Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях 4 страница
а: Четверной союз
б: Антанта
в: Антикоминтерновский пакт
г: Тройственный союз
5. Последний русский царь из династии Романовых:
а: Александр II
б: Михаил Александрович
в: Николай Николаевич
г: Алексей Николаевич
6. Апрельский кризис Временного правительства вызван:
а: Отклонением проекта о введении 8-часового рабочего дня
б: Провозглашением России парламентской республикой
в: Нотой правительства о "продолжении войны до победного конца"
г: Перенесением выборов в Учредительное собрание
7. «Двоевластие», возникшее в дни Февральской революции 1917 г., означало наличие власти в руках:
а: Солдатских комитетов и командования армии
б: Государственной думы и царя
в: Земств и губернаторов
г: Временного правительства и советов рабочих депутатов
8. Последствия Февральской революции:
а: разрешение национальным регионам выходить из состава России
б: выход России из Первой Мировой войны
в: получение крестьянами помещичьей земли
г: приобретение Россией политических свобод
9. Последним главой Временного правительства был:
а: В.И. Ленин
б: А.Ф. Керенский
в: Николай II
г: П.А. Столыпин
10. Вдохновитель и организатор вооруженного восстания в Петрограде 25 октября 1917 г., лидер партии РСДРП (б) ____________________
11. В Октябре 1917 г. II съездом рабочих и солдатских депутатов был(о, а):
а: принята Конституция страны
б: приняты Декреты о Земле и Мире
в: избран президент страны
г: провозглашена политика индустриализации
12. Автором Декрета о мире, принятом на II Всероссийском Съезде советов в 1917 г. является:
а: В. Ленин
б: Л. Мартов
в: В. Вильсон
г: Л. Троцкий
13. Организация, созданная для борьбы с саботажем и контрреволюцией в декабре 1917 г.:
а: Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК)
б: Комитет государственной безопасности (КГБ)
в: Федеральная служба безопасности (ФСБ).
г: III отделение охранки
14. Помещичья собственность на землю была ликвидирована:
а: Декретом о земле в октябре 1917 г.
б: в ходе столыпинских реформ в 1906 – 1907 гг.
в: после Февраля 1917 г.
г: в период коллективизации 30-х гг.
15. Последовательность исторических событий начала XX в.:
а: Февральская революция
б: Столыпинская аграрная реформа
в: Первая мировая война
г: Первая русская революция
Семинар 12.
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ.
СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Цель и задачи семинарского занятия:
Установить причины Гражданской войны, охарактеризовать ее основные события. Выявить ключевые факторы победы «красных» в гражданской войне в России. Оценить первые реформы Советской власти. Рассмотреть проблемы формирования однопартийного политического режима и образование СССР. Дать характеристику экономическим реформам периода НЭПа. Охарактеризовать особенности культуры в данный период.
План семинарского занятия:
1. Гражданская война (хронологические рамки; противоборствующие стороны; идеология и пропаганда; ход, итоги и последствия).
2. Политика военного коммунизма. Причины введения и свёртывания.
3. Образование СССР:
3.1. принципы взаимоотношения республик;
3.2. СССР: новый тип государства или Советская империя?
4. НЭП - его цель и последствия.
Темы докладов и сообщений:
1. «Белое движение» и его лидеры.
2. «Красное движение» - борьба за власть Советов.
3. Серебряный век русской культуры.
Рекомендованные материалы по теме:
1. Боффа Дж. История Советского союза. М., 1994.
2. Верт Н. История Советского государства. 1900 — 1991. М., 1992.
3. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.
4. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.
5. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.
6. Исупов В. А., Кузнецов И. С. История России с 1917 г. до наших дней. Новосибирск, изд-во НГУ, 1996.
7. Карр Э. Х. Русская революция от Ленина до Сталина 1917 — 1929 гг. М., 1990.
8. Кузнецов И. Н. Отечественная история. М., 2009.
9. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.
10. http://sovetika.ru – Сайт о советской эпохе.
11. http://militera.lib.ru/ – Военная литература.
12. http://sovietera.net/ – Сайт о СССР.
Задания для самостоятельной работы:
1. Дайте определение понятиям: гражданская война, военный коммунизм, новая экономическая политика, многоукладная экономика, террор, сепаратизм, самоопределение, демократическая «контрреволюция».
