Краткая памятка по характеристике и написанию сочинений-эссе

Характеристика сочинения-эссе:

А. Наличие конкретной темы или вопроса.

Б. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.

В. Небольшой объем.

Г. Свободная композиция.

Д. Непринужденность повествования.

Е. Парадоксальность.

Ж. Внутреннее смысловое единство.

З. Открытость.

Для написания эссе нужно:

а) иметь неплохие знания по данной теме;

б) ясно понимать смысл высказывания (обратите внимание: не быть согласным с ним, а понимать, что именно утверждает автор);

в) уметь выразить свое отношение к нему (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);

г) владеть терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе);

д) суметь привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.

Дополнительные аргументы автора сочинения-эссе:

а) краткая информация об авторе высказывания;

б) имена его предшественников, последователей или научных противников;

в) описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;

г) указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

д) ссылка на альтернативные варианты решения проблемы.

Критерии оценивания сочинения-эссе:

а) знание исторических фактов;

б) владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.);

в) аргументированность суждений и выводов;

г) знание историографии проблемы, мнений историков;

д) внутреннее смысловое единство, соответствие теме;

е) оригинальность решения проблемы, аргументации.

Вопросы к зачету

1. Что такое история? Что значит «работать историком»?

2. Какой бывает история как социальный и культурный феномен?

3. Зачем нужно изучать и знать историю?

4. Что является предметом рассмотрения в истории?

5. Что такое историческая реальность, историческое событие?

6. Какими бывают образы исторической реальности (исторических событий) в ментальности и культуре?

7. Что такое исторический источник, какова его роль в историческом познании?

8. Какими бывают исторические источники?

9. Что такое научное понятие, научный термин? Какова их роль в историческом познании?

10. Что такое научная теория? Какие теории исторического процесса вам знакомы?

11. Что такое научный подход? Какие подходы к изучению истории вам знакомы?

12. Что такое научный принцип в истории? Какими принципами руководствуются историки в своей работе?

13. Какое место занимает история России как предмет в системе научного гуманитарного знания?

14. Почему истории отечественной истории уделяется так много внимания в общеобразовательной и профессиональной школе в России?

15. С работами каких профессиональных историков России вы знакомы? Чем они вас привлекают?

16. С какими источниками по истории России вы знакомы? Почему они вас заинтересовали?

17. С какими теориями, объясняющими историю России, вы знакомы? Чем они вас привлекли?

Критерии оценивания:

«Зачтено»(пороговый, средний, высокий уровень сформированности компетенций) ставится вслучае порогового и выше уровня овладения компетенциями.

Пороговый уровень:

Знает основные этапы и некоторые закономерности исторического развития; основные типы источников исторического знания и некоторые приемы работы с ними; ключевые понятия истории как науки;

Умеет характеризовать основные типы исторических источников, отличить научный текст от других видов (художественного, религиозного); привести примеры некритического отношения к информации исторического характера из СМИ и др. источников; сформулировать и аргументировать свою позицию по вопросу «Что такое история и зачем ее изучать»; логично и последовательно излагать свои суждения (строить письменную и устную речь).

Владеет некоторыми способами определения влияния различных факторов (природно-климатических, социальных и др.) на исторические процессы; основными навыками сбора и анализа информации из разных источников (интернет, СМИ, и т.д.), некоторыми способами персонального и коллективного представления результатов учебной работы, способами коммуникативного учебного взаимодействия, свободно владеет приемами монологической речи.

«Не зачтено» (компетенции не сформированы).

Шкала перевода баллов, набранных студентом в течение семестра за выполнение разных видов заданий:

«Зачтено» ставится в том случае, если студент в течение семестра набрал не менее 70 баллов.

«Не зачтено» – студент не набрал нужного для зачета количества баллов.

В этом случае студенту дается возможность устной сдачи зачета (ответ на 2 вопроса и выполнение нескольких практических заданий по выбору преподавателя).

Требования к студентам, выполнение которых необходимо для допуска к промежуточной аттестации в форме зачета:

1) 30 баллов – посещение практических занятий (не менее 85 %), активное и плодотворное участие в обсуждении поставленных проблем;

2) 20 баллов – написание эссе;

3) 10 баллов – составление глоссария;

4) 10 баллов – схема периодизаций исторического процесса;

4) 10 баллов – подготовка презентации по теме

5) 20 баллов – конспект одного исследования по тематике курса, выявленного студентом или взятого из предложенного преподавателем списка литературы.

[1] Современный словарь иностранных слов. М., 1993. С. 248–249.

Наши рекомендации