Рекомендации по подготовке курсовой работы.

1 шаг. «Выбор». Еще до принятия решения, по какой профильной дисциплине целесообразно писать курсовую и, соответственно, на какой кафедре будет происходить эта работа, необходимо провести своего рода «диагностику» собственных познавательных интересов (причем, целесообразно делать это в начале каждого учебного года). Но ответить на вопрос «Что мне интересно» не так просто, как это кажется на первый взгляд. В течение всего срока обучения сфера интересов может меняться. Однако важно как можно раньше определиться с основной темой, которая может стать темой диплома. Тогда под руководством научного руководителя, каждая курсовая за год может стать этапом, главой диплома. С учетом современной ситуации с трудоемкостью обучения, представляется нецелесообразным писать диплом по одной теме, а курсовые по другим. Современные правила официально такой возможности студенту не дают. Но грамотный научный руководитель может, тем не менее, эту проблему решить.

2 шаг. «Гипотеза». После выбора темы необходимо составить первичное впечатление о проблемном поле исследования. Причем, задача подбора источниковой базы и глубокого, полного освоения «современной научной литературы» на этом этапе не стоит – требуется лишь адекватно понять научное содержание проблемы: о чем спорят историки и почему? Однако на данном этапе очень важно очертить круг минимально необходимого материала и «не закопаться» в информации. Поэтому целесообразно не пускаться сразу же «в самостоятельное плавание», а попросить научного руководителя.

После первичного ознакомления с материалами по теме необходимо резюмировать свои впечатления, определив объект и предмет исследования. При этом следует учесть, что в современном гуманитарном научном знании допускается применение различных методологических подходов, с позиций которых одна и та же тема или объект исследования может иметь разный предмет. Да и в рамках одной методологической схемы одному объекту могут соответствовать множество предметов, в зависимости от выбранного угла зрения или характера рассматриваемых взаимосвязей объекта. Студенту, особенно первых курсов, практически невозможно сформировать собственное методологическое кредо. Поэтому профессор Артамонов своих студентов ориентирует на традиционные подходы методологии диалектического материализма, согласно которым объектом исторической науки является общество, а предметом - законы его развития. Это означает, что при обосновании объекта мы ищем ответ на вопрос, что именно мы изучаем? Конкретно, какую часть, сферу общества, или какое явление или процесс общественной жизни мы хотим исследовать. В этом смысле объект всегда статичен, исторически устойчив. Предмет же направлен на открытие особенностей и законов развития, изменения, трансформации, эволюции объекта. Предмет может быть сформулирован и более частно: выявление факторов, движущих сил, направлений изменения, развития чего-либо (т.е. объекта). В идеале предмет всегда должен стремиться к определению причинно-следственных связей в историческом процессе. Исходя из этого, скажем, по такой теме как «норманская проблема», объект и предмет можно определить, например, следующим образом: Объект – правящая династия древнерусских князей, дружинное сословие и господствующий класс древнерусского государства Киевская Русь (варианты объекта: этнические корни, социально значимые этнические традиции политической верхушки Киевской Руси); предмет – особенности (закономерности) процессов политического взаимодействия восточнославянского общества и княжеской власти в период образования древнерусского государства (варианты предмета – особенности формирования политической системы Древней Руси; роль варягов в процессах складывания древнерусского государства и т.п.) Если формулировать предмет исследования вдумчиво и «с прицелом» на конкретный результат исследования, то это неизбежно приведет к локализации проблемного поля – от заданной широкой темы будет совершен переход к совершенно конкретному ракурсу исследования. Выбор этого ракурса представляет собой «авторское видение проблемы».

