Становление теорий исторического процесса: Кант и Шиллер
Рассматривая становление осмысления истории как единого процесса, необходимо провести различие между,
с одной стороны, философски-умозрительными построениями (Вольтер, И.-Г. Гердер, И. Кант) и,
с другой стороны, собственно историческими концепциями, построенными на фактографическом материале истории (Дж. Вико, И.-Ф. Шиллер).
В 60 - 80-е годы XVIII в. происходит изменение восприятия исторического времени, начинается осмысление истории как процесса, а следовательно, меняются и задачи исторического познания.
В 1765 г. выходит в свет статья Вольтера «Философия истории», которая затем становится введением к его эссе «Опыт о нравах и духе народов»25.
В 1784—1787 гг. публикуется масштабная работа Гердера «Идеи к философии истории человечества»26, в которой он развивает идею Вольтера о необходимости «философии истории»:
Одновременно с трактатом Гердера — в 1784 г. — выходит историософское эссе Канта «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане»28. 28 Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане//Кант И. Сочинения: на немецком и русском языках. Т. 1. Трактаты и статьи (1784—1796). М., 1994. С. 78-123.
Примечательна похожесть названий фундаментального трактата Гердера и небольшого эссе Канта: «идеи» — «идея». Использование этого слова не случайно. Системы, выстраиваемые Гердером и Кантом, умозрительны. Они не преследуют цели объединения известного исторического материала. Задача обоих немецких мыслителей — постичь общий замысел человеческой истории.
В своей очень небольшой по объему работе Кант дает целостную, умозрительно выстроенную концепцию мировой истории. Исходная посылка рассуждений Канта такова:
«Какое бы представление в метафизическом смысле мы ни составили себе относительно понятия свободы воли, все же ее проявления, человеческие действия, точно так же, как и всякое другое природное явление, определяются всеобщими законами природы. История, занимающаяся повествованием об этих явлениях, как бы глубоко ни были скрыты их причины, все же позволяет надеяться, что, если бы она рассматривала игру свободной человеческой воли в целом, она могла бы открыть ее закономерный ход; и то, что у отдельных субъектов выглядит запутанным и лишенным всяких правил, по отношению ко всему роду все же можно было бы познать как некое неизменное поступательное, хотя и медленное, развитие его первоначальных задатков.
Отдельные люди и даже целые народы мало задумываются о том, что когда они, каждый по своему разумению и часто в противовес друг другу, осуществляют [как будто] свой собственный замысел, они незаметно для самих себя, [как бы] двигаясь за [некоей] путеводной нитью, следуют неведомому им замыслу природы, содействуя его достижению, от которого, даже если бы он стал им известен, было бы все же для них не слишком много толку»31.
Очевидно, что Кант в постановке проблемы исходит из того, что человек нового времени, в отличие от человека средневекового, обладает свободой воли, и это создает некоторую коллизию между его вариативным поведением и предначертанным ходом мировой истории.
Итак, построение Канта чисто умозрительное. Он сам сравнивает свое построение с теорией Кеплера, «неожиданным образом подчинившего эксцентрические орбиты планет определенным законам». А будущего историка, который наполнит его концепцию реальным историческим содержанием, с Ньютоном, объяснившим законы, сформулированные Кеплером, «всеобщей естественной причиной».
Мы уже обращали внимание на то, что умозрительные теории строятся на системе аксиом. В основе построения Канта лежат две аксиомы. Первая из них:
1. «Все природные задатки [сотворенного] существа предназначены к тому, чтобы когда-нибудь полно и целесообразно развиться».
Из первого положения вытекает второе:
2. «У человека (как единственного разумного существа на земле) те природные задатки, которые направлены на применение его разума, должны развиться полностью только в роде, но не в индивиде».
Проследим логику Канта.
Для того чтобы связать первое положение со вторым, Кант с необходимостью должен найти такое качество человека, которое отличало бы его от прочих живых существ и развитие которого, в соответствии с
первой аксиомой, и определило бы человеческую историю. И Кант, вполне в духе XVIII в., находит такое специфически человеческое качество: это — Разум.
