Вступительное слово учителя 1 страница
— В сказках каждого народа отражаются национальные особенности, условия жизни, быт, занятия, окружающая природа, а также черты характера этого народа. Этим народные сказки интересны и ценны для нас. В сказочных образах животных отражаются человеческие характеры и отношения между людьми. Кто же является главными героями сегодняшней сказки? Отгадайте загадки:
1. Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый, Даже завитком рога. (Баран.)
2. Хвост крючком,
а нос пятачком. (Свинья.)
V. Работа с текстом сказки «Как баран и свинья торговать
ходили»
1. Чтение сказки учителем.
2. Проверка первичного восприятия произведения.
— Какая это сказка: грустная, веселая, смешная?
3. Чтение текста учащимися «цепочкой».
— Какие мысли у вас возникли после прочтения?
—4. Анализ текста Чем решили заняться свинья и баран?
—Чем решил торговать баран?
—Чем решила- торговать свинья?
—Как торговали свинья и баран? Прочитайте.
—Какой вопрос задали себе животные? Прочитайте.
— Почему свинья и баран остались без товара и без денег?
— Как нужно было им поступить, чтобы заработать денег?
5. Выразительное чтение сказки:
а) комбинированное чтение «учитель — ученики» (слова ав-
тора — учитель, животных — ученики);
б) чтение по ролям.
6. Пересказ сказки «цепочкой».
Физкультминутка
Послушайте сказку.
Свинья в гостях
Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла стол в саду, красивую скатерть постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках.
Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свекла в сахаре, и смородина в сметане, сок сливовый, а себе — сосисок наварила с салом. ■
Пришла свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла в сапогах на стол, всё съела, ничего собаке не оставила, даже свечку солью посолила и съела её вместе с сиренью.
Потом улеглась на скатерть и говорит:
— Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую-нибудь...
— Совести у тебя нет, — рассердилась собака. — Свинья ты и есть свинья! Сейчас же убирайся отсюда!
И с тех пор собака на свинью сердита.
Г. Юдин
2. Ответьте на вопросы:
— Почему собака не дружит со свиньёй?
— Какие черты характера человека высмеиваются в этой сказке?
VIII. Подведение итогов урока
— Вот и подошла к концу наша встреча с новой сказкой. Читайте, наслаждайтесь и восхищайтесь сказками.
— Что нового вы узнали о сказках?
— Какие сделали для себя полезные выводы, наблюдая за сказочными героями?
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка — умница и прелесть,
Ей повсюду путь открыт.
Ю. Мориц
IX. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок?
X. Домашнее задание
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК «ПОВТОРЯЮ И ТВОРЮ»
Цель:
· Обобщить знания учащихся о произведениях устного народного творчества, их жанровых особенностях; совершенствовать умение читать вслух, молча, по цепочке;
· Проверить уровень знаний и сформироваиность читательских умений по разделу, формировать умение выполнять тестовые задания под руководством учителя;
· Создавать условия для развития интереса к изучению произведений устного народного творчества.
Ход урока
I. Организационный момент
Вы, ребята, отдыхали,
Веселились и играли.
Но позвал вас всех звонок,
Начинать пора урок.
Т. Козлова
II. Проверка домашнего задания
Ученики подробно пересказывают сказку «Как баран и свинья торговать ходили».
III. Речевая разминка
— Переставляя по одной букве в каждом ряду, сделайте из «мяча» «гол».
— Прочитайте полученный слова. (Мяч — меч — мел — мол — гол.)
IV. Вступительное слово учителя
— Мы очень долго путешествовали по Стране народного творчества. Я думаю, что путешествие не прошло для вас даром, а приблизило к истокам народного красноречия. Вы познакомились с пословицами, небылицами загадками, сказками, которые знали еще ваши бабушки и дедушки. Знать традиции своего народа необходимо каждому.
— Вспомните, каким одним словом можно назвать устное народное творчество?
— Что относится к устному народному творчеству? Продолжите: пословица, поговорка...
