Гонения на Церковь со стороны советской власти
Новомученики и исповедники российские
1) Гонения на Церковь со стороны советской власти
2) Святитель Тихон, патриарх Московский
3) Царственные страстотерпцы
Гонения на Церковь со стороны советской власти
С приходом советской власти начались гонения на Русскую Православную Церковь. Гонения, начавшись с конца 1917 года, приняли массовый и ожесточенный характер уже в 1918 году, когда был принят декрет об отделении Церкви от государства, ставивший Церковь в бесправное положение, и продолжались на протяжении всего советского периода, то есть семидесяти лет.
С 1923 по 1928 год арестовывались сотни священнослужителей и мирян, но почти не было приговоров к смерти; то же самое было и с 1934 по 1936 год. Иногда гонения принимали почти исключительно бескровный характер , так было в 70–80-х годах , когда аресты священнослужителей и мирян стали единичными. В некоторые периоды власти преследовали цель арестовать как можно больше священно- и церковнослужителей и мирян аресты тогда исчислялись десятками и сотнями тысяч и для многих окончились мученической кончиной.
Первым практическим результатом действия декрета было закрытие большинства духовных учебных заведений. Практически с 1918 года были прекращены духовное образование и научная церковная деятельность. Это же самое можно сказать и о книгопечатании, с 1918 года любые издания христианской литературы стали невозможны. Было запрещено преподавание Закона Божия в школах. Во многих городах состоялись собрания прихожан выразивших свое отрицательное отношение к декрету в целом и в частности к вопросу отделения школы от Церкви. Одновременно с принятием декрета об отделении Церкви от государства власти попытались с помощью вооруженного нападения захватить Александро-Невскую Лавру, тем давая ясно понять, что в мерах по проведению декрета в жизнь они не остановятся ни перед чем. При захвате Лавры был смертельно ранен священник Пётр Скипетров, пытавшийся остановить красногвардейцев.
Во многих городах страны в 1918 г. прошли крестные ходы в виде протеста против захвата церковного имущества. В них принимали участие десятки тысяч людей. В некоторых случаях крестные ходы были расстреляны красногвардейцами.
Во второй половине 1921 года в стране разразился голод. К маю 1922 года в России голодало около 20 млн. человек и около миллиона скончалось. Голод явился не только результатом засухи , но и результатом только что окончившейся гражданской войны , жестокого подавления крестьянских восстаний и беспощадного отношения власти к народу. Государство под предлогом голода приняло декрет об изъятии церковных ценностей. С помощью этого декрета власти совершили попытку разрушить Церковь. Одновременно с изъятием ценностей власти попытались внести раскол в духовенство , взяв под защиту государства тех священников, которые открыто помогали советской власти. Несмотря на попытки духовенства предотвратить столкновения прихожан с представителями власти, в некоторых местах комиссии по изъятию столкнулись с верующими. Столкновения сопровождались арестами и убийствами.
Но власти не ограничились прямыми репрессиями против духовенства и верующих, был план разрушить церковное управление , и для этого была оформлена в отдельную организацию так называемых «обновленцев» группа духовенства, которой советская власть стала оказывать определенное покровительство. Фактически, предав Православную Церковь, эти священники ушли в раскол.
В начале 1929 года был принят указ «О мерах усиления антирелигиозной работы», который положил начало массовым арестам священнослужителей , мирян и закрытию храмов. Гонения, начавшись в 1929 году, продолжались до 1933 года. Многие священнослужители за это время были арестованы и сосланы в лагеря, многие приняли там мученическую кончину.
За этот период было арестовано около 40 тысяч церковно- и священнослужителей. В одной только Москве и Московской области было арестовано четыре тысячи человек. Большая часть арестованных была приговорена к заключению в концлагеря, остальные – расстреляны. Те , кто были приговорены к заключению и дожили до гонения 1937 года , претерпели мученическую кончину в это время.
В начале 1937 года была произведена перепись населения СССР. Впервые в эту перепись был включен вопрос о религии. На этот вопрос отвечали все граждане , начиная с шестнадцати лет. Правительству хотелось узнать – каковы же их реальные успехи за двадцать лет борьбы с верой и Церковью, кем называют себя люди, живущие в государстве, исповедующем воинствующее безбожие. Всего населения от шестнадцати лет и старше в Советской России оказалось 98,4 миллиона человек, из них верующими себя назвали 55,3 миллиона. Православными себя назвали 41,6 миллиона, или 42,3% всего взрослого населения страны и 75,2% от всех, назвавших себя верующими. Из переписи населения с ясностью следовало, что население страны осталось православным, сохранив национальные духовные корни. Предпринятые усилия в области борьбы с Церковью и народом не привели к желаемому результату, а если исходить из данных переписи населения, то можно сказать что они потерпели крах.
В начале 1937 года власти поставили вопрос о существовании Русской Православной Церкви как Всероссийской организации. Можно сказать , что гонения , которые обрушились на Русскую Православную Церковь в конце тридцатых годов , были исключительными по своему размаху и жестокости не только в рамках истории России , но и в масштабе всемирной истории.
Если храмы, которые были отданы под склады или разрушены, можно было в обозримой перспективе восстановить или отстроить заново, то более сотни архиереев, десятки тысяч священнослужителей и сотни тысяч православных мирян были расстреляны, и эта утрата была незаменима и невосполнима. Последствия этих гонений сказываются и по сию пору.
Массовое уничтожение святителей , просвещенных и ревностных пастырей , множества подвижников благочестия понизило нравственный уровень общества. Причем власти и дальше не собирались останавливать процесс закрытия храмов. Его остановила Великая Отечественная война. В середине войны советское правительство продемонстрировало миру перемену в своем отношении к Русской Православной Церкви , разрешив открывать закрытые ранее храмы и совершать в них богослужения. Но аресты духовенства не прекращались во всё время Великой Отечественной войны.
В послевоенное время , прекратив кровавые гонения на Церковь , власти продолжали оказывать давление на всех людей, открыто исповедовавших свою христианскую веру.
В юбилейном 2000 году Русская Церковь прославила подвиг пострадавших за веру от Советской власти. Поимённо было прославлено - более тысячи святых. Но так как невозможно восстановить имена всех пострадавших и узнать подробности их подвига, они были канонизированы как Собор новомучеников и исповедников российских. И сейчас продолжается работа по канонизации новомучеников российских: находятся всё новые документальные свидетельства, составляются жития, Церковь прославляет новых русских святых.