Далее следует перейти к вопросу «Какую цель я преследую, работая в этом актуальном проблемном поле?», то есть формулировке цели исследования. Цель – это то, что мы намереваемся получить в качестве интеллектуального результата при раскрытии поставленной научной проблемы. Цель непосредственно детерминирована объектом и предметом исследования. На примере темы «норманская проблема», цель будет состоять в определении этнической природы Руси (княжеского дома, дружины) и выявлении степени, характера влияния выявленных этнических традиций на особенности политического структурирования Древнерусского государства. Следующий вопрос, который необходимо поставить перед собой: «Что необходимо сделать для достижения поставленной цели?». Общую целевую установку необходимо перевести в пошаговый «план работы». Иными словами, необходимо определить задачи исследования. Каждая задача обозначает промежуточный этап в реализации поставленной цели. Поэтому их формулировки могут носить упрощенный характер (то есть наряду с «продуктивными» установками на «раскрытие», «объяснение», «выявление» и т.п. здесь вполне возможны такие глагольные формы, «проанализировать», «рассмотреть», «изучить», «охарактеризовать»). Но сам перечень задач имеет огромное значение – каждая задача должна быть не просто шагом к реализации общей цели работы, но и основой для одного из параграфов (и того фрагмента заключения, который будет написан впоследствии на основе выводов этого параграфа). Следовательно, количество задач должно совпадать с количеством планируемых параграфов, и формулировки задач должны соотноситься с названиями параграфов. Фактически это означает, что формулируя задачи, автор разрабатывает определяет пошаговую логику и тем самым - структуру курсовой работы. Сколько должно быть параграфов в курсовой работе (и сколько нужно формулировать задач)? Если исходить из рекомендуемого объема в 20-25 стр., из которых по 2-3 страницы «уйдет» на введение и заключение, то на основную часть остается примерно 15-20 страниц. Значит параграфов может быть примерно от 3 до 5. Деление на главы при таком объеме нецелесообразно.

Все указанные выше действия представляют собой проектирование научной гипотезы исследования – они позволяют определить, что именно, почему, с какой целью и каким образом будет исследовано в курсовой работе. Принципиально важно изначально согласовать с научным руководителем все компоненты научной гипотезы. И вполне возможно, что «оттачивать» их формулировки понадобится в несколько «заходов». Но потеря времени «на старте» компенсируется более целенаправленной и осмысленной работой впоследствии. Конечно, не всегда удается в самом начале работы предложить совершенно точные, «окончательные» формулировки актуальности, объекта, предмета, цели и задач исследования. Но переходить к следующему «шагу» можно только после того, как научный руководитель утвердит сам подход к их формулированию и согласится с предлагаемой разбивкой на параграфы (или главы и параграфы).

3 шаг. «Поиск». Вооружившись научной гипотезой, то есть понимая, что, как и зачем предстоит изучать, нужно перейти к формированию информационно-ресурсной базы исследования – подбору источников и научной литературы. В отличие от дипломной работы здесь не применяется принцип «чем больше, тем лучше», то есть не стоит задача составления библиографии темы для того, чтобы затем «отсеивать лишнее и сохранять нужное». Жанр курсовой работы предполагает «точечное», по сути, тренинговое исследование, предельно конкретное по своей цели и ограниченное по объему. Поэтому в качестве информационной основы требуется найти, прежде всего, опорные источники и научные работы. С другой стороны, нужно учитывать, что даже на уровне курсовой работы оценивается «широта» источниковой базы и использованной научной литературы. На практике это означает, что писать основу текста нужно будет, опираясь на сравнительно ограниченное количество статей, монографий и документов, а вот в окончательный вариант текста цитатами и ссылками можно ввести более «широкий» круг материалов. Такой подход и предопределяет логику поисковой работы:

1) искать материалы нужно используя как списки (каталоги, перечни), так и полнотекстовые сетевые библиотеки (собрания, торренты);

2) если в полнотекстовых библиотеках попадается доступный (бесплатный) материал, хотя бы косвенно связанный с проблемным полем работы (как с предметом, так и объектом исследования), то необходимо скачать или скопировать его в свою «домашнюю библиотеку»;

3) работая со списками необходимо отбирать данные только о тех материалах, которые гарантировано связаны с предметом исследования и будут полезны для достижения поставленной исследовательской цели; причем, для этих данных целесообразно создать отдельный «библиографический» файл («домашнюю картотеку») и сразу вносить в него полные выходные данные – авторство, название, год и место издания, название и номер журнала и т.п.;