— Что такое сказка?
— Чем отличаются народные сказки от литературных?
— Назовите волшебные сказки. В чем их особенности?
— Назовите бытовые сказки и их главных героев.
— Какие черты человеческого характера высмеиваются в бытовых сказках?
— Назовите сказки о животных.
— Какая из прочитанных сказок вам понравилась больше всего? Почему?
V. Повторение изученных сказок
Ребята, вы любите читать сказки? А кто сказал эти мудрые слова: «Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». (А. Пушкин.)
— Как вы понимаете эти слова?
— Попробуйте узнать сказку, о которой пойдет речь.
• «Котелок нырнул в печку и исчез. Но совсем ненадолго. Он мигом вернулся, наполненный хозяйским супом. Мать с сыном взяли ложки и впервые за много дней наелись досыта».(«Волшебный котелок»)
— Прочитайте продолжение сказки.
• «Ночью... Снилось, что бродит он в стране роз и апельсинов, но так же, как и лебедь, вздыхает о рае с озерами, окруженными березами». («Неведомый рай»)
— Прочитайте продолжение сказки.
— С кем из этой сказки вы бы хотели дружить? Почему?
— Как бы вы дружили? Расскажите.
• «Молчит отец, как воды в рот набрал. Достал из кармана кисет, закурил. "Полежи-ка там, раз ты такой умный", — думает». («Неучтивый сын»)
— Прочитайте продолжение сказки.
— Пофантазируйте, какая еще история может произойти с сыном?
Физкультминутка
VI. Работа с пословицами
1. Учащиеся молча читают начало пословиц, находят продолжение каждой пословицы.
2. Проверка правильности выполнения.
Чтение пословиц «цепочкой», объяснение их смысла
VII. Проверка усвоения изученного материала
1. Чтение памятки по выполнению теста.
ПАМЯТКА
Как научиться быстро и правильно выполнять тест
1. Сначала внимательно прочитай вопрос или задание.
2. Затем прочитай предложенные ответы.
3. Подумай, а потом отметь правильный ответ:
• выбери правильный ответ и обведи соответствующую букву;
• подчеркни слова в тексте задания;
« соедини части задания стрелкой;
«вставь пропущенное слово в текст задания.
Выполнение теста учащимися.
Информация для учителя: На выполнение теста дается 20 минут урока. Тестовые задания выполняются под руководством учителя: сначала учитель читает вслух все задания, а затем дети самостоятельно прочитывают каждое задание и выполняют его. Допускается и другой вариант деятельности: каждое тестовое задание учитель читает по мере выполнения предыдущего, а затем дети перечитывают задание и работают над ним.
Выполнение тестовых заданий требует следующих действий ученика: прочитать внимательно задание; выбрать правильный ответ .и обвести букву с этим ответом, либо подчеркнуть слова в тексте .задания, либо соединить части задания стрелкой, либо вставить пропущенное слово в текст задания.
Тесты могут содержать не один, а два правильных ответа. На этот факт учитель обязательно обращает внимание учащихся. ..В задании это выражается следующими словами: обведи буквы с правильными ответами, укажи стрелками.
Результаты работы оцениваются следующим образом: за выполнение одного задания ставится 2 балла. За каждое неверно выполненное или невыполненное задание снимается 2 балла. Методика подсчета следующая: 2 балла х 5 заданий = 10 баллов (100 %); 2 балла х 4 задания = 8 баллов (80 %); 2 балла х 3 задания = 6 баллов (60 %) и т. д.
Тест по теме «Страна народного творчества»
1. Из какой сказки этот диалог? Обведи букву с правильным ответом.
— Куда тебе такие рога? Что ты с ними будешь делать?
— Мне рога очень нужны. Я всех врагов своих в "страхе буду держать, все будут меня бояться.
а) «Отчего у зайца длинные уши»;
б) «Как баран и свинья торговать ходили».'
