Основные требования к знаниям и умениям к концу 3-го класса
для детей с ОВЗ:
Учащиеся должны уметь:
-читать вслух сознательно и выразительно, правильно целыми словами в темпе 50-60 слов в минуту;
-владеть темпом, громкостью, тоном и мелодикой речи как средствами выразительности речи;
-осознанно читать про себя;
-определять смысл событий и поступков героев, выражая свое отношение к ним;
-устанавливать логические связи между событиями и явлениями, описанными в тексте;
-пересказывать прочитанное подробно и сжато;
-самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.
Учащиеся должны знать:
- фамилии писателей и названия их произведений для детей (трех-четырех), наизусть 8-10 стихотворений.
Формы реализации программы:
-фронтальная;
-парная;
-групповая;
-индивидуальная.
Методы реализации программы:
- практический;
-объяснительно- иллюстративный;
-частично – поисковый;
-наблюдение;
-информативный.
Способы и средства:
- технические средства;
-модели и таблицы;
- рисунки;
-дидактический материал.
Формы диагностики уровня знаний, умений и навыков:
- контроль проверки правильности и осознанности чтения;
- проверочные работы .
Содержание курса
(3 класс, 102 ч.)
№ | Наименование раздела | Содержание курса |
Прощание с летом | Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете. | |
Летние путешествия и приключения | Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений | |
Природа летом | Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы. | |
Уроки и переменки | Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках. | |
«Глухая пора листопада…» | Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок. | |
И кот ученый свои мне сказки говорил…» | Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве. | |
«Поет зима, аукает…» | Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем | |
Животные в нашем доме | Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных. | |
Мы с мамой и папой | Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях. | |
«Наполним музыкой сердца…» | Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека. | |
День смеха | Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора. | |
«О весна, без конца и без краю…» | Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе. | |
День Победы | Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве. Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле. |
Тематическое планирование материала
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата провед. пример. | Дата провед.фактич. | Примечание |
Раздел I. «Прощание с летом» (5 часов) | |||||
1** | Г. Сапгир. «Нарисованное солнце». * Ю. Ким. «Светлый день» В. Ю. Драгунский. «Англичанин Павля» | ||||
2** | Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот» (главы 1-2) | ||||
3** | Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот» (глава 3) | ||||
К. Бальмонт. «Капля». Подготовка к написанию сочинения-миниатюры | |||||
Анализ сочинений-миниатюр. Б. Заходер. «Что красивей всего?» | |||||
Раздел II. Летние путешествия и приключения (15 часов) | |||||
6** | Ю. Ким. «Отважный охотник» С. Голицын. «Сорок изыскателей». Чтение 1–4-й частей I главы | ||||
С. Голицын. «Сорок изыскателей». Чтение III главы | |||||
С. Голицын. «Сорок изыскателей». Чтение IV главы | |||||
С. Голицын. «Сорок изыскателей». Чтение IV главы | |||||
10** | И. Дик. «В дебрях Кара-Бумбы». Чтение 1–5-й частей главы «Удар сабли» | ||||
И. Дик. «В дебрях Кара-Бумбы». Чтение 6–10-й частей главы «Удар сабли» | |||||
12** | М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Знакомство с героями и местом действия | ||||
М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Чтение 1–6-й частей VIII главы | |||||