2. Дайте краткую характеристику историческим личностям: М.В. Алексеев, А.В. Колчак, А.И.Деникин, В.О. Каппель, Н.Н. Юденич, П.Н. Врангель, Ф.Э. Дзержинский, М.В. Фрунзе, М.Н. Тухачевский, В.К. Блюхер, В.И. Чапаев.
Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):
1. Соотнесите имена лидеров белогвардейского движения и территорий, на которых они действовали:
П. Н. Врангель | Сибирь |
А. И. Деникин | Кавказ, Кубань, Дон |
Н. Н. Юденич | Крым |
А. В. Колчак | Петроград |
2. Последовательность исторических событий:
а: гражданская война
б: Октябрьская революция
в: Политика военного коммунизма
г: новая экономическая политика
3. Российский адмирал, участник полярных экспедиций, ученый, писатель, в годы гражданской войны в Сибири объявивший себя «Верховным правителем России»:
а: А.И. Деникин
б: П.Н. Врангель
в: А.В. Колчак
г: Н.Н. Юденич
4. Образование СССР было провозглашено в:
а: 1917 г.
б: 1922 г.
в: 1936 г.
г: 1991 г.
5. Первым мероприятием новой экономической политики было (-а):
а: введение золотого червонца
б: замена продразверстки продналогом
в: введение трудовой повинности
г: проведение коллективизации
6. Военная интервенция против Советской республики началась с -…
а/восстания чехословацкого корпуса;
б/захвата Польшей Киева;
в/высадки десанта англичан в Мурманске;
г/высадки десанта французов в Крыму.
7. Лидеры формирования белого движения – это…
а/М.В.Алексеев, Л.Г.Корнилов, А.И.Деникин;
б/С.С.Каменев. И.И.Вацетис, Г.Е.Зиновьев;
в/М.Н.Тухаческий, А.И.Егоров, М.В.Фрунзе;
г/А.А.Брусилов, А.В.Горбатов, А.В.Колчак;
8. Для политики большевиков в 1918-1920 гг. не характерно- …
а/превращение страны в единый боевой лагерь;
б/создание Красной Армии;
в/политика «военного коммунизма»;
г/отказ от помощи мирового пролетариата.
9. Красные командиры это …
а/Б.Н.Савинков, М.А.Алексеев;
б/К.Е.Ворошилов, С.М.Буденный;
в/Н.Н.Духонин, В.М.Чернов;
г/Н.И.Бухарин, В.И.Ленин.
10. Черта политики военного коммунизма»-…
а/рабочий контроль над частной экономикой;
б/государственный контроль над частной экономикой;
в/национализация крупной, средней и мелкой промышленности, госудрственное распределение;
г/либерализация экономики.
11. Понятие, относящееся к политике НЭП,-…
а/продналог;
б/продразверстка;
в/уравниловка;
г/приватизация.
12. Ленин считал, что НЭП «всерьез и надолго». Резко отрицательную позицию занимал:
а/Н.И.Бухарин;
б/Ф.Э.Дзержинский;
в/И.В.Сталин;
г/В.М.Чернов.
13. Ошибочная оценка НЭПа:
а/в кратчайшие сроки восстановлена промышленность;
б/резко повысился уровень жизни крестьян;
в/в стране появилась твердая валюта;
г/это политика не знала противоречий.
14. СССР был образован в:
а/ноябре 1918;
б/январе 1921;
в/декабре 1922;
г/декабре 1924.
15. В состав СССР первоначально вошли…
а/РСФСР, Украина, Белоруссия, Закавказская СФР.
б/ РСФСР, Украина, Белоруссия, Казахстан;
в/ РСФСР, Украина, Белоруссия, Эстония;
г/ РСФСР, Эстония, Белоруссия, Киргизия.
Семинар 13.
СССР, ЗАПАД И МИР В 30-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА
Цель и задачи семинарского занятия:
Охарактеризовать переход государства к командной экономике и тоталитарной политической системе (от НЭПа к индустриализации, коллективизации и культурной революции). Оценить соответствие проводимой политики с реальными потребностями страны в период перехода к плановой экономике. Проанализировать внешнеполитическое положение СССР в 30-е годы.
План:
1. Советская индустриальная модернизация 1930-х гг. (предпосылки, цели, итоги первых пятилеток, последствия).
