Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях 4 страница

а: Четверной союз

б: Антанта

в: Антикоминтерновский пакт

г: Тройственный союз

5. Последний русский царь из династии Романовых:

а: Александр II

б: Михаил Александрович

в: Николай Николаевич

г: Алексей Николаевич

6. Апрельский кризис Временного правительства вызван:

а: Отклонением проекта о введении 8-часового рабочего дня

б: Провозглашением России парламентской республикой

в: Нотой правительства о "продолжении войны до победного конца"

г: Перенесением выборов в Учредительное собрание

7. «Двоевластие», возникшее в дни Февральской революции 1917 г., означало наличие власти в руках:

а: Солдатских комитетов и командования армии

б: Государственной думы и царя

в: Земств и губернаторов

г: Временного правительства и советов рабочих депутатов

8. Последствия Февральской революции:

а: разрешение национальным регионам выходить из состава России

б: выход России из Первой Мировой войны

в: получение крестьянами помещичьей земли

г: приобретение Россией политических свобод

9. Последним главой Временного правительства был:

а: В.И. Ленин

б: А.Ф. Керенский

в: Николай II

г: П.А. Столыпин

10. Вдохновитель и организатор вооруженного восстания в Петрограде 25 октября 1917 г., лидер партии РСДРП (б) ____________________

11. В Октябре 1917 г. II съездом рабочих и солдатских депутатов был(о, а):

а: принята Конституция страны

б: приняты Декреты о Земле и Мире

в: избран президент страны

г: провозглашена политика индустриализации

12. Автором Декрета о мире, принятом на II Всероссийском Съезде советов в 1917 г. является:

а: В. Ленин

б: Л. Мартов

в: В. Вильсон

г: Л. Троцкий

13. Организация, созданная для борьбы с саботажем и контрреволюцией в декабре 1917 г.:

а: Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК)

б: Комитет государственной безопасности (КГБ)

в: Федеральная служба безопасности (ФСБ).

г: III отделение охранки

14. Помещичья собственность на землю была ликвидирована:

а: Декретом о земле в октябре 1917 г.

б: в ходе столыпинских реформ в 1906 – 1907 гг.

в: после Февраля 1917 г.

г: в период коллективизации 30-х гг.

15. Последовательность исторических событий начала XX в.:

а: Февральская революция

б: Столыпинская аграрная реформа

в: Первая мировая война

г: Первая русская революция

Семинар 12.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ.

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Цель и задачи семинарского занятия:

Установить причины Гражданской войны, охарактеризовать ее основные события. Выявить ключевые факторы победы «красных» в гражданской войне в России. Оценить первые реформы Советской власти. Рассмотреть проблемы формирования однопартийного политического режима и образование СССР. Дать характеристику экономическим реформам периода НЭПа. Охарактеризовать особенности культуры в данный период.

План семинарского занятия:

1. Гражданская война (хронологические рамки; противоборствующие стороны; идеология и пропаганда; ход, итоги и последствия).

2. Политика военного коммунизма. Причины введения и свёртывания.

3. Образование СССР:

3.1. принципы взаимоотношения республик;

3.2. СССР: новый тип государства или Советская империя?

4. НЭП - его цель и последствия.

Темы докладов и сообщений:

1. «Белое движение» и его лидеры.

2. «Красное движение» - борьба за власть Советов.

3. Серебряный век русской культуры.

Рекомендованные материалы по теме:

1. Боффа Дж. История Советского союза. М., 1994.

2. Верт Н. История Советского государства. 1900 — 1991. М., 1992.

3. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.

4. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.

5. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.

6. Исупов В. А., Кузнецов И. С. История России с 1917 г. до наших дней. Новосибирск, изд-во НГУ, 1996.

7. Карр Э. Х. Русская революция от Ленина до Сталина 1917 — 1929 гг. М., 1990.

8. Кузнецов И. Н. Отечественная история. М., 2009.

9. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.

10. http://sovetika.ru – Сайт о советской эпохе.

11. http://militera.lib.ru/ – Военная литература.

12. http://sovietera.net/ – Сайт о СССР.

Задания для самостоятельной работы:

1. Дайте определение понятиям: гражданская война, военный коммунизм, новая экономическая политика, многоукладная экономика, террор, сепаратизм, самоопределение, демократическая «контрреволюция».

