Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях 1 страница
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
По дисциплине
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
Авторы-составители:
Николаева И.И., к.и.н., доцент,
Шатов А.Г., к.и.н., доцент,
Охотников А.Ю., к.и.н., доцент,
Пинтилей Н.В., преподаватель,
Вишневский С.О., преподаватель,
Батанина О.В., преподаватель
Рецензенты:
Гербер О.А., к.и.н., доцент, зав. кафедрой истории и политологии СибУПК,
Шадт А.А., к.и.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления СГУПС
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1 курса очной формы обучения, изучающих дисциплину «История Отечества» по специальностям 060103 – педиатрия и 060201 - стоматология. Пособие призвано помочь студентам в полном объеме подготовиться к семинарским занятиям по дисциплине.
В пособии представлены организационно-методическое обеспечение дисциплин, включая требования ФГОС ВПО, учебно-тематический план, планы лекций и семинарских занятий с заданиями для самостоятельной работы, примерные тестовые задания. Кроме того, пособие включает требования к написанию рецензии на научную статью, а также справочные материалы, дающие возможность быстро найти нужную информацию.
Методические рекомендации для студентов по дисциплине «История» рассмотрены и одобрены на заседании кафедры социально-исторических наук НГМУ
протокол № 8 от 20 апреля 2012 г.
Зав. кафедрой социально-исторических наук НГМУ,
доцент _______________________Николаева И.И.
Методические рекомендации для студентов по дисциплине «История» рассмотрены и одобрены на заседании ЦМК по лингвистическим и гуманитарными дисциплинам НГМУ
протокол № 5 от 13 июня 2012 г. и № 3 от 14 февраля 2013 г.
Председатель ЦМК по гуманитарным и лингвистическим дисциплинам НГМУ,
доцент ___________Извекова Т.Ф.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1.
ВВОДНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Цели и задачи семинарского занятия:
Определить специфику истории как науки, ее предмет и задачи. Рассмотреть организацию учебной работы, методику самостоятельной подготовки студентов к занятиям по дисциплине, требования и рекомендации к работе по подготовке докладов и написанию рецензий на научную статью к зачету (экзамену). Ознакомить студентов с видами деятельности на семинарских занятиях, формами текущего и итогового контроля, а также балльно-рейтинговой системой оценки знаний. Выполнить форму входного контроля в виде тестовых заданий.
План семинарского занятия:
1. История как наука:
1.1. предмет;
1.2. задачи;
2. Требования, предъявляемые к дисциплине:
2.1. виды деятельности студентов на семинарских занятиях;
2.2. система оценки знаний студентов (балльно-рейтинговая система);
2.3. основная и дополнительная литература;
2.4. требования к подготовке докладов;
2.5. требования к написанию рецензии на научную статью.
Рекомендуемая литература по теме:
1. Ахиезер А. История России: конец или новое начало? М., 2008.
2. Гумилёв Л.Н. История как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008.
3. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.
4. История России в контексте мировых цивилизаций. Курс лекций / Под ред.В.В. Рябова, А.И. Токарева, В.В. Кириллова. М.: Жизнь и мысль, 2000.
5. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2010.
6. Ключевский В. О. Полный курс русской истории. СПб.: Астрель-СПб, 2010.
7. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2008.
8. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М.: Эксмо, 2009.
9. Татищев В. Н. История Российская. Ч. 1 – 4. М., 2011.
10. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
11. Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.
12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
13. avorhist.narod.ru — Сайт содержит литературу и источники по теории и методологии истории
Семинар 2.
ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВА (ИСТОРИЮ).
МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА
Цели и задачи семинарского занятия:
Рассмотреть проблемы исторической методологии, принципы, функции и методы исторической науки. Проанализировать роль исторической науки в формировании исторического сознания. Изучить биографии и проанализировать вклад в историческую науку основных представителей Российских исторических школ. Дать определение исторического источника, рассмотреть виды исторических источников. Рассмотреть спектр вспомогательных исторических дисциплин, их практическое применение в работе с историческим источником. Рассмотреть основные концепции общего исторического процесса, периодизацию Всемирной и Российской истории. Проанализировать вопрос о месте России в мировой истории. Раскрыть значение опыта Отечественной истории для общественных преобразований в современной России.
План семинарского занятия:
1. Проблемы методологии истории (принципы, функции и методы исторической науки).
2. Историография. Российские исторические школы.
3. Источниковедение. Виды исторических источников.
4. Основные концепции общего исторического процесса.
