Двенадцатый подвиг: пленение Кербера 2 страница

f. Наконец, на берегу лидийской реки Сангарий Геракл поразил стрелой огромного змея, уничтожавшего людей и урожай. Благодарная Омфала, узнавшая наконец, кто он и откуда родом, освободила его и отправила назад в Тиринф с богатыми дарами. Зевс в ознаменование этого события создал созвездие Офиух – Змеедержец. Река Сангарий, между прочим, была так названа в честь сына Миндона и Алексирои, который, лишенный рассудка матерью богов за неуважение, проявленное к ее мистериям, и оскорбление ее евнухов-жрецов, решил утопиться в водах этой реки9.

g. Омфала купила Геракла с целью приобрести себе любовника, а не воина. Она родила от него троих сыновей по имени Лам, Агелай (потомком которого был знаменитый царь Крез, решивший сгореть на костре, когда персы захватили Сарды) и Лаомедонт10. Некоторые считают, что был еще и четвертый сын – Тиррен, или Тирсен. Он изобрел музыкальную трубу и повел лидийских поселенцев в Этрурию, где они стали называть себя тирренцами, или тирсенами. Но более вероятно, что Тиррен был сыном царя Атиса и отдаленным потомком Геракла и Омфалы11. Одна из служанок Омфалы по имени Малида родила от Геракла Клеодея, или Клеолая, и еще Алкея, основавшего лидийскую династию, которую царь Крез изгнал с сардского трона12.

h. Грецию достигли вести о том, что Геракл расстался со своей львиной шкурой и венком из белого тополя, а вместо них носит ожерелья, золотые браслеты, женский тюрбан, красный платок и меонийский пояс. Говорили, что он сидит в кругу распутных ионийских красавиц, расчесывает шерсть или прядет ее, вздрагивая при каждом окрике хозяйки. Ему не раз доставалось от нее золоченой туфелькой, когда его неловкие пальцы ломали веретено; иногда же, в хорошем настроении, она развлекалась, слушая его воспоминания о былых подвигах. При этом он даже не испытывал стыда. Вот почему художники изображают Геракла в желтой юбке или в окружении причесывающих его служанок Омфалы, которая носит его львиную шкуру, дубину и лук13.

i. Произошло, однако, всего лишь вот что. Однажды, когда Геракл и Омфала прохаживались по виноградникам Тмола – она в пурпурном, вышитом золотом платье с напомаженными локонами, а он – с золоченым зонтиком в руках, раскрытым над ее головой, – с высокого холма их увидел Пан. Влюбившись в Омфалу и наскоро попрощавшись с горными богинями, он побежал за ней с криком: «Теперь только ей будет принадлежать мое сердце!» Тем временем Омфала и Геракл пришли к одинокому гроту, ради которого и предприняли эту прогулку, где им в голову пришла мысль поменяться одеждой. Она подвязала ему плетеный пояс, не сошедшийся на его широкой талии, и надела на него свое платье. И хотя она распустила шнуровку платья как можно свободнее, рукава на Геракле лопнули и шнурки на сандалиях оказались коротки.

j. После ужина они отправились спать – каждый на свое ложе, принеся закатные жертвы Дионису, который в таких случаях требовал от поклонявшихся ему брачной чистоты. В полночь Пан пробрался в грот и в темноте ощупью нашел то, что показалось ему ложем Омфалы, поскольку на спящем были шелковые одежды. Дрожащими руками он приподнял покрывало и нырнул под него. Проснувшийся в это время Геракл вытянул одну ногу и лягнул ею так, что Пан отлетел к противоположной стене грота. Услышав тяжелый удар и вопль, Омфала вскочила и приказала принести огонь. Когда огонь принесли, они с Гераклом смеялись до слез при виде распростертого в углу Пана, потирающего свои ушибы. С этого дня Пан невзлюбил одежду и созывал участников своих обрядов обнаженными. Именно он отомстил Гераклу, распространив про него слух, что тот постоянно обменивается с Омфалой одеждой, находя в этом особое удовольствие14.

1Аполлодор II.6.3; Диодор Сицилийский IV.31; Ферекид. Цит. по: Схолии к «Одиссее» Гомера XXІ.22.