4) если по описаниям, аннотации, оглавлению и т.п. сведениям установлено, что тот или иной материал (статья, диссертация) имеет принципиальное значение, а его электронный вариант доступен на платной основе, то по мере возможности можно сделать такую покупку (но нет никого смысла злоупотреблять платными услугами такого рода!!!);

5) если выявлены материалы, которые принципиально важны для работы, но недоступны в сетевом пространстве, то необходимо узнать у научного руководителя, нет ли таких материалов в его коллекции (преподаватели зачастую имеют обширные домашние библиотеки и собрания электронных материалов);

6) необходимые материалы в их «первозданном» (полиграфическом) виде можно изучить и в библиотеке – «ленинке» (РГБ), «историчке» (ГПИБ), «иностранке» (БИЛ) и др., но имеет смысл предварительно установить наличие соответствующей книги с помощью электронного каталога. Нужная журнальная статья, а иногда и книга вполне может оказаться и в университетской библиотеке МПГУ. Здесь для поиска также нужно использовать электронный каталог.

Какие сетевые ресурсы наиболее эффективны для поисковой работы? Рекомендуется начальный этап поиска осуществить с помощью следующих: Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat (http://www.dissercat.com/) – удобная и эффективная поисковая система, позволяющая отбирать авторефераты по соответствию запроса названию, оглавлению, тексту, приложению автореферата, причем к авторефератам только здесь добавлены списки источников и литературы!!!!; Электронная библиотека eLIBRARY.ru (http://elibrary.ru/defaultx.asp) и Электронная библиотека Киберленинка (http://cyberleninka.ru/) – два наиболее эффективных ресурса для работы с научными статьями; Единый электронный каталог РГБ (http://www.rsl.ru/ru/s97/s339/) – содержит библиографические записи на все виды изданий, размещенные на различных носителях и опубликованные в различные хронологические периоды. А вот Единый электронный каталог Государственной публичной исторической библиотеки (http://www.shpl.ru/directories_files/electronic_catalogs/) не включает, к сожалению, полные библиографические описания и не отражает весь массив литературы, хранящийся в библиотеке. Поэтому, работая в «историчке», помимо электронной поисковой системы имеет смысл обратиться и к бумажным каталогам (карточкам).

Для более широкого поиска (когда уже готов список опорных материалов, которые желательно найти в полнотекстовом варианте, а также список важнейших источников и список исследователей, чьи публикации могут быть особенно важны для раскрытия поставленной темы) нужно использовать более спектр сетевых ресурсов: электронные библиотеки, сайты библиотек, архивов, музеев, специализированные и образовательные и порталы, сайты вузов, академических институтов и их структурных подразделений, сайты научных и образовательных периодических изданий, сайты издательств, специализирующихся на выпуске научной литературы, сайты профессиональных ассоциаций, сетевых сообществ, тематические интернет-проекты.

Уже на стадии поиска необходимо озаботиться не только вопросом «широты» привлекаемых материалов, но и достаточным представительством в их составе исторических источников. Чем «источники» отличаются от «литературы»? Этот, на первый взгляд, риторический вопрос на практике оказывается на так прост. В самом общем смысле, «источником» можно считать любой информационный объект, который позволяет устанавливать научные факты, значимые для достижения поставленной цели исследования («источник знания»). Но с точки зрения природы научного познания существует принципиальное отличие «источников» от «литературы». Источник представляет собой отражение изучаемой реальности, а не результата изучения этой реальности другими исследователями. Даже если источник показывает субъективную точку зрения, то этот субъективизм также является частью изучаемой реальности. А вот если текст представляет собой результат научного, претендующего на объективность анализа (даже если этот анализ сделан современником изучаемых событий), то речь идет о «литературе».

