуникациями, международными отношениями? меня в большей степени интересует исторический опыт нашей страны и ее современное развитие, или какие-то иные страны, регионы, цивилизации? если меня интересует «нечто»¸ то скорее с точки зрения его предыстории, нынешнего состояния или перспектив развития?
С учетом сформулированной «сферы интересов» необходимо проанализировать перечень учебных дисциплин, по которым в текущем учебном году можно писать курсовую работу, и сделать соответствующий выбор. Поскольку речь идет о исторических дисциплинах, которые каждый студент изучал на базовом уровне еще в школе, то для такого выбора, как правило, достаточно самой общей эрудиции. Но имеет смысл хотя бы бегло ознакомиться с перечнями примерных тем, разработанных для каждой из «конкурирующих» дисциплин на профильных кафедрах – это позволит составить представление о том, какие именно содержательные линии преподаватели считают перспективной основой для подготовки курсовых работ. После выбора конкретной учебной дисциплины необходимо более внимательно изучить соответствующий перечень примерных тем, учитывая свои познавательные интересы. Рекомендуется выбрать из него несколько привлекательных тем (может оказаться, что интересующая тема уже занята кем то из однокурсников). Вполне возможный вариант – это корректировка той или иной темы из перечня (в таком случае она уже будет считаться «собственной»), либо вообще формулировка новой темы (или даже нескольких тем, чтобы при согласовании с научным руководителем была более широкая основа для разговора). После этого необходимо выяснить на кафедре возможность писать курсовую работу именно по данной дисциплине (с учетом кафедральных квот это нужно сделать побыстрее), и кто именно из преподавателей может стать научным руководителем – как указывалось выше, на кафедре новой и новейшей истории для упрощения этой процедуры служит Журнал учета курсовых работ.
Далее необходимо встретиться с научным руководителем и окончательно согласовать тему курсовой работы, оформить Заявление для внесения темы в приказ по Институту (см. Приложение № 2) и передать его лаборанту кафедры. Все последующие действия необходимо строго и оперативно согласовывать с научным руководителем(нужно помнить, что в соответствии с институтским Положением о курсовых работах невыполнение тех или иных заданий в срок является основанием для возможного отказа преподавателя от научного руководства). Все остальные приведенные ниже рекомендации являются примерными, и следует учитывать, что тот или иной научный руководитель может предложить другую последовательность работы над курсовой. Могут сказаться и специфика темы курсовой, особенности источниковой базы, объем рекомендуемой литературы и т.п. Но, в целом, технологии подготовки научных работ очень схожи.
2 шаг. «Гипотеза». После выбора темы необходимо составить первичное впечатление о проблемном поле исследования. Причем, задача подбора источниковой базы и освоения «современной научной литературы» на этом этапе не стоит – требуется лишь составить общее представление о событийной основе изучаемых явлений или процессов, понять «о чем идет речь». По мере возможности эту задачу нужно решить, используя учебную литературу. Так, например, могут помочь учебники по новой и новейшей истории зарубежных стран, изданные преподавательским коллективом кафедры ННИ в издательстве «Владос»[1]. Они включают очень подробный страноведческий материал, а учебники по Новой истории – еще и широкий комплекс информации по «общим» проблемам (экономическое, политико-правовое, культурное развитие, история международных отношений). В учебниках по Новейшей истории соответствующие разделы представлены «скромнее», но соответствующая проблематика отражена в авторских учебниках А.М. Родригеса и М.В. Пономарева[2]. Все эти учебники размещены для ознакомления в «облаке» по адресу: https://cloud.mail.ru/public/FiQc/DoLdpsBfM. Еще один комплекс полезных учебников, в том числе по истории международных отношений, истории экономики, истории государства и права, размещен в «облаке» по адресу «https://cloud.mail.ru/public/KxiA/uY62ZdVYb». Естественно, что базовые материалы по теме может порекомендовать и научный руководитель, тем более что по многим темам курсовых работ даже для сбора первичной информации учебников будет недостаточно. Однако на данном этапе очень важно очертить круг минимально необходимого материала и «не закопаться» в информации. Поэтому целесообразно не пускаться сразу же «в самостоятельное плавание», а попросить научного руководителя или преподавателя кафедры, выступающего в роли консультанта, порекомендовать совершенно конкретные материалы (статьи, фрагменты монографий, учебные материалы), которые были бы наиболее эффективны для первичного ознакомления с темой.
После первичного ознакомления с материалами по теме необходимо резюмировать свои впечатления, ответив на вопрос «Что именно я собираюсь исследовать?». Речь идет уже не о «широком взгляде» на сферу своих интересов, а о совершенно четкой формулировке предмета исследования. Описание предмета – это краткая характеристика тех особенностей изучаемого явления, процесса или событий, которые позволяют не просто описывать их в курсовой работе, а анализировать (и тем самым, «выявлять», «доказывать», «сравнивать», «систематизировать», «объяснить», «обобщать», «моделировать» нечто). Предмет – это то, что нас интересует как научная проблема, требующая целенаправленных интеллектуальных действий по ее изучению, истолкованию, пониманию и решению. Естественно, что формулировка предмета определяется, в первую очередь, темой курсовой работы, но она должна подчеркнуть, что именно автор собирается «продуктивно» исследовать, а не просто «о чем» он будет писать в работе. Поэтому зачастую формулировка предмета требует уточнить хронологические и пространственные рамки изучаемых событий, явлений или процессов, круг участвующих в них субъектов, а, главное, подчеркнуть те характеристики предмета, которые позволяют подойти к его изучению как к задаче, требующей решения (противоречия, неочевидность, конфликтность, изменяемость, двусмысленность, значимость, сравнимость и т.п.).