2Софокл. Трахинянки 253; Аполлодор ІІ.6.2; Диодор Сицилийский. Цит. соч.

3Аполлодор II.6.3; Плутарх. О реках 7; Тацит. Анналы II.47.

4Аполлодор. Цит. соч.; Суда под словом Cercopes; Цец. Схолии к Ликофрону 91.

5Roscher W. H. Lexicon der griechischen und romischen Mytologie II.1166 ff.; Мюллер K. O. Дорийцы I.464; Птоломей Клавдий V.2; Геродот VII.216.

6Суда под словом Cercopes; Евстафий. Схолии к «Одиссее» Гомера XIX.247; Овидий. Метаморфозы XIV.91.

7Цец. Хилиады II.432 и сл.; Диодор Сицилийский IV.31; Дионисий Периэгет. Описание Земли 465; Стефан Византийский под словом Itone.

8Схолии к «Идиллиям» Феокрита X.41; Атеней XIV.619; Гесихий, Фотий и Суда под словом Lityerses.

9Гигин. Поэтическая астрономия II.14; Плутарх. О реках 12.

10Диодор Сицилийский IV.31; Вакхилид III.24–62; Аполлодор ІІ.6.3; Палефат 45.

11Павсаний II.21.3; Геродот I.94; Страбон V.2.2; Дионисий Галикарнасский. Древности I.28.

12Гелланик. Фрагмент 102 изд. Дидо; Диодор Сицилийский. Цит. соч.; Евсевий. Евангельское приуготовление II.2.25; Геродот I.7.

13Овидий. Героиды IX.54 и сл.; Лукиан. Разговоры богов 13; Плутарх. Следует ли старику заниматься государственными делами 4.

14Овидий. Фасты II.305.

* * *

1. Карманор, вероятно, был титул Адониса (см. 18.7), также убитого вепрем. Осквернение Тмолом храма Артемиды датировать нельзя, как нельзя датировать повеление Гераклу возместить Эвриту смерть сына. Оба события, тем не менее, кажутся вполне исторически верными. Не исключено, что Омфала была пифией, хранительницей дельфийского омфала, предложившей выплатить за Геракла надлежащую сумму и сделавшей его на время отработки храмовым рабом. Тот факт, что в мифе Омфала предстает лидийской царицей, объясняется тем, что мифографы решили изменить место действия, чтобы согласовать его с другими преданиями.

2. Керкопы были, как о том говорят различные пары их имен, керы, или Злобы, приходящие в виде обманчивых и злых снов, которых можно было избежать, взывая к Гераклу – единственному, кто имел власть над ночными кошмарами (см. 35.3–4). Вначале представленные в виде простых призраков, наподобие керкопов (их имя является всего лишь вариантом слова cercops), в более поздних произведениях они уже фигурируют как cercopithecoi («обезьяны») – возможно, из-за связи между Гераклом и Гибралтаром, т.е. одним из установленных им столпов, откуда карфагенские купцы привозили ручных обезьян для богатых греческих и римских дам. Мало вероятно, чтобы на двух маленьких островках – Исхии и Прохите, расположенных к северу от Неаполитанского залива и называемых греками Питекуссами, – водились обезьяны. Название этих островков на самом деле происходит от слова pithoi, или «сосуды», которые на этих островах изготовлялись (Плиний. Естественная история ІІІ.6).

3. Обычай виноградарей убивать путников в пору виноделия, когда совершался обряд в честь духа Лозы, был широко распространен в Сирии и Малой Азии, а аналогичные жертвоприношения во время сбора урожая встречались повсеместно и в Азии, и в Европе. Джеймс Фрэзер подробно рассмотрел этот вопрос в «Золотой ветви». Здесь Гераклу приписывается наложение запрета на человеческие жертвы, т.е. социальная реформа, которой особенно гордились греки, несмотря на то что войны между ними становились все более жестокими и разрушительными.

