Походы Александра Македонского
Введение
Личность Александра Македонского уже более двух тысячелетий не даёт покоя историкам. Яркая, стремительная жизнь этого, вне всякого сомнения, выдающегося человека заслуживает тщательного исследования.
В своей работе мне бы хотелось проанализировать военные походы македонского царя (336-323 гг. до н.э.), в то же время не оставив без внимания его дипломатическую деятельность. Помогут в этом мне сохранившиеся исторические источники: «Сравнительные жизнеописания» Плутарха и «История Александра Македонского» Квинта Курция Руфа. Эти произведения были написаны в I веке нашей эры, спустя несколько столетий после смерти Александра, но, к сожалению, не сохранилось полноценных источников, которые были бы созданы во время правления полководца.
Древнегреческий биограф Плутарх стремился представить в своих произведениях «признаки, отражающие душу человека, и на основании этого составлять каждое жизнеописание, предоставив другим воспевать великие дела и битвы»[1], из его работы я смогу сделать вывод о личных качествах Александра, узнать о некоторых значимых эпизодах его жизни.
«История Александра Македонского» римского историка Квинта Курция Руфа была написана в 10 томах, но две первые книги, в которых излагались события от воцарения Александра до его похода вглубь Малой Азии, утрачены. Этот источник является основным для моей работы, так как это одно из наиболее полных дошедших до наших дней жизнеописаний Александра Великого.
Используя данные источники, не следует забывать про субъективность авторов и возможную недостоверность приведённых в них сведений, так как Плутарх и Квинт Курций Руф не были участниками рассматриваемых событий и были вынуждены полагаться на информацию, полученную от других лиц.
Разумеется, количество исторических статей и монографий о походах Александра поистине безбрежно. Я использовал статью в Википедии, которая содержит краткие сведения об Александре и основные факты его биографии. Монография французского исследователя Поля Фора, которая вышла в серии «Жизнь замечательных людей», позволит мне увидеть настоящий лик государя за многочисленными масками, которые на него надевало потомство.[2] А. Шофман в своей статье проанализировал дипломатию Александра, и нельзя не согласиться с его выводом о том, что «дипломатия была важным средством решения встававших перед ним внешнеполитических задач».[3]
Походы Александра Македонского
Так получилось, что уже в юном возрасте сыну македонского царя Филиппа пришлось взять на себя тяжелое бремя ответственности за судьбу своего народа. Впрочем, он оказался к этому готов. Его образ мыслей был не по возрасту серьезным и возвышенным.[4] В 18 лет он проявил свои военные таланты на поле битвы с греками при Херонее. Македонская кавалерия, возглавляемая им, решила тогда исход дела. Александр получил царство, которому из-за сильной зависти и страшной ненависти соседей грозили со всех сторон опасности. Главной угрозой была, конечно, Персия.
В 334 году до н.э. во главе соединённых сил Македонии и греческих городов-государств Александр выступил в поход против персов. По данным Плутарха, его войско составляло около 30-40 тысяч пехотинцев и 4-5 тысяч всадников.[5] Войско персидского царя Дария III казалось бесконечным: одних персов в нём было около 100 тысяч, из них 30 тысяч всадников.[6] И это не считая подчинённых ими народов, которые также должны были выставить свои силы против Александра.
На первом этапе похода македонскому царю необходимо было завоевать территорию Малой Азии. В мае 334 года до н.э. недалеко от легендарной Трои Александр разгромил войско персидских сатрапов (глав сатрапий, на которые была поделена огромная держава Дария III) у реки Граник.
Плутарх полагается на следующие данные: персы потеряли 20 000 пехотинцев и 2 500 всадников, а в войске Александра погибло всего 34 человека, в честь которых были воздвигнуты бронзовые статуи.[7] Возможно, потери персов преувеличены, но одно можно сказать точно: после такого сокрушительного поражения участь Малой Азии была решена. К этому же времени относится знаменитая история о Гордиевом узле, развязать который, по преданию, было суждено тому, кто сможет стать царём всего мира. Плутарх повторяет вслед за другими писателями версию о том, что Александр разрубил этот узел мечом, Поль Фор, однако, указывает, что это всего лишь «байка, рассказанная через тридцать лет после смерти завоевателя».[8]
Сражение с войском Дария состоялось в ноябре 333 г. до н. э. при Иссе. Искусное командование, а не слепое счастье – вот что обеспечило Александру победу и в этой битве: превосходящие силы персов были наголову разбиты, сам Дарий с позором бежал, его мать, жена и две дочери были взяты в плен. Тем не менее, поступил с ними победитель благородно: «они вели такую жизнь, словно находились не во вражеском лагере, а в священном и чистом девичьем покое».[9]
Эта победа открыла Александру путь на юг. Убедившись в слабости Персидской державы и возможности её завоевания, он с энтузиазмом принялся за осуществление этой цели. Дарий несколько раз предлагал заключить мир, но ответы Александра отвергали все попытки примирения.[10]
В Финикии 7 месяцев защищался лишь Тир, остальные её города, а затем и Египет были сданы без всякого сопротивления. В Египте была основана Александрия, вскоре ставшая одним из главных культурных центров древнего мира. Восток не знал в то время демократических традиций, поэтому неудивительно, что Александра в Египте стали называть фараоном. Это увеличило его авторитет и влияние перед решающим сражением с персидским царём на Гавгамельской равнине в октябре 331 г. до н.э.