2. Коллективизация сельского хозяйства (цели, ход, последствия).
3. Культурная революция и «большой террор».
4. Советская внешняя политика 1930-х гг:
4.1. эпоха «признания СССР»: Советский Союз в системе международного права в 1930-е гг;
4.2. Советский Союз и мировое коммунистическое движение в 1930-е гг.;
4.3. Советско-германские отношения в 1930-е гг.
Рекомендованные материалы по теме:
27. Бажанов Б. Г. Воспоминания бывшего секретаря Сталина. М.: СОФИНТА, 1990. 319 с.
28. Боффа Дж. История Советского союза. М., 1994.
29. Верт Н. История Советского государства. 1900 — 1991. М., 1992.
30. Деревянко А. П. История России: Учеб. пособие. М.. 2006. 560 с.
31. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.
32. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.
33. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.
34. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.
35. Новейшая история России 1914–2002: Учеб, пособие / Под ред. М. В. Ходякова. СПб, 2004. 525 с.
Задания для самостоятельной работы:
1. Дайте определение понятиям: модернизация, коллективизация, индустриализация, культурная революция, репрессии, тоталитаризм, Коминтерн, Лига наций, стахановец, раскулачивание, ГУЛАГ.
2. Дайте краткую характеристику историческим личностям: И.В. Сталин, Г.Г. Ягода, Н.В. Ежов, С.М. Киров, Г.К. Орджоникидзе, А.И. Микоян, К.Е. Ворошилов, М.Н. Тухачевский.
Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):
1. Под коллективизацией в СССР понимается:
а: создание системы крупных агрогородов
б: объединение индивидуальных крестьянских хозяйств в колхозы
в: развитие фермерского хозяйства
г: возрождение крестьянской общины
2. Главным источником проведения индустриализации в СССР было (-а, -и)
а: конфискация имущества у богатых
б: использование ресурсов деревни за счет коллективизации
в: поступления средств от экспорта машин и оборудования
г: продажа за границу предметов искусства
3. По мнению И.В. Сталина, 1929 г. стал «Годом великого перелома» в связи с:
а: выполнений заданий первой пятилетки
б: окончанием гражданской войны
в: массовым вступлением крестьян-середняков в колхозы
г: завершением индустриализации
4. Политика советской власти в 30-е годы, целью которой было формирование нового типа
личности (советского человека) __________________________
5. В период индустриализации в СССР преимущественно развивались:
а/пищевая и легкая промышленность;
б/сельскохозяйственное машиностроение;
в/тяжелая индустрия;
г/железнодорожное строительство.
6. В Советском Союзе к началу 1940-х гг. был(о)…
а/преодолено технико-экономическое отставание от европейских государств;
б/достигнут высокий уровень обеспечения населения товарами легкой промышленности;
в/вытеснен ручной труд в промышленности и сельском хозяйстве;
г/создан современный военно-оборонный комплекс.
7. По развитию тяжелой индустрии СССР в середине 1930-х гг. вышел в мире на:
а/1-е место;
б/2-е место;
в/3-е место;
г/4-е место.
8. Коллективизация - это:
а/создание артелей и коммун по всей стране;
б/идеология, оправдывавшая уравниловку и нарушения трудового законодательства;
в/название курса ВКП(б) по ликвидации инакомыслия в стране;
г/повсеместное создание колхозов.
9. Ликвидация кулачества как класса, сопровождавшая коллективизацию, означала:
а/ переселение в другие регионы страны;
б/насильственное включение в колхозы;
в/лишение их собственности и политических прав или физическое уничтожение;
г/высылка за границу.
10. Отметьте ошибку: «В 30-40-е гг. колхозы позволили…»:
а/улучшить техническое оснащение сельского производства;
б/выполнять планы хлебозаготовок;
в/импортировать зерно и получать средства на нужды государства;
г/обеспечить высокий уровень жизни крестьян.
11. Формирование аппарата власти, подчинившего себе все сферы жизни, завершилось…
а/после окончания гражданской войны;
б/после окончания политики военного коммунизма;
в/после свертывания НЭПа;
г/в 30-е годы.
Семинар 14.
СССР ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ И ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
Цель и задачи семинарского занятия:
Установить причины Второй мировой и Великой Отечественной войн. Проанализировать этапы Великой Отечественной войны (стратегия и тактика сторон, ход, основные сражения, результаты). Оценить масштаб потерь и степень политических и экономических изменений в СССР в ходе войны. Дать оценку Второй мировой и Великой Отечественной войн. Охарактеризовать послевоенное развитие СССР.