Типология источников включает письменные, устные, лингвистические, аудиовизуальные, материальные, виртуальные объекты (то есть тип источника определяется его информационной природой). По происхождению, функциям, формам источники делятся на виды, и их разнообразие очень велико. Например, к лингвистическим источникам относятся диалекты, топонимика, терминология. Письменные источники делятся на официальные (законодательные акты, парламентские документы, документы административных органов и судебно-следственные материалы, дипломатически документы, документы политических партий и общественных организаций, материалы статистики и т.д.) и неофициальные (мемуары, воспоминания, дневники, эпистолярные источники, памфлеты, листовки, афиши, периодическая печать, художественная литература). Работа с материалами каждой из таких групп имеет существенную специфику. Но для некоторых типов источников формирование видовых групп не имеет особого значения (например, для виртуальных или устных). А вот для систематизации методов и технологий анализа материальных источников существует даже отдельная научная отрасль – «вспомогательные исторические дисциплины».

В роли источника может выступать и литература, но только в историографических и теоретико-методологических исследованиях, при изучении «интеллектуальной истории» и «истории идей» и в иных специфических «жанрах». Но следует обратить внимание на то, что некоторые данные из научных трудов могут быть использованы как «вторичные источники». Речь идет о той информации, которая не связана с авторской позицией того или иного исследователя, а лишь достоверно передана им (например, статистические данные, цитаты из архивных документов, фактические данные о тех или иных событиях, которые студенту сложно подкрепить доступными источниками). Слишком широкое применение «вторичных источников» конечно же нежелательно, хотя «в разумных размерах» оно вполне возможно. При цитировании такие материалы обозначаются в составе ссылки особым образом: «Цит по: ...». Но формально в состав источниковой базы они не входят, в том числе они не рассматриваются в обзоре источниковой базы во введении и не указываются в «Списке источников и литературы».

Логичен вопрос, который возникает практически у каждого студента: «А сколько нужно привлечь источников, чтобы моя работа была признана “обеспеченной широкой источниковой базой”?». Можно было бы сказать, что «чем больше, тем лучше». Тем более, что задачу по комплектации источниковой базы облегчают два нюанса: во-первых, отдельным источником считается каждый документ (а не сборник документов, хрестоматия или практикум); во-вторых, помимо «базовых» источников, непосредственно связанных с анализом предмета исследования, можно и нужно привлекать «косвенные» источники, то есть материалы, характеризующие объект исследования или выполняющие сугубо иллюстрирующую функцию. Но в любом случае нужно помнить, что расширение источниковой базы не является самоцелью. Источниковая база должна отвечать основному критерию – реализация исследовательской цели достигается на основе анализа как источников, так и литературы, а не только литературы (то есть работа не носит реферативный характер). Многочисленность же источников лишь усиливает благоприятное впечатление от работы и демонстрирует готовность автора к анализу разнообразных материалов.

4 шаг. «План». Прежде чем на основе собранного материала приступить к написанию текста, целесообразно составить достаточно детализированный план, который придаст тексту логичность и целостность. В первую очередь, речь идет о структурном плане. Его основу составит разбивка работы на параграфы (в соответствии со сформулированными исследовательскими задачами). Очень важно предельно четко определить общую смысловую направленность каждого параграфа – что потенциальный читатель должен узнать и понять в итоге знакомства с соответствующей частью курсовой работы. Исходя из этой задачи необходимо определить ту логику изложения материала, которая позволит достичь планируемого результата – это и есть структурный план. Он подразумевает деление текста на смысловые блоки с логическими переходами и промежуточными выводами. Наличие структурного плана гарантирует что в тексте не окажется «случайных» фрагментов, нарушающих логику изложения.

5 шаг. «Текст». На основе детализированного тезисного плана происходит написание самого текста работы. Первоначальные тезисы, фрагменты научных текстов и источников «разворачиваются» в аналитические рассуждение, повествовательное или описательное изложение (в зависимости от решаемых исследовательских задач). Все смысловые блоки текста должны быть соединены понятными логическими переходами, а крупные блоки завершаться краткими промежуточными выводами или резюмирующими суждениями (в том числе, с использованием слов «итак», «таким образом»). Никакая внутренняя рубрикация в итоговом варианте текста не допускается. Как правило, не применяется и функция «список» (если в тезисах присутствовали перечни чего-либо, то в тексте они пишутся как обычное перечисление через запятую). Не стоит злоупотреблять выделением «ударных» слов курсивом – это характерно для учебных, а не научных текстов.

