ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕКСИКИ. ФИГУРЫ РЕЧИ Фигуры речи- они не вносят ничего нового, расширяющего наше художественное познание
ФИГУРЫ РЕЧИ
Фигуры речи- они не вносят ничего нового, расширяющего наше художественное познание. Их главное назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным | Примеры |
Анафора (или единоначатие) Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф. | Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид… |
Антитеза-противопоставление,контраст Часто основана на употреблении антонимов | А новое так отрицает старое!.. |
Ряды однородных членов предложения. | Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою способность относиться критически … |
Градация- постепенное усиление или уменьшение значения. | Градация восходящая. Расположение слов в порядке усиливающегося значения. Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь) Не жалею, не зову, не плачу, .Градация нисходящая. Расположение слов в порядке убывания (уменьшающегося значения).Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла |
Инверсия -перестановка.Нарушение прямого порядка слов. Правилами грамматики установлен следующий порядок слов (прямой): для главных членов1) подлежащее + сказуемое (для текста-повествования);2) сказуемое + подлежащее(для текста-описания); для второстепенных членов 1)согласованное определение + определяемое слово; 2)обстоятельство образа действия + сказуемое;3) сказуемое + остальные обстоятельства и дополнениеой последо-вательности речи | Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. Белеет парус одинокий. Тамара в театр пошла. Роняет лес багряный свой убор. |
Риторический вопрос, восклицание, обращение( адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию). Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. | Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? |
Синтаксический параллелизм- сходное построение предложений, строк или строф | Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской..\.Он над тучами смеется, он от радости рыдает! .\ Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почет |
Умолчание- фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании. | Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. |
Парцелляция – Намеренное нарушение границ предл., дробление предложения на значимые смысловые части. | Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. \ Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал. |
Эллипсис - пропуск одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу.Это неполные предложения. | Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.) |
Бессоюзие (или асиндетон) – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность. | Швед, русский колет, рубит, режет. Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война. Волков бояться – в лес не ходить. |
Многосоюзие ( или полисиндетон )–повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения. | Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. |
Эпифора- повторениевконцестихотворныхстрок словаили словосочетания, противоположна анафоре. | Милый друг, и в этом тихом Доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом Доме Возле мирного огня. (А.Блок.) |
Вопросно-ответная форма изложения (диалогичность) Форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником, привлекает его к обсуждению важных вопросов, заставляет задуматься над ними. | — Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой? — Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку... — Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив? Многие считают ,что бороться с проявлениями фашизма- дело правоохранительных органов. Ну а мы-то сами? Пешки, что ли ? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится -это задача нас всех. |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕКСИКИ
Лексический повтор-Повторение в тексте одного и того же слова . | - Эти люди – ваши родственники? -Да, - сказал он . - Все эти люди – родственники? -Безусловно, - сказал он . -Люди всего мира ? Всех национальностей? Люди всех эпох? |
Антонимы- слова, противоположные по значению. Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется. | Ложь бывает доброй или злой, Сердобольной или беспощадной,Ложь бывает ловкой и нескладной. Осмотрительной и безоглядной,Упоительной и безотрадной. Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес. Нечто подобное творится с атомной энергией. Ею можно обогреть весь земной шар. А можно расколоть его на тысячу частей. |
Синонимы- слова, близкие по значению Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется | Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, мечтать, жаждать, алкать Предо мною появились два ангела..два гения. Я говорю: ангелы..гении-потому что у обоих на нажженных телах не было никакой одежды и за плечами у каждого взымались сильные длинные крылья. |
Омонимы-слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения | Язык(орган )-язык(средство общения),норка(животное)-норка(жилище) |
Омографы -разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению | Замок (дворец) – замок (на двери), Мука (мучение) – мука(продукт) |
Паронимы-близкие по звучанию, но различные по значению слова. | Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный |
Диалектизмы- Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности | Шанежки, буряки,качка,увалы,пимы.Бурак – свёкла, няша –болото, кочет – петух, козюли – змеи. |
Жаргонизмы-— разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий | Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква...Общага – общежитие, халява – всё, что бесплатно, сервить – пользоваться средой “Интернет”, облом – неудача |
Профессионализмы- Слова, употребляющиеся людьми одной профессии. | Камбуз, боцман, акварель, мольберт |
Окказионализмы-индивидуально- авторские неологизмы. | Как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других .(А. Солженицын ) |
Термины- слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и проч. | Грамматика, хирургический, оптика |
Книжная лексика- слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску | Бессмертие, стимул, превалировать... |
Просторечные слова-слова, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера | Болван, вертихвостка, вихлять. Грязнуля, крикун, бородач(разговорная лексика) |
Устаревшие слова (архаизмы) -слова,вышедшие из употребления (историзмы) или заменены другим названием того же предмета (архаизмы) | Изрядный — отличный, рачительный — заботливый, чужестранец — иностранец,холоп,кушачок,ямщик… |
Эмоционально окрашенные слова-Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок. | Прелестный, чудный, отвратительный, злодей Слова с суффиксами эмоциональной оценки:Миленький, зайчонок, умишко, детищеа)Слова с положительной эмоционально-экспрессивной оценкой:торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, чаяния, сокровенный, незыблемый;возвышенно-поэтические: безмятежный, лучезарный, чары, лазурный;одобрительные: благородный, выдающийся, изумительный, отважный;ласкательные: солнышко, голубчик, доченька б) слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной оценкой:неодобрительные: домысел, препираться, околесица;пренебрежительные: выскочка, деляга;презрительные: балбес, зубрила, писанина;бранные… |
Заимствованные слова -слова из других языков | Парламент,сенат, депутат, консенсус |
Фразеологизмы -Устойчивые сочетания слов | Кривить душой — лицемерить, бить баклуши — бездельничать, на скорую руку— быстро |