2. Дайте краткую характеристику историческим личностям: М.В. Алексеев, А.В. Колчак, А.И.Деникин, В.О. Каппель, Н.Н. Юденич, П.Н. Врангель, Ф.Э. Дзержинский, М.В. Фрунзе, М.Н. Тухачевский, В.К. Блюхер, В.И. Чапаев.

Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):

1. Соотнесите имена лидеров белогвардейского движения и территорий, на которых они действовали:

П. Н. Врангель Сибирь
А. И. Деникин Кавказ, Кубань, Дон
Н. Н. Юденич Крым
А. В. Колчак Петроград

2. Последовательность исторических событий:

а: гражданская война

б: Октябрьская революция

в: Политика военного коммунизма

г: новая экономическая политика

3. Российский адмирал, участник полярных экспедиций, ученый, писатель, в годы гражданской войны в Сибири объявивший себя «Верховным правителем России»:

а: А.И. Деникин

б: П.Н. Врангель

в: А.В. Колчак

г: Н.Н. Юденич

4. Образование СССР было провозглашено в:

а: 1917 г.

б: 1922 г.

в: 1936 г.

г: 1991 г.

5. Первым мероприятием новой экономической политики было (-а):

а: введение золотого червонца

б: замена продразверстки продналогом

в: введение трудовой повинности

г: проведение коллективизации

6. Военная интервенция против Советской республики началась с -…

а/восстания чехословацкого корпуса;

б/захвата Польшей Киева;

в/высадки десанта англичан в Мурманске;

г/высадки десанта французов в Крыму.

7. Лидеры формирования белого движения – это…

а/М.В.Алексеев, Л.Г.Корнилов, А.И.Деникин;

б/С.С.Каменев. И.И.Вацетис, Г.Е.Зиновьев;

в/М.Н.Тухаческий, А.И.Егоров, М.В.Фрунзе;

г/А.А.Брусилов, А.В.Горбатов, А.В.Колчак;

8. Для политики большевиков в 1918-1920 гг. не характерно- …

а/превращение страны в единый боевой лагерь;

б/создание Красной Армии;

в/политика «военного коммунизма»;

г/отказ от помощи мирового пролетариата.

9. Красные командиры это …

а/Б.Н.Савинков, М.А.Алексеев;

б/К.Е.Ворошилов, С.М.Буденный;

в/Н.Н.Духонин, В.М.Чернов;

г/Н.И.Бухарин, В.И.Ленин.

10. Черта политики военного коммунизма»-…

а/рабочий контроль над частной экономикой;

б/государственный контроль над частной экономикой;

в/национализация крупной, средней и мелкой промышленности, госудрственное распределение;

г/либерализация экономики.

11. Понятие, относящееся к политике НЭП,-…

а/продналог;

б/продразверстка;

в/уравниловка;

г/приватизация.

12. Ленин считал, что НЭП «всерьез и надолго». Резко отрицательную позицию занимал:

а/Н.И.Бухарин;

б/Ф.Э.Дзержинский;

в/И.В.Сталин;

г/В.М.Чернов.

13. Ошибочная оценка НЭПа:

а/в кратчайшие сроки восстановлена промышленность;

б/резко повысился уровень жизни крестьян;

в/в стране появилась твердая валюта;

г/это политика не знала противоречий.

14. СССР был образован в:

а/ноябре 1918;

б/январе 1921;

в/декабре 1922;

г/декабре 1924.

15. В состав СССР первоначально вошли…

а/РСФСР, Украина, Белоруссия, Закавказская СФР.

б/ РСФСР, Украина, Белоруссия, Казахстан;

в/ РСФСР, Украина, Белоруссия, Эстония;

г/ РСФСР, Эстония, Белоруссия, Киргизия.

Семинар 13.

СССР, ЗАПАД И МИР В 30-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА

Цель и задачи семинарского занятия:

Охарактеризовать переход государства к командной экономике и тоталитарной политической системе (от НЭПа к индустриализации, коллективизации и культурной революции). Оценить соответствие проводимой политики с реальными потребностями страны в период перехода к плановой экономике. Проанализировать внешнеполитическое положение СССР в 30-е годы.

План:

1. Советская индустриальная модернизация 1930-х гг. (предпосылки, цели, итоги первых пятилеток, последствия).

2. Коллективизация сельского хозяйства (цели, ход, последствия).