Относительно количества используемых в тексте цитат, как указывалось выше, жестких требований не существует. Но целесообразно исходить из следующих правил:

1) цитатами из источников и «авторитетной» научной литературы необходимо подкреплять все значимые тезисы и концептуальные положения работы, а также информацию, требующую высокой степени достоверности (например, количественные данные, малоизвестные факты, оригинальные суждения и т.п.);

2) важная информация, приведенная в тексте, может подтверждаться не только прямым цитированием, но и «отправными ссылками» (такая ссылка начинается с «См.» и в ней может быть указана не конкретная страница цитируемой работы, а целая статья, монография или даже несколько работ);

3) все используемые в тексте фрагменты источников (нормативных материалов, политических документов, мемуарной и эпистолярной литературы, периодики, публицистики и т.п.) в обязательном порядке оформляются в качестве цитат;

4) следует избегать включения в текст слишком объемных цитат, а также цитирования несколько раз подряд одного и того же источника или научного труда;

5) оптимально, если на каждой странице текста будет располагаться 2–3 ссылки;

6) при составлении выводов по главам, а также заключения диссертации цитаты лучше не использовать, делая тем самым акцент на авторском характере этого текста.

По мере написания текста нужно отслеживать его объем. Как указывалось выше, если исходить из рекомендуемого общего объема в 20-25 стр., то на основную часть курсовой работы приходится примерно 15-20 страниц. При этом каждый параграф должен завершаться промежуточным выводом (примерно 0,3 страницы). Далее необходимо подготовить Заключение (2-3 страницы). В нем приводятся итоговые выводы, отражающие достижение поставленной исследовательской цели, а также реализацию всех поставных задач. Поэтому текст заключения неизбежно будет «пересекаться» с выводами параграфов. Однако прямого дублирования текста нужно избегать. В состав заключения могут быть включены и предложения по развитию научных исследований в соответствующей области, практической реализации результатов исследования.

На завершающей стадии написания текста нужно вернуться к составлению Введения. На основе ранее подготовленных формулировок составляется описание актуальности, цели, задач, объекта, предмета исследования. Далее составляется обзор источников: вариант-минимум – перечисление использованных источников по типам и видам, вариант-максимум – помимо перечисления использованных источников по типам и видам приводится краткий анализ наиболее важных источников, то есть определяется их значимость для решения поставленных задач. Завершается введение обзором использованной литературы. Здесь применяется та же схема, что и с источниками: вариант-минимум – перечисление основных групп использованной литературы и фамилий авторов соответствующих трудов, вариант-максимум – помимо перечисления групп литературы и фамилий авторов приводит краткий анализ наиболее важных научных трудов, использованных для разработки концепции курсовой работы (или трудов, в полемике с которыми формировалась концепция).

6 шаг. «Редакция». Редактирование – это принципиально важный этап работы над научным текстом. Первоначально текст вычитывается с точки зрения стилистики, синтаксических и лексических особенностей. Основной задачей является не достижение «благозвучия», а соблюдение правил научного стиля.