2. Найди произведения устного народного творчества. Обведи
буквы с правильными ответами:
а) песни;
б) народные сказки;
в) литературные сказки.
3. Подчеркни уменьшительно-ласкательные слова в купальской
песне.
Ещё что кому до нас,
Когда праздничек у нас!
Завтра праздничек —
Иванов купальничек.
4: В каких сказках не действуют волшебные силы, а их героями являются простые люди — крестьянин, наёмный работник, солдат? Обведи букву с правильным ответом.
а) волшебные сказки;
б) бытовые сказки;
в) сказки о животных.
5. Какие качества характера высмеиваются в сказках? Укажи стрелками:
1) непочтительность а) «Волшебный котелок»;
2) любопытство б) «Неучтивый сын»;
3) жадность в) «Отчего у зайца длинные уши».
VIII. Проверка выполнения теста
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия
— Какими новыми мыслями и чувствами вы обогатились?
— Какое задание вам больше всего понравилось?
X. Домашнее задание
Повторить особенности народных сказок (с. 36).
УРОК ТВОРЧЕСТВА «СОЧИНЯЕМ СКАЗКИ»
Цель:
· Обобщить знания учащихся о произведениях устного народного творчества, их жанровых особенностях;
· Формировать умение коллективно сочинять продолжение произведения; способствовать развитию речи детей, формированию умения сочинять произведение по серии картинок;
· Совершенствовать умения коллективной деятельности;
· Создавать условия для активной познавательной и творческой деятельности детей, развития и поддержания интереса к изучению произведений устного народного творчества.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
— Вот и подошло к концу наше путешествие по удивительной стране Устного народного творчества. Много сказок вы вспомнили, но это лишь крошечная их часть. Читайте сказки и анализируйте их, поскольку «Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».
Чтение стихотворения А. Савиной «Сказочная страна».
Хорошо бы, сказки жили, Существуют сказки, чтобы
С нами вечно чтоб дружили, Жили в них смешные гномы,
Всех девчонок и мальчишек Вся семья царя Салтана,
Лишь хорошему учили. Золушка и Несмеяна.
Лишь откроем мы страницу, Взрослыми когда мы станем,
Видим чудную Жар-птицу, Сказок добрых не оставим,
А другую открываем — Будем мы читать их детям
Принца с Золушкой встречаем. Лучше книги нет на свете.
III. Работа в группах
— Я приготовила для вас конверты с заданиями. Это необычные задания: начало сказки есть, а конец вам надо придумать. Совпадут ли ваши предположения с содержанием сказок?
Задание для 1 группы
Сокровище
Поймал боярин бедного воришку, который у него с поля морковку таскал. Решил казнить. Взмолился бедняга:
— Не вели казнить, боярин, богатым подарком откуплюсь!
Согласился боярин, дал день сроку. А чтоб воришка не сбежал, приставил к нему двух солдат. Что ему сделать? Решил он придумать такой подарок, ценность которого огромная, но проверить это нельзя.
— Что воришка подарил боярину?
(Принёс бедняга боярину в подарок расписную шкатулку и говорит:
— Возьми, боярин, сокровище, дар драгоценный. В шкатулке лежит алмаз величиной с яйцо, с дивным свойством. Но если откроет шкатулку человек с нечистой совестью, то камень исчезнет. Подивился боярин, но отпустил воришку. Позвал гостей, рассказал о шкатулке и спросил, кто сможет открыть. Никто не взялся. Так воришка перехитрил боярина.)
Задание для 2 группы
Голодовка
Поспорил мужик сгоряча, что днём не будет пить и есть, а ночью не будет спать. И так две недели. Что делать? Не под силу такое обычному человеку, ноги протянуть недолго. Как выиграть спор?
(Придумал мужик спать днём, а пить и есть — ночью. Так и выиграл спор.)
Задание для 3 группы
Ёжик
Тёмной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол на серую иголочку. Увидел жёлтые листья и тоже наколол.
Заметил, наконец, в голубой луже голубую звёздочку. Тоже хотел наколоть — да ничего не вышло...
— Что сделал ёжик? (Подумал, подумал и накрыл её лопушком: пусть до утра полежит. А утром под лопухом вместо звезды нашёл большое красивое солнышко.
Вот ёж смеялся. Очень.)
Задание для 4 группы
Пантера и леопард
Жил-был леопард. Захотел он жениться на пантере. А пантера ему отказала:
— Ты не такой чёрный, как я. Не пойду за тебя замуж. Леопард решил стать чёрным.
— Что он сделал для этого? (Пошёл он и искупался в чёрной грязи, а затем отправился к пантере. По дороге грязь высохла. Посмотрела пантера на леопарда, дотронулась до него. Грязь отвалилась и пантера сказала:
— Зачем мне такой грязнуля! И вновь отказала.)
IV. Проверка выполненных заданий
Физкультминутка
V. Работа по учебнику
— А сейчас вы сами побудете в роли сказочников. Вам необходимо составить свою сказку.
1. Учащиеся самостоятельно рассматривают картинки.
2. Коллективный подбор слов и предложений для описания каждого рисунка.
3. Учащиеся дают название сказки, определяют, к какому виду сказок можно ее отнести и почему.
4. Повторение особенностей сказки (проверка домашнего задания): зачин, концовка, повторы, сказочные слова и выражения, сказочные песенки и т. д.
5.Повторение памятки «Как рассказывать сказку»
6. Рассказывание составленной сказки.
VI. Работа в группах. Литературная игра «Семь букв»
(Все группы получают одинаковое задание.)
Выберите нужный вариант ответа на каждый из семи вопросов и впишите в квадрат букву, под которой находится ответ. Если все сделаете правильно, то составив все квадратики вместе, вы прочитаете слово.
| | 1. Барон, враль и выдумщик.
Б — Бармалей В — Врунгель Д — Дуремар М — Мюнхаузен
□ 2. Птица, на которой полетел в Африку Айболит.
А — Аист К — Коршун О — Орёл У — Утка
П 3. Один из спутников Элли из сказки Волкова.
3 — Заяц Л — Лев М — Медведь Т — Тигр
Г_] 4. Название сказки Г. X. Андерсена о солдате.
Д — Дюймовочка О — Огниво Р — Русалочка С — Свинопас
□ 5. Царь из «Сказки о золотом петушке» А. С. Пушкина.
Г — Гвидон Д — Дадон Е — Елисей С — Салтан
П 6. Сын дяди Стёпы из произведения С. В. Михалкова.
А — Антон Е — Егор И — Илья Ю — Юра
П 7. Поэт из Цветочного города, придуманного Н. Носовым.
3 — Знайка Л — Ластик Т — Тюбик Ц — Цветик
Ответ: молодец.
VII. Проверка выполненных заданий
VIII. Подведение итогов урока
— Сказки полезны и нужны человеку в любом возрасте. В них много волшебства, фантазии, выдумки, доставляющих нам радость и наслаждение. А главное — они учат нас различать хорошие и плохие поступки, добро и зло, ложь и правду.
Подготовленные ученики читают наизусть стихотворение:
Чтобы сказки не обидеть
— Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка — умница и прелесть,
Ей повсюду путь открыт.
Ю. Мориц
IX. Рефлексия
— Поднимите руки, кто справился с трудностями на уроке?
— Какое настроение у вас сейчас?
— Спасибо за работу на уроке!
X. Домашнее задание
Придумать свою волшебную сказку
СТРАНА ВООБРАЗИЛИЯ.
Б. ЗАХОДЕР «МОЯ ВООБРАЗИЛИЯ»
Цель:
· Совершенствовать умение читать вслух, молча, по цепочке; навык хорового чтения; формировать представления о литературных сказках и творчестве Б. Заходера;
· Совершенствовать умение коллективно сочинять продолжение произведения; развивать умение читать выразительно;
· Содействовать активизации познавательной и творческой деятельности детей.