5. Историческое время. Периодизация всемирной и российской истории.
Рекомендуемая литература по теме:
1. Ахиезер А. История России: конец или новое начало? М., 2008.
2. Гумилёв Л.Н. Историч как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008.
3. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.
4. История России в контексте мировых цивилизаций. Курс лекций / Под ред.В.В. Рябова, А.И. Токарева, В.В. Кириллова. М.: Жизнь и мысль, 2000.
5. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2010.
6. Ключевский В. О. Полный курс русской истории. СПб.: Астрель-СПб, 2010.
7. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2008.
8. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М.: Эксмо, 2009.
9. Татищев В. Н. История Российская. Ч. 1 – 4. М., 2011.
10. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
11. Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.
12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
13. avorhist.narod.ru — Сайт содержит литературу и источники по теории и методологии истории
Задания для самостоятельной работы:
1. Дайте определения следующим понятиям: методология, метод, функции, историческое сознание, исторический источник, исторический факт, артефакт, цивилизация (цивилизационный подход), общественно-экономическая формация (формационный подход).
2. Охарактеризуйте вклад в историческую науку следующих ученых (годы жизни, название трудов, подход к изучению истории): В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, К. Маркс, Н. Данилевский, А. Тойнби, С.Ф. Платонов, М.Н. Покровский, Л.Н. Гумилев.
3. Найти и представить периодизации всемирной и российской истории.
Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):
1. Первоначальное значение слова «история»:
а: исследование
б: событие
в: рассказ
г: развитие
2. Объектом исторической науки считается:
а: частная жизнь
б: социальные группы
в: человеческое общество в его многообразии
г: человек
3. Исторический факт – это:
а: интерпретация историка
б: реальное событие прошлого
в: совокупность сведений
г: теория истории
4. Как самостоятельная наука, история утвердилась в:
а: XV в.
б: XIX в.
в: XVII в.
г: XX в.
5. Одним из методов исторического исследования является:
а: индуктивный
б: хронологический
в: дедуктивный
г: интеграционный
6. Историческая концепция, в основе которой лежит теологическое представление о мире:
а: религиозная
б: идеалистическая
в: рационалистическая
г: материалистическая
7. Концепция локальных цивилизаций получила развитие в работах:
а: К. Маркса и Ф. Энгельса
б: А. Тойнби и Н. Данилевского
в: В. Ленина и Н. Бухарина
г: Н. Карамзина и С. Соловьева
8. Основоположником формационной концепции истории является:
а: К. Маркс
б: В. Ленин
в: Г. Плеханов
г: И. Кант
9. Познавательная функция исторического познания заключается в:
а: формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств
б: выявлении закономерностей исторического развития
в: выработке научно обоснованного политического курса
г: идентификации и ориентации общества, личности
10. Ретроспективный метод изучения истории заключается в:
а: сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени
б: классификации исторических явлений, событий, объектов
в: последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события
г: описании исторических событий и явлений
11. Историк, высказавший идею о геополитическом факторе развития общества и теории пассионарности:
а: Л. Гумилев
б: Л. Мечников
в: В. Докучаев
г: И. Мичурин
12. Сравнительный метод в истории:
а: позволяет сравнивать разные исторические периоды
б: выделять исторические законы
в: видеть прошлое и предсказывать будущее
г: пересматривать историю
13. Формационный подход к изучению культуры признает:
а: уникальность, неповторимость каждой культуры
б: этапы рождения, роста и упадка в развитии культуры
в: способ производства в качестве главного фактора в развитии культуры
г: выделение географического фактора в качестве основания культуры
14. Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания называется:
а: рационализмом
б: субъективизмом
в: методологией
г: историографией
15. При изучении истории, кроме принципов объективности, перенесения и др., применяется принцип:
а: больших чисел
б: альтернативности
в: равновесия
г: попадания
Семинар 3.
ЭПОХА КИЕВСКОЙ РУСИ. ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВОЙ ФОРМЫ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Цели и задачи семинарского занятия:
Изучить проблемы этногенеза восточных славян. Дать определение понятию «геополитический фактор». Рассмотреть различные теории происхождения древнерусского государства. Охарактеризовать основные этапы становления, расцвета и распада первой формы древнерусского государства - Киевской Руси. Рассмотреть историческое значение принятия христианства как государственной религии. Дать оценку трансформации духовного мира славян через Православие и сохранившиеся языческие обычаи, понять, в чем суть Византийского наследия для Руси. Дать оценку места Киевской Руси в истории Европы. Охарактеризовать особенности культуры в данный период.
