Схемы конструирования художественного текста.
Композиция художественного произведения
Композиция - от лат. compositio — составление, соединение.Композицией художественного текста так же называют архитектоникой.
Композиция – это скелет, на которую мы нанизываем свою историю. Это манекен, который выгодно продаёт наше платье.
Всегда есть завязка, кульминация, развязка.
составные части произведения
Понятие архитектоники объединяет в себе соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов (слагаемых), образующих вместе некоторое художественное единство.
Есть и более сложная структура, характерная для более крупных текстов:
Текст художественного произведения обычно имеет такое композиционное строение:
1. Экспозиция.
2. Завязка действия.
3. Развитие действия.
4. Кульминация.
5. Развязка.
Перед экспозицией может быть пролог, после развязки – эпилог.
Если Вы запнулись за что-то в Вашем тексте, и у Вас не пишется, то, скорее всего, проблемы в структуре, и чаще всего – в завязке. Именно завязка даёт нам необходимое количество конфликтов и базовые характеристики героев.
Внешняя и внутренняя композиция.
Внешняя – архитектоника.
Её элементы: пролог, эпилог, приложение, примечания, комментарии, эпиграфы, авторские отступления. Части, главы, абзацы, строфы.
Итак, композиция состоит из трёх основных частей: завязка-кульминация-развязка. Эти части есть всегда, вне зависимости от размера произведения и жанра.
Внутренняя композиция = композиция повествования, как выстроен сюжет?
Линейная, кольцевая, рассказ в рассказе, мемуарная, репортажная, ретроспективная;
Композиция речевой ситуации
Кто, кому и в какой форме? Сколько рассказчиков? В каком порядке рассказчики сменяются?
Особенности построения системы образов. Какой из образов – центр повествования. Как соотносятся мир людей, вещей, мир города и т.д, существующие в художественном пространстве произведения.
Есть ли сильные позиции, и какую композиционную роль играют:
Зачин и финал, повторы ситуаций, детали, цветовые и звуковые повторы, лейтмотивы.
Какие композиционные приёмы автор использует в своём тексте?
Антитеза (образы, сюжетные ситуации, темы) «Толстый и тонкий», «Мастер и Маргарита» и т.д. Есть практически везде
Параллелизм (сопоставление 2-х явлений, путём параллельного их изображения), «Анна Каренина» (Каренина-Левин);
Градация (усиление ситуации, повышающая или понижающая смысловая значимость в системе образов; повтор сцены с усилением) Пример: «Золотая рыбка»;
Зеркальная симметрия – повторение отдельных эпизодов, поступков героев. «Евгений Онегин» (Онегин-Ларина);
Ретарда́ция (от лат. retardatio — замедление) — литературно-художественный приём: задержка развития действия включением в текст внефабульных элементов — лирических отступлений, различных описаний (пейзаж, интерьер, характеристика).
Инверсия в литературе— нарушение обычного порядка слов в предложении. В аналитических языках (например, английский, французский), где порядок слов фиксирован строго, стилистическая инверсия распространена относительно мало; в флективных, в том числе русском, с достаточно свободным порядком слов — весьма значительно. Композиция обратного времени («Легкое дыхание» Бунина). Композиция прямого времени. Ретроспективная («Улисс» Джойс, «Мастер и Маргарита» Булгаков) – разные эпохи становятся самостоятельными объектами изображения. Нагнетание явлений – часто в лирических текстах – Лермонтов.
Внесюжетные элементы художественного текста (авторские отступления, философские рассуждения, рассуждения о красоте природы, рассуждения о любви, исторические рассуждения.)
Композиция системы художественных образов. Композиция художественной речи. Композиция художественной детали. Композиция художественного времени. Композиция художественного пространства.
Опорные точки композиции.
Схемы конструирования художественного текста.
1. линейная (Тургенев "Отцы и дети")
2. параллельная (Толстой "Война и мир")
3. кольцевая (Гоголь "Мёртвые души")
4. рамка в рамке (Шолохов "Судьба человека")
5. тип художественной инверсии (Лермонтов "Герой нашего времени")- это композиция, когда нарушается хронологическая последовательность событий и их причина следственной связи.
6. монтажная (Агата Кристи) – возникает с появлением кинематографа.
Сюжет и фабула. Категории материала и приема (материала и формы) в концепции В.Б.Шкловского и современное их понимание. Автоматизация и отстранение. Соотношение понятий "сюжет" и "фабула" в структуре художественного мира. Значение разграничения этих понятий для интерпретации произведения. Стадии в развитии сюжета.
Говоря о композиции, нужно понимать, что это определённый порядок сцен, единство места и времени. Автор может ускорять или замедлять его за счёт композиционных ходов, но должен помнить, что во время диалогов время бежит в режиме реального времени. Диалоги – пишутся проще всего, мы все любители поболтать. Но они – самая коварная часть композиции.
Острые сцены: описание битв/драк; погони, скандалы, катастрофы, эротические сцены;
Говоря о композиции, необходимо обговорить и два таких важных понятия как «фабула» и «сюжет». Термины всем знакомые, но далеко не все понимают истинное их значение. Кто мне может рассказать, чем сюжет отличается от фабулы?
Фабула <fabel> (лат. fabula - рассказ, повествование) , тематически-фактический (унаследованный, пережитый или придуманный) предмет изображения, основной план протекания действия эпич. или драматич. произведения, который уже художественно организован и в котором уже выявлены расстановка персонажей и центральные мотивы.
Различие между "сюжетом" и "фабулой" определяется очень по-разному, но для многих критиков "фабула" - это последовательность событий, как они происходят, а "сюжет" - это та последовательность, в которой их располагает автор (в которой он повествует о них или изображает их драматически).
Фабула - это повествование о событиях в их временной последовательности.. . Сюжет - это также повествование о событиях, но при этом основное ударение делается на их причинной взаимосвязи.
Например: "Птицы улетели, а затем наступила зима" - это фабула. "Птицы улетели, потому что приближалась зима" - сюжет"
Ритм текста