3. Культурная революция и «большой террор».

4. Советская внешняя политика 1930-х гг:

4.1. эпоха «признания СССР»: Советский Союз в системе международного права в 1930-е гг;

4.2. Советский Союз и мировое коммунистическое движение в 1930-е гг.;

4.3. Советско-германские отношения в 1930-е гг.

Рекомендованные материалы по теме:

27. Бажанов Б. Г. Воспоминания бывшего секретаря Сталина. М.: СОФИНТА, 1990. 319 с.

28. Боффа Дж. История Советского союза. М., 1994.

29. Верт Н. История Советского государства. 1900 — 1991. М., 1992.

30. Деревянко А. П. История России: Учеб. пособие. М.. 2006. 560 с.

31. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.

32. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.

33. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.

34. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.

35. Новейшая история России 1914–2002: Учеб, пособие / Под ред. М. В. Ходякова. СПб, 2004. 525 с.

Задания для самостоятельной работы:

1. Дайте определение понятиям: модернизация, коллективизация, индустриализация, культурная революция, репрессии, тоталитаризм, Коминтерн, Лига наций, стахановец, раскулачивание, ГУЛАГ.

2. Дайте краткую характеристику историческим личностям: И.В. Сталин, Г.Г. Ягода, Н.В. Ежов, С.М. Киров, Г.К. Орджоникидзе, А.И. Микоян, К.Е. Ворошилов, М.Н. Тухачевский.

Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):

1. Под коллективизацией в СССР понимается:

а: создание системы крупных агрогородов

б: объединение индивидуальных крестьянских хозяйств в колхозы

в: развитие фермерского хозяйства

г: возрождение крестьянской общины

2. Главным источником проведения индустриализации в СССР было (-а, -и)

а: конфискация имущества у богатых

б: использование ресурсов деревни за счет коллективизации

в: поступления средств от экспорта машин и оборудования

г: продажа за границу предметов искусства

3. По мнению И.В. Сталина, 1929 г. стал «Годом великого перелома» в связи с:

а: выполнений заданий первой пятилетки

б: окончанием гражданской войны

в: массовым вступлением крестьян-середняков в колхозы

г: завершением индустриализации

4. Политика советской власти в 30-е годы, целью которой было формирование нового типа

личности (советского человека) __________________________

5. В период индустриализации в СССР преимущественно развивались:

а/пищевая и легкая промышленность;

б/сельскохозяйственное машиностроение;

в/тяжелая индустрия;

г/железнодорожное строительство.

6. В Советском Союзе к началу 1940-х гг. был(о)…

а/преодолено технико-экономическое отставание от европейских государств;

б/достигнут высокий уровень обеспечения населения товарами легкой промышленности;

в/вытеснен ручной труд в промышленности и сельском хозяйстве;

г/создан современный военно-оборонный комплекс.

7. По развитию тяжелой индустрии СССР в середине 1930-х гг. вышел в мире на:

а/1-е место;

б/2-е место;

в/3-е место;

г/4-е место.

8. Коллективизация - это:

а/создание артелей и коммун по всей стране;

б/идеология, оправдывавшая уравниловку и нарушения трудового законодательства;

в/название курса ВКП(б) по ликвидации инакомыслия в стране;

г/повсеместное создание колхозов.

9. Ликвидация кулачества как класса, сопровождавшая коллективизацию, означала:

а/ переселение в другие регионы страны;

б/насильственное включение в колхозы;

в/лишение их собственности и политических прав или физическое уничтожение;

г/высылка за границу.

10. Отметьте ошибку: «В 30-40-е гг. колхозы позволили…»:

а/улучшить техническое оснащение сельского производства;

б/выполнять планы хлебозаготовок;

в/импортировать зерно и получать средства на нужды государства;

г/обеспечить высокий уровень жизни крестьян.

11. Формирование аппарата власти, подчинившего себе все сферы жизни, завершилось…

а/после окончания гражданской войны;

б/после окончания политики военного коммунизма;

в/после свертывания НЭПа;

г/в 30-е годы.

Семинар 14.

СССР ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ И ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

Цель и задачи семинарского занятия:

Установить причины Второй мировой и Великой Отечественной войн. Проанализировать этапы Великой Отечественной войны (стратегия и тактика сторон, ход, основные сражения, результаты). Оценить масштаб потерь и степень политических и экономических изменений в СССР в ходе войны. Дать оценку Второй мировой и Великой Отечественной войн. Охарактеризовать послевоенное развитие СССР.