Кант противопоставляет разум инстинкту и разумное поведение человека — инстинктивному поведению животного. И именно из этого противопоставления следует, что человек имеет историю.
«Разум... — это способность расширять правила и намерения использования всех своих сил за пределами природного инстинкта; и он не знает границ своим замыслам. Но сам разум действует не инстинктивно, а нуждается в опытах, упражнении и обучении для того, чтобы постепенно продвигаться от одной ступени понимания к другой. Вот почему каждый человек должен был бы жить неизмеримо долго, чтобы научиться наиболее полно использовать все свои природные задатки; или же, если природа установила лишь краткий срок его жизни (как это и есть на самом деле), ей требуется, возможно, необозримый ряд особей, которые передавали бы одна другой свои знания, чтобы, наконец, довести их зародыши в нашем роде до такой ступени развития, которая полностью бы соответствовала замыслу природы»33.
Рассматривая построение Канта, следует еще раз подчеркнуть тесную связь вопросов исторического познания и этики. Рассуждая об историческом процессе, Кант вынужден обращаться к занимавшей философов этого (да и последующего) времени проблеме свободы воли. И вновь и вновь ставить вопрос о коллизии между свободой воли человека и реализацией «замысла природы» в историческом процессе.
«Природа захотела, чтобы все то, что выходит за пределы механического устройства животного существования человека, он производил исключительно из себя самого и чтобы он не заслуживал никакого другого счастья или совершенства, кроме тех, которые он сам создал, будучи свободен от инстинкта, благодаря собственному разуму. Природа не делает ничего лишнего и не расточительна в [использовании] средств для своих целей. Так как она дала человеку разум и основывающуюся на нем свободу воли, то это уже было ясным указанием на ее замысел наделить его [этими способностями]. А именно, он должен руководствоваться не своим инстинктом или быть обеспечен готовыми знаниями и [уже] научен им; напротив, он должен все создавать собственными силами».
Мы видим, что Кант весьма подробно анализирует природу человека. Но каким образом люди взаимодействуют друг с другом и что обеспечивает историческое развитие?
«Средство, которым пользуется природа, чтобы обеспечить развитие всех задатков людей, есть антагонизммежду ними в обществе, поскольку он в конце концов становится причиной его законосообразного порядка. Под антагонизмом я понимаю здесь необщительную общительность людей... Человек имеет склонность общаться, потому что в таком состоянии он больше чувствует себя человеком, т.е. чувствует развитие своих природных задатков. Но ему присуща также сильная склонность уединяться (изолироваться), так как он одновременно находит у себя и свойство необщительности, желание сообразовывать все только со своим разумением и, следовательно, отовсюду ожидает сопротивления, поскольку по себе знает, что со своей стороны склонен сопротивляться другим»34.
Кант формулирует свои представления весьма афористично и совсем не лестно для человека:
«...живи люди, как аркадские пастухи, в условиях полного согласия, довольства и взаимной любви — все таланты оставались бы навсегда скрытыми в зародыше... ...да будет благословенна природа за неуживчивость, за завистливое соперничающее тщеславие, за ненасытную жажду обладать или же господствовать!»35.
Таким образом, осмысленный Кантом «замысел природы», раскрывающийся в историческом процессе, может быть реализован только при условии господства Разума. Хотя Кант уже усомнился в его всемогуществе, предвосхитив тем самым построения мыслителей последующих двух веков.
Спустя полтора века к этой же проблеме обратится Зигмунд Фрейд — человек, весьма скептически настроенный по отношению к человеческому разуму. Некоторые исходные рассуждения Фрейда поразительно схожи с представлениями Канта о природе человека.