Схожие правила касаются и семантических особенностей научного текста. С одной стороны, владение современной научной терминологией и использование специализированного понятийного ряда является свидетельством высокой квалификации автора. Но, с другой, нарочито усложненный язык текста, чрезмерная понятийная насыщенность того или иного фрагмента являются недостатками. Поэтому важно помнить, что помимо специальной терминологии существует немало приемов, позволяющих придать тексту «наукообразность». Например, следует в минимальной степени использовать фразы с субъективной окраской – об авторской позиции должен говорить смысл текста, а не личностная риторика. Не случайно, что в научном тексте вместо авторского «Я» используется местоимение «Мы», а вместо слов «с моей точки зрения» пишется «с нашей точки зрения». Но не допустимо писать о себе в третьем лице («По мнению автора...», «Автор считает...») – это стиль рецензии или аннотации. Показательно также, что в научном тексте широко используются пассивные (страдательные) конструкции, где акцент делается на само действие, а не его субъекта – это подчеркивает объективность манеры изложения (например, «Существует несколько типов...», «Одной из важнейших проблем является...», «В течение этого периода наблюдалось...», «Можно согласиться с точкой зрения...» и т.п.). Очень важно следить за использованием модальных слов, посредством которых автор оценивает то или иное суждение. В научном тексте следует использовать те модальные слова, которые выражают уверенность автора в реальности сообщения («безусловно», «конечно», «несомненно», «разумеется» и т.п.), и минимизировать модальные слова, выражающие лишь вероятность сообщаемого («возможно», «по-видимому», «кажется», «наверное»). Эмоционально насыщенная, оценочная лексика, равно как и разговорная, упрощенная лексика в научном тексте не употребляется. Не следует прибегать к иронии, метафорам. А вот устойчивые речевые клише являются важным элементом научного стиля (например, задачи исследования «решаются», а не «выполняются», эксперимент «проводят», а не «делают», поступок «продиктован обстоятельствами», а не «вызван обстоятельствами» и т.п.). Для проверки «сомнительных» словосочетаний можно использовать поисковые системы Интернета, то есть ориентироваться на частоту их применения в текстах. Еще один немаловажный аспект редактирования – это исключение из текста всех проявлений тавтологии (употребления однокоренных слов в одном предложении). Также следует избегать повторения одного и того же слова в соседних предложениях.

На следующей стадии редактирования необходимо провести проверку размещения в тексте абзацев. Это очень важный инструмент смыслового структурирования текста. Проверить корректность абзацев можно следующим образом: в каждом из них выделить ключевую по смыслу фразу; если таких фраз оказывается больше чем одна, то разделить текст дополнительным абзацем; затем проверить сочетаемость всех выделенных фраз между собой (выстраиваются ли они в стройную схему умозаключений). Подобная проверка наглядно покажет степень логичности и целостности текста, и ею целесообразно завершать весь процесс «литературного» редактирования.

И, наконец, уже готовый текст необходимо проверить на наличие опечаток, грамматических и орфографических ошибок, технических погрешностей текста. Так, например, знаки дефиса (-) и тире (–) должны использоваться по тексту корректно, не подменяя друг друга. Использовать удлиненное тире (—) не рекомендуется. Кавычки («…») должны быть оформлены единообразно по всему тексту диссертации (за исключением тех случаев, когда кавычки располагаются внутри цитируемого текста: «…. “…”…»). Сокращения в тексте допускаются только общепринятые. Фамилии с инициалами (Иванов И.И.), а также обозначения номера, процентов и года (№ 234, 20%, 2010 г.) должны быть размещены на одной строке (при наборе текста в этих случаях используется не «Пробел», а «Shift –Ctrl–Пробел». После названия главы или параграфа точка не ставится. Знак сноски в основном тексте необходимо ставить перед знаками препинания, т.е. в конце предложения перед точкой, а в середине – перед запятой. Такие «мелочи» технического редактирования могут существенно повлиять на оценку курсовой работы. Но, самое главное, что освоение и точное применение всех этих правил, обеспечивающих «техническую гигиену» научного текста, является одним из важных критериев профессионализма современного исследователя!

7 шаг. «Оформление». Техническое редактирование текста естественным образом переходит в стадию окончательного оформления работы.