4. Писатели классической эпохи воспринимают служение Геракла Омфале как аллегорию, отражающую то, как легко сильного мужчину может поработить похотливая, честолюбивая женщина, а поскольку пупок воспринимался как вместилище женской страсти, то имя Омфала становится еще более красноречивым. Однако этот сюжет повествует об очень древнем этапе в развитии идеи царя-жреца, когда происходил переход от матриархата к патриархату, и царь, будучи возлюбленным царицы, получил возможность замещать ее во время церемоний и жертвоприношений; при этом он должен был носить ее одежды. Э. Ревийю показал, что в древнюю шумерскую эпоху такая система существовала в Лагаше. Более того, некоторые сюжеты критского искусства изображают мужчин в женских одеждах во время жертвоприношений, причем на них не только пятнистые штаны-юбочки, как на саркофаге из Хагия-Триада, но даже юбки с оборками, как, например, на дворцовой фреске в Кноссе. Рабство Геракла объясняется исконными матриархальными обычаями, существующими в западной Африке: в Лоанго, Дауре и Аброне, как указывал Р. Бриффо, царь происходит из рабов и не имеет власти; в Агонне, Латуке, Убембе и других местах вообще имеется только царица, которая не вступает в брак, а выбирает себе любовников из рабов. Более того, аналогичная система существовала вплоть до классической эпохи среди древней локрийской знати, из числа которой выбирались жрицы Троянской Афины (см. 158.8). В 683 г. до н.э. локрийцы вынуждены были переселиться из центральной Греции в эпизефирские Локры, расположенные на южной оконечности Италии, «из-за скандала, разразившегося в связи с неразборчивыми любовными связями между женщинами из благородных семей и рабами» (см. 18.8). Эти локрийцы вели свое происхождение не от эллинов, считали добродетелью добрачные связи (как это было принято среди критян, карийцев и аморитов) (Клеарх 6) и настаивали исключительно на матрилинейном наследовании (Дионисий Периэгет. Описание Земли 365–367; Полибий XІІ.6b). Подобная практика должна была быть повсеместно распространена в доэллинской Греции и Италии, но только в Багнаре, неподалеку от развалин эпизефирских Локр, еще помнят о существовавшей некогда матриархальной традиции. Женщины из Багнары носят длинные юбки в складку и ходят босиком, совершая торговые сделки и по нескольку дней оставляя детей на попечении мужей. На голове они могли носить поклажу весом до двух «квинталов». Мужчины получали «отпуск» весной, когда шла меч-рыба и они могли показать свое искусство владения острогой, а также летом, когда они отправлялись в горы и жгли древесный уголь. Хотя официальным покровителем Багнары является св. Николай, никто из багнаротов не признает его существования, а местный священник жалуется, что жители больше внимания уделяют святой Деве, чем Сыну. Святая Дева заменила им девственную Кору, чей прекрасный храм в классическую эпоху принес большую известность Локрам.

Гесиона

Когда рабство Геракла у царицы Омфалы закончилось, он, уже не терзаемый безумием, вернулся в Тиринф и сразу же стал собираться в поход против Трои1 по следующим причинам. Он и Теламон (то ли по дороге из страны амазонок, то ли когда аргонавты сошли на берег у Сигейского мыса) были поражены, увидев дочь Лаомедонта Гесиону, прикованную к скале у троянского берега2, совсем нагую, если не считать нескольких украшений. Оказалось, что Посейдон наслал морское чудовище, чтобы покарать Лаомедонта за неуплату денег ему и Аполлону за то, что те построили городские стены и пасли его стада. Некоторые, правда, говорят, что Лаомедонт обязался принести им в жертву всех коров, родившихся в тот год в его царстве. Другие утверждают, что он обещал им жалкую плату как поденщикам, но и ту заплатил не полностью, а присвоил себе тридцать троянских драхм. В отместку Аполлон наслал чуму, а Посейдон приказал морскому чудовищу пожрать людей, живших в долине, и разрушить их поля морскими волнами. По другому свидетельству, Лаомедонт выполнил свои обязательства перед Аполлоном, но не перед Посейдоном, который и наслал на его царство чуму и чудовище3.