План семинарского занятия:
1. Происхождение славян. Этногенез. Хозяйственно-бытовая и языческая культура славян.
2. Образование древнерусского государства:
2.1. геополитический фактор в истории Руси;
2.2. «Повесть временных лет» Нестора о происхождении древнерусского государства;
2.3. норманнская и антинорманнская теории о происхождении древнерусского государства.
3. Деятельность первых киевских князей.
4. Принятие христианства на Руси:
4.1. причины и значение принятия монотеистической религии;
4.2. трансформация духовного мира;
4.3. отголоски язычества в русской культуре.
Темы докладов и сообщений:
1. Обыденные представления древнерусского человека о природе, человеке, обществе.
2. Теории происхождения древнерусского государства.
3. Владимир Святой и Ярослав Мудрый (политические портреты).
4. Языческий пантеон Киевской Руси.
5. Культура Киевской Руси.
Рекомендуемая литература по теме:
1. Ахиезер А. История России: конец или новое начало? М., 2008.
2. Гумилёв Л.Н. История как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008.
3. Гумилев Л.Н. От Руси к России.- М.,2005
4. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. Популярный очерк.- М.,2003
5. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.
6. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России. 1Х-начало XX вв., кн.1
7. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.
8. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.
9. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2010.
10. Ключевский В.О. Курс русской истории. Кн.1.(любые издания). К вопросу о геополитическом факторе- лекции 2-4.
11. Ключевский В. О. Полный курс русской истории. СПб.: Астрель-СПб, 2010.
12. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании её главнейших деятелей. - М.,2006
13. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.
14. Петрухин В.Я. Древняя Русь, IX в. – 1263 г. – М.: АСТ: Астрель, 2005
15. Петрухин В.Я. Крещение Руси: от язычества к христианству – М.: АСТ: Астрель, 2006
16. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории.- М.: Наука, 2007
17. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2008.
18. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М.: Эксмо, 2009.
19. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. - М., 2007
20. Татищев В. Н. История Российская. Ч. 1 – 4. М., 2011.
21. Творогов О.В. Князья Рюриковичи. Краткие биографии. - М.,2000
22. paganism.msk.ru - "Язычество славян" - энциклопедия славянской религии. Разделы: Боги; Духи; Обряды; Месяцеслов; Приметы; Заговоры; Гадания; Травник; Имена. Библиотека (16 книг - открываются на месте).
23. slavyans.narod.ru - "Славянская слобода" Разделы: Пантеон славянских богов; Духи и существа; Волхвы, ведьмы; Герои сказаний и былин; Древние ритуалы и обряды; Языческие народные праздники, игрища; Одежда; Травник и др. Красивые иллюстрации.
24. avorhist.narod.ru - Сайт "Русь Древняя и Удельная". "Публикации" - очень удобная библиотека по истории Руси с древнейших времен до конца XVII века. Раздел "Источники" - Библия, Геродот, Лев Диакон, Жития святых и др. Раздел "Справочные материалы" - Словарь-указатель имен и понятий, Краткий словарь агиографических терминов, Жития, Биобиблиографический словарь.
25.tel-inform.ru - Древние славянские мифы и легенды.
26. http://magister.msk.ru/library /history/history1.htm- этом сайте вы найдете труды Н.М. Карамзина, В.О.Ключевского, С.Ф. Платонова и др.
27. http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/kluch/kluchlec.htm
28. http://www.hrono.ru/-Всемирная история в интернете
Задания для самостоятельной работы:
1. Заполните таблицу «Геополитические факторы и их влияние на историческое развитие России»:
№ п/п | Геополитический фактор | Влияние на историческое развитие России |
1. | Климат | |
2. | Территория | |
3. | Природные условия | |
4. | … |
2. Заполните таблицу «Первые русские князья»:
№ п/п | Правители (имена и годы правления) | Внутренняя политика | Внешняя политика |
1. | Рюрик (…- 879) | - Создание древнерусского государства -… | … |
2. | Олег (….-…..) | ||
3. | Игорь (….-…..) | ||
4. | Ольга (….-…..) | ||
5. | Святослав (….-…..) | ||
6. | Владимир (….-…..) | ||
7. | Ярослав Мудрый (….-…..) | ||
8. | Владимир Мономах (….-…..) |
Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):
1. Первая известная древнерусская летопись называется:
а: «Слово о полку Игореве»
б: «Повести временных лет»
в: «Поучение детям»
г: «Слово о законе и благодати»
2.Теория, созданная в XVIII в. немецкими учеными в России, согласно которой создателями Древнерусского государства были варяги:
а: теория камерализма
б: норманская теория
в: сарматская теория
г: теория Дарвина
3.Основоположниками норманнской теории считаются:
а: В.И. Ленин, Г.В. Плеханов
б: Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв
в: О. Шпенглер, А. Тойнби
г: И. Байер, Г. Миллер
4. Князь, объединивший под своей властью Новгородское и Киевское княжества:
а: Рюрик
б: Олег
в: Владимир
г: Игорь
5. Образование Древнерусского государства относится к:
а: II в.