В первую очередь, следует проверить соблюдение правил оформления цитат и библиографического описания ссылок в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.5-2008 (см. Приложение 4). Необходимо учесть, что в практике библиографического описания научных текстов присутствуют явные разночтения (отсюда и отличия в требованиях к оформлению статей в научных журналах или к оформлению курсовых и квалификационных работ в различных университетах). Причина этих разночтений заключается в том, что существуют ГОСТы библиографической записи, библиографического описания, библиографической ссылки. Правила полного библиографического описания созданы, прежде всего, для издательской и библиотечной работы. Правила библиографической ссылки (ГОСТ 7.0.5-2008) более просты, поэтому в студенческих работах они используются для оформления не только цитат, но и итогового списка источников и литературы. В

После того, как завершилась проверка оформления всех цитат и постраничных ссылок необходимо составить Список использованных источников и литературы. Он размещается в тексте Заключения. Как указывалось выше, Список использованных источников и литературы не выполняет функцию полного библиографического описания темы, а включает в себя только тот круг материалов, которые были непосредственно использованы при подготовке диссертации (то есть отражены в ссылках). В структуре этого списка должны быть размещены два подзаголовка – «Источники» и «Литература» (подзаголовок «Источники» располагается сразу после заголовка «Список использованных источников и литературы»). Под каждым подзаголовком в алфавитном порядке приводятся пронумерованные списки соответствующих материалов. Причем, нумерация должна быть единой для всего Списка. Подзаголовки нумерацией не выделяются. При форматировании текста через функцию «список» необходимо использовать одинаковый размер отступа.

Следует учесть, что в перечне источников отдельными позициями указывается каждый из использованных документов (то есть, если группа материалов взята из сборника документов, то каждый документ оформляется отдельно, а данные по сборнику приводятся в составе названия каждого из них – как указание на полиграфическое издание, которое располагается после двух косых черт, то есть двух знаков «слэш»). По тому же правилу в списке литературы указываются статьи из сборников или периодических изданий. Исключение могут составить лишь материалы прессы, если они используются комплексно (в таком случае как источник указывает название газеты и год выпуска).

В рамках перечней источников и литературы могут быть выделены подпункты: в списке источников – в соответствии с их типологией по происхождению и функциям, в списке литературы – согласно статусу изданий, например, монографии, диссертации и авторефераты диссертаций, статьи и т.д. Но важно учесть, что если применяется такая схема описания, то материалы, первоначально изданные в полиграфическом варианте и затем размещенные в Интернете или на иных электронных носителях, указываются в составе тех подгрупп источников и литературы, которым соответствуют по происхождению и функциям (то есть как «текстовые»). А вот электронные материалы, не имеющие полиграфического аналога и изначально созданные в виртуальной среде, указываются в составе отдельных подгрупп источников и литературы (например, «Материалы информационных и сетевых порталов», «Материалы сетевых периодических изданий»). Но, в целом, подобное разделение Списка использованных источников и литературы на подгруппы представляет излишним для курсовой работы. Такое требование предъявляется скорее к диссертациям.

После составления Список использованных источников и литературы в окончательном виде оформляется Приложение (если оно входит в состав работы). В Приложение обычно включают используемые в курсовой работе иллюстрации и графические материалы (схемы, диаграммы, графики, карты и т.п.), а также впервые вводимые в научный оборот архивные документы (перевод с иностранного языка «вводом в научный оборот» не считается!). Каждый из таких объектов оформляется как отдельное приложение со своим порядковым номером, сопровождается тематическим заголовком, а его происхождение указывается ссылкой (на издание или сетевой ресурс). Если объект является авторским (то есть создан самим автором в ходе исследования), то приводится информация о том, на основе каких материалов создан данный графический объект, или где и когда производилась фото- или видеосъемка и т.п.