b. Лаомедонт посетил оракул Зевса Аммона, где услышал, что должен выставить Гесиону на морском берегу, чтобы чудовище пожрало ее. Но он упрямо отказывался сделать это до тех пор, пока все троянские знатные семейства не принесут в жертву своих дочерей. В отчаянии они обратились к Аполлону, который, будучи разгневан не меньше Посейдона, не стал их успокаивать. Тогда родители отправили своих детей в безопасные места за пределы страны, но Лаомедонт попытался заставить некоего Фенодама, оставившего трех своих дочерей дома, отдать одну из них на растерзание чудовищу. Фенодам произнес пламенную речь перед собранием, утверждая, что только один Лаомедонт виновен в нынешних несчастьях и должен пострадать, пожертвовав своей дочерью. В конце концов, было решено бросить жребий, в соответствии с которым Гесиону приковали к скале, где ее и обнаружил Геракл4.

c. Геракл тем временем разорвал ее путы, поднялся в город и предложил расправиться с чудовищем в обмен на двух несравненных, бессмертных белоснежных коней или кобылиц, которые могли мчаться над водой или хлебным полем, как ветер, и которых Зевс вручил Лаомедонту как возмещение за похищенного им Ганимеда. Лаомедонт тут же согласился на это условие5.

d. Затем троянцы с помощью Афины построили Гераклу высокий насыпной вал, который должен был защитить его от чудовища, когда то высунет свою голову из воды и направится к долине. Когда чудовище достигло стены и широко раскрыло пасть, Геракл во всеоружии прыгнул ему в глотку. Целых три дня он провел в желудке чудовища, но, тем не менее, стал победителем, хотя этот бой стоил ему потери всех волос на голове6.

e. О том, что случилось дальше, спорят до сих пор. Одни говорят, что Лаомедонт отдал Гесиону Гераклу в жены, но в то же время убедил оставить ее и кобылиц в Трое на время плавания с аргонавтами, но, когда золотое руно было добыто, жадность взяла верх и он отказался отдать Гераклу Гесиону и кобылиц. Другие считают, что он объявил о своем отказе месяцем или двумя раньше – когда Геракл явился в Трою, разыскивая Гиласа7.

f. Наиболее правдоподобный рассказ гласит, что Лаомедонт обманул Геракла, подменив бессмертных лошадей обычными, после чего Геракл пригрозил Трое войной и, разъяренный, отправился через море. Сначала он посетил остров Парос, где воздвиг алтарь Зевсу и Аполлону, затем коринфский Истм, где предсказал Лаомедонту конец, и уже в своем родном Тиринфе набрал себе войско8.

g. За это время Лаомедонт убил Фенодама и продал трех его дочерей сицилийским купцам, покупавшим жертвы для зрелищ с дикими зверями. Но в Сицилии их спасла Афродита, и старшая из дочерей, Эгеста, разделила ложе с богом реки Кримисс, принявшим облик пса. От этого брака у нее родился сын Эгест, которого латиняне называли Акестом9. Эгест с помощью Элима, незаконнорожденного сына Анхиса, привезенного им из Трои, основал город Эгесту, который позднее стал называться Сегеста, а потом города Энтелла (названный так по имени его жены), Эрикс и Аска. Говорят, что в конце концов Эгеста вернулась в Трою и вышла замуж за некоего Каписа, от которого у нее родился сын по имени Анхис10.

h. До сих пор спорят: отплыл ли Геракл в Трою с восемнадцатью кораблями по пятьдесят весел на каждом или же у него было всего шесть небольших судов с малым количеством воинов11. Тем не менее среди его союзников называют Иолая, сына Эака по имени Теламон, Пелея, аргивянина Оиклея и беотийца Димаха12.

i. На острове Саламин Геракл нашел Теламона пирующим со своими друзьями. Ему тут же дали золоченый кубок и предложили совершить первое возлияние в честь Зевса. Совершив обряд, Геракл простер руки к небесам и произнес такую молитву: «О, Отец, пошли Теламону прекрасного сына с кожей крепкой, как львиная шкура, и храбростью льва!» Он видел, что жена Теламона вот-вот должна родить. В ответ Зевс отправил на землю своего орла и Геракл заверил Теламона, что просьба будет исполнена. И действительно: закончился пир и Перибея произвела на свет великого Аякса, которого Геракл завернул в свою львиную шкуру, сделав его, тем самым, неуязвимым, за исключением шеи и подмышек, поскольку под шкуру попал колчан13.