Ход урока
I. Организационный момент
Громко прозвенел звонок
— Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
И. Шульга
II. Речевая разминка
1. Учащиеся самостоятельно читают стихотворение (на доске):
Норка
Вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
А. Шибаев
— Найдите в стихотворении слова, которые похожи друг на друга. Назовите их. Это слова-близнецы. Они похожи, но имеют разное значение. Объясните значение этих слов.
— Какой звук чаще всего повторяется в стихотворении?
2. Хоровое чтение стихотворения.
III. Вступительное слово учителя
— Я приглашаю вас в путешествие на берег удивительного моря, в котором можно искупаться в любое время года и при любой погоде, главное, чтобы у вас было хорошее настроение. Называется оно — море Чудес. На его берегах раскинулась удивительная Страна Вообразилия. И сколько бы вы ни искали ее на глобусе — не найдете, потому что придумал эту удивительную страну замечательный детский поэт Борис Заходер.
Игра «Волшебный цветок»
— Прежде, чем мы отправимся в веселое путешествие, скажите, пожалуйста, какие качества характера возьмем с собой? (Учащиеся по очереди передают цветок и называют положительные черты характера: чуткость, ответственность, заботливость, красоту души, умение прощать и т. д.)
IV. Работа с текстом Б. Заходера «Моя Вообразилия»
1. Чтение произведения учителем.
2. Проверка эмоционального восприятия произведения.
— Какое настроение вызвало стихотворение? Почему?
3. Чтение стихотворения учащимися молча.
4. Лексическая работа.
Учитель объясняет значение слов, записаных на доске.
• Настурция — однолетнее садовое травянистое растение с крупными красно-желтыми цветками. (Показать иллюстрацию цветка.)
• Лилия — луковичное растение с прямым стеблем и крупными красивыми цветками в виде колокола. (Показать иллюстрацию.)
• Кудесник — волшебник.
• Статуя — скульптурное изображение человека или животного.
• Ровесник — человек одинакового возраста с кем-нибудь.
5. Анализ произведения.
— Что вы представляли, слушая это стихотворение?
— Чем интересна страна Вообразилия?
— Что происходит в этой чудесной стране? Прочитайте.
— Как попасть в страну Вообразилию?
— Какова главная мысль произведения?
6. Чтение стихотворения по частям.
— Прочитайте молча первую часть стихотворения Какие цветы могут с нами разговаривать в Вообразили и?
— Замените слово «болтают» близким по значению.
— Нарисуйте словесный портрет львов.
— Кто может играть с нами в салочки?
— Продолжите предложение «Если у меня вырастут крылья, ТО.:.»
— Назовите слова, которые рифмуются.
— Какое настроение передаем при чтении?
— Прочитайте в группе выразительно первую часть стихотворения.
— Прочитайте молча вторую часть стихотворения.
— Почему каждый из вас может стать волшебником?
— Что означают слова «Там царствует фантазия / Во всем своем всесилии»?
— Какое волшебство может произойти с вами?
— Прочитайте в группе выразительно вторую часть стихотворения.
— Прочитайте молча третью часть стихотворения.
— Можно ли огорчаться в этой Стране?
— Во что превращаются наши огорчения?
— Какие чувства мы должны передать при чтении?
— Прочитайте молча четвертую часть стихотворения.
— Трудно ли попасть в Вообразилию? Почему?
— Кто не сможет посетить эту страну?
— Как вы понимаете слова «Она ведь исключительно / Удобно расположена»?
— Прочитайте в группе выразительно четвертую часть стихотворения.
7. Хоровое чтение стихотворения.
Физкультминутка
VII. Подведение итогов урока
— С произведением какого писателя мы познакомились на уроке?
— Чем вам понравилось стихотворение Б. Заходера?
— Поэт за свою жизнь создал много произведений. Каждая его книга может рассказать много нового и самому маленькому слушателю, и самому пожилому из его читателей.