Завершает этап оформления подготовкой титульного листа, листа оглавления и техническим форматированием текста. Титульный лист и лист оглавления являются типовыми (см. Приложения 5-6). Титульный лист содержит название вуза, института и кафедры, фамилию и инициалы студента – автора исследования, тему курсовой работы, код и направление подготовки, направленность (профиль) ОПВО, должность, ученые степень и звание, фамилию, инициалы, научного руководителя работы, ученые степень и звание, фамилию, инициалы заведующего кафедрой, результаты проверки курсовой работы на объем заимствований (в % авторского текста), год написания работы. Лист оглавления показывает все структурные компонент текста и номера страниц (номера страниц рекомендуется вписывать только после завершения всего форматирования, когда нумерация уже не изменится). Заголовки «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников и литературы», «Приложение», а также названия параграфов печатаются полужирным шрифтом, прописными (заглавными) буквами, выравниваются по центру страницы и пишутся без точки в конце. Каждый из этих структурных компонентов текста начинается с новой страницы (при наборе текста для этого используется функция «разрыв страницы»). Параграфы нумеруются арабскими цифрами. Использование символа § в курсовой работе не предполагается (за исключением тех случаев, когда есть разбивка текста и на главы и на параграфы). Само слово «параграф» не пишется. При оформлении введения внутренние подразделы (актуальность, научная новизна, цели, задачи и т.п.) выделяются полужирным курсивом. Таким же образом выделяются подгруппы в списке использованных источников и литературы (если они сформированы). Во всех остальных случаях подчеркивания, выделения курсивом и полужирным шрифтом допускаются в тексте только в крайних случаях, при явной целесообразности такого оформления.

Текст должен быть подготовлен с помощью компьютерного набора шрифтом Times New Roman, размером 14 с полуторным межстрочным интервалом (в постраничных сносках – размером 10 с одинарным межстрочным интервалом). Текст, в том числе постраничные сноски, выравнивается по ширине страницы. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексты и составлять 1,25 мм. Размер полей: левого 30 мм, верхнего – 20 мм, правого – 10 мм, нижнего – 20 мм. Все страницы, включая приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков и повторений. Первой страницей считается титульный лист, на ней цифра «1» не ставится, на следующей странице ставится цифра «2» и т.д. Вставка номера осуществляется снизу страницы по центру.

8 шаг. «Результат». После завершения стадии оформления курсовая работа сдается в электронном виде научному руководителю для первичной проверки. Необходимо учесть, что тот вариант работы, который будет считаться итоговым и официально проверяться на Антиплагиат, сдается научному руководителю не позднее, чем за пять рабочих дней до начала весенней сессии. Поэтому важно передать работу на первичную проверку хотя бы за полторы – две недели до этого срока (в идеале – раньше) для того, чтобы руководитель успел проверить текст, и у автора осталось бы время на доработку в соответствии со сделанными замечаниями и рекомендациями.

Доработанный в соответствии с замечаниями текст передается в электронном виде научному руководителю и в распечатанном (непереплетенном) виде сдается на кафедру. Далее научный руководитель официально проверяет текст на Антиплагиат и указывает на титульном листе уровень оригинальности текста, проверяет выполнение студентом рекомендаций по доработке текста, рассматривает курсовую работу с точки зрения критериев оценивания. При необходимости научный руководитель принимает решение о проведении защиты курсовой работы (в формате собеседования).

Результат проверки и оценивания курсовой работы объявляется студенту не позднее, чем через пять рабочих дней после ее сдачи на проверку. Оценка за курсовую работу проставляется на титульном листе курсовой работы за подписью руководителя, вносится в зачетно-экзаменационную ведомость и зачетную книжку. В зачетной книжке (а затем и в приложении к диплому о высшем образовании) вносится и полное название курсовой работы. При использовании балльно-рейтинговой системы оценка за курсовую работу может быть дополнена бонусными баллами по соответствующей учебной дисциплине.

Студент, получивший за курсовую работу неудовлетворительную оценку, должен в порядке сдачи академической задолженности устранить полученные замечания и предоставить обновленный текст на проверку. По согласованию с руководителем тема курсовой работы, которая готовится в порядке сдачи академической задолженности, может быть изменена (при необходимости). Если качество курсовой работы осталось неудовлетворительным, обучающийся представляется к отчислению. Несвоевременное выполнение курсовой работы также считается академической задолженностью и ликвидируется в установленном порядке.

Курсовые работы хранятся на кафедрах согласно утвержденной номенклатуре дел кафедры и списываются по акту комиссией, назначаемой заведующим кафедрой.

Приложение

Наши рекомендации