j. Высадившись на берег близ Трои, Геракл оставил Оиклея сторожить корабли, а сам повел остальных воинов к стенам города. Застигнутый врасплох Лаомедонт не успел собрать войско, зато раздал горожанам мечи и факелы и отправил их жечь корабли Геракла. Оиклей сопротивлялся, пока не пал в бою, выказав большую доблесть, а его соратники, столкнув в воду корабли, бежали. Тогда Лаомедонт поспешил в город и после стычки в бою с не успевшим перестроиться войском Геракла сумел снова войти в город и запереть за собой ворота.

k. Зная, что ему не хватит терпения на длительную осаду, Геракл подал сигнал к приступу. Первым проломил стену и ворвался в город Теламон, посчитавший самым слабым местом западную стену, построенную его отцом Эаком. За ним следом, терзаясь от зависти, ворвался Геракл. Теламон, вдруг понявший, что обнаженный меч Геракла предназначен для него, не растерялся и, не обороняясь, стал собирать большие камни, вывалившиеся из стены. «Что ты делаешь?» – взревел Геракл. «Строю алтарь Гераклу Победителю, Гераклу Отвратителю Зла!» – был ответ находчивого Теламона. «Отдаю тебе Трою на разграбление»14, – ответил благородный Геракл и поспешил прочь. Он поразил стрелами Лаомедонта и всех его сыновей, кроме Подарка, который, единственный из всех, настаивал на передаче Гераклу бессмертных кобылиц. Город был разграблен. Утолив жажду мести, Геракл вознаградил Теламона, отдав ему в жены Гесиону, которой позволил выкупить любого из пленных. Она выбрала Подарка. «Хорошо! – сказал Геракл. – Но сначала он должен быть продан, как раб». Когда Подарка выставили на продажу, Гесиона выкупила его, отдав за него золоченое покрывало, украшавшее ее голову. Так Подарк получил имя Приам, что значит «купленный». Некоторые, правда, говорят, что в то время Приам был еще младенцем15.

l. Предав Трою огню и не оставив людей на ее дорогах, Геракл посадил Приама на трон, а сам отплыл в море. Гесиона сопровождала Теламона до самого Саламина, где родила ему Тевкра. Был ли он законным сыном Теламона или нет – неизвестно16. Позднее Гесиона покинула Теламона, бежала в Малую Азию, а потом приплыла в Милет, где царь Арион нашел ее, когда она пряталась в лесу. Там она родила от Теламона второго сына по имени Трамбел, которого Арион воспитывал как своего собственного и сделал царем живших в Азии соплеменников Теламона лелегов или, как говорят некоторые, лесбосцев. Когда во время Троянской войны Ахилл напал на Милет, он убил Трамбела, слишком поздно узнав, что тот был сыном Теламона. Он сильно горевал об этом17.

m. Некоторые говорят, что Оиклей не погиб под Троей, а был жив еще тогда, когда эринии свели с ума его внука Алкмеона. Его могилу показывают в Аркадии, около мегалополисного храма Борея18.

n. Потом Геракл отплыл в Троаду, взяв с собой Главкию, дочь речного бога Скамандра. Во время осады она была любовницей Димаха, а когда тот пал в бою, обратилась за покровительством к Гераклу. Геракл посадил ее на свой корабль, радуясь тому, что род его прекрасного друга не пресечется: ведь Главкия была беременной и спустя определенное время родила сына по имени Скамандр19.

o. Пока Зевс под влиянием бога сна спал, Гера призвала Борея и повелела ему поднять бурю, которая отнесла корабль Геракла далеко в сторону, к острову Кос. Пробудившийся Зевс рассердился и пригрозил богу сна отправить его с небес в царство Эреба, но Гера поспешила за помощью к богине Ночи, которую не решался злить даже Зевс. В бессильной злобе он стал гонять богов вокруг Олимпа. Некоторые даже говорят, что именно за это он приковал Геру за запястья к стропилам и повесил между небом и землей, привязав к ногам наковальни. Гефеста же в сердцах швырнул на землю. Дав таким образом волю чувствам, он спас Геракла на Косе и помог ему добраться до Аргоса. Что с ним случилось потом, об этом говорят по-разному20.