Если формулировать предмет исследования вдумчиво и «с прицелом» на конкретный результат исследования, то это неизбежно приведет к локализации проблемного поля – от заданной широкой темы будет совершен переход к совершенно конкретному ракурсу исследования. Выбор этого ракурса представляет собой «авторское видение проблемы». Но, с другой стороны, речь идет об объективно существующих особенностях изучаемых событий, явлений или процессов, которые исследователь выделяет как существенные и требующие научного анализа. Поэтому помимо предмета требуется сформулировать объект исследования. Объект – это те процессы и явления, которые породили (предопределили) изучаемую проблемную ситуацию, т.е. обусловили формирование того, что мы считаем предметом исследования. Объект всегда «шире», чем предмет – это определенные типы общественных отношений, наличие неких институтов, социальных практик, традиций, явлений и т.п., их развитие в исторической ретроспективе или на современном этапе, в определенном социокультурном, политическом или региональном контексте. Формулируя объект, исследователь отвечает на вопрос: «В рамках какой “системы координат” следует рассматривать то, что меня интересует как научная проблема?». То есть, характеристика объекта показывает, в каком смысловом русле исследователь «видит» предмет своего исследования. Поэтому проблемное поле работы очерчивается именно сочетанием объекта и предмета, а не только характеристикой предмета.
Если выбор и конкретизация предмета определяются личной позицией самого исследователя, то объект – это то, что находится в центре внимания множества исследователей и, более того, составляет важную часть жизни множества людей. Поэтому, формулируя предмет, исследователь волен опираться только на свой собственный интерес и собственную трактовку той или иной проблемы. А вот взаимосвязь предмета и объекта, а также сам объект должны позиционироваться как нечто большее – как проблемное поле, имеющее значение для современной науки и общества, а не только данной исследовательской работы. Эта значимость проблемного поля описывается как актуальность исследования, то есть дается ответ на вопрос: «А почему то, что я собираюсь изучать, требует научного исследования?». Следует учесть, что речь идет не столько об актуальности «темы» и даже не об актуальности конкретной проблемы исследования, сколько о значимости более широкого проблемного поля, в рамках которого ведутся острые общественные дискуссии и предпринимаются самые разные исследования – по этой причине характеристика актуальности размещается в самом начале введения, хотя никто не начинает работу над курсовой именно с анализа актуальности. Сама по себе характеристика актуальности носит, как правило, не аналитический, а описательный характер – речь идет лишь о констатации тех явлений, событий, процессов, которые обозначают проблемное поле работы, и которые значимы для современного общества или развития науки. Но формулировка актуальности демонстрирует научную и социальную эрудицию автора.
Далее следует перейти к вопросу «Какую цель я преследую, работая в этом актуальном проблемном поле?», то есть формулировке цели исследования. Цель – это то, что мы намереваемся получить в качестве интеллектуального результата при раскрытии поставленной научной проблемы. Поэтому для формулировки цели необходимо, с одной стороны, опираться на конкретизированный предмет исследования, а с другой, выбрать определенный тип научного анализа, который позволит раскрыть данную проблему. Поэтому , как указывалось выше, цель формулируется «продуктивно» («доказать...», «выявить...», «обобщить...», «разработать..», «объяснить...», «систематизировать...» и т.п., а не «изучить» или «проанализировать»). Естественно, что цель может быть только одна, даже если исследование носит комплексный характер – она становится ключевым ориентиром для отбора содержания работы, построения ее структуры и подведения итогов в заключении.
Следующий вопрос, который необходимо поставить перед собой: «Что необходимо сделать для достижения поставленной цели?». Общую целевую установку необходимо перевести в пошаговый «план работы». Иными словами, необходимо определить задачи исследования. Каждая задача обозначает промежуточный этап в реализации поставленной цели. Поэтому их формулировки могут носить упрощенный характер (то есть наряду с «продуктивными» установками на «раскрытие», «объяснение», «выявление» и т.п. здесь вполне возможны такие глагольные формы, «проанализировать», «рассмотреть», «изучить», «охарактеризовать»). Но сам перечень задач имеет огромное значение – каждая задача должна быть не просто шагом к реализации общей цели работы, но и основой для одного из параграфов (и того фрагмента заключения, который будет написан впоследствии на основе выводов этого параграфа). Следовательно, количество задач должно совпадать с количеством планируемых параграфов, и формулировки задач должны соотноситься с названиями параграфов. Фактически это означает, что формулируя задачи, автор разрабатывает содержательную структуру курсовой работы. Сколько должно быть параграфов в курсовой работе (и сколько нужно формулировать задач)? Если исходить из рекомендуемого объема в 20-25 стр., из которых по 2-3 страницы «уйдет» на введение и заключение, то на основную часть остается примерно 15-20 страниц. Значит параграфов может быть примерно от 3 до 5. Деление на главы при таком объеме нецелесообразно.