Читайте произведения Б. Заходера и наслаждайтесь их неповторимостью!
VIII. Домашнее задание
1. Подготовить выразительное чтение стихотворения «Моя Вообразилия».
Придумать свою историю про сказочное исполнение желаний
С. ВОРОНИН «НЕОБЫКНОВЕННАЯ РОМАШКА»
Цель:
· Совершенствовать умение читать вслух и молча со скоростью, соответствующей скорости разговорной речи учащихся; формировать представления о литературных сказках и их жанровых особенностях; развивать умение читать по ролям;
· Способствовать формированию умений коллективной деятельности;
· Создавать условия для активизации познавательной деятельности детей, развития их логического мышления, расширения знаний о природе родного края, формирования желания охранять ее богатства.
Ход урока
I. Организационный момент
— Начинать любое дело надо с создания хорошего настроения. Поэтому давайте хором произнесем следующие слова:
Землю обмотали тоненькие нити,
Нити параллелей и зелёных рек.
Совершите чудо, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и весёлым хмурый человек.
— Ребята, что вы почувствовали? Улучшилось ли у. вас настроение?
II. Проверка домашнего задания
1. Выразительное чтение стихотворения Б. Заходера «Моя Вообразилия».
2. Учащиеся рассказывают свою историю про сказочное исполнение желаний.
III. Игра «Волшебный цветок»
— Давайте поиграем в Страну Вообразилию.
...Я волшебник. В моих руках волшебный цветок. Каждый из семи его лепестков может выполнить любое желание. Загадываю первое — полететь на Луну — и отрываю один лепесток. Передо мной появляется космический корабль...
— Что произошло потом? (Учащиеся придумывают продолжение истории.)
— Какие шесть желаний вам еще захотелось бы загадать?
IV. Речевая разминка
Прочитайте группы слов (на доске):
• тополь, ель, берёза, клён;
• волк, лиса, заяц, медведь;
• лебедь, грач, воробей, сорока;
• василёк, одуванчик, ромашка, роза.
— Замените каждую группу слов одним словом. Назовите это слово.
V. Вступительное слово учителя
— Отгадайте загадку и узнаете, о каком цветке мы будем читать на уроке.
Стоит в поле кудряшка — Белая рубашка, Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка)
— Ромашка — любимый полевой цветок нашего народа. В каждом девичьем венке, в каждом букете из полевых цветов вы увидите ромашку, услышите о ней много красивых и ласковых песен, сказок, легенд. Вот одна из них.
Давно это было. В одном селе жили влюбленные: Рамон и Катерина. Рамон был талантливым музыкантом — скрипачом, Катерина, светловолосая красавица, какой не сыскать во всем свете, — певуньей. Пан разрешил им пожениться и назначил день свадьбы. Радость переполняла души влюбленных. Заиграл скрипач, и полилась волшебная мелодия, которую подхватила Катерина. Она запела так, что проходившие мимо люди остановились и замерли. Вдруг они заметили, что там, где ступали влюбленные, яркими белыми пятнышками вспыхивали невиданные цветы. В середине каждого из них горел, словно солнышко, яркий желтый кружочек. Поняли люди, что цветы эти рождены великой, чистой любовью и слетают они со смычка скрипки самого счастливого юноши Района. Назвали эти цветы рамонками или, как принято их называть сегодня, — ромашками. Т. Каштанова
— Понравилась ли вам легенда? Чем?
— Где вы видели этот цветок? Что о нем знаете?
— В Беларуси наиболее распространены ромашка непахучая, ромашка аптечная и ромашка пахучая, которые произрастают обычно вблизи жилья, на пустырях, вдоль заборов, в посевах. (Учитель показывает иллюстрации.) Родина цветка — Америка.
VI. Работа с текстом С. Воронина «Необыкновенная Ромашка»
1. Чтение произведения учителем.
— Проверка первичного восприятия произведения. ■— Какое настроение вызвало это произведение Что вас удивило? Что огорчило?