p. Одни говорят, что жители Коса по ошибке приняли его за пирата и пытались помешать ему подойти к берегу, обстреливая корабль из пращи. Однако Геракл все-таки высадился, ночным приступом взял город Астипалею и убил царя Эврипила, сына Посейдона и Астипалеи. Сам же был ранен Халкодонтом, но в самый последний момент спасен Зевсом21. Другие утверждают, что он напал на Кос потому, что влюбился в дочь Эврипила Халкиопу22.

q. Третьи рассказывают вот что. Пять из шести кораблей Геракла в бурю потонуло, а оставшийся сел на мель у Лакеты, что на острове Кос. При крушении Гераклу и его спутникам удалось спасти только оружие. Когда они выжимали мокрую одежду, мимо них прошло стадо овец и Геракл попросил меропского пастуха, некоего Антагора, подарить им барана. Тогда Антагор, отличавшийся могучим телосложением, вызвал Геракла на поединок, предложив барана в качестве награды. Геракл вызов принял, и, когда два борца сошлись, Антагору пришел на помощь друг, а греки поспешили помочь Гераклу; возникла всеобщая свалка. Измотанный бурей и уставший от множества противников, Геракл оставил поле боя, вбежал в дом фракийской женщины мощного телосложения и сумел скрыться, переодевшись в ее платье.

r. В тот же день, восстановив свои силы после сытной еды и сна, он снова вступил в бой с жителями Коса и обратил их в бегство. После чего над ним совершили обряд очищения от пролитой накануне крови, и он, как был в женских одеждах, женился на Халкиопе, которая родила ему Фессала23. На поле, где произошла эта битва, до сих пор Гераклу приносятся ежегодные жертвы, а косские женихи носят женские одежды, когда приводят в свой дом невест. Таким же образом одевается и жрец Геракла в Антимахии на Косе перед тем, как совершить жертвоприношение24.

s. Обиженные Гераклом жительницы Астипалеи обругали его, за что Гера наградила их коровьими рогами. Некоторые, правда, утверждают, что рогами их наказала Афродита за то, что они превозносили свою красоту больше, чем ее25.

t. Опустошив Кос и истребив его жителей, Геракл, ведомый Афиной, отправился во Флегру, где помог богам выиграть битву с гигантами26. Оттуда он пришел в Беотию, где по его настоянию Скамандра избрали царем. Скамандр назвал реку Инах своим именем, а соседний ручей – именем своей матери Главкии. Источник он назвал именем своей жены Акидусы, родившей ему трех дочерей, которым местные жители до сих пор поклоняются, называя их «непорочные»27.

1Аполлодор ІІ.4.6.

2Аполлодор ІІ.5.9; Гигин. Мифы 89; Диодор Сицилийский IV.42; Цец. Схолии к Ликофрону 34.

3Аполлодор. Цит. соч.; Гигин. Цит. соч.; Лукиан. О жертвоприношениях 4; Цец. Цит. соч.; Диодор Сицилийский. Цит. соч.; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия III.З.

4Сервий. Цит. соч. V.30 и I.554; Цец. Цит. соч. 472; Гигин. Цит. соч. 89.

5Диодор Сицилийский IV.42; Цец. Цит. соч. 34; Валерий Флакк II.487; Гигин. Цит. соч.; Аполлодор ІІ.5.9; Гелланик. Цит. по: Схолии к «Илиаде» Гомера XX.146.

6Гомер. Илиада XX.145–148; Цец. Цит. соч.; Гелланик. Цит. соч.

7Диодор Сицилийский IV.42 и 49; Сервий. Цит. соч. I.623.

8Аполлодор ІІ.5.9; Гелланик. Цит. соч.; Пиндар. Истмийские оды VI.26 и сл.

9Цец. Цит. соч. 472, 953 и 965; Сервий. Цит соч. I.554 и V.30.

10Цец. Цит. соч. 472, 953 и 965; Сервий. Цит. соч. I.554; V.30 и 73.

11Диодор Сицилийский IV.32; Аполлодор II.6.4; Гомер. Цит. соч. V.638 и сл.

12Схолии к «Немейским одам» Пиндара III.61 и Истмийские оды I.21–23; Аполлодор. Цит. соч. и I.8.2; Гомер. Одиссея XV.243; Плутарх. Греческие вопросы 41.