Все указанные выше действия представляют собой проектирование научной гипотезы исследования – они позволяют определить, что именно, почему, с какой целью и каким образом будет исследовано в курсовой работе. Принципиально важно изначально согласовать с научным руководителем все компоненты научной гипотезы. И вполне возможно, что «оттачивать» их формулировки понадобится в несколько «заходов». Но потеря времени «на старте» компенсируется более целенаправленной и осмысленной работой впоследствии. Конечно, не всегда удается в самом начале работы предложить совершенно точные, «окончательные» формулировки актуальности, объекта, предмета, цели и задач исследования. Но переходить к следующему «шагу» можно только после того, как научный руководитель утвердит сам подход к их формулированию и согласится с предлагаемой разбивкой на параграфы (или главы и параграфы).
3 шаг. «Поиск». Вооружившись научной гипотезой, то есть понимая, что, как и зачем предстоит изучать, нужно перейти к формированию информационно-ресурсной базы исследования – подбору источников и научной литературы. В отличие от дипломной работы здесь не применяется принцип «чем больше, тем лучше», то есть не стоит задача составления библиографии темы для того, чтобы затем «отсеивать лишнее и сохранять нужное». Жанр курсовой работы предполагает «точечное», по сути, тренинговое исследование, предельно конкретное по своей цели и ограниченное по объему. Поэтому в качестве информационной основы требуется найти, прежде всего, опорные источники и научные работы. С другой стороны, нужно учитывать, что даже на уровне курсовой работы оценивается «широта» источниковой базы и использованной научной литературы. На практике это означает, что писать основу текста нужно будет, опираясь на сравнительно ограниченное количество статей, монографий и документов, а вот в окончательный вариант текста цитатами и ссылками можно ввести более «широкий» круг материалов. Такой подход и предопределяет логику поисковой работы:
1) искать материалы нужно используя как списки (каталоги, перечни), так и полнотекстовые сетевые библиотеки (собрания, торренты);
2) если в полнотекстовых библиотеках попадается доступный (бесплатный) материал, хотя бы косвенно связанный с проблемным полем работы (как с предметом, так и объектом исследования), то необходимо скачать или скопировать его в свою «домашнюю библиотеку»;
3) работая со списками необходимо отбирать данные только о тех материалах, которые гарантировано связаны с предметом исследования и будут полезны для достижения поставленной исследовательской цели; причем, для этих данных целесообразно создать отдельный «библиографический» файл («домашнюю картотеку») и сразу вносить в него полные выходные данные – авторство, название, год и место издания, название и номер журнала и т.п.;
4) если по описаниям, аннотации, оглавлению и т.п. сведениям установлено, что тот или иной материал (статья, диссертация) имеет принципиальное значение, а его электронный вариант доступен на платной основе, то по мере возможности можно сделать такую покупку (но нет никого смысла злоупотреблять платными услугами такого рода!!!);
5) если выявлены материалы, которые принципиально важны для работы, но недоступны в сетевом пространстве, то необходимо узнать у научного руководителя, нет ли таких материалов в его коллекции (преподаватели зачастую имеют обширные домашние библиотеки и собрания электронных материалов);
6) необходимые материалы в их «первозданном» (полиграфическом) виде можно изучить и в библиотеке – «ленинке» (РГБ), «историчке» (ГПИБ), «иностранке» (БИЛ) и др., но имеет смысл предварительно установить наличие соответствующей книги с помощью электронного каталога. Нужная журнальная статья, а иногда и книга вполне может оказаться и в университетской библиотеке МПГУ. Здесь для поиска также нужно использовать электронный каталог.
Какие сетевые ресурсы наиболее эффективны для поисковой работы? Рекомендуется начальный этап поиска осуществить с помощью следующих: Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat (http://www.dissercat.com/) – удобная и эффективная поисковая система, позволяющая отбирать авторефераты по соответствию запроса названию, оглавлению, тексту, приложению автореферата, причем к авторефератам только здесь добавлены списки источников и литературы!!!!; Электронная библиотека eLIBRARY.ru (http://elibrary.ru/defaultx.asp) и Электронная библиотека Киберленинка (http://cyberleninka.ru/) – два наиболее эффективных ресурса для работы с научными статьями; Единый электронный каталог РГБ (http://www.rsl.ru/ru/s97/s339/) – содержит библиографические записи на все виды изданий, размещенные на различных носителях и опубликованные в различные хронологические периоды. А вот Единый электронный каталог Государственной публичной исторической библиотеки (http://www.shpl.ru/directories_files/electronic_catalogs/) не включает, к сожалению, полные библиографические описания и не отражает весь массив литературы, хранящийся в библиотеке. Поэтому, работая в «историчке», помимо электронной поисковой системы имеет смысл обратиться и к бумажным каталогам (карточкам).
Для более широкого поиска (когда уже готов список опорных материалов, которые желательно найти в полнотекстовом варианте, а также список важнейших источников и список исследователей, чьи публикации могут быть особенно важны для раскрытия поставленной темы) нужно использовать более спектр сетевых ресурсов: электронные библиотеки, сайты библиотек, архивов, музеев, специализированные и образовательные и порталы, сайты вузов, академических институтов и их структурных подразделений, сайты научных и образовательных периодических изданий, сайты издательств, специализирующихся на выпуске научной литературы, сайты профессиональных ассоциаций, сетевых сообществ, тематические интернет-проекты (см. Приложение 3).
Уже на стадии поиска необходимо озаботиться не только вопросом «широты» привлекаемых материалов, но и достаточным представительством в их составе исторических источников. Чем «источники» отличаются от «литературы»? Этот, на первый взгляд, риторический вопрос на практике оказывается на так прост. В самом общем смысле, «источником» можно считать любой информационный объект, который позволяет устанавливать научные факты, значимые для достижения поставленной цели исследования («источник знания»). Но с точки зрения природы научного познания существует принципиальное отличие «источников» от «литературы». Источник представляет собой отражение изучаемой реальности, а не результата изучения этой реальности другими исследователями. Даже если источник показывает субъективную точку зрения, то этот субъективизм также является частью изучаемой реальности. А вот если текст представляет собой результат научного, претендующего на объективность анализа (даже если этот анализ сделан современником изучаемых событий), то речь идет о «литературе».
Типология источников включает письменные, устные, лингвистические, аудиовизуальные, материальные, виртуальные объекты (то есть тип источника определяется его информационной природой). По происхождению, функциям, формам источники делятся на виды, и их разнообразие очень велико. Например, к лингвистическим источникам относятся диалекты, топонимика, терминология. Письменные источники делятся на официальные (законодательные акты, парламентские документы, документы административных органов и судебно-следственные материалы, дипломатически документы, документы политических партий и общественных организаций, материалы статистики и т.д.) и неофициальные (мемуары, воспоминания, дневники, эпистолярные источники, памфлеты, листовки, афиши, периодическая печать, художественная литература). Работа с материалами каждой из таких групп имеет существенную специфику. Но для некоторых типов источников формирование видовых групп не имеет особого значения (например, для виртуальных или устных). А вот для систематизации методов и технологий анализа материальных источников существует даже отдельная научная отрасль – «вспомогательные исторические дисциплины».
В роли источника может выступать и литература, но только в историографических и теоретико-методологических исследованиях, при изучении «интеллектуальной истории» и «истории идей» и в иных специфических «жанрах». Но следует обратить внимание на то, что некоторые данные из научных трудов могут быть использованы как «вторичные источники». Речь идет о той информации, которая не связана с авторской позицией того или иного исследователя, а лишь достоверно передана им (например, статистические данные, цитаты из архивных документов, фактические данные о тех или иных событиях, которые студенту сложно подкрепить доступными источниками). Слишком широкое применение «вторичных источников» конечно же нежелательно, хотя «в разумных размерах» оно вполне возможно. При цитировании такие материалы обозначаются в составе ссылки особым образом: «Цит по: ...». Но формально в состав источниковой базы они не входят, в том числе они не рассматриваются в обзоре источниковой базы во введении и не указываются в «Списке источников и литературы».
Логичен вопрос, который возникает практически у каждого студента: «А сколько нужно привлечь источников, чтобы моя работа была признана “обеспеченной широкой источниковой базой”?». Можно было бы сказать, что «чем больше, тем лучше». Тем более, что задачу по комплектации источниковой базы облегчают два нюанса: во-первых, отдельным источником считается каждый документ (а не сборник документов, хрестоматия или практикум); во-вторых, помимо «базовых» источников, непосредственно связанных с анализом предмета исследования, можно и нужно привлекать «косвенные» источники, то есть материалы, характеризующие объект исследования или выполняющие сугубо иллюстрирующую функцию. Но в любом случае нужно помнить, что расширение источниковой базы не является самоцелью. Источниковая база должна отвечать основному критерию – реализация исследовательской цели достигается на основе анализа как источников, так и литературы, а не только литературы (то есть работа не носит реферативный характер). Многочисленность же источников лишь усиливает благоприятное впечатление от работы и демонстрирует готовность автора к анализу разнообразных материалов.
4 шаг. «План». Прежде чем на основе собранного материала приступить к написанию текста, целесообразно составить достаточно детализированный план, который придаст тексту логичность и целостность. В первую очередь, речь идет о структурном плане. Его основу составит разбивка работы на параграфы (в соответствии со сформулированными исследовательскими задачами). Очень важно предельно четко определить общую смысловую направленность каждого параграфа – что потенциальный читатель должен узнать и понять в итоге знакомства с соответствующей частью курсовой работы. Исходя из этой задачи необходимо определить ту логику изложения материала, которая позволит достичь планируемого результата – это и есть структурный план. Он подразумевает деление текста на смысловые блоки с логическими переходами и промежуточными выводами. Наличие структурного плана гарантирует что в тексте не окажется «случайных» фрагментов, нарушающих логику изложения.
Для эффективного составления структурного плана необходимо ознакомиться с базовой (опорной) научной литературой и ключевыми источниками по проблеме исследования.
Далее необходимо превратить структурный план в тезисный план, то есть детализировать его, насыщая фразами, формулировками, понятиями, опорными цитатами, ссылками на источники дополнительной информации и т.п. Тезисный план должен показать тот минимум информации, который несет основную смысловую нагрузку и принципиально значим для реализации авторского замысла. Иногда вместо тезисного плана предпочитают сразу же сделать первичный набросок самого текста. Такой прием вполне возможен, но он требует очень уверенного владения материалом и не гарантирует логичность и сбалансированность текста. Тезисный план, напротив, позволяет четко отделить основной и второстепенный материал, наглядно показать смысловую структуру текста, не отвлекаясь пока на «литературное» построение фраз и соблюдение правил «научного стиля». Что особенно удобно, в состав тезисного плана вполне можно включать и фрагменты «чужих» научных текстов (монографий, статей, диссертаций), которые впоследствии будут либо оформлены как цитаты, либо переработаны в соответствии с собственной логикой и стилем (написаны своими «словами»). Такой подход позволяет не «придумывать» текст «из головы», а собирать его как цепочку рассуждений, умозаключений, аргументов, иллюстрирующих примеров.
Для составления тезисного плана необходимо изучить уже не только базовые источники и научные труды, но и более широкий круг подобранных ранее материалов. Требуется ли этом прочитать «всё»? Это зависит о масштаба проведенной поисковой работы и специфики темы. Но, в целом, можно порекомендовать следовать правилу «лучшее – враг хорошему». Если стремиться прочитать «всё», что имеет отношение к теме, то можно не только потерять много времени, но и «утонуть» в массиве информации. Поэтому нужно изучать материалы, распределив их по степени важности, а также начиная ознакомление с каждым документом, статьей или монографией с «пролистывания». Внимательно вчитываться, анализировать, конспектировать следует только те немногие материалы, которые не просто созвучны тематике курсовой, а помогают выстроить и наполнить тезисный план работы. И не стоит заниматься конспектированием ради конспектирования! Любой полезный фрагмент текста должен сразу быть закавычен и включен в тезисный план в соответствии с логикой раскрытия темы. Конечно, не факт, что этот материал останется в итоговом варианте курсовой, и что он останется именно как цитата, а не будет переписан «своими словами». Но наполнение тезисного плана фрагментами текстов сразу же по мере их прочтения существенно экономит время по сравнению с классическим подходом (когда литература и источники просто конспектируются, а потом уже на основе всех подготовленных конспектов автор переходит к подготовке текста). А главное заключается в том, что если изучение литературы и источников происходит в тесной взаимосвязи с формированием тезисного плана, то автору не потребуется «прочитать всё по теме» – в определенный момент станет понятно, что тезисный план уже сложился и можно приступать к написанию текста. А все необходимые дополнения будут внесены уже по ходу этой «литературной части».
5 шаг. «Текст». На основе детализированного тезисного плана происходит написание самого текста работы. Первоначальные тезисы, фрагменты научных текстов и источников «разворачиваются» в аналитические рассуждение, повествовательное или описательное изложение (в зависимости от решаемых исследовательских задач). Все смысловые блоки текста должны быть соединены понятными логическими переходами, а крупные блоки завершаться краткими промежуточными выводами или резюмирующими суждениями (в том числе, с использованием слов «итак», «таким образом»). Никакая внутренняя рубрикация в итоговом варианте текста не допускается. Как правило, не применяется и функция «список» (если в тезисах присутствовали перечни чего-либо, то в тексте они пишутся как обычное перечисление через запятую). Не стоит злоупотреблять выделением «ударных» слов курсивом – это характерно для учебных, а не научных текстов. Но если принципиально важно выделить какое либо понятие или фразу, то они обозначаются курсивом, а после них в квадратных скобках пишется [курсив – Ф.И.], с указанием инициалов автора). Все вводимые в текст понятия и специфические термины должны быть раскрыты (при необходимости – с указанием их этимологии), а все упомянутые персоналии указаны с краткой «идентифицирующей» характеристикой (например, не «по мнению Ю. Хабермаса...», а «по мнению немецкого философа и социолога Ю. Хабермаса...»).
Особое значение необходимо уделить доказательности выдвигаемых научных положений, подтверждению их данными из источников или «авторитетными» цитатами. Наверняка понадобится и включение второстепенного, иллюстрирующего материала, но только таким образом, чтобы не нарушить смысловую целостность и сбалансированность текста. Любые компоненты «чужого» текста должны быть оформлены как цитаты, либо изложены «своими словами». Относительно количества используемых в тексте цитат, как указывалось выше, жестких требований не существует. Но целесообразно исходить из следующих правил:
1) цитатами из источников и «авторитетной» научной литературы необходимо подкреплять все значимые тезисы и концептуальные положения работы, а также информацию, требующую высокой степени достоверности (например, количественные данные, малоизвестные факты, оригинальные суждения и т.п.);
2) важная информация, приведенная в тексте, может подтверждаться не только прямым цитированием, но и «отправными ссылками» (такая ссылка начинается с «См.» и в ней может быть указана не конкретная страница цитируемой работы, а целая статья, монография или даже несколько работ);
3) все используемые в тексте фрагменты источников (нормативных материалов, политических документов, мемуарной и эпистолярной литературы, периодики, публицистики и т.п.) в обязательном порядке оформляются в качестве цитат;
4) следует избегать включения в текст слишком объемных цитат, а также цитирования несколько раз подряд одного и того же источника или научного труда;
5) оптимально, если на каждой странице текста будет располагаться 2–3 ссылки;
6) при составлении выводов по главам, а также заключения диссертации цитаты лучше не использовать, делая тем самым акцент на авторском характере этого текста.
По мере написания текста нужно отслеживать его объем. Как указывалось выше, если исходить из рекомендуемого общего объема в 20-25 стр., то на основную часть курсовой работы приходится примерно 15-20 страниц. При этом каждый параграф должен завершаться промежуточным выводом (примерно 0,3 страницы). Далее необходимо подготовить Заключение (2-3 страницы). В нем приводятся итоговые выводы, отражающие достижение поставленной исследовательской цели, а также реализацию всех поставных задач. Поэтому текст заключения неизбежно будет «пересекаться» с выводами параграфов. Однако прямого дублирования текста нужно избегать. В состав заключения могут быть включены и предложения по развитию научных исследований в соответствующей области, практической реализации результатов исследования.
