Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Декан филологического факультета
_________ проф. Т.А. Демешкина
«__»___________2012 г.
Сюжеты чтения и письма в русской литературе ХХ века
Учебная программа для магистров по дисциплине
«Технологии создания текстов»
Специальность 031000 – ФИЛОЛОГИЯ
Статус дисциплины:
по выбору студента
Томск 2012
Общие положения
Дисциплина «Сюжеты чтения и письма в русской литературе ХХ в.»предназначена для студентов, проходящих подготовку по направлению «520300 Филология»(по программе «Технологии создания текстов» с дополнительной квалификацией – магистр филологии).
Дисциплина предназначена для студентов, обучающихся в ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет». Обучение по дисциплине осуществляется в 1 учебном семестре магистратуры. Форма итогового контроля – зачет
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины – формирование у студентов представления об истолковании русской литературой ХХ – ХХI вв. проблем создания, рецепции и интерпретации текстов (проблемы письма и чтения текстов), а также проблемы коммуникации в процессе работы с текстами. В рамках этой цели выделяются следующие аспекты:
– формирование знаний о сюжетах художественных текстов как особом языке, организующем знаки в текстах произведений литературы;
– формирование знаний о различных эстетических видах текстов и сюжетных схемах чтения и письма в русской литературе ХХ – ХХI вв. (в развитии – от 1-ой половины ХХ в. ко 2-ой половины ХХ в. и к началу ХХI в.);
– формирование знаний об изменении в сюжетах русской литературы ХХ в. отношения к разным типам текстов и к тексту вообще, а также о понятиях «человек пищущий», «человек читающий», «человек интерпретирующий».
Задачи дисциплины:
Формирование и обеспечение научно-исследовательской деятельности студентов
– освоение философских, культурологических и литературоведческих концепций текста и письма;
– определение круга произведений литературы ХХ в., наиболее презентабельных в рамках исследования сюжета чтения или письма, и их изучение;
– изучение круга монографий и теоретических работ, базовых для исследования художественных текстов в аспекте сюжета, проблемы чтения и проблемы письма;
– овладение принципами типологизации литературы;
– освоение литературоведческих методик и методологий, адекватно описывающих литературу ХХ в.;
– интерпретация разных способов взаимодействия человека и текста в сюжетах произведений выдающихся писателей ХХ в.
Осуществление прикладной деятельности студентов
– реферирование литературоведческих текстов;
– подготовка материалов для электронного конспекта по литературе ХХ века;
– создание опросников и тестов по текстам русской литературы;
Осуществление студентами проектной деятельности
– создание рецензии на произведения литературы ХХ в., наиболее презентабельные в рамках исследования сюжета чтения или письма;
– овладение методикой создания текста программы спецкурса по литературе;
– самостоятельное проектирование «Словаря литературоведческих и культурологических понятий», востребованных при изучении литературы, посвященной исследованию взаимодействия человека и текстов.
Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Дисциплина «Сюжеты чтения и письма в русской литературе ХХ в.»является наряду с учебным курсом «Типы художественной коммуникации» дисциплиной по выбору магистраи входит в вариативную часть общенаучного цикла М.1, в которую входят также такие дисциплины, как «Герменевтика текста», «Теория и практика редактирования текста».
Дисциплина опирается на теоретико-литературные и историко-литературные курсы, освоенные в бакалавриате и продолжающиеся в магистратуре. Дисциплина также предполагает связь как с теоретико-методологическими дисциплинами – семиотика, герменевтика, так и с практическими курсами, формирующими навыки научного и критического письма. Изучение данной дисциплины будет способствовать освоению следующих курсов, читаемых магистрантам данного направления: «Автор и текст: типы авторства в культуре», «Герменевтика текста», «Литературоведение в системе гуманитарного знания: становление и смена научных парадигм».