Есть много общего и в их понимании межличностных отношений в социуме и коллизии между обществом (культурой) и индивидуумом, хотя здесь проявляются и различия, обусловленные различием эпох:
Иммануил Кант:
«Величайшая проблема для человеческого рода, разрешить которую вынуждает его природа, — достижение всеобщего правового гражданского общества.Поскольку лишь в обществе и именно в таком, в котором наличествует величайшая свобода, а значит, и постоянный антагонизм между всеми его членами и все же самым точным образом определены и сохраняются границы этой свободы в той мере, в какой она могла бы сочетаться со свободой других, — поскольку лишь в этом обществе может быть осуществлен высший замысел природы — развитие всех природных задатков, вложенных в человечество. Так как общество, в котором свобода при ее подчинении внешним законам в наибольшей степени связана с необоримой властью, каково совершенно справедливое гражданское устройство, то [такое общество] должно быть высшей целью природы для человеческого рода... Вступать в состояние принуждения заставляет человека, вообще-то очень склонного к неограниченной свободе, беда, а именно величайшая из всех [бед], которые причиняют друг другу сами люди, чьи склонности приводят к тому, что при необузданной свободе они не могут долго уживаться друг с другом»38.
Зигмунд Фрейд: «Примечательно, что, как бы мало ни были способны люди к изолированному существованию, они тем не менее ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради возможности совместной жизни, как гнетущий груз. Культура должна поэтому защищать себя от одиночек, и ее институты, учреждения и заповеди ставят себя на службу этой задаче; они имеют целью не только обеспечить известное распределение благ, но и постоянно поддерживать его, словом, должны защищать от враждебных побуждений людей все то, что служит покорению природы и производству благ»39.
Обратим внимание на то, что Кант, в отличие от многих его современников (да и наших современников тоже), понимал, что свобода и равенство несовместимы: либо то, либо другое, но при этом свобода имманентна человеческой личности.
При сопоставлении размышлений Канта и Фрейда не стоит забывать, что Фрейд — человек иной эпохи: в начале XX в. преобладало, по крайней мере среди людей философски мыслящих, убеждение в том, что люди разные, что позволило ему, в отличие от его предшественника, сформулировать способ — правда, весьма спорный — разрешения коллизии между необходимостью культурных ограничителей для существования человечества и репрессивным характером культуры по отношению к человеческой личности.
Иммануил Кант:
«Эта проблема является самой трудной и вместе с тем такой, которая позднее всех других решается человеческим родом. Трудность, на которую указывает уже сама идея этой задачи, состоит в следующем: человек — это животное, которое, живя среди других членов своего рода, нуждается в господине. Ибо он непременно злоупотребляет своей свободой в отношении других, себе подобных, и хотя, как разумное существо, желает иметь закон, который полагал бы границы свободы для всех, все же себялюбивая животная склонность побуждает его к тому, чтобы там, где он только в состоянии, делать для самого себя исключение. Следовательно, он нуждается в господине, который сломил бы его собственную волю и заставил бы его подчиниться общепризнанной воле, при которой каждый может быть свободным. Где же найдет он такого господина? — Нигде, кроме как в человеческом роде. Правда, этот господин также есть животное, которое нуждается в господине... Но верховный глава должен быть справедливым сам по себе и все же быть человеком»40. 40 Кант И. Указ. соч. С. 97, 99.
Зигмунд Фрейд:
«Как нельзя обойтись без принуждения к культурной работе, так же нельзя обойтись и без господства меньшинства над массами, потому что массы косны и недальновидны, они не любят отказываться от влечений, не слушают аргументов в пользу неизбежности такого отказа... Лишь благодаря влиянию образцовых индивидов, признаваемых ими в качестве своих вождей, они дают склонить себя к напряженному труду и самоотречению, от чего зависит существование культуры. Все это хорошо, если вождями становятся личности с незаурядным пониманием жизненной необходимости, сумевшие добиться господства над собственными влечениями. Но для них существует опасность, что, не желая утрачивать своего влияния, они начнут уступать массе больше, чем та им…» 41 Фрейд 3. Указ. соч. С. 21.
Итак, мы рассмотрели умозрительно выстроенную философскую концепцию исторического процесса Канта.
А теперь рассмотрим современную трудам Гердера и Канта концепцию истории как процесса Шиллера, в общих чертах сформулированную в небольшой статье «В чем состоит изучение мировой истории и какова цель этого изучения».
В 80-е годы XVIII в. Шиллер рассматривал эту проблематику в широком контексте нравственных и социальных задач исторического знания.
Говоря о значении Великих географических открытий, результатом которых явилось расширение картины мира, накопление наблюдений над жизнью разных народов, Шиллер формулирует две аналогии, которые впоследствии станут весьма распространенными: