I. восстановление стен 1-7 глл.
Имя и личность Неемии. Имя Неемия, по-еврейски Нехемияг, значит "Господь утешил". Неемия был виночерпием при дворе персидского царя Артаксеркса I Лонгимана (464 – 423);[8] занимаемое им высокое положение свидетельствует о том, что он был человеком незаурядным, обаятельным и пользовался большим доверием царя. В то же время он был молитвенником, патриотом, человеком большого и проницательного ума, деятельным, смелым и настойчивым в достижении поставленной цели. Именно такой деятель в это время был очень нужен в окруженном враждебными язычниками св. городе.
1, 1 – 2, 11. Возвращение Неемии в Иерусалим. От своего брата Ханани, прибывшего из Иудеи в Сузы, столицу Элама, летнюю резиденцию персидских царей, Неемия узнает о бедственном состоянии Иерусалима, стена которого разрушена, а ворота сожжены огнем. Четыре месяца провел он вмолитве прежде чем обратиться к царю с просьбой возложить на него бремя власти и главенства над бедствующей общиной в Иудее. И ответ на просьбу Неемии Артаксеркс в 20-й год своего правления (444 до Р.Х.) дал ему разрешение отправиться в Иудею на определенный срок и снабдил его специальным письмом, дающим право на восстановление иерусалимской стены и повелевающим предоставлять необходимый для строительства лес из царских угодий. Кроме письма Неемия получил военную охрану и охранные грамоты к сатрапу и областеначальникам Заречной провинции. Возможно, что в это же время он был назначен областеначальником (пеха’) Иудеи и подвластная ему территория стала независимой от провинции Самарии.
2, 12-16. Осмотр стен. На четвертый день по прибытии в Иерусалим Неемия с несколькими доверенными лицами под покровом ночи осмотрел разрушенную стену и сожженные ворота города. Этот осмотр показал, что начинать надо с восстановления стены. Остальные этапы реформы можно будет осуществить только после того, как город будет защищен от нападения многочисленных врагов.
2, 19-20. Три соседних начальника – Санаваллат, Товия и Гешем – с беспокойством узнали о планах Неемии и решили помешать работам. Санаваллат был правителем Самарии; Товия, родом из евреев, был правителем аммонитской территории в Заиорданье, несомненно, назначенным на этот пост персидским правительством; Гешем, аравитянин, возглавлял союз аравийских племен, номинально подчинявшихся персам. Эти три союзника стали упорными врагами Неемии и его дела.
3, 1 – 4, 23. Восстановлений стены в условиях противодействий. Список трудившихся над восстановлением стены (3 гл.) свидетельствует об активном участии в общем деле жителей Иерусалима и Иудеи. Когда стена была наполовину построена, враги от насмешек готовы были перейти как к хитрости, так и военной силе. Однако Неемия, возложив упование на Бога, умело организовал и вооружил имевшихся в его распоряжении людей, так что работа продолжалась, не прекращаясь ни днем, ни ночью (4 гл.).
5, 1-19. Экономические трудности общины и алчность богатых иудеев.Повествование о восстановлении стен в этом отрывке прерывается сообщением об экономических трудностях, выпавших на долю репатриантов. Богатые иудеи-заимодавцы обращали своих обнищавших собратьев в рабство. Даже оберегаемую Законом наследственную собственность прибирали к рукам алчные кредиторы. Непосильным бременем на плечи бедноты ложилась и царская подать – налоговое обложение пятой сатрапии (5, 1-5).
Неемия с гневом обрушился на "знатнейших и начальствующих", повинных в преступлениях. Затем обратился непосредственно к народу, специально созванному на большое собрание в Иерусалим. Призывая глав народа ходить "в страхе Бога нашего", Неемия повелел им поступать в духе Закона с его установлением о прощении долгов (Втор. 15, 1-11).
Неемия противопоставляет свое собственное бескорыстное поведение поступкам корыстолюбивых богачей и прежних правителей, обиравших народ и требовавших денег и провизии. Он же и его подчиненные никогда не взимали с народа положенную ему как правителю провизию; он сам, из своих средств, оплачивал расходы, связанные с хозяйством и приемом именитых гостей. Обличая алчных кредиторов, Неемия совершает символическое действие ("вытряхнул одежду"), призывая кару на их головы (5, 6-13).
6, 1-19. Продолжение работ в стесненных обстоятельствах. Враги, потерпевшие неудачу в прежних намерениях помешать восстановлению стен, перешли к дипломатической и психологической войне. Сначала они позвали Неемию "сойтись" для переговоров в одном из сел "равнины Оно" к северо-западу от Иерусалима. Однако Неемия был не из тех, кого можно было легко провести; он ответил известной фразой: "Я занят большим делом, не могу сойти" (гл. 6, 1-4). Затем Санаваллат прислал открытое письмо, обвиняя репатриантов во главе с Неемией в намерении отпасть от персидского царя (6, 5-9). Наконец, враги подкупили лжепророков (в том числе женщину по имени Ноадия), которые пытались убедить Неемию укрыться в храме ввиду готовящегося покушения, чтобы потом обвинить его в трусости и святотатстве и тем самым поколебать или вообще разрушить его авторитет (6, 10-14). Цель всех этих козней была одна: устрашить и поколебать мужество Неемии и его сторонников. Но враги просчитались: им не удалось сломить дух строителей, и работа продолжалась. Стена была окончена в 52 дня в октябре 444 г до Р. Х. (6, 15). Так, через 142 года после разрушения святого города его стены были восстановлены, и он стал защищенным от внезапных нападений.
7, 1-72. Перепись населения Иудеи. Восстановление стен было завершено, но город был еще малонаселенным. Был найден список возвратившихся из плена (1 Езд. 2, 1-67), на основании которого Неемия переселил в Иерусалим десятую часть жителей из иудейских городов.
ЧТЕНИЕ ЗАКОНА И ВСЕНАРОДНОЕ ПОКАЯНИЕ. 8 – 10 глл.