б: XIII в.
в: V в
г: IX в.
6.Князь Игорь был убит во время:
а: похода на Византию
б: посольства к хазарам
в: сбора дани с древлян
г: подавления восстания в Киеве
7. Древний торговый путь из Балтийского моря в Черное море -
а: Великий Волжский путь
б: Путь «из варяг в греки»
в: Путь «из варяг в арабы»
г: Ладожско-Киевский путь
8. Последовательность исторических событий в Древней Руси:
а: крещение Руси
б: завоевание Олегом Киева
в: призвание Рюрика в Новгород
г: начало политической раздробленности
9. Первый князь (княгиня), лично принявший (принявшая) христианство:
а: Игорь
б: Олег
в: Ольга
г: Владимир
10. Пытаясь реформировать язычество, Владимир создал единый языческий пантеон во главе с:
а: Перуном
б: Велесом
в: Сварогом
г: Макошью
11.Христианство на Руси было принято при князе:
а: Ярославе Мудром
б: Олеге Вещем
в: Владимире I
г: Святославе
12. Христианство в качестве государственной религии было принято в
а: 938 г.
б: 882 г.
в: 1088 г.
г: 988 г.
13.Полюдьем в Древней Руси называли:
а: сбор дани с подвластной князю территории
б: зависимость крестьянина от землевладельца
в: передачу части имущества в пользу церкви
г: разбирательство межплеменных споров и тяжб
14. «Русская правда» древнерусского государства – это:
а: былина
б: икона
в: летописный свод
г: свод древнерусского права
15. Крупнейшим политическим центром Древнерусского государства XI-XII вв. был:
а: Киев
б: Муром
в: Чернигов
г: Перемышль
Семинар 4.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ.
ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА
Цели и задачи семинарского занятия:
Рассмотреть причины политической раздробленности. Показать сущность и особенность монголо-татарского иго. Обозначить ключевые этапы и проанализировать роль московских князей в борьбе за независимость русского государства (Куликовская битва, стояние на реке Угре). Проанализировать роль А. Невского в борьбе с западной экспансией. Изучить предпосылки и выделить особенности процесса образования единого российского государства. Показать процесс трансформации государственного устройства – от древнерусской формы правления к единому централизованному государству (от Ивана Калиты до Василия III). Охарактеризовать особенности культуры в данный период.
План семинарского занятия:
1. Политическая раздробленность Руси (причины, сущность и характеристика).
2. Монгольская империя и вторжение монголо-татар на Русь:
2.1. монголо-татарское иго (сущность политико-экономической зависимости);
2.2. последствия ига в культурной, политической и социально-экономической сферах.
3. Борьба против агрессии с Запада: тевтонский Орден и Великое княжество Литовское.
4. Возвышение Москвы и образование единого централизованного государства:
4.1. предпосылки;
4.2. этапы объединения;
4.3. Трансформация государственного устройства.
Темы докладов и сообщений:
1. Империя Великих монголов.
2. Дмитрий Донской....
3. Сергий Радонежский…
4. Александр Невский…
5. Роль Московских князей в «собирании русских земель вокруг Москвы».
6. Культура Руси в период политической раздробленности.
Рекомендуемая литература по теме:
1. Ахиезер А. История России: конец или новое начало? М., 2008.
2. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. (разные издания)
3. Гумилёв Л.Н. История как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008.
4. Гумилев Л.Н. От Руси к России.- М.,2005
5. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. Популярный очерк.- М.,1992,стр. 12-156.
6. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.
7. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России. 1Х-начало XX вв., кн. 1, стр.7-76.
8. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.
9. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.
10. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2010.
11. Карамзин Н.М. Предания веков. - М.,2005
12. Ключевский В.О. Курс русской истории. (разные издания).
