Вопрос 40. Основные концепции исторического процесса
История человечества является процессом. В современной социальной философии этот процесс трактуют различно. Одни исследователи полагают, что история является поступательны, восходящим развитием. Другие полагают, что история – это просто развитие человечества. Наконец, для тертьих история – это только изменение условий жизни человечества, т.е. последовательная смена одних картин жизни на другие. Причем не всегда такие изменения мыслятся в качестве последовательных и системных, но представляются беспорядочной сменой событий и не связанных друг с другом случайностей.
Субъекты исторического развития именуются социоисторическими организмами. Они подразделяются на три вида: первичные субъекты – отдельные социоисторические организмы (например, племена, семейные роды, общины, государства в современном смысле). Вторичные субъекты – системы социоисторических организмов (отдельные исторические регионы, союзы государств). Третичные – человечество в целом. Соответственно, в отношении истории третичного субъекта применяется понятие всемирной истории.
Понимание наличия общечеловеческой (всемирной) истории именуется унитаристским. Помимо него существует другое понимание – плюралистское, в соответствии с которым человечества как единой социально-исторической общности не существует. Слишком велики различия между отдельными социальными организмами. Человечество всегда подразделяется на несколько автономных образований, каждое из которых имеет свою историю. Сколько есть в мире таких образований – столько и есть историй. Различные социальные образования возникают развиваются и гибнут, им на смену приходят новые социальные образования и цикл повторяется. Исходя из этого тезиса плюралистическую концепцию историю иногда также именуют плюрально-циклической.
Унитаристское понимание истории может иметь два варианта. При первом варианте всемирная история рассматривается в качестве простого изменения условий жизни, причем, изменения часто случайного. При втором варианте речь идет о том, что человечество не просто изменяется, а развивается, переходя от одной стадии своего существования к другой, причем, более высокой в научном, культурном и общественном смысле, и такое развитие является прогрессивным. Этот второй вариант понимание всемирной истории именуется унитарно-стадиальным.
Унитарно-стадиальная концепция истории рассматривает три основные стадии развития человечества: дикость, варварство, цивилизацию. Существуют и иные классификации. Например, охотничье-собирательная стадия, пастушеская стадия, земледельческая стадия, торгово-промышленная стадия.
Стадию развития человеческой цивилизации обычно делять на Античность, Средние века и Новое время. Иногда также выделяют особо Новейшее время, подразумевая под ним 20 век и сегодняшнюю историю человечества. Соответственно этим стадиям про Античность говорят как про рабовладельческое общество, про Средние века – как про феодальное общество, про Новое время – как про общество наемного труда.
В 19 веке существенное дополнение в понимание стадий развития человечества было внесено Карлом Марксом. Согласно марксистской точке зрения в истории человечества последовательно сменились четыре общественно-экономические формации: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая. Следующей формацией по завершении капитализма будет коммунизм. В качестве особой общественно-экономической формации в марксизме иногда выделяют азиатскую, вследствие ее очень сильных отличий от характеристик европейского исторического процесса.
В философии истории между собой борятся две точки зрения на закономерности исторического процесса – историцизм и антиисторицизм, отличные от унитарно-стадиального или плюрально-циклического взгляда.
Историцизм – это взгляд на исторический процесс, как на действие особых закономерностей развития человечества, особых исторических сил, не зависящих от самого человека, т.е. законов исторического развития. Материалистический историцизм исходит из того, что исторические законы являются естественными законами развития. Идеалистический историцизм полагает, что в данном случае действуют сверхъестественные силы, и именно они задают ход истории человечества, возможно, что эта сила является Богом.
Антиисторицизм является противоположным взглядом. Наиболее известным сторонником антиисторицизма является выдающий немецкий философ Карл Поппер. Он полагал, что если история человечества подчиняется неким историческим законам (естественным или сверхъестественным, неважно), то это означает изначальную заданность, предопределенность истории. Т.е., зная такой исторический закон можно предсказать, куда и как будет развиваться человечество, но это еще не удалось никому.
Антиисторицизм отвергает развитие истории по какому-либо закону. История человечества для сторонников этого взгляда – это совокупность огромного количества самых разнообразных действий людей с самыми разными мотивами – и благородными, и низменными. Соответственно, нет никакой единой истории человечества, а есть ли огромное множество историй, связанных с различными аспектами человеческой жизни. Например, история культуры, история сельского хозяйства, история науки, история промышленности, военная история и т.п.
В настоящее время из всех рассмотренных выше концепци исторического процесса наибольшее признание, по крайней мере, в нашей стране имеет унитарно-стадиальная концепция всемирной истории, характеризующаяся сменой общественно-экономических формаций. Однако, и эта концепция имеет два варианта понимания.
Дело заключается в том, что выдвинутая К.Марксом идея развития человечества путем смены общественно-экономических формаций последовательно от рабовладельческого строя к капитализму является идеальной. На практике значительная часть человечества не проходила последовательно всех этих стадий. Некоторые общества возникали и погибали только в рамках какой-то одной стадии. Иными словами линейный вариант смены общественно-экономических формаций, предложенный Марксом, это – не закон, а тенденция, обобщение. Этот вариант не применим всегда и везде. Например, у сообществ тропической Африки никогда не было рабовладения и феодализма. Рабовладения не было в большинстве азиатских государств. Некоторые из них уже много веков и по сию пору живут на стадии «феодального капитализма».
Поэтому правильнее говорить о глобальном варианте унитарно-стадиального исторического процесса. При таком варианте смена общественно-экономических формаций мыслится как исторический процесс для человечества в целом. При этом отдельные общества (государства, исторические регионы) могут проходить в своем историческом развитии все стадии, а могут – лишь некоторые. Наконенц, могут вообще застревать на какой-то одной стадии, развиваться и гибнуть не выходя за ее пределы.