На завершающей стадии написания текста нужно вернуться к составлению Введения. На основе ранее подготовленных формулировок составляется описание актуальности, цели, задач, объекта, предмета исследования. Далее составляется обзор источников: вариант-минимум – перечисление использованных источников по типам и видам, вариант-максимум – помимо перечисления использованных источников по типам и видам приводится краткий анализ наиболее важных источников, то есть определяется их значимость для решения поставленных задач. Завершается введение обзором использованной литературы. Здесь применяется та же схема, что и с источниками: вариант-минимум – перечисление основных групп использованной литературы и фамилий авторов соответствующих трудов, вариант-максимум – помимо перечисления групп литературы и фамилий авторов приводит краткий анализ наиболее важных научных трудов, использованных для разработки концепции курсовой работы (или трудов, в полемике с которыми формировалась концепция).
6 шаг. «Редакция». Редактирование – это принципиально важный этап работы над научным текстом. Первоначально текст вычитывается с точки зрения стилистики, синтаксических и лексических особенностей. Основной задачей является не достижение «благозвучия», а соблюдение правил научного стиля.
Писать «хорошим языком» – это означает не только соблюдать правила грамматики, но и учитывать коммуникативную направленность текста (а любой научный текст – это коммуникативное событие). При редактировании полезно встать на место читателя (причем, читателя неподготовленного, не имеющего специальных знаний в области исследования). Особенно хороший эффект при такой «вычитке» достигается в том случае, если текст редактируется спустя хотя бы несколько дней после его написания. Возможен и еще один прием – проговаривать текст при его редакционной «вычитке», представляя свое выступление перед аудиторией. Это позволяет не только добиваться «понятности» текста, но и отслеживать его ритм, определять «тяжелые» места. Следует учесть, что в отличие от художественных и эссеистических произведений ритмика и стилистика научного текста не подразумевает резких смен темпа изложения, применения особых средств выразительности, в том числе «точек удивления» (эмоциональных провокаций), вопросительных и восклицательных предложений. Не допустим и так называемый «разговорный стиль» с характерными для него отрывистыми репликами и эмоционально-экспрессивной окраской. Ритм научного текста более сглажен, сбалансирован. В определенном смысле он немного «усыпляет» читателя, поскольку на первое место в восприятии выходит формальная логика и четко выраженная структурная взаимосвязь смысловых блоков текста. Отсюда и синтаксические особенности научного текста: широко применяются вводные слова, наречия и словосочетания, выражающие отношения между частями высказывания («как следствие», «таким образом», «очевидно», «тем не менее», «показательно», «хотя», «если» и т.п.); многие предложения осложнены причастным и деепричастным оборотами; часто употребляются союзные предложения (причем, среди них преобладают сложноподчиненные). Все эти приемы позволяют «выстраивать» научный текст, разворачивать изложение как систему умозаключений, а не просто «высказывать» свою точку зрения или описывать те или иные события и явления. В то же время важно помнить, что нарочитое синтаксическое усложнение текста является скорее недостатком. Поэтому при редактировании необходимо по мере возможности разбивать союзные предложения на простые (если при этом не страдает смысловая нагрузка).
Схожие правила касаются и семантических особенностей научного текста. С одной стороны, владение современной научной терминологией и использование специализированного понятийного ряда является свидетельством высокой квалификации автора. Но, с другой, нарочито усложненный язык текста, чрезмерная понятийная насыщенность того или иного фрагмента являются недостатками. Поэтому важно помнить, что помимо специальной терминологии существует немало приемов, позволяющих придать тексту «наукообразность». Например, следует в минимальной степени использовать фразы с субъективной окраской – об авторской позиции должен говорить смысл текста, а не личностная риторика. Не случайно, что в научном тексте вместо авторского «Я» используется местоимение «Мы», а вместо слов «с моей точки зрения» пишется «с нашей точки зрения». Но не допустимо писать о себе в третьем лице («По мнению автора...», «Автор считает...») – это стиль рецензии или аннотации. Показательно также, что в научном тексте широко используются пассивные (страдательные) конструкции, где акцент делается на само действие, а не его субъекта – это подчеркивает объективность манеры изложения (например, «Существует несколько типов...», «Одной из важнейших проблем является...», «В течение этого периода наблюдалось...», «Можно согласиться с точкой зрения...» и т.п.). Очень важно следить за использованием модальных слов, посредством которых автор оценивает то или иное суждение. В научном тексте следует использовать те модальные слова, которые выражают уверенность автора в реальности сообщения («безусловно», «конечно», «несомненно», «разумеется» и т.п.), и минимизировать модальные слова, выражающие лишь вероятность сообщаемого («возможно», «по-видимому», «кажется», «наверное»). Эмоционально насыщенная, оценочная лексика, равно как и разговорная, упрощенная лексика в научном тексте не употребляется. Не следует прибегать к иронии, метафорам. А вот устойчивые речевые клише являются важным элементом научного стиля (например, задачи исследования «решаются», а не «выполняются», эксперимент «проводят», а не «делают», поступок «продиктован обстоятельствами», а не «вызван обстоятельствами» и т.п.). Для проверки «сомнительных» словосочетаний можно использовать поисковые системы Интернета, то есть ориентироваться на частоту их применения в текстах. Еще один немаловажный аспект редактирования – это исключение из текста всех проявлений тавтологии (употребления однокоренных слов в одном предложении). Также следует избегать повторения одного и того же слова в соседних предложениях.
