Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Декан филологического факультета

_________ проф. Т.А. Демешкина

«__»___________2012 г.

Сюжеты чтения и письма в русской литературе ХХ века

Учебная программа для магистров по дисциплине

«Технологии создания текстов»

Специальность 031000 – ФИЛОЛОГИЯ

Статус дисциплины:

по выбору студента

Томск 2012

Общие положения

Дисциплина «Сюжеты чтения и письма в русской литературе ХХ в.»предназначена для студентов, проходящих подготовку по направлению «520300 Филология»(по программе «Технологии создания текстов» с дополнительной квалификацией – магистр филологии).

Дисциплина предназначена для студентов, обучающихся в ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет». Обучение по дисциплине осуществляется в 1 учебном семестре магистратуры. Форма итогового контроля – зачет

Цели и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины – формирование у студентов представления об истолковании русской литературой ХХ – ХХI вв. проблем создания, рецепции и интерпретации текстов (проблемы письма и чтения текстов), а также проблемы коммуникации в процессе работы с текстами. В рамках этой цели выделяются следующие аспекты:

– формирование знаний о сюжетах художественных текстов как особом языке, организующем знаки в текстах произведений литературы;

– формирование знаний о различных эстетических видах текстов и сюжетных схемах чтения и письма в русской литературе ХХ – ХХI вв. (в развитии – от 1-ой половины ХХ в. ко 2-ой половины ХХ в. и к началу ХХI в.);

– формирование знаний об изменении в сюжетах русской литературы ХХ в. отношения к разным типам текстов и к тексту вообще, а также о понятиях «человек пищущий», «человек читающий», «человек интерпретирующий».

Задачи дисциплины:

Формирование и обеспечение научно-исследовательской деятельности студентов

– освоение философских, культурологических и литературоведческих концепций текста и письма;

– определение круга произведений литературы ХХ в., наиболее презентабельных в рамках исследования сюжета чтения или письма, и их изучение;

– изучение круга монографий и теоретических работ, базовых для исследования художественных текстов в аспекте сюжета, проблемы чтения и проблемы письма;

– овладение принципами типологизации литературы;

– освоение литературоведческих методик и методологий, адекватно описывающих литературу ХХ в.;

– интерпретация разных способов взаимодействия человека и текста в сюжетах произведений выдающихся писателей ХХ в.

Осуществление прикладной деятельности студентов

– реферирование литературоведческих текстов;

– подготовка материалов для электронного конспекта по литературе ХХ века;

– создание опросников и тестов по текстам русской литературы;

Осуществление студентами проектной деятельности

– создание рецензии на произведения литературы ХХ в., наиболее презентабельные в рамках исследования сюжета чтения или письма;

– овладение методикой создания текста программы спецкурса по литературе;

– самостоятельное проектирование «Словаря литературоведческих и культурологических понятий», востребованных при изучении литературы, посвященной исследованию взаимодействия человека и текстов.

Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Сюжеты чтения и письма в русской литературе ХХ в.»является наряду с учебным курсом «Типы художественной коммуникации» дисциплиной по выбору магистраи входит в вариативную часть общенаучного цикла М.1, в которую входят также такие дисциплины, как «Герменевтика текста», «Теория и практика редактирования текста».

Дисциплина опирается на теоретико-литературные и историко-литературные курсы, освоенные в бакалавриате и продолжающиеся в магистратуре. Дисциплина также предполагает связь как с теоретико-методологическими дисциплинами – семиотика, герменевтика, так и с практическими курсами, формирующими навыки научного и критического письма. Изучение данной дисциплины будет способствовать освоению следующих курсов, читаемых магистрантам данного направления: «Автор и текст: типы авторства в культуре», «Герменевтика текста», «Литературоведение в системе гуманитарного знания: становление и смена научных парадигм».

Наши рекомендации