М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Чтение 1–4-й частей XIII главы | |||||
Б. Емельянов. «Игра» | |||||
16** | К. Г. Паустовский. «Кот-ворюга»* | ||||
К. Г. Паустовский. «Жильцы старого дома». Чтение частей 1–2 | |||||
К. Г. Паустовский. «Жильцы старого дома». Чтение частей 3–4 | |||||
К. Г. Паустовский. «Жильцы старого дома». Чтение частей 5–7 | |||||
Обобщение по разделу «Летние путешествия и приключения». Подготовка к сочинению* | |||||
Раздел III. «Природа летом» (6 часов) | |||||
21** | Введение в новый раздел «Природа летом».* С. Есенин. «С добрым утром!» Чтение фрагмента из рассказа А. П. Чехова «Степь» | ||||
А. Н. Толстой. «Детство Никиты». Главы «В купальне» и «Стрелка барометра» | |||||
А. Н. Толстой. «Детство Никиты» (главы). Завершение работы | |||||
И. Тургенев. «Голуби». Стихотворение в прозе И. Бунин. «Розы» | |||||
25** | В. Бианки. «Неслышимка» М. Пришвин. «Золотой луг»* | ||||
Б. Пастернак. «За поворотом». Обобщение по разделу «Природа летом»* Проверочная работа | |||||
Раздел IV. «Уроки и переменки» (14 часов) | |||||
27** | Э. Успенский. «Школа клоунов». «Первый день занятий» | ||||
28** | Э. Успенский. «Школа клоунов». «Первый день занятий» | ||||
29** | Э. Успенский. «Школа клоунов». «Второй день занятий» | ||||
30** | Э. Успенский. «Школа клоунов». «Второй день занятий» Б. Заходер. «Перемена» | ||||
Г. Куликов. «Как я влиял на Севку». Чтение 1-й главы | |||||
Г. Куликов. «Как я влиял на Севку». Чтение 2-й главы | |||||
Г. Куликов. «Как я влиял на Севку». Чтение 3-й главы | |||||
Г. Куликов. «Как я влиял на Севку». Чтение 4-й главы Б. Заходер. «Вредный кот» | |||||
Л. Гераскина. «В Стране невыученных уроков». Чтение 1–3-й частей | |||||
Л. Гераскина. «В Стране невыученных уроков». Чтение 4–6-й частей | |||||
Л. Гераскина. «В Стране невыученных уроков». Чтение 7–9-й частей | |||||
Л. Гераскина. «В Стране невыученных уроков». Чтение 10–12-й частей | |||||
Олег Григорьев. «Витамин роста». Стихотворема «После уроков», «Кто прав?» | |||||
Обобщение по разделу «Уроки и переменки». Проверочная работа | |||||
Раздел V. «Глухая пора листопада» (5 часов) | |||||
41** | А. С. Пушкин. «Осень». К. Бальмонт. «Осень». Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»* | ||||
42** | К. Паустовский. «Мой дом» * Г. Сапгир. «Четыре конверта» | ||||
43** | К Д. Самойлов. «Перед снегом» . Паустовский. «Прощание с летом»* | ||||
Обобщение по разделу «Глухая пора листопада». * Б. Пастернак «Иней». Проверочная работа | |||||
Анализ творческих работ. Обобщающий урок по 1-й книге | |||||
Раздел VI. «И кот ученый свои мне сказки говорил…» (12 часов) | |||||
46** | Введение в раздел. * Г. Сапгир. «Леса-чудеса». Русская народная сказка «Кот и лиса» | ||||
47** | Русская народная сказка «Кот и лиса». В. Берестов. «Сказка» | ||||
48** | Русские народные сказки «Никита-Кожемяка»,«Как мужик гусей делил» | ||||
49** | Б. Гребенщиков, А. Волохонский, А. Хвостенко «Город». Русские народные сказки (обобщение)* | ||||
50** | «Синдбад-мореход» (арабская сказка). Чтение 1–3-й частей | ||||
«Синдбад-мореход» (арабская сказка). Чтение 4–6-й частей | |||||
Шарль Перро. «Ослиная Шкура». Чтение 1–3-й частей | |||||
Шарль Перро. «Ослиная Шкура». Чтение 4–7-й частей | |||||
54** | Г.-Х. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик» | ||||
А. Волков. «Волшебник изумрудного города».Чтение главы «Элли в плену у Людоеда» | |||||
Пьеса – драматическое произведение. С. Маршак. «Сказка про козла» В. Высоцкий. «Песня Кэрролла» | |||||
Обобщение по разделу «И кот ученый свои мне сказки говорил…»* Творческая работа – сочинение сказки | |||||
Раздел VII. «Поет зима, аукает…» (8 часов) | |||||
58** | С. Есенин. «Поет зима, аукает», «Пороша»* | ||||