План:
1. Советский Союз во второй мировой войне:
1.1. реализация положений пакта Молотова-Риббентропа в 1939-1940 гг.;
1.2. причины поражения Советской армии в начальный период Великой Отечественной войны;
1.3. факторы, повлиявшие на перелом хода Великой Отечественной войны;
1.4. решающие сражения Великой Отечественной войны.
2. Итоги Второй мировой войны. Начало «холодной войны».
3. Послевоенное развитие СССР (1945-1953 гг.):
3.1. экономическая политика позднего сталинизма;
3.2. виток репрессий, культурная и национальная политика.
Темы докладов и сообщений:
1. Мир накануне второй мировой войны: гражданская война в Испании.
2. Конфликты на оз. Хасан и р. Халхин-Гол.
3. Советско-финская война.
4. Международные конференции Второй мировой войны (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская).
5. Последние политические процессы. «Дело врачей».
Рекомендованные материалы по теме:
1. Акулов М.Р., Анисков В.Т., Васильев Ю.А., Кузнецов И.И. Подвиг земли богатырской. Сибирь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1970;
2. Докучаев Г.А. Сибирский тыл в Великой Отечественной войне. Новосибирск, 1968;
3. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.
4. Индустриальное развитие Сибири. Опыт послевоенных пятилеток 1946-1960 гг. Новосибирск, 1989;
5. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.
6. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.
7. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.
8. Мединский В. Война. Мифы СССР. 1939 – 1945.
Задания для самостоятельной работы:
1. Дайте определение понятиям и терминам: депортация, эвакуация, репатриация, ленд-лиз, антигитлеровская коалиция, ООН, «план Маршалла», «железный занавес», «холодная война».
2. Дайте краткую характеристику историческим личностям: В.М. Молотов, К.К. Рокоссовский, Г.К. Жуков, Конев, Л.П. Берия, И.В. Курчатов.
3. Заполните таблицу «Этапы Великой Отечественной войны»:
№ пп | Этапы | Название операций | Основные события |
1. | |||
2. | |||
… | |||
Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):
1. Установите правильную последовательность событий II Мировой войны:
а: ядерная бомбардировка Японии
б: Битва за Москву
в: взятие Берлина
г: подписание советско-германского договора о ненападении
2. Стратегическая инициатива в военных действиях против Германии перешла к советскому командованию после:
а: разгрома немцев под Москвой
б: Сталинградской битвы
в: Курской битвы
г: изгнания немцев с территории СССР
3. Решения об открытии второго фронта в Европе были приняты на:
а: Московской конференции в 1941 г.
б.: на Тегеранской конференции в 1943 г.
в.: на Ялтинской конференции в 1945 г.
г.: на Потсдамской конференции в 1945 г.
4. Организация для поддержания и сохранения мира, созданная в 1945 г.:
а: Лига Наций
б: Организация Объединенных наций (ООН)
в: НАТО
г: Организация Варшавского договора
5. Одной из причин перехода СССР и стран Запада от союзнических отношений к «холодной войне» был (-о):
а: отказ СССР от сокращения армии после окончания Второй мировой войны
б: расхождение интересов бывших союзников в борьбе за усиление влияния в мире
в: создание Организации Варшавского договора
г: начало Корейской войны
6. Операция «Багратион» по освобождению Белоруссии во время Великой Отечественной войны проходила в:
а: июне 1944 г.
б: августе 1943 г
в: декабре 1942 г.
г: апреле 1941 г.
7. Дата заключения пакта Молотова – Риббентропа
а: ноябрь 1938 г.;
б: сентябрь1940 г.;
в: август 1939 г.;
г: июнь 1941 г.
8. Соотнесите даты и боевые действия Великой Отечественной войны:
а.1943 г
б.1944 г.
в.1942 г.
г.1941 г.
