Урок третий. Традиции в семье Шмелёвых и «родниковая» правда Горкина.
Уже в старости Шмелёв написал, что душу его сотворили отец и Горкин. Почему он так считал?
Интересно то, что в семье Шмелёвых была традиция сохранять два имени: Иван и Сергей. Так отца писателя звали Сергей Иванович, и сына - тоже Сергей Иванович. Нетрудно догадаться, как звали дедушку, о котором пойдёт речь в следующем отрывке:
«Темная горбатая икона Страстей Христовых стала как будто новой, видно на ней распятие. Вот отчего такое... За окном - можно достать рукой - розовая кирпичная стена, и на ней полоса от солнца: оттого-то и свет в передней. Никогда прежде не было. Я говорю отцу:
- Солнышко заглянуло к нам!
Он смотрит рассеянно в окошко, и вот - светлеет его лицо.
- А-а... да, да. Заглянуло в проулок к нам.
Смотрит - и думает о чем-то.
- Да... дней семь-восемь в году всего и заглянет сюда к нам в щель. Дедушка твой, бывало, все дожидался, как долгие дни придут... чай всегда пил тут с солнышком, как сейчас мы с тобой. И мне показывал. Маленький я был, забыл уж. А теперь я тебе. Так вот все и идет...- говорит он задумчиво.- Вот и помолись за дедушку».
И снова символ круга создает логическую завершённость происходящему: круглое солнышко заглядывает в окошко на семь – восемь дней в году, обойдя круглый год, и имена в семье Шмелёвых давались по установленному кругу: отец – Сергей Иванович, сын – Иван Сергеевич, внук – снова Сергей Иванович. О такой же традиции мы читаем в «Капитанской дочке», где отца Петра Андреевича Гринёва зовут Андрей Петрович.
А теперь вспомним, что за подарок покупает отец своему сыну? «Отец покупает мне образ Святой Троицы, в серебряной ризе, и говорит:
- Это тебе моё благословение будет.
Я не совсем понимаю – благословение…для чего? Горкин говорит мне, что великое дело…
- Отца-матери благословение – опо-ра, без неё ни шагу…как можно! Будешь на него молится, папеньку вспомянешь – помолишься».
А помните, как Илья Муромец после своего исцеления сразу пошёл за благословением к родителям? Нельзя не вспомнить, какое благословение дал отец Петруше Гринёву в «Капитанской дочке».
Святитель Феофан Затворник учил, что семья есть крепость, в которой все члены её, особенно дети, имеют надёжную защиту. Чем мужественнее отец, тем крепче семейный оплот, тем мощнее стена заступления (как говорил А. Суворов). Плохо, когда отцы, забыв Бога, живут без царя в голове. Ослабление роли отца в семье является главным источником большинства психиатрических заболеваний (это данные современной науки). Будущему мужчине необходим учитель, наставник, крёстный отец, духовник, кто-нибудь старший, но обязательно – добродетельный и мужественный.
Задание I. Определите лексическое значение у слов «добродетельный» и «благословение», учитывая их способ образования.
Урок четвёртый. «От горя не отворачивайся – грех это», - говорит плотник Михаил Панкратович Горкин, заставляя смотреть на больного парня. «В ногах у меня звенит, так бы и убежал, а глядеть хочется. Лицо у парня костлявое, как у мертвеца, всё чёрное, мутные глаза гноятся… Я смотрю на крестик, и хочется мне заплакать почему-то. На холщовой рубахе парня лежат копейки. Федя кладет ему гривенничек на грудь и крестится. Парень глядит на Федю жалобно так, как будто думает, какой Федя здоровый и красивый, а он вот и рукой не может. Федя глядит тоже жалобно, жалеет парня».
С великим трепетом принимает милостыньку и Горкин, когда самому пришлось испытать страх «не дойти»:
А кругом уже много богомольцев, и все жалеют:
- Старичок-то лежит, никак отходит?..
Кто-то кладет на Горкина копейку; кто-то советует:
- Лик-то, лик-то ему закрыть бы... легше отойдет-то!
Горкин берет копеечку, целует ее и шепчет:
- Господня лепта... сподобил Господь принять... в гроб с собой скажу положить...
Вот так просто и чисто жили, жалели, помогали люди на Руси.
Как мы с вами видим, Горкин – «сама правда». ( Фамилия у него созвучна с горним миром.) Он верует знанием и знает сердцем: что Владычица молящегося «всю душу видит»; что «для святого пустяков нет, они до всего снисходят», а что «нам хоть знать-то про них, и то радость великая». И стареньким, дребезжащим, таким приятным голоском поёт «страшно победную, молитву: «Кто Бог велий, яко Бог наш».
И снова обратимся к страницам из «Богомолья»:
Вода ключевая, сладкая: Яуза тут родится, от родников, с-под горок. И Горкин хвалит: прямо чисто с гвоздей вода, ржавчиной отзывает, с пузыриками даже,- верно, через железо бьет. А в Москве Яуза черная да вонючая, не подойдешь,- потому и зовется - Яуза-Гряуза! И начинает громко рассказывать, будто из священного читает, а все богомольцы слушают. И подводчики с моста слушают - кипы везут на фабрику и приостановились.
- Так и человек. Родится дите чистое, хорошее, ангельская душка. А потом и обгрязнится, черная станет да вонючая, до смрада. У Бога все хорошее, все-то новенькое да чистенькое, как те досточка строгана... а сами себя поганим! Всякая душа, ну... как цветик полевой-духовитый. Ну, она, понятно, и чует - поганая она стала,- и тошно ей. Вот и потянет ее в баньку духовную, во глагольную, как в Писаниях писано: "В баню водную, во глагольную"! Потому и идем к Преподобному - пообмыться, обчиститься, совлечься от грязи-вони...
Родные родники (обратите внимание на одинаковый корень этих слов) земли Русской. Они тоже являют нам свою крепость. Сколько раз их зарывали, бетонировали, стирали с лица земли, а они пробиваются, чтобы дать сил нам пробить, пообмыть, обчистить, совлечь грязь - вонь нашей греховности…
В любое время года
Струится здесь вода,
И множество народа
Стекается сюда…
Любимый авва Сергий
Навстречу всем идёт
И от своих усердий
Всем помощь подаёт.
Он шлёт благословенье
Невидимой рукой,
Скорбящим утешенье,
Отраду и покой…
Вода всем помогает,
Кто с верой во Христа
Молитву воссылает
В подножии креста…
Трёхстопный ямб используется чаще всего в народных песнях, которые кого-то или что-то прославляют. Какая сильная вера в этих строчках! Истина, простота и любовь к Богу - вот что позволило игумену Виссариону, насельнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, написать такие чудные строки.
Задание II. Напишите, что вы знаете о родниках вашей малой родины.