— Что вы представляли, слушая текст?
3.Почему это произведение можно отнести к сказке?
4. Чтение рассказа «цепочкой».
5. Лексическая работа.
• Бугор — небольшое возвышение, холм.
Физкультминутка
Учащиеся читают хором стихотворение, записанное на доске,-потом сопровождают чтение движениями. .
Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку:
Красный, белый, синий цвет
— Замечательный букет.Т. Черник
5. Анализ произведения.
— Почему Ромашка заговорила именно с Лекой?
— Что почувствовал Лека, когда увидел, что сломал цветы?
— Почему ему хотелось разговаривать с Ромашкой?
— Как он хотел помочь цветку?
— Почему ему не удалось это сделать?
— Почему Лека упал и заплакал?
— Прочитайте, что почувствовал Лека, когда наступил на цветок?
— Как поступил с цветком Степа? Прочитайте.
— Какова главная мысль произведения? («Природа прекрасна, но беззащитна, береги ее!»)
6. Работа над выразительностью чтения — чтение текста по ролям. (Учитель может взять на себя чтение слов автора, А слова Леки, Степы и Ромашки прочитают учащиеся.)
VIII. Подведение итогов урока
— Будем беречь и любить все живое. Запомните, что вы тоже частица природы. Заболеет река или лес, и нам будет плохо. Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья. Не обижайте друг друга.
Ты, дружок,
Смотри не подкачай!
Правдивым быть
И добрым обещай/
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка.
Люби цветы, леса,
Простор полей —
Все, что зовётся
Родиной твоей.
И. Мазин
X. Домашнее задание
1. Подготовить выразительное чтение рассказа.
Ответить на вопрос: «Как можно сберечь природу
С ВОРОНИН «НЕОБЫКНОВЕННАЯ РОМАШКА»
Цель:
· Совершенствовать навык правильного и осознанного чтения вслух и молча; формировать представления о литературных сказках, их жанровых особенностях;
· Развивать умения читать по цепочке, работать в группе, выполнять словесный рисунок к тексту;
· Способствовать формированию умения прогнозировать содержание, находить характеристики действующих лиц произведения;
· Создавать условия для расширения знаний учащихся о природе родного края, формирования желания охранять ее богатства.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение рассказа С. Воронина «Необыкновенная Ромашка».
III. Речевая разминка. Учащиеся самостоятельно читают скороговорку (записана на доске).
Собирала Маргарита Маргаритки на горе. Растеряла Маргарита Маргаритки во дворе. А. Барто
— Найдите в стихотворении слова-близнецы. Назовите их,
— Объясните значение этих слов.
— Какие звуки чаще других повторяются в тексте скороговорки?
2. Хоровое чтение скороговорки.
IV. Вступительное слово учителя
— Как интересно жить на Земле, когда знаешь, что где-то есть замечательные живые существа, растут изумительные растения! Как горько будет, если вдруг исчезнут ромашка и медуница, синица и дятел, лягушка и белка, многие другие представители животного и растительного мира. Они не стали пока редкими и не внесены в Красную книгу. Но многие растения и животные могут исчезнуть навсегда. Не жалейте сил, чтобы спасти все живое на Земле!
— Как можно сберечь природу?
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
С. Гаврилова, И. Холод
V. Работа с текстом С. Воронина «Необыкновенная Ромашка»
1. Чтение произведения учащимися «цепочкой».
— Какими средствами автор передает свое отношение к героям?
2. Анализ произведения.
— Какие черты характера присущи Леке? (Чуткость, сочувствие, доброта.)
— Какие черты характера присущи Степе? (Грубость, жестокость, черствость.)
— Хотелось ли вам быть другом Леки? Степы? Почему?
— Обижали ли вас когда-нибудь? Вспомните свои ощущения.
— Какова главная мысль произведения? («Природа прекрасна, но беззащитна, береги ее!»)
— Каждый ли человек может услышать голос природы? 3. Словесное рисование.