На следующей стадии редактирования необходимо провести проверку размещения в тексте абзацев. Это очень важный инструмент смыслового структурирования текста. Проверить корректность абзацев можно следующим образом: в каждом из них выделить ключевую по смыслу фразу; если таких фраз оказывается больше чем одна, то разделить текст дополнительным абзацем; затем проверить сочетаемость всех выделенных фраз между собой (выстраиваются ли они в стройную схему умозаключений). Подобная проверка наглядно покажет степень логичности и целостности текста, и ею целесообразно завершать весь процесс «литературного» редактирования.
И, наконец, уже готовый текст необходимо проверить на наличие опечаток, грамматических и орфографических ошибок, технических погрешностей текста. Так, например, знаки дефиса (-) и тире (–) должны использоваться по тексту корректно, не подменяя друг друга. Использовать удлиненное тире (—) не рекомендуется. Кавычки («…») должны быть оформлены единообразно по всему тексту диссертации (за исключением тех случаев, когда кавычки располагаются внутри цитируемого текста: «…. “…”…»). Сокращения в тексте допускаются только общепринятые. Фамилии с инициалами (Иванов И.И.), а также обозначения номера, процентов и года (№ 234, 20%, 2010 г.) должны быть размещены на одной строке (при наборе текста в этих случаях используется не «Пробел», а «Shift –Ctrl–Пробел». После названия главы или параграфа точка не ставится. Знак сноски в основном тексте необходимо ставить перед знаками препинания, т.е. в конце предложения перед точкой, а в середине – перед запятой. Такие «мелочи» технического редактирования могут существенно повлиять на оценку курсовой работы. Но, самое главное, что освоение и точное применение всех этих правил, обеспечивающих «техническую гигиену» научного текста, является одним из важных критериев профессионализма современного исследователя!
7 шаг. «Оформление». Техническое редактирование текста естественным образом переходит в стадию окончательного оформления работы.
В первую очередь, следует проверить соблюдение правил оформления цитат и библиографического описания ссылок в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.5-2008 (см. Приложение 4). Необходимо учесть, что в практике библиографического описания научных текстов присутствуют явные разночтения (отсюда и отличия в требованиях к оформлению статей в научных журналах или к оформлению курсовых и квалификационных работ в различных университетах). Причина этих разночтений заключается в том, что существуют ГОСТы библиографической записи, библиографического описания, библиографической ссылки. Правила полного библиографического описания созданы, прежде всего, для издательской и библиотечной работы. Правила библиографической ссылки (ГОСТ 7.0.5-2008) более просты, поэтому в студенческих работах они используются для оформления не только цитат, но и итогового списка источников и литературы. В Приложении № 4 приведена справочная информация по всем моделям оформления цитат и ссылок, но в курсовой работе рекомендуется использовать постраничные подстрочные ссылки (причем, их нумерация начинается на каждой страницы с цифры 1). В этом же приложении указаны примеры библиографического описания различных видов текстовых материалов, на основе которого оформляются ссылки, а также сформулированы правила, по которым нужно оформлять ссылки на электронные ресурсы.
После того, как завершилась проверка оформления всех цитат и постраничных ссылок необходимо составить Список использованных источников и литературы. Он размещается в тексте Заключения. Как указывалось выше, Список использованных источников и литературы не выполняет функцию полного библиографического описания темы, а включает в себя только тот круг материалов, которые были непосредственно использованы при подготовке диссертации (то есть отражены в ссылках). В структуре этого списка должны быть размещены два подзаголовка – «Источники» и «Литература» (подзаголовок «Источники» располагается сразу после заголовка «Список использованных источников и литературы»). Под каждым подзаголовком в алфавитном порядке приводятся пронумерованные списки соответствующих материалов. Причем, нумерация должна быть единой для всего Списка. Подзаголовки нумерацией не выделяются. При форматировании текста через функцию «список» необходимо использовать одинаковый размер отступа.
Следует учесть, что в перечне источников отдельными позициями указывается каждый из использованных документов (то есть, если группа материалов взята из сборника документов, то каждый документ оформляется отдельно, а данные по сборнику приводятся в составе названия каждого из них – как указание на полиграфическое издание, которое располагается после двух косых черт, то есть двух знаков «слэш»). По тому же правилу в списке литературы указываются статьи из сборников или периодических изданий. Исключение могут составить лишь материалы прессы, если они используются комплексно (в таком случае как источник указывает название газеты и год выпуска).
В рамках перечней источников и литературы могут быть выделены подпункты: в списке источников – в соответствии с их типологией по происхождению и функциям, в списке литературы – согласно статусу изданий, например, монографии, диссертации и авторефераты диссертаций, статьи и т.д. Но важно учесть, что если применяется такая схема описания, то материалы, первоначально изданные в полиграфическом варианте и затем размещенные в Интернете или на иных электронных носителях, указываются в составе тех подгрупп источников и литературы, которым соответствуют по происхождению и функциям (то есть как «текстовые»). А вот электронные материалы, не имеющие полиграфического аналога и изначально созданные в виртуальной среде, указываются в составе отдельных подгрупп источников и литературы (например, «Материалы информационных и сетевых порталов», «Материалы сетевых периодических изданий»). Но, в целом, подобное разделение Списка использованных источников и литературы на подгруппы представляет излишним для курсовой работы. Такое требование предъявляется скорее к диссертациям.