Старейшие из приближенных Александра были поражены многочисленностью врага и посоветовали царю напасть на врагов ночью, чтобы темнотою было скрыто то, что в предстоящей битве может внушить наибольший страх македонянам. Знаменитым стал ответ Александра: «Я не краду победу».[11] Не только перед битвой, но и в разгар сражения он проявил себя великим воином, никогда не теряющим мужества и присутствия духа. Дарий в очередной раз не выдержал зрелища стремительного натиска македонских фаланг и обратился в бегство. Это поражение окончательно уничтожило могущество персов. Сам Дарий был убит одним из своих приближённых.
Став во главе огромной державы, Александр не стал унижать персов, но попытался уравнять покорённые народы в правах с победителями. Однако соратники царя не могли смириться с персидскими обычаями, устали от длительных походов. Они не разделяли грандиозных планов своего правителя, тяжёлым испытанием стала для воинов кампания по покорению Средней Азии (329-327 гг. до н.э.), где пришлось бороться с преимущественно «партизанскими» методами местных племён. Только щедрые обещания знати и женитьба на Роксане, дочери влиятельного вельможи, позволили Александру добиться успеха в Средней Азии и начать подготовку к походу в Индию.
Задачи Индийского похода были совершенно чужды македонским и греческим воинам. Их традиционные враги персы были сокрушены. Войско страдало от нехватки съестных припасов и скверного климата.[12] На берегах реки Биас (приток Инда) македонское войско отказалось дальше следовать за царём из-за усталости от бесконечных сражений.[13] Александр пытался воодушевить воинов: «Мы подойдем скоро к восходу солнца и океану. Только не поддаваться малодушию! Оттуда, завоевав край света, мы вернемся на родину победителями. Не поступайте, как ленивые земледельцы, по нерадивости выпускающие из рук зрелые плоды».[14] Но уговоры не помогли. Покорить Индию и выйти к берегам океана Александр не сумел. Это не означало, что Александр решил сосредоточиться на мирной жизни в Вавилоне, куда он вернулся и который сделал своей столицей. Новым военным кампаниям помешала воплотиться преждевременная смерть полководца в 323 году до н.э. Плутарх рассматривает версию об отравлении, но отвергает её, настаивая на убедительности свидетельств о лихорадке, которая стремительно унесла жизнь 32-летнего великого политика и военачальника.[15] Распоряжений о наследниках Александр не сделал, и его держава вскоре распалась на несколько крупных государств. Слава же Александра Македонского не померкла до сих пор.
Заключение
Практически половину своей жизни Александр Македонский провёл в походах. Это был образованный молодой человек, учителем которого был сам Аристотель, а любимой книгой его была «Илиада» Гомера. Его честолюбивые планы по покорению Персии были воплощены в жизнь не по воле случая. Он с раннего детства изучал военные трактаты известных полководцев, с юности командовал военными подразделениями своего отца, набираясь практического опыта и добиваясь важных побед. Именно тогда были заложены семена будущих успехов. Александр не полагался на судьбу, хотя и испрашивал иногда мнение оракулов. Он досконально вычислял слабые места соперника, тщательно выбирал место сражения и неизменно демонстрировал личное мужество во время битв. Никто не мог упрекнуть царя в трусости: он неоднократно получал тяжёлые ранения и разделял со своими воинами все их тяготы. История благоволила Александру: его имя сохранилось в древних источниках и передавалось из поколения в поколение. Его бессмертие не сравнить со славой Герострата.
Список литературы
Источники
1) Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1994. Электронный ресурс: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1439003300;
2) Руф К.К. История Александра Македонского. М., 1993. Электронный ресурс: http://militera.lib.ru/h/rufus/index.html.
Статьи и монографии
3) Александр Македонский // Статья в Википедии. Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Александр_Македонский;
4) Фор П. Александр Македонский. М., 2011;
5) Шофман А. Александр Македонский как дипломат // Античный мир и археология. 1990, №8.
[1] Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1994. 1 (1).
[2] Фор П. Александр Македонский. М., 2011. С. 10.
[3] Шофман А. Александр Македонский как дипломат//Античный мир и археология.1990, №8. С. 43.
[4] Плутарх. Указ. соч. 4 (5).
[5] Там же. 15 (1).
[6] Руф К.К. История Александра Македонского. М., 1993. Книга III. Глава 2 (4).
[7] Плутарх. Указ. соч. 17 (7).
[8] Фор П. Указ. соч. С. 70.
[9] Плутарх. Указ. соч. 21 (3).
[10] Шофман А. Указ. соч. С. 29.
[11] Плутарх. Указ. соч. 31 (6).
[12] Там же. 58 (1).
[13] Шофман А. Указ. соч. С. 35.
[14] Руф К.К. Указ. соч. Книга IX. Глава 2 (26).
[15] Плутарх. Указ. соч. 76-77.