План:

1. Советский Союз во второй мировой войне:

1.1. реализация положений пакта Молотова-Риббентропа в 1939-1940 гг.;

1.2. причины поражения Советской армии в начальный период Великой Отечественной войны;

1.3. факторы, повлиявшие на перелом хода Великой Отечественной войны;

1.4. решающие сражения Великой Отечественной войны.

2. Итоги Второй мировой войны. Начало «холодной войны».

3. Послевоенное развитие СССР (1945-1953 гг.):

3.1. экономическая политика позднего сталинизма;

3.2. виток репрессий, культурная и национальная политика.

Темы докладов и сообщений:

1. Мир накануне второй мировой войны: гражданская война в Испании.

2. Конфликты на оз. Хасан и р. Халхин-Гол.

3. Советско-финская война.

4. Международные конференции Второй мировой войны (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская).

5. Последние политические процессы. «Дело врачей».

Рекомендованные материалы по теме:

1. Акулов М.Р., Анисков В.Т., Васильев Ю.А., Кузнецов И.И. Подвиг земли богатырской. Сибирь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1970;

2. Докучаев Г.А. Сибирский тыл в Великой Отечественной войне. Новосибирск, 1968;

3. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.

4. Индустриальное развитие Сибири. Опыт послевоенных пятилеток 1946-1960 гг. Новосибирск, 1989;

5. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.

6. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.

7. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.

8. Мединский В. Война. Мифы СССР. 1939 – 1945.

Задания для самостоятельной работы:

1. Дайте определение понятиям и терминам: депортация, эвакуация, репатриация, ленд-лиз, антигитлеровская коалиция, ООН, «план Маршалла», «железный занавес», «холодная война».

2. Дайте краткую характеристику историческим личностям: В.М. Молотов, К.К. Рокоссовский, Г.К. Жуков, Конев, Л.П. Берия, И.В. Курчатов.

3. Заполните таблицу «Этапы Великой Отечественной войны»:

№ пп Этапы Название операций Основные события
1.      
2.      
     
       

Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):

1. Установите правильную последовательность событий II Мировой войны:

а: ядерная бомбардировка Японии

б: Битва за Москву

в: взятие Берлина

г: подписание советско-германского договора о ненападении

2. Стратегическая инициатива в военных действиях против Германии перешла к советскому командованию после:

а: разгрома немцев под Москвой

б: Сталинградской битвы

в: Курской битвы

г: изгнания немцев с территории СССР

3. Решения об открытии второго фронта в Европе были приняты на:

а: Московской конференции в 1941 г.

б.: на Тегеранской конференции в 1943 г.

в.: на Ялтинской конференции в 1945 г.

г.: на Потсдамской конференции в 1945 г.

4. Организация для поддержания и сохранения мира, созданная в 1945 г.:

а: Лига Наций

б: Организация Объединенных наций (ООН)

в: НАТО

г: Организация Варшавского договора

5. Одной из причин перехода СССР и стран Запада от союзнических отношений к «холодной войне» был (-о):

а: отказ СССР от сокращения армии после окончания Второй мировой войны

б: расхождение интересов бывших союзников в борьбе за усиление влияния в мире

в: создание Организации Варшавского договора

г: начало Корейской войны

6. Операция «Багратион» по освобождению Белоруссии во время Великой Отечественной войны проходила в:

а: июне 1944 г.

б: августе 1943 г

в: декабре 1942 г.

г: апреле 1941 г.

7. Дата заключения пакта Молотова – Риббентропа

а: ноябрь 1938 г.;

б: сентябрь1940 г.;

в: август 1939 г.;

г: июнь 1941 г.

8. Соотнесите даты и боевые действия Великой Отечественной войны:

а.1943 г

б.1944 г.

в.1942 г.

г.1941 г.