13Аполлодор III.12.7; Пиндар. Истмийские оды VI.35 и сл.; Цец. Цит. соч. 455; Схолии к «Аяксу» Софокла 833; Схолии к «Илиаде» Гомера XXІІІ.821.

14Аполлодор II.6.4; Гелланик. Цит. по: Цец. Цит. соч. 469.

15Диодор Сицилийский IV.32; Цец. Цит. соч. 337; Аполлодор. Цит. соч.; Гигин. Цит. соч. 89; Гомер. Илиада V.638; Сервий. Цит. соч. III.З.

16Аполлодор III.12.7; Гомер. Цит. соч. VIII.283 и сл. и схолии к 284.

17Цец. Цит. соч. 467; Атеней II.43; Парфений. Любовные истории 26.

18Аполлодор ІІІ.7.5; Павсаний VIII.36.4.

19Плутарх. Цит. соч. 41.

20Гомер. Цит. соч. XIV.250 и сл. и XV.18 и сл.; Аполлодор I.3.5 и II.7.1.

21Аполлодор II.7.1.

22Схолии к «Немейским одам» Пиндара IV.40.

23Аполлодор ІІ.7.8; Гомер. Цит. соч. II.678–679.

24Плутарх. Цит. соч. 58.

25Овидий. Метаморфозы VII.363–364; Лактанций Плацид. Изложение Овидиевых «Метаморфоз» VII.10.

26Аполлодор II.7.1; Пиндар. Истмийские оды VI.31 и сл.

27Плутарх. Цит. соч. 41.

* * *

1. Эта легенда повествует о разграблении пятой или доэллинской Трои, возможно, микенцами, т.е. эолийскими греками, поддержанными отрядом лелегов, чьи предки помогали строить стены этого города (см. 158.8). Из легенды о золотом руне мы узнаем, что Лаомедонт препятствовал торговле лелегов и минойцев в Понте Эвксинском (см. 148.10) и что единственным способом вразумить его было разграбление города, имевшего ключевое значение для Геллеспонта и долины Скамандра, где ежегодно производилась торговля между Востоком и Западом. Девятый подвиг Геракла повествует о таком же предприятии в Понте Эвксинском (см. 131.11).

2. Спасение Гераклом Гесионы напоминает спасение Персеем Андромеды (см. 73.7). Вероятнее всего, этот сюжет навеян изображением, широко распространенным в Сирии и Малой Азии: пленением Мардуком морского чудовища Тиамат – одной из эманаций богини Иштар, которую он лишает власти, приковав к скале. Геракл оказывается проглоченным Тиамат и исчезает на три дня, прежде чем ему удается выбраться наружу. То же самое происходит и в древнееврейской притче, бесспорно основанной на том же сюжете: Иона проводит три дня в чреве кита. Так же и наместник Мардука царь Вавилона каждый год на определенное время отрекается от престола, и считается, что все эти дни он сражается с Тиамат (см. 71.1; 73.5 и 103.1). Белые солярные лошади Мардука или Персея в этом мифе превращаются в награду за спасение Гесионы. Солярный характер Геракла подчеркивается потерей волос: срезание волос с головы царя-жреца в конце года означало уменьшение его магических сил, как в рассказе о Самсоне (см. 91.1). Когда царь вновь появлялся, волос у него было не больше, чем у младенца. Значение этого мифического поединка для исторического захвата Трои, вероятно, заключается в том, что эллины ввели патриархальные институты в этом прежде матриархальном городе.

3. Три дочери Фенодама представляли собой триаду богини-луны, правящей треугольным островом Сицилия. Пес был ее священным животным, как Артемиды, Афродиты и Гекаты. Говорящие по-гречески сицилийцы были ярыми поклонниками гомеровского эпоса (как, впрочем, и римляне) и стремились доказать, что ведут свое происхождение от Трои, как бы шатко ни выглядели их доводы. Три дочери Скамандра представляли ту же богиню, но в Беотии. Рождение Главкией ребенка от Скамандра не является чем-то необычным. Согласно Эсхину («Письма» 10.3), троянские невесты купались в реке и кричали: «Скамандр, возьми мою девственность!» Это свидетельствует о том архаическом периоде, когда считалось, что речная вода может проникать в чрево (см. 68.2).