13. Ключевский В. О. Полный курс русской истории. СПб.: Астрель-СПб, 2010.
14. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании её главнейших деятелей.- М.,2005
15. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.
16. Петрухин В.Я. Древняя Русь, IX в. – 1263 г. – М.: АСТ: Астрель, 2005
17. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М.: Наука, 2007
18. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2008.
19. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории.- М.: Наука, 2007.
20. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М.: Эксмо, 2009.
21. Татищев В. Н. История Российская. Ч. 1 – 4. М., 2011.
22. Творогов О.В. Князья Рюриковичи. Краткие биографии.- М.1992.
23. a-nevskiy.narod.ru - "Александр Невский". Большая библиотека и тематические подборки книг и статей по темам: Александр Невский; Битвы; Ратное дело; Первоисточники.
24. http://magister.msk.ru/library /history/history1.htm- наэтом сайте вы найдете труды Н.М. Карамзина, В.О.Ключевского, С.Ф. Платонова и др.
25. http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/kluch/kluchlec.htm
26. http://www.hrono.ru/-Всемирная история в интернете
Задания для самостоятельной работы:
1. Заполните пустые колонки в таблице«Древняя Русь в период политической раздробленности»:
Название княжества, территории и основные города | Характеристика политического строя и экономического развития | Характеристика деятельности князей |
1. | Боярская республика, во главе с посадником, вече | |
2. Галицко-Волынское княжество | ||
3. | - Андрей Боголюбский (1157-1174) штурмом взял и разграбил Киев | |
4. Киевское княжество |
2.Заполните пустые колонки в таблице«Этапы образования единого централизованного Русского государства»:
Князь | Внутренняя и внешняя политика князя | Значение для образования единого централизованного государства (по признакам государства) |
Иван Калита (1325- 1340) | 1. 2. ….. | |
Дмитрий Донской ( ) | ||
Василий I ( ) | ||
Василий II ( ) | ||
Иван III ( ) | ||
Василий III ( ) |
Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):
1. Период политической раздробленности на Руси:
а: конец X в. – до XI в.
б: конец XI в. – до середины XIII в.
в: начало XIII в. – 40-е гг. XVI в.
г: 30-е гг. XII в. – конец XV в.
2.Монголо-татарское иго – это:
а: уплата дани Золотой Орде
б: система экономической и политической зависимости Руси от Орды
в: назначение великих князей Руси правителями Золотой Орды
г: идеологический контроль над русскими землями
3. Последовательность исторических событий XII – XV вв.
а: Куликовская битва
б: Стояние на реке Угре
в: Битва на реке Калка
г: Невская битва
4. Невская битва состоялась в:
а: 1223 г.
б: 1240 г.
в: 1380 г.
г: 1480 г.
5. Первые летописные упоминания о Москве относятся к:
а: 988 г.
б: 1147 г.
в: 1240 г.
г: 1380 г.
6. Первое упоминание в летописи о Москве связано с именем князя:
а: Владимира Мономаха
б: Юрия Долгорукого
в: Даниила Александровича
г: Ивана Калиты
д: Андрея Боголюбского
7. Установите соответствие
а: Александр Невский
б: Дмитрий Донской
в: Иван III
г: Иван IV Грозный
1. Стояние на р. Угре
2. Куликовская битва
3. Взятие Казани
4. Ледовое побоище
8.Порядок занятия должностей по знатности происхождения в древнерусском государстве называется – это…
9.«Великое стояние» на реке Угре русских и татарских ополчений привело к:
а: поражению Москвы, укреплению Большой Орды
б: ослаблению ига, уменьшению размера дани
в: распаду Большой Орды, укреплению Москвы
г: не имело никаких последствий.
10. В 1485 г. титул «Государь всея Руси» принял:
а: Иван III
б: Александр Невский
в: Дмитрий Донской
г: Владимир I
11. Двуглавый орел на российском гербе появился при:
а: Иване Грозном
б: Петре Великом
в: Дмитрии Донском
г: Иване III
12. Первое нашествие Батыя на Русь состоялось в
а: 1147 г
б: 1237г.
в: 1380 г.
г: 1480 г.
13. Сборник законов, принятый в XV в., сыгравший большую роль в централизации Российского государства:
а: «Русская правда»
б: «Соборное уложение»
в: «Судебник»
г: «Табель о рангах»
14. Грамота «На великое княжение», получаемая русскими князьями от ханов Золотой Орды называлась - …