1.Сталинградская битва
2.Битва за Москву
3.Курская дуга
4.Открытие второго фронта
9. Вместе с фашистской Германией в военных действиях против СССР участвовала:
а.: Италия;
б: Великобритания;
в: Франция;
г: США
10. Приказ № 227, более известный под названием «Ни шагу назад», был издан:
а: в ходе Московской битвы;
б: после поражения под Харьковом;
в: во время наступления немцев на Сталинградском направлении;
г: перед Курской битвой
11. Главным итогом разгрома немецких войск под Москвой был (-а, -о):
а: окончание отступления советских войск
б: изгнание немецких войск с территории СССР
в: срыв германского плана «молниеносной войны»
г: открытие второго фронта в Европе
12. Последовательность международных конференций Второй Мировой войны
а: Потсдамская
б: Московская
в: Тегеранская
г: Ялтинская
13. Вторая Мировая война началась:
а: 22 июня 1940 г.
б: 1 сентября 1939 г.
в: 22 июня 1941 г.
г: 4 декабря 1941 г.
14. Соотнесите даты и события Второй Мировой войны:
а: 9 мая 1945 г
б: 2сентября 1945 г.
в: 22 июня 1941 г.
г: 1 сентября 1939 г.
1: Начало Великой Отечественной войны
2: Начало Второй Мировой войны
3: Конец Великой Отечественной войны
4: Конец Второй Мировой войны
15. Последней крупной репрессивной акцией сталинского режима было (-а):
а: «борьба с космополитизмом»
б: «Дело врачей»
в: «Ленинградское дело»
г: «Шахтинское дело»
Семинар 15.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ
В 1950 – 1970-х гг.: ОТ «ОТТЕПЕЛИ» К «ЗАСТОЮ»
Цель и задачи семинарского занятия:
Проанализировать причины кризиса тоталитарного режима в СССР в начале 1950-х гг. Выявить основные направления реформирования политической системы и советской экономики в период Хрущевской «оттепели». Охарактеризовать период правления Л.И. Брежнева и застойных явлений в обществе. Выявить основные противоречия в советско-американских отношениях периода «холодной войны». Оценить взаимоотношения СССР и стран «социалистического лагеря». Дать характеристику культурной жизни страны 60–70-х годов.
План семинарского занятия:
1. Кризис советского тоталитаризма:
1.1. борьба за власть в Президиуме ЦК КПСС после смерти Сталина;
1.2. экономические, политические, социальные итоги сталинизма.
2. Реформы периода хрущёвской «оттепели»:
2.1. разоблачение «культа личности Сталина» и реабилитация жертв политических репрессий;
2.2. аграрная политика Н.С. Хрущева;
2.3. социальная политика периода «оттепели».
3. Экономические реформы Л.И. Брежнева. Консервация политической жизни в СССР конца 1960-х гг.
4. Внешняя политика Советского Союза в 50-70-е годов (этапы и направления).
Темы докладов и сообщений:
1. Исторический портрет Н. С. Хрущёва.
2. Исторический портрет Л. И. Брежнева.
3. Наука и искусство в СССР периода «оттепели». Феномен «шестидесятников».
Рекомендованные материалы по теме:
1. Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР: новейший период. Вильнюс. М., 1992.
2. Боффа Дж. История Советского союза. М., 1994.
3. Верт Н. История Советского государства. 1900 — 1991. М., 1992.
4. Восленский М. С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М., 1991.
5. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.
6. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.
7. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.
8. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.
9. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России: Учебник для вузов. М., 2002. 768 с.
10. Новейшая история России 1914–2002: Учеб, пособие / Под ред. М. В. Ходякова. СПб, 2004. 525 с.
11. Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти. 1945–1991. Новосибирск, 2000. 636 с.
Задания для самостоятельной работы:
1. Дайте определение понятиям и терминам: реабилитация, интернационализм, номенклатура, авторитаризм, волюнтаризм, диссидент, Карибский кризис, Берлинская стена, Пражская весна, гонка вооружений, разрядка международной напряженности.
2. Дайте краткую характеристику историческим личностям: Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев, С.П. Королев, Ю.П. Гагарин, А.И. Солженицын, И. Эренбург, А.Т. Твардовский, А.С. Сахаров, А. Н. Косыгин, Л.И. Брежнев, М.А. Суслов, Э. Неизвестный.
Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):
1. Положение, которое было включено в Конституцию СССР 1977 г.:
а: осуждение культа личности Сталина
б: построение за 2 пятилетки коммунизма
в: введение многопартийности
г: построение в СССР развитого социализма
2. Событие, поставившее мир на грань ядерной войны в середине XX в.:
а: ввод войск СССР в Чехословакию
б: ввод советских войск в Афганистан
в: начало войны во Вьетнаме
г: Карибский кризис
3. Советские войска были введены в Афганистан в:
а: 1989 г.
