Творческий путь Жан Ануйя.
ЖАН АНУЙ (Jean Anouilh) (1910-1987), французский драматург, сценарист, режиссер. Один из создателей т. н. интеллектуальной драмы. Вошел во французскую литературу одновременно с такими писателями-интеллектуалами, как Жан Жироду и Жан-Поль Сартр, но в отличие от них, с начала 1930-х годов целиком посвятил себя театру.
Родился 23 июня 1910 года в Бордо, в семье портного и скрипачки. В 15 лет приехал в Париж, где окончил школу и поступил на юридический факультет в Сорбонну. Вскоре оставил университет и поступил на работу в рекламное агентство. Параллельно писал короткие юмористические сценарии для кино. Он с детства стремился к литературной работе: по некоторым источникам, писать драматические сценки начал с 10 лет, а в 16 попробовал себя в "полнометражной" драматургии. Работа в рекламном агентстве продолжалась недолго — страсть к театру взяла верх, и в самом конце 1920-х годов поступает на работу в Театр Комедии на Елисейских Полях (Comedie des Champs-Еlysеes) на должность секретаря известного французского режиссера Луи Жуве. Вскоре он окончательно связывает свою жизнь с театром: женится на актрисе Монелль Валентин и пишет свою первую пьесу — "Горностай" (1932). Вслед за этим, вплоть до 1960 года, пишет в среднем по одной пьесе в год. Успех к Аную пришел в 1937 году, после постановки на парижской сцене его пьесы "Путешественник без багажа".
Затем последовали пьесы "Дикарка" (1938) и "Бал воров" (1939). В них уже были вполне внятно очерчены основная проблематика и некоторые эстетические особенности драматургии Жана Ануя. Они, несомненно, близки экзистенциализму: поиск смысла существования в абсурдном мире, пессимистические настроения, неразрешимые моральные конфликты, освобождение от которых приносит лишь смерть. И — прием, который позже стал для него одним из любимых: "театр в театре", когда персонажи сами играют те или иные роли (в "Бале воров" три вора выступают в роли дворян).
В 1940 году Ануй, обратившись к греческим мифам, нашел прием, который принес его пьесам мировую славу: авторская интерпретация известных древнегреческих и средневековых сюжетов. Нельзя сказать, что Ануй был первооткрывателем этого приема — им нередко пользовались драматурги и прежде (например, пьесы Бернарда Шоу "Цезарь и Клеопатра" и "Святая Иоанна" - о Жанне Д’Арк). Такой прием представляет собой серьезное испытание для индивидуальности драматурга: зрительский интерес держится не на происходящих событиях, а на круге непривычных идей, возникающих на основе знакомого сюжета. Основная интрига пьесы переходит с уровня фабулы на уровень интеллектуальной игры. В этом случае добиться успеха может только личность крупного масштаба, способная заставить зрителей напряженно следить за ходом своих размышлений. И Жан Ануй сумел выиграть: именно интеллектуальные драмы были признаны лучшими в его литературном наследии.
Первыми такими пьесами стали "Эвридика" (1941) и "Антигона" (1942, премьера состоялась в оккупированном немцами Париже в 1943 году, когда главная героиня символизировала непобежденную Францию и готовность продолжать борьбу вопреки разумным доводам). Позже были написаны "Ромео и Джульетта" (1946), "Медея" (1948), "Жаворонок" (1953). Последняя из них — о Жанне Д’Арк — многими критиками считается вершиной творчества Ануя.
Однако эти пьесы представляли собой лишь одну грань дарования драматурга: его творчество было на редкость разнообразным. Он сам делил свои пьесы на несколько циклов: "черные пьесы" (трагедии "Медея", "Антигона" и др.); "розовые пьесы" (лирико-иронические комедии с неправдоподобно счастливым концом — "Ужин в Санлисе", "Приглашение в замок" и др.); "костюмированные пьесы" ("Жаворонок", "Беккет, или Честь Божья" и др.); "колючие пьесы" (сатирические комедии "Орнифль, или Сквозной ветерок", "Подвал" и др.). Перу Жана Ануя принадлежат и сценарии нескольких фильмов ("Месье Винсент", 1947; "Маленький Мольер", 1959; и др.).
К концу 1950-х годов зрительский интерес к творчеству Ануя снижается. На смену ему приходят новые кумиры, огромную популярность получает родившийся во Франции "театр абсурда", где та же экзистенциальная проблематика раскрывается принципиально новыми театральными средствами. Строгая интеллектуальная логика Жана Ануя на фоне абсурдистских пьес начинает выглядеть архаичной. Спад общественного внимания послужил поводом творческих страданий драматурга: его не считали классиком, как, скажем, Ж. Кокто или Ж. Жироду, он не удостоился и избрания во Французскую Академию, как Ионеско. Косвенным свидетельством этих мучений служит то, что он всегда принципиально отказывался от любых наград и премий — разве что за исключением премии Бригадье за лучший спектакль сезона. Уже в пьесе "Орнифль, или Сквозной ветерок" (1955) возникает новая, важная для драматурга тема: блестящий писатель в окружении злобных и бездарных критиков.
В 1970-1980-e годы он продолжал работать, однако былую популярность не смогли вернуть ни сборники "Барочные пьесы" (1974) и "Сокровенные пьесы" (1977), ни его режиссерские постановки спектаклей по своим пьесам и произведениям других авторов. Недаром в поздних — наименее значительных — произведениях Ануя нарастает мрачная безысходность и скепсис, особенно в трактовке извечного конфликта поколений.
Жан Ануй скончался 3 октября 1987 года в Лозанне, надолго пережив пик своей популярности. Однако лучшие его пьесы идут на сценах всего мира и сегодня.