К. Бальмонт. «Снежинка». И. Бродский. «Вечером» | |||||
60** | Ю. Мориц. «Настоящий секрет». А. Барто. «В защиту Деда Мороза»* | ||||
В. Драгунский. «Кот в сапогах» | |||||
Б. Пастернак. «Снег идет». А. Башлачев. «Рождественская». Д. Самойлов. «Город зимний»* | |||||
63** | В. Бианки. «По следам» | ||||
В. Бианки. «По следам». Проверочная работа по разделу «Поет зима, аукает…»* | |||||
Обобщение по разделу «Поет зима, аукает…».Сочинение | |||||
Раздел VIII. Животные в нашем доме. (8 часов) | |||||
66** | Введение в раздел «Животные в нашем доме».В. Берестов. «Прощание с другом» Д. Мамин-Сибиряк. «Медведко»* | ||||
Ю. Коринец. «Ханг и Чанг». Чтение 1–3-й частей | |||||
Ю. Коринец. «Ханг и Чанг». Чтение 4–5-й частей | |||||
69** | В. Драгунский. «Дымка и Антон». Г. Сапгир. «Морская собака» | ||||
Ю. Коваль. «Капитан Клюквин». Чтение 1–5-й частей | |||||
Ю. Коваль. «Капитан Клюквин». Чтение 6–10-й частей | |||||
72** | Ю. Мориц. «Пони», «Любимый пони» | ||||
Обобщение по разделу «Животные в нашем доме»* | |||||
Раздел IX. Мы с мамой и папой (9 часов) | |||||
74** | Э. Успенский. «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой» В. Драгунский. «… Бы»* | ||||
75** | Ю. Коринец. «Подарки под подушкой». А. Барто. «Разговор с дочкой»* | ||||
И. Дик. «Красные яблоки». А. Барто. «Перед сном» | |||||
В. Драгунский. «Девочка на шаре». Чтение 1–3-й частей рассказа | |||||
В. Драгунский. «Девочка на шаре». Чтение 4–6-й частей рассказа | |||||
79** | В. Драгунский. «Тайное становится явным»* | ||||
80** | С. Маршак. «Хороший день» | ||||
Творческая работа – сочинение о своей семье «Тепло родного дома»* | |||||
Обобщение по разделу «Мы с мамой и папой». * Проверочная работа | |||||
Раздел X. «Наполним музыкой сердца…» (8 часов) | |||||
83** | Введение в раздел. О. Мандельштам. «Рояль» К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками» | ||||
К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками» | |||||
Г. Цыферов. «Тайна запечного Сверчка». «Небольшое вступление» | |||||
Г. Цыферов. «Тайна запечного Сверчка». «О танцующем снеге. О Вене и серебряной шпаге принца» | |||||
И. Тургенев. «Певцы» (отрывок) | |||||
В. Драгунский. «Независимый Горбушка» | |||||
В. Драгунский. «Независимый Горбушка». Проверочная работа по разделу | |||||
Сочинение «Что я представляю, слушая музыку»* | |||||
Раздел XI. День смеха (3 часа) | |||||
91** | Введение в раздел «День смеха».* Г. Сапгир. «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Все наоборот» | ||||
Праздник-проказник. В. Драгунский. «Надо иметь чувство юмора» | |||||
93** | Двустишия О. Григорьева Ю. Мориц. «Малиновая кошка» | ||||
** | Раздел XII. «О, весна, без конца и без краю…» (4 часа) | ||||
Введение в раздел «О, весна, без конца и без краю…».Стихи о весне Ф. Тютчева, А. Блока, А. Макаревича * | |||||
Стихи В. Маяковского, О. Мандельштама, С. Черного и Б. Окуджавы о весне * | |||||
А. Толстой. «Детство Никиты» (глава «Весна») | |||||
Проверочная работа по разделу «О, весна, без конца и без краю…». * Творческая работа: сочинение о весне | |||||
Раздел XIII. День Победы (3 часа) | |||||
98** | Введение в раздел «День Победы».* А. Ахматова. «Памяти друга» | ||||
В. Драгунский. «Арбузный переулок» | |||||
В. Высоцкий. «Он не вернулся из боя» Б. Окуджава. «Король». А. Твардовский. «Я знаю | |||||
Раздел XIV. Родная земля (2 часа) | |||||
101** | Введение в раздел «Родная земля».* К. Паустовский. «Бескорыстие» | ||||
В. Бахревский, Г. Цыферов. «Дубёнка» Б. Окуджава. «Песенка об Арбате» С. Козлов, Г. Цыферов. «Где живет солнце?» | |||||
** | Данные темы для обязательного изучения детей с ОВЗ | ||||
* | Национально-регионально-этнокультурный компонент |