б: 1979 г.
в: 1976 г.
г: 1981 г.
4. После смерти Л.И. Брежнева высшее руководство СССР осуществлял:
а: К.У.Черненко
б: Ю.В. Андропов
в: М.С.Горбачев
г: Б.Н. Ельцин
5. К периоду «холодная война» относится следующее событие:
а: Карибский кризис 1962 г.
б: Ялтинская конференция «большой тройки» в 1945 г.
в: приход А. Гитлера к власти в 1933 г.
г: военная кампания в Чечне 1994 и 1996 гг.
6. Соотнесите даты и события внешней политики СССР 60-90-х гг.:
а. Карибский кризис
б. Первая Чеченская война
в. Ввод советских войск в Чехословакию для подавления «Пражской весны»
г. Ввод советских войск в Афганистан
1. 1994 г.
2. 1962 г.
3. 1968 г
4. 1979 г.
7 После смерти И.В. Сталина руководителем партии и страны стал:
а: Л.П. Берия
б: Л.И. Брежнев
в: Н.С. Хрущев
г: Г.К. Жуков
8. Советский политический деятель, руководитель партии и страны, первым принявший решение искать пути демократизации советского общества в условиях социализма:
а: М.С.Горбачев
б: Л.И.Брежнев
в: Ю.В.Андропов
г: Н.С.Хрущев
9. ХХ съезд партии, развенчавший культ личности Сталина и принявший курс на десталинизацию страны состоялся в ________________________
10. Советский, государственный деятель, генеральный секретарь ЦК КПСС, период руководства которого вошел в историю под названием «период застоя»:
а: Н.С. Хрущев
б: Л.И. Брежнев
в: К.У. Черненко
г: М.С. Горбачев
11. Реабилитация, проводившаяся в СССР в 1950-1980 гг. – это:
а: освобождение заключенных, отбывших срок наказания за уголовные преступления
б: восстановление в партии ранее исключенных ее членов
в: восстановление честного имени и гражданских прав несправедливо осужденных
г: оправдание обвиняемых в суде
12 Маршал СССР, четырежды Герой Советского Союза, командовавший советскими войсками в Великую Отечественную войну и принимавший парад Победы на Красной площади _________________________
13. Конституция «развитого социализма» СССР была принята в:
а: 1918 г.
б: 1936 г.
в: 1977 г.
г: 1993 г.
14. Освоение космоса связано с именем:
а: Б.Л. Пастернака
б: Т.Д. Лысенко
в: С.П. Королева
г: Л.Д. Троцкого
15. Современниками были:
а: М. Зощенко и К. Брюллов
б: А.А. Ахматова и А. И. Герцен
в: Г.К. Жуков и В.М. Молотов
г: Н.И. Вавилов и М.А. Бакунин
15. Причина Карибского кризиса в 1962 г. заключалась в:
а: дипломатическом скандале после визита Н.С. Хрущева на Кубу
б: размещении советских ядерных ракет на Кубе вблизи США
в: размещении советских ядерных ракет в Азии
г: революционных выступлениях на Кубе, в Никарагуа, в Мексике
Семинар 16.
РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ХХ – ХХI ВЕКОВ: ОТ ПЕРЕСТРОЙКИ
К СМЕНЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Цель и задачи семинарского занятия:
Выявить основные направления реформирования политической системы и советской экономики в период «перестройки». Проанализировать трансформацию политической системы страны в 80-90-е годы. Дать оценку экономическим реформам («шоковой терапии») начала 90-х гг. Дать характеристику модернизации общественно-политических, экономических и социальных отношений в стране в начале ХХI века.
План семинарского занятия:
1. «Перестройка» в СССР. Предпосылки, цели, этапы, итоги.
2. Распад СССР.
3. Становление демократической России:
3.1. августовский путч.
3.2. Конституция РФ 1993 г. и современное политическое устройство России.
4. Россия в 2000-е гг.: от «шоковой терапии» к модернизации российского общества.
Темы докладов и сообщений:
1. М.С. Горбачев – первый и последний Президент СССР.
2. Б.Н. Ельцин – первый Президент России.