1.Сталинградская битва

2.Битва за Москву

3.Курская дуга

4.Открытие второго фронта

9. Вместе с фашистской Германией в военных действиях против СССР участвовала:

а.: Италия;

б: Великобритания;

в: Франция;

г: США

10. Приказ № 227, более известный под названием «Ни шагу назад», был издан:

а: в ходе Московской битвы;

б: после поражения под Харьковом;

в: во время наступления немцев на Сталинградском направлении;

г: перед Курской битвой

11. Главным итогом разгрома немецких войск под Москвой был (-а, -о):

а: окончание отступления советских войск

б: изгнание немецких войск с территории СССР

в: срыв германского плана «молниеносной войны»

г: открытие второго фронта в Европе

12. Последовательность международных конференций Второй Мировой войны

а: Потсдамская

б: Московская

в: Тегеранская

г: Ялтинская

13. Вторая Мировая война началась:

а: 22 июня 1940 г.

б: 1 сентября 1939 г.

в: 22 июня 1941 г.

г: 4 декабря 1941 г.

14. Соотнесите даты и события Второй Мировой войны:

а: 9 мая 1945 г

б: 2сентября 1945 г.

в: 22 июня 1941 г.

г: 1 сентября 1939 г.

1: Начало Великой Отечественной войны

2: Начало Второй Мировой войны

3: Конец Великой Отечественной войны

4: Конец Второй Мировой войны

15. Последней крупной репрессивной акцией сталинского режима было (-а):

а: «борьба с космополитизмом»

б: «Дело врачей»

в: «Ленинградское дело»

г: «Шахтинское дело»

Семинар 15.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ

В 1950 – 1970-х гг.: ОТ «ОТТЕПЕЛИ» К «ЗАСТОЮ»

Цель и задачи семинарского занятия:

Проанализировать причины кризиса тоталитарного режима в СССР в начале 1950-х гг. Выявить основные направления реформирования политической системы и советской экономики в период Хрущевской «оттепели». Охарактеризовать период правления Л.И. Брежнева и застойных явлений в обществе. Выявить основные противоречия в советско-американских отношениях периода «холодной войны». Оценить взаимоотношения СССР и стран «социалистического лагеря». Дать характеристику культурной жизни страны 60–70-х годов.

План семинарского занятия:

1. Кризис советского тоталитаризма:

1.1. борьба за власть в Президиуме ЦК КПСС после смерти Сталина;

1.2. экономические, политические, социальные итоги сталинизма.

2. Реформы периода хрущёвской «оттепели»:

2.1. разоблачение «культа личности Сталина» и реабилитация жертв политических репрессий;

2.2. аграрная политика Н.С. Хрущева;

2.3. социальная политика периода «оттепели».

3. Экономические реформы Л.И. Брежнева. Консервация политической жизни в СССР конца 1960-х гг.

4. Внешняя политика Советского Союза в 50-70-е годов (этапы и направления).

Темы докладов и сообщений:

1. Исторический портрет Н. С. Хрущёва.

2. Исторический портрет Л. И. Брежнева.

3. Наука и искусство в СССР периода «оттепели». Феномен «шестидесятников».

Рекомендованные материалы по теме:

1. Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР: новейший период. Вильнюс. М., 1992.

2. Боффа Дж. История Советского союза. М., 1994.

3. Верт Н. История Советского государства. 1900 — 1991. М., 1992.

4. Восленский М. С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М., 1991.

5. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.

6. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.

7. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.

8. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.

9. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России: Учебник для вузов. М., 2002. 768 с.

10. Новейшая история России 1914–2002: Учеб, пособие / Под ред. М. В. Ходякова. СПб, 2004. 525 с.

11. Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти. 1945–1991. Новосибирск, 2000. 636 с.

Задания для самостоятельной работы:

1. Дайте определение понятиям и терминам: реабилитация, интернационализм, номенклатура, авторитаризм, волюнтаризм, диссидент, Карибский кризис, Берлинская стена, Пражская весна, гонка вооружений, разрядка международной напряженности.

2. Дайте краткую характеристику историческим личностям: Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев, С.П. Королев, Ю.П. Гагарин, А.И. Солженицын, И. Эренбург, А.Т. Твардовский, А.С. Сахаров, А. Н. Косыгин, Л.И. Брежнев, М.А. Суслов, Э. Неизвестный.

Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):

1. Положение, которое было включено в Конституцию СССР 1977 г.:

а: осуждение культа личности Сталина

б: построение за 2 пятилетки коммунизма

в: введение многопартийности

г: построение в СССР развитого социализма

2. Событие, поставившее мир на грань ядерной войны в середине XX в.:

а: ввод войск СССР в Чехословакию

б: ввод советских войск в Афганистан

в: начало войны во Вьетнаме

г: Карибский кризис

3. Советские войска были введены в Афганистан в:

а: 1989 г.