4. Нельзя с уверенностью сказать, к какому захвату эллинами элладского острова Кос относится посещение его Гераклом, но облачение жениха в женские одежды, когда он вводит невесту в дом, воспринимается как уступка прежнему матриархальному обычаю, в соответствии с которым невеста приводила жениха к себе в дом, а не наоборот (см. 160.3).

5. Кобылы Лаомедонта были той же породы, что и кобылы, рожденные в Трое от Борея (см. 29.e).

6. Инах был аргосской рекой. Беотийский Инах или Скамандр встречается, пожалуй, только у Плутарха.

Завоевание Элиды

Через некоторое время после возвращения Геракл собрал войско тиринфцев и аркадцев и, поддержанный добровольцами из самых лучших греческих семей, пошел войной против Авгия, царя Элиды, на которого он затаил злобу еще со времени пятого подвига1. Авгий предвидел такой оборот событий и подготовился к отражению нападения, назначив своими военачальниками Эврита и Ктеата, сыновей своего брата Актора и Молионы, или Молины, дочери Мола. Кроме того, он допустил к управлению Элидой храброго Амаринкея, которого обычно считают сыном фессалийского переселенца Питтия2.

b. Сыновей Актора звали Молионами, или Молионидами, по имени их матери, чтобы отличить их от сыновей другого Актора, женившегося на Эгине. Они были близнецами, родившимися из серебряного яйца, и превосходили всех своих современников в силе, но в отличие от Диоскуров были с рождения сросшимися от пояса книзу3. Молионы женились на близнецах-дочерях кентавра Дексамена, и поколение спустя их сыновья правили в Элиде совместно с внуком Авгия и сыном Амаринкея. Каждый из этой четверки во время похода на Трою владел десятью кораблями. Актору уже принадлежала часть царства благодаря его матери Гирмине, дочери Нелея, имя которой он дал теперь уже не существующему городу Гирмина4.

c. Геракл не добыл себе славы в Элейской войне. Он заболел, и, когда Молионы разбили наголову его армию, находившуюся в самом сердце Элиды, вмешались коринфцы и провозгласили так называемый Истмийский мир. Среди раненных Молионами был брат-близнец Геракла Ификл. Друзья отнесли его, истекающего кровью, в Феней, что в Аркадии, где он и умер, провозглашенный героем. Триста шестьдесят воинов из Клеона также пали, храбро сражаясь на стороне Геракла. Им он передал все почести, которыми наградили его немейцы за то, что он убил льва5. Потом Геракл отправился в Олен, в дом своего друга Дексамена, тестя Молионов, чью младшую дочь Деяниру он лишил девственности, обещав на ней жениться. Когда Геракл покинул ее, к ней посватался кентавр Эвритион, которому Дексамен побоялся отказать. Но в день свадьбы Геракл без предупреждения явился вновь, убил Эвритиона и его братьев и увел Деяниру с собой. Некоторые, правда, говорят, что невесту Геракла звали Мнесимаха или Ипполита на том основании, что Деяниру чаще называют дочерью Ойнея. Дексамен был родом из Буры, известной своим прорицалищем Геракла, где гадали на костях6.

d. Когда Геракл вернулся в Тиринф, Эврисфей обвинил его в желании завладеть троном верховного царя, на котором его утвердил сам Зевс, и изгнал из Арголиды. Со своей матерью Алкменой и племянником Иолаем Геракл присоединился к Ификлу в Фенее, где его возлюбленной стала Лаонома, дочь Гунея. Посредине Фенейской долины он вырыл канал длиной пятьдесят стадиев и не менее тридцати футов глубиной и пустил по нему реку Ароаний, но река не потекла по просевшему во многих местах каналу и вернулась в прежнее русло. Кроме того, он вырыл глубокие ямы у подножия Фенейских гор для сбора талых вод. Эти ямы сослужили хорошую службу, правда, однажды после сильного ливня уровень воды в Ароании поднялся и река затопила древний город Феней. Следы этого наводнения до сих пор видны на склонах гор7.

Наши рекомендации