После составления Список использованных источников и литературы в окончательном виде оформляется Приложение (если оно входит в состав работы). В Приложение обычно включают используемые в курсовой работе иллюстрации и графические материалы (схемы, диаграммы, графики, карты и т.п.), а также впервые вводимые в научный оборот архивные документы (перевод с иностранного языка «вводом в научный оборот» не считается!). Каждый из таких объектов оформляется как отдельное приложение со своим порядковым номером, сопровождается тематическим заголовком, а его происхождение указывается ссылкой (на издание или сетевой ресурс). Если объект является авторским (то есть создан самим автором в ходе исследования), то приводится информация о том, на основе каких материалов создан данный графический объект, или где и когда производилась фото- или видеосъемка и т.п.
Завершает этап оформления подготовкой титульного листа, листа оглавления и техническим форматированием текста. Титульный лист и лист оглавления являются типовыми (см. Приложения 5-6). Титульный лист содержит название вуза, института и кафедры, фамилию и инициалы студента – автора исследования, тему курсовой работы, код и направление подготовки, направленность (профиль) ОПВО, должность, ученые степень и звание, фамилию, инициалы, научного руководителя работы, ученые степень и звание, фамилию, инициалы заведующего кафедрой, результаты проверки курсовой работы на объем заимствований (в % авторского текста), год написания работы. Лист оглавления показывает все структурные компонент текста и номера страниц (номера страниц рекомендуется вписывать только после завершения всего форматирования, когда нумерация уже не изменится). Заголовки «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников и литературы», «Приложение», а также названия параграфов печатаются полужирным шрифтом, прописными (заглавными) буквами, выравниваются по центру страницы и пишутся без точки в конце. Каждый из этих структурных компонентов текста начинается с новой страницы (при наборе текста для этого используется функция «разрыв страницы»). Параграфы нумеруются арабскими цифрами. Использование символа § в курсовой работе не предполагается (за исключением тех случаев, когда есть разбивка текста и на главы и на параграфы). Само слово «параграф» не пишется. При оформлении введения внутренние подразделы (актуальность, научная новизна, цели, задачи и т.п.) выделяются полужирным курсивом. Таким же образом выделяются подгруппы в списке использованных источников и литературы (если они сформированы). Во всех остальных случаях подчеркивания, выделения курсивом и полужирным шрифтом допускаются в тексте только в крайних случаях, при явной целесообразности такого оформления.
Текст должен быть подготовлен с помощью компьютерного набора шрифтом Times New Roman, размером 14 с полуторным межстрочным интервалом (в постраничных сносках – размером 10 с одинарным межстрочным интервалом). Текст, в том числе постраничные сноски, выравнивается по ширине страницы. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексты и составлять 1,25 мм. Размер полей: левого 30 мм, верхнего – 20 мм, правого – 10 мм, нижнего – 20 мм. Все страницы, включая приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков и повторений. Первой страницей считается титульный лист, на ней цифра «1» не ставится, на следующей странице ставится цифра «2» и т.д. Вставка номера осуществляется снизу страницы по центру.
8 шаг. «Результат». После завершения стадии оформления курсовая работа сдается в электронном виде научному руководителю для первичной проверки. Необходимо учесть, что тот вариант работы, который будет считаться итоговым и официально проверяться на Антиплагиат, сдается научному руководителю не позднее, чем за пять рабочих дней до начала весенней сессии. Поэтому важно передать работу на первичную проверку хотя бы за полторы – две недели до этого срока (в идеале – раньше) для того, чтобы руководитель успел проверить текст, и у автора осталось бы время на доработку в соответствии со сделанными замечаниями и рекомендациями.
Доработанный в соответствии с замечаниями текст передается в электронном виде научному руководителю и в распечатанном (непереплетенном) виде сдается на кафедру. Далее научный руководитель официально проверяет текст на Антиплагиат и указывает на титульном листе уровень оригинальности текста, проверяет выполнение студентом рекомендаций по доработке текста, рассматривает курсовую работу с точки зрения критериев оценивания. При необходимости научный руководитель принимает решение о проведении защиты курсовой работы (в формате собеседования).
Результат проверки и оценивания курсовой работы объявляется студенту не позднее, чем через пять рабочих дней после ее сдачи на проверку. Оценка за курсовую работу проставляется на титульном листе курсовой работы за подписью руководителя, вносится в зачетно-экзаменационную ведомость и зачетную книжку. В зачетной книжке (а затем и в приложении к диплому о высшем образовании) вносится и полное название курсовой работы. При использовании балльно-рейтинговой системы оценка за курсовую работу может быть дополнена бонусными баллами по соответствующей учебной дисциплине.
Студент, получивший за курсовую работу неудовлетворительную оценку, должен в порядке сдачи академической задолженности устранить полученные замечания и предоставить обновленный текст на проверку. По согласованию с руководителем тема курсовой работы, которая готовится в порядке сдачи академической задолженности, может быть изменена (при необходимости). Если качество курсовой работы осталось неудовлетворительным, обучающийся представляется к отчислению. Несвоевременное выполнение курсовой работы также считается академической задолженностью и ликвидируется в установленном порядке.
Курсовые работы хранятся на кафедрах согласно утвержденной номенклатуре дел кафедры и списываются по акту комиссией, назначаемой заведующим кафедрой.
Приложение № 1