б: 1979 г.

в: 1976 г.

г: 1981 г.

4. После смерти Л.И. Брежнева высшее руководство СССР осуществлял:

а: К.У.Черненко

б: Ю.В. Андропов

в: М.С.Горбачев

г: Б.Н. Ельцин

5. К периоду «холодная война» относится следующее событие:

а: Карибский кризис 1962 г.

б: Ялтинская конференция «большой тройки» в 1945 г.

в: приход А. Гитлера к власти в 1933 г.

г: военная кампания в Чечне 1994 и 1996 гг.

6. Соотнесите даты и события внешней политики СССР 60-90-х гг.:

а. Карибский кризис

б. Первая Чеченская война

в. Ввод советских войск в Чехословакию для подавления «Пражской весны»

г. Ввод советских войск в Афганистан

1. 1994 г.

2. 1962 г.

3. 1968 г

4. 1979 г.

7 После смерти И.В. Сталина руководителем партии и страны стал:

а: Л.П. Берия

б: Л.И. Брежнев

в: Н.С. Хрущев

г: Г.К. Жуков

8. Советский политический деятель, руководитель партии и страны, первым принявший решение искать пути демократизации советского общества в условиях социализма:

а: М.С.Горбачев

б: Л.И.Брежнев

в: Ю.В.Андропов

г: Н.С.Хрущев

9. ХХ съезд партии, развенчавший культ личности Сталина и принявший курс на десталинизацию страны состоялся в ________________________

10. Советский, государственный деятель, генеральный секретарь ЦК КПСС, период руководства которого вошел в историю под названием «период застоя»:

а: Н.С. Хрущев

б: Л.И. Брежнев

в: К.У. Черненко

г: М.С. Горбачев

11. Реабилитация, проводившаяся в СССР в 1950-1980 гг. – это:

а: освобождение заключенных, отбывших срок наказания за уголовные преступления

б: восстановление в партии ранее исключенных ее членов

в: восстановление честного имени и гражданских прав несправедливо осужденных

г: оправдание обвиняемых в суде

12 Маршал СССР, четырежды Герой Советского Союза, командовавший советскими войсками в Великую Отечественную войну и принимавший парад Победы на Красной площади _________________________

13. Конституция «развитого социализма» СССР была принята в:

а: 1918 г.

б: 1936 г.

в: 1977 г.

г: 1993 г.

14. Освоение космоса связано с именем:

а: Б.Л. Пастернака

б: Т.Д. Лысенко

в: С.П. Королева

г: Л.Д. Троцкого

15. Современниками были:

а: М. Зощенко и К. Брюллов

б: А.А. Ахматова и А. И. Герцен

в: Г.К. Жуков и В.М. Молотов

г: Н.И. Вавилов и М.А. Бакунин

15. Причина Карибского кризиса в 1962 г. заключалась в:

а: дипломатическом скандале после визита Н.С. Хрущева на Кубу

б: размещении советских ядерных ракет на Кубе вблизи США

в: размещении советских ядерных ракет в Азии

г: революционных выступлениях на Кубе, в Никарагуа, в Мексике

Семинар 16.

РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ХХ – ХХI ВЕКОВ: ОТ ПЕРЕСТРОЙКИ

К СМЕНЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Цель и задачи семинарского занятия:

Выявить основные направления реформирования политической системы и советской экономики в период «перестройки». Проанализировать трансформацию политической системы страны в 80-90-е годы. Дать оценку экономическим реформам («шоковой терапии») начала 90-х гг. Дать характеристику модернизации общественно-политических, экономических и социальных отношений в стране в начале ХХI века.

План семинарского занятия:

1. «Перестройка» в СССР. Предпосылки, цели, этапы, итоги.

2. Распад СССР.

3. Становление демократической России:

3.1. августовский путч.

3.2. Конституция РФ 1993 г. и современное политическое устройство России.

4. Россия в 2000-е гг.: от «шоковой терапии» к модернизации российского общества.

Темы докладов и сообщений:

1. М.С. Горбачев – первый и последний Президент СССР.

2. Б.Н. Ельцин